Электронные учебные материалы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является разработка ЭУМ и педагогическое обоснование обучения студентов и учащихся курсу растровой графики с их использованием.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:
Провести библиографическое исследование с целью изучения методики применения электронных учебных материалов.
Выявить основные требования и принципы создания ЭУМ.
Изучить различные средства создания ЭУМ.
Разработать ЭУМ по теме «Растровая графика».
Разработать средства контроля для ЭУМ по теме «растровая графика» .
Описать методические рекомендации по использованию разработанных ЭУМ при изучении курса «растровая графика».
Описать реализованные и потенциальные возможности разработанных ЭУМ, наметить пути дальнейшего развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1 5
1.1. Информационные технологии в образовании 5
1.1.1. Использование информационных технологий в учебном процессе 5
1.1.2. Место электронных учебных материалов в образовательном процессе. 7
1.2. Электронные учебные материалы 12
1.2.1. Общая характеристика 12
1.2.2. Преимущества ЭУМ 13
1.2.3. Классификация электронных учебных материалов 15
1.2.4. Требования к ЭУМ 19
1.2.5. Принципы разработки 23
1.2.6. Структура 28
Глава 2 32
2.1.2. Анализ и выбор средств создания ЭУМ 34
2.1.3. Этапы создания ЭУМ 36
2.2. Структура и содержание ЭУМ 40
2.2.1. Структура электронных учебных материалов 40
2.2.2. Теоретическая часть 42
2.2.3. Практическая часть 45
2.2.4. Система контроля 50
2.3. Организация опытно-поисковой работы и ее результаты 53
2.3.1. Методические указания для использования разработанных ЭУМ 53
2.3.2. Пути дальнейшего совершенствования 56
Заключение 59
Список литературы 62
приложение 66

Вложенные файлы: 1 файл

Лабораторная №1, №2.docx

— 909.60 Кб (Скачать файл)

Электронные издания относятся  к динамически развивающемуся классу продукции. Их количество увеличивается  быстрыми темпами, а качество непрерывно улучшается. Интеграция полиграфической  продукции с электронными документами  приносит чисто практические выгоды. Так, переход на цифровую форму позволяет  обеспечить сохранность многих уникальных видов продукции, таких как древние  рукописи. Даже обычные фотографии и картины теряют со временем свои качества. Хранение их электронных  копий позволяет донести до последующих  поколений уникальные культурные шедевры. Наконец, хранение документов и изданий  в электронной форме позволяет  организовывать электронные базы данных, четкая структура и развитые средства поиска и навигации в которых  облегчают процесс обнаружения  нужных материалов и их фрагментов. Невозможно не признать удобств хранения информации в электронном виде и  преподношения ее учащимся. Несомненна более высокая потребительская  ценность детских и учебных электронных  изданий, так как повышается интерес  к изучаемому материалу и обеспечивается возможность применения новых, более  эффективных, технологий не только обучения, но и постепенного вовлечения детей  в процесс обучения в игровой  форме. Эти методики уже опробованы во многих странах и на практике доказали свою эффективность.  Справочные и научные издания позволяют  более простыми средствами и в  более краткие сроки получить необходимую информацию (или краткие  сведения, позволяющие оценить ее необходимость пользователю и заказать ее, в том числе и в печатном виде).

Постепенно, но неуклонно  продолжается наступление электронных  изданий в учебной сфере, начиная  со школьного обучения, и далее, в  сфере среднего и высшего образования. Как отмечается в [13], новые электронные продукты с трудом вписываются в узкое русло существующей классно-урочной системы. Во многих случаях оправдан частичный или полный переход к электронным учебникам и компьютерным образовательным технологиям. Эффективность такой замены тем выше, чем больше разнообразие учебных пособий и ниже их тиражи. Ответ на вопрос об изменениях в традиционном издательском и печатном бизнесе, необходимых для адаптации к новым информационным технологиям, также требует проведения достаточно широких и глубоких научных исследований. [5] Поэтому, как отмечается в [15] оправдан постоянный поиск новых форм организации учебного материала в учебниках.

Значимость использования  ЭУМ в процессе обучения достаточно велика. Особенно это можно видеть в ВУЗах, колледжах и других специальных  образовательных учреждениях. Поскольку  работая со студентами, гораздо проще  распространять информацию в электронном  виде, нежели придерживаться традиционных печатных вариантов. К тому проблемы с наличием книг в библиотеках  уходит на задний план, ведь электронных  копий можно сделать необходимое  количество. В школах же ситуация немного  другая. Так как далеко не во всех школах имеется возможность для  внедрения ИТ, прежде всего это  связано с материальными средствами школ, то процесс применения ИТ на уроках сильно усложняется. К тому же в силу возрастных особенностей детей, невозможно использование компьютера более  допустимого времени.

Выводы: Большой прогресс в области ИТ приводит к массовому  распространению мультимедийных персональных компьютеров. Развитие ИТ привело к  тому, что многие ученые, педагоги, психологи  сходятся на том, что в образовательный  процесс необходимо вносить изменения  путем внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательные учреждения. Расширение диапазона использования  информационных и коммуникационных технологий, влияя на глубину и  осмысленность усвоения учащимися  и студентами содержания образования, может помочь преодолению ряда трудностей, сложившихся в системе высшего  образования. Одним из ярких примеров внедрения ИТ в процесс обучения является распространение электронных учебных материалов, которые занимают все более прочные позиции относительно традиционных печатных учебников. ЭУМ имеют множество преимуществ,  и в основном единственная проблема их внедрения – это недостаточная оснащенность школ и других образовательных учреждений, психологическая неготовность педагогов к изменению привычного для них устройства занятий, недостаточно разработанная методика использования НИТ в образовании, с внедрением новых принципов организации работы учащихся. Но, тем не менее, информационно-коммуникационные технологии активно внедряются в образовательный процесс, а ЭУМ находят все большее распространение и новых поклонников.

1.2. Электронные  учебные материалы

1.2.1. Общая  характеристика

ЭУМ занимают уже достаточно прочные позиции в образовательном  процессе. Что же они из себя представляют? Вначале, зачастую,  электронные учебные материалы создавались как аналог печатных изданий, за исключением того, что они были выполнены на невещественном носителе. То есть, опубликованы в сети Интернет, или локальных сетях. Подготовленные же на вещественном носителе ЭМ требуют наличия дополнительного оборудования (к примеру, ПК), в отличие от печатных изданий. Но необходимо понимать, что компьютер имеет гораздо больше возможностей, чем просто вывод на экран текстовой информации, которая в принципе не будет ничем отличать от обычного учебника, а только сложнее восприниматься с экрана монитора, чем в печатном варианте. Развитие компьютерных технологий приводит к возможным принципиальным отличиям печатных изданий от электронных, так например, наличие интерактивности в ЭУМ, при которой пользователь может не только ознакомиться с текстовым материалом, перемещаясь по гиперссылкам, но и имеет возможность активно вмешиваться в ход событий, моделировать процессы и т.п.

Электронные учебные материалы  так же должны иметь возможность  быстрой, качественной и объективной  оценки полученных знаний, что дает им огромное преимущество перед печатными  изданиями.

1.2.2. Преимущества  ЭУМ

Важным на сегодняшнем  этапе информатизации является понимание  соотношения полиграфических и  электронных изданий в образовании. Прежде всего, полиграфические и  электронные издания сосуществуют в симбиозе, дополняя друг друга. Преимущества книги, не требующей для использования  никаких технических средств, усиливаются  вековыми традициями ее применения. Книга  привычна и удобна всегда и везде. Однако учебный процесс включает отнюдь не только прием/передачу теоретической  информации, но еще и практические занятия в самых различных  формах – от решения отдельных  задач до лабораторных работ, и от сочинений до многоплановой исследовательской  работы. Необходимым компонентом  учебного процесса является также аттестация, традиционно реализуемая педагогом  в непосредственном контакте с учеником. В этих компонентах образования  книга дает достаточно мало. Ее главный  недостаток – плохая передача действия, процесса. Следующий за книгой уровень  динамики – видео также не дает достаточного образовательного результата. По существу, как и в книге, мы получаем улучшенное, но описание процесса, и не можем исследовать, влиять на сам процесс. То есть книга и видео  не интерактивны, не позволяют развивать  активно-деятельностные формы обучения. А «максимального эффекта в процессе обучения можно добиться, используя в образовательном процессе интерактивные дидактические игры»[19] Именно на этом примере очевидны преимущества компьютера, точнее – преимущества электронных изданий и ресурсов.

Однако эффективное применение ЭУМ распространяется и на получение информации. «Действительно, книга описывает окружающий мир в символьно-абстрактной форме. Новые технологии, допустим, могут позволить представить мир в виде виртуальной реальности, которую можно самостоятельно исследовать. Получается, что грань при использовании ЭУМ между информацией и практикумом стирается». [3]

Распространение ЭУМ, появление  новых возможностей их развития  и совершенствования, находит своих  и сторонников и противников. Множество преимуществ ЭУМ которые видны невооруженным взглядом, не могут остаться незамеченными.

Электронные учебные материалы  имеют ряд преимуществ перед  традиционными учебниками и пособиями:[23]

обеспечивает практически  мгновенную обратную связь (свойство интерактивности);

помогает быстро найти  необходимую информацию, поиск которой  в обычном учебнике затруднен (повышение  производительности поиска);

существенно экономит время  при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;

не просто выводит текст  на экран, но и рассказывает, показывает, моделирует и т.д. – именно здесь  проявляются возможности и преимущества мультимедийных технологий (принцип  наглядности и доступности);

позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного  учащегося, проверить знания по определенному  разделу (настройка на конкретного  обучаемого);

может обновить необходимую  учебную информацию, например, с  помощью Internet (принцип актуализации информации).

контроль (тренаж, самоконтроль, тестирование)

Но имеется и ряд  причин, по которым использование  ЭУМ может быть затруднено. Например, возрастные ограничения учащихся. Ведь обычно информатика начинается в  средней школе, а использование  учебников в принципе может начинаться и с самых младших классов. Следовательно, необходимо ограничение  по времени, которое учащиеся могут  провести, работая за компьютером  с электронным пособием. Также, если электронные учебные материалы  получат большое распространение, то естественно нагрузка на учеников значительно возрастет. И необходимостью станет учет количества времени проведенного за компьютером на каждом уроке, или  при подготовке к уроку. В целом, электронные материалы занимают прочные позиции наряду с традиционными  учебниками, как средство быстрого получения различного рода информации, проверки и корректировки знаний и умений. В настоящее время также с огромной скоростью развиваются различные образовательные Интернет-проекты, это делает информацию еще более доступной и структурированной. Недостатком можно считать и тот факт, что восприятие текстовой информации с монитора компьютера гораздо менее удобно воспринимать текстовую информацию.

1.2.3. Классификация  электронных учебных материалов

Поскольку количество ЭУМ  неуклонно растет, и выбрать подходящие материалы из большого ассортимента становится все сложнее, то возникает  необходимость в классификации  разработанных ЭУМ по различным  признакам, чтобы  поиск необходимого пособия мог осуществляться преподавателями  самостоятельно, ведь во всем перечне  уже существующих ЭИ достаточно сложно разобраться.

Можно выделить несколько видов ЭУ: закрытый электронный учебник и Интернет – учебник. Первый представляет учебник по предметной области, который является независимым, неизменяемым. Закрытые ЭУ используются на отдельных компьютерах или в локальных сетях. Под Интернет - учебником понимается открытый и имеющий ссылки на внешние источники информации и знаний электронный учебник, размещаемый на одном из серверов глобальной сети.

Так же электронные учебники можно подразделить на два вида: автономные и не нуждающиеся в  наличии у пользователя определенного  программного обеспечения, то есть –  не автономные. Для работы первых не предполагается наличия на компьютере конечного пользователя каких либо программных средств, кроме операционной системы. Учебники второго вида ориентируются на определенные программные продукты, в среде или под управлением которых должен работать учебник. Каждый из этих видов имеет свои преимущества и недостатки.

В основу классификации могут  быть положены общепринятые способы  классификации учебных изданий, электронных изданий и программных  средств, поскольку ЭУМ включают в себя все лучшее из учебных материалов и электронных изданий. [6]

по функциональному признаку, определяющему значение и место  ЭУМ в учебном процессе;

по структуре 

по организации текста;

по характеру представляемой информации;

по форме ЭУМ;

по целевому назначению;

по наличию печатного  эквивалента;

по природе основной информации;

по технологии распространения;

по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания.

Рассмотрим наиболее любопытные пункты классификаций:

Виды ОЭИ по функциональному  признаку

В настоящее время утвердилась  определенная типологическая модель системы  учебных изданий для вузов, которая  включает четыре группы изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему  их значение и место в учебном  процессе [5, 30]:

программно-методические (учебные  планы и учебные программы);

учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы  по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и  дипломных работ);

обучающие (учебники, учебные  пособия, тексты лекций, конспекты лекций);

вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).

контролирующие (тестирующие  программы, базы данных).

Программно-методические издания. направлены на организацию учебного процесса и управление им.

Обучающие издания. рассматриваются  как основные средства обучения, главный  источник научно-дисциплинарных знаний. Учебник является основной учебной  книгой по дисциплине. Следует иметь  в виду, что учебник должен не только содержать характеристику знаний, но и призван раскрыть методические аспекты их получения.

Учебное пособие обычно выпускается  в дополнение к учебнику. Пособие  может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы.

Курс лекций - это тексты лекций одного или нескольких авторов  по отдельным темам или по курсу  в целом. Его также можно рассматривать  как дополнение к учебнику.

Среди обучающих изданий  значительное место занимают конспекты  лекций, которые выпускаются по новой  дисциплине, элективному курсу или  в дополнение к учебнику. В последнем  случае в лекциях ставятся новые  проблемы, предлагаются альтернативные решения, оригинальные направления  развития отрасли науки или области  человеческой деятельности.

Вспомогательные издания. Одно из ведущих мест в этой группе изданий  занимают практикумы. Цель практикума - формирование и закрепление умений, практических навыков, обучение способам и методам использования теоретических  знаний в конкретных условиях. В  них содержатся задания и упражнения практического характера, способствующие усвоению пройденного теоретического курса.

Информация о работе Электронные учебные материалы