Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:11, курсовая работа
Целью настоящего исследования является разработка ЭУМ и педагогическое обоснование обучения студентов и учащихся курсу растровой графики с их использованием.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:
Провести библиографическое исследование с целью изучения методики применения электронных учебных материалов.
Выявить основные требования и принципы создания ЭУМ.
Изучить различные средства создания ЭУМ.
Разработать ЭУМ по теме «Растровая графика».
Разработать средства контроля для ЭУМ по теме «растровая графика» .
Описать методические рекомендации по использованию разработанных ЭУМ при изучении курса «растровая графика».
Описать реализованные и потенциальные возможности разработанных ЭУМ, наметить пути дальнейшего развития.
Введение 3
Глава 1 5
1.1. Информационные технологии в образовании 5
1.1.1. Использование информационных технологий в учебном процессе 5
1.1.2. Место электронных учебных материалов в образовательном процессе. 7
1.2. Электронные учебные материалы 12
1.2.1. Общая характеристика 12
1.2.2. Преимущества ЭУМ 13
1.2.3. Классификация электронных учебных материалов 15
1.2.4. Требования к ЭУМ 19
1.2.5. Принципы разработки 23
1.2.6. Структура 28
Глава 2 32
2.1.2. Анализ и выбор средств создания ЭУМ 34
2.1.3. Этапы создания ЭУМ 36
2.2. Структура и содержание ЭУМ 40
2.2.1. Структура электронных учебных материалов 40
2.2.2. Теоретическая часть 42
2.2.3. Практическая часть 45
2.2.4. Система контроля 50
2.3. Организация опытно-поисковой работы и ее результаты 53
2.3.1. Методические указания для использования разработанных ЭУМ 53
2.3.2. Пути дальнейшего совершенствования 56
Заключение 59
Список литературы 62
приложение 66
Электронные издания относятся к динамически развивающемуся классу продукции. Их количество увеличивается быстрыми темпами, а качество непрерывно улучшается. Интеграция полиграфической продукции с электронными документами приносит чисто практические выгоды. Так, переход на цифровую форму позволяет обеспечить сохранность многих уникальных видов продукции, таких как древние рукописи. Даже обычные фотографии и картины теряют со временем свои качества. Хранение их электронных копий позволяет донести до последующих поколений уникальные культурные шедевры. Наконец, хранение документов и изданий в электронной форме позволяет организовывать электронные базы данных, четкая структура и развитые средства поиска и навигации в которых облегчают процесс обнаружения нужных материалов и их фрагментов. Невозможно не признать удобств хранения информации в электронном виде и преподношения ее учащимся. Несомненна более высокая потребительская ценность детских и учебных электронных изданий, так как повышается интерес к изучаемому материалу и обеспечивается возможность применения новых, более эффективных, технологий не только обучения, но и постепенного вовлечения детей в процесс обучения в игровой форме. Эти методики уже опробованы во многих странах и на практике доказали свою эффективность. Справочные и научные издания позволяют более простыми средствами и в более краткие сроки получить необходимую информацию (или краткие сведения, позволяющие оценить ее необходимость пользователю и заказать ее, в том числе и в печатном виде).
Постепенно, но неуклонно продолжается наступление электронных изданий в учебной сфере, начиная со школьного обучения, и далее, в сфере среднего и высшего образования. Как отмечается в [13], новые электронные продукты с трудом вписываются в узкое русло существующей классно-урочной системы. Во многих случаях оправдан частичный или полный переход к электронным учебникам и компьютерным образовательным технологиям. Эффективность такой замены тем выше, чем больше разнообразие учебных пособий и ниже их тиражи. Ответ на вопрос об изменениях в традиционном издательском и печатном бизнесе, необходимых для адаптации к новым информационным технологиям, также требует проведения достаточно широких и глубоких научных исследований. [5] Поэтому, как отмечается в [15] оправдан постоянный поиск новых форм организации учебного материала в учебниках.
Значимость использования
ЭУМ в процессе обучения достаточно
велика. Особенно это можно видеть
в ВУЗах, колледжах и других специальных
образовательных учреждениях. Поскольку
работая со студентами, гораздо проще
распространять информацию в электронном
виде, нежели придерживаться традиционных
печатных вариантов. К тому проблемы
с наличием книг в библиотеках
уходит на задний план, ведь электронных
копий можно сделать
Выводы: Большой прогресс
в области ИТ приводит к массовому
распространению мультимедийных персональных
компьютеров. Развитие ИТ привело к
тому, что многие ученые, педагоги, психологи
сходятся на том, что в образовательный
процесс необходимо вносить изменения
путем внедрения информационно-
ЭУМ занимают уже достаточно
прочные позиции в
Электронные учебные материалы так же должны иметь возможность быстрой, качественной и объективной оценки полученных знаний, что дает им огромное преимущество перед печатными изданиями.
Важным на сегодняшнем
этапе информатизации является понимание
соотношения полиграфических и
электронных изданий в
Однако эффективное применение ЭУМ распространяется и на получение информации. «Действительно, книга описывает окружающий мир в символьно-абстрактной форме. Новые технологии, допустим, могут позволить представить мир в виде виртуальной реальности, которую можно самостоятельно исследовать. Получается, что грань при использовании ЭУМ между информацией и практикумом стирается». [3]
Распространение ЭУМ, появление новых возможностей их развития и совершенствования, находит своих и сторонников и противников. Множество преимуществ ЭУМ которые видны невооруженным взглядом, не могут остаться незамеченными.
Электронные учебные материалы имеют ряд преимуществ перед традиционными учебниками и пособиями:[23]
обеспечивает практически мгновенную обратную связь (свойство интерактивности);
помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен (повышение производительности поиска);
существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;
не просто выводит текст
на экран, но и рассказывает, показывает,
моделирует и т.д. – именно здесь
проявляются возможности и
позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного учащегося, проверить знания по определенному разделу (настройка на конкретного обучаемого);
может обновить необходимую учебную информацию, например, с помощью Internet (принцип актуализации информации).
контроль (тренаж, самоконтроль, тестирование)
Но имеется и ряд
причин, по которым использование
ЭУМ может быть затруднено. Например,
возрастные ограничения учащихся. Ведь
обычно информатика начинается в
средней школе, а использование
учебников в принципе может начинаться
и с самых младших классов.
Следовательно, необходимо ограничение
по времени, которое учащиеся могут
провести, работая за компьютером
с электронным пособием. Также, если
электронные учебные материалы
получат большое
Поскольку количество ЭУМ неуклонно растет, и выбрать подходящие материалы из большого ассортимента становится все сложнее, то возникает необходимость в классификации разработанных ЭУМ по различным признакам, чтобы поиск необходимого пособия мог осуществляться преподавателями самостоятельно, ведь во всем перечне уже существующих ЭИ достаточно сложно разобраться.
Можно выделить несколько видов ЭУ: закрытый электронный учебник и Интернет – учебник. Первый представляет учебник по предметной области, который является независимым, неизменяемым. Закрытые ЭУ используются на отдельных компьютерах или в локальных сетях. Под Интернет - учебником понимается открытый и имеющий ссылки на внешние источники информации и знаний электронный учебник, размещаемый на одном из серверов глобальной сети.
Так же электронные учебники можно подразделить на два вида: автономные и не нуждающиеся в наличии у пользователя определенного программного обеспечения, то есть – не автономные. Для работы первых не предполагается наличия на компьютере конечного пользователя каких либо программных средств, кроме операционной системы. Учебники второго вида ориентируются на определенные программные продукты, в среде или под управлением которых должен работать учебник. Каждый из этих видов имеет свои преимущества и недостатки.
В основу классификации могут
быть положены общепринятые способы
классификации учебных изданий,
электронных изданий и
по функциональному признаку, определяющему значение и место ЭУМ в учебном процессе;
по структуре
по организации текста;
по характеру представляемой информации;
по форме ЭУМ;
по целевому назначению;
по наличию печатного эквивалента;
по природе основной информации;
по технологии распространения;
по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания.
Рассмотрим наиболее любопытные пункты классификаций:
Виды ОЭИ по функциональному признаку
В настоящее время утвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий для вузов, которая включает четыре группы изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе [5, 30]:
программно-методические (учебные планы и учебные программы);
учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);
обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);
вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).
контролирующие (тестирующие программы, базы данных).
Программно-методические издания. направлены на организацию учебного процесса и управление им.
Обучающие издания. рассматриваются как основные средства обучения, главный источник научно-дисциплинарных знаний. Учебник является основной учебной книгой по дисциплине. Следует иметь в виду, что учебник должен не только содержать характеристику знаний, но и призван раскрыть методические аспекты их получения.
Учебное пособие обычно выпускается в дополнение к учебнику. Пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы.
Курс лекций - это тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или по курсу в целом. Его также можно рассматривать как дополнение к учебнику.
Среди обучающих изданий значительное место занимают конспекты лекций, которые выпускаются по новой дисциплине, элективному курсу или в дополнение к учебнику. В последнем случае в лекциях ставятся новые проблемы, предлагаются альтернативные решения, оригинальные направления развития отрасли науки или области человеческой деятельности.
Вспомогательные издания. Одно
из ведущих мест в этой группе изданий
занимают практикумы. Цель практикума
- формирование и закрепление умений,
практических навыков, обучение способам
и методам использования