Шпаргалки по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:00, шпаргалка

Краткое описание

Традиционно русский язык является современным со времени А. С. Пушкина. Современный русский язык – один из богатейших языков мира – требует серьёзного, вдумчивого изучения. Высокие достоинства русского языка создаются его огромным словарным запасом, широкой многозначностью слов, богатством синонимов, неисчерпаемой сокровищницей словообразования, многочисленностью словоформ,особенностями звуков, подвижностью ударения, чётким и стройным синтаксисом, разнообразием стилистических ресурсов. Следует различать понятия русский национальный язык и литературный русский язык.

Вложенные файлы: 1 файл

вопросы готовые.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа}.  
 Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не "заученной", походила на непосредственное общение.  
 Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной неподготовленной речи много пауз, а использование заполнителей пауз (слов типа э-э, гм) дает возможность говорящему подумать о дальнейшем. Говорящий контролирует логико-композиционный, синтаксический и частично лексико-фразеологический уровни языка, т.е. следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения мысли. Фонетический и морфологический уровни языка, т.е. произнесение и грамматические формы, не контролируются, воспроизводятся автоматически. Поэтому устной речи свойственны меньшая лексическая точность, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных.  
 Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. "Многие так называемые огрехи устной речи - функционирование незаконченных высказываний, введение перебивов, автокомментаторов , контакторов, реприз, элементов колебания и т.п. - является необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации". Слушающий не может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понята и осмыслена. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений.  
 Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако, она имеет преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского "я", личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы. 

  1. Понятие этического аспекта речевой культуры.

Традиционно под этическим аспектом культуры общения понимают

соблюдение норм речевого этикета, т.е. предельная вежливость, корректность

общения

  1. Речевой этикет. Основные единицы речевого этикета и особенности их реализации в различных сферах общения.

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.

В повседневности, рабочая обстановка также требует  применения формул речевого этикета. Блестящее  или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать  поводом для вынесения благодарности  или порицания. При выполнении распоряжений сотруднику может понадобиться совет, для чего будет необходимо обратиться с просьбой к коллеге. Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ.

Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой - деликатным. При обращении с просьбой желательной избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.

За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет  принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом  этикете является комплимент. Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.

 

  1. Комфорт речевого общения. Основные средства его реализации.

Не рекомендуется в  качестве темы для беседы брать вопросы, которые мало кого интересуют. Вряд ли кою заинтересуют темы, связанные, к примеру, с устройством бульдозера или утверждением М. Кадафи о том, что Шекспир был на самом деле арабом.

При общении стараемся  вести речь о том, что не оставляет  собеседника безучастным, что представляет для него интерес или пробуждает любопытство. Например, студентов всегда интересуют вопросы, связанные со сдачей экзаменов, использованием новых технологий при изготовлении шпаргалок.

На тему речевого общения  может оказать влияние и место, где оно происходит. Например, вряд ли уместно будет обмениваться мнениями о книжных новинках во время пожара. Если же вы об этом заведете речь на пляже, никто не станет обзывать вас разными словами, которые могут при этом прозвучать на пожаре.

Также вряд ли на производственном совещании, посвященном ремонту  сельскохозяйственной техники, будет  уместно завести речь о тех звуках, которые иногда после полуночи издает ваша соседка. Хотя среди участников совещания, возможно, найдутся и такие лица, которых ваш рассказ об этом не оставит безучастными.

Следующее требование к  теме вербальной коммуникации — она  должна не вызывать беспокойства и озабоченности у других. Если вы в самолете во время полета заведете речь о том, что он может потерять высоту и разбиться, это вряд ли будет разумным. Но если он в самом деле начинает падать, это будет кстати.

Безусловно, тема коммуникации также может зависеть от настроения ее участников. При этом стараются избегать высказываний о том, что может вызвать у присутствующего неприятные воспоминания. Например, о том, как он свалился в прошлом году с балкона или чем занималась его жена во время его длительного отсутствия.

Избегаем также тем, которые могут поставить других в неловкое положение. К примеру, не говорим о том, что у них  извилины «извиты» не в ту сторону  или о том, что они не умеют  «делать деньги». По этой же причине  лучше не говорить больному, что он бледен как мертвец. Даже если это на самом деле так. Лучше поднять ему настроение, сказав что- либо приятное, допустим, что он молодец не только против овец или что жена любит его не меньше, чем свою шубу.

Неприлично говорить с женщиной об ее возрасте, аппетите, бывшем муже, фальшивых драгоценностях в ее ушах, ее внебрачных детях…

  1. Обращение как «самый яркий этикетный знак». Основные функции обращения. Особенности употребления обращения в официальной и неофициальной сферах общения.

Обращение - это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому (чему) обращаются с речью. Оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией.

Основная функция обращения  – побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, фамилии, название лиц по родству и т.д.

Наиболее распространённым разграничением является формальное обращение  и неформальное. Официально формальное обращение в современном русском  языке производится с употреблением местоимения второго лица множественного числа «вы», обращённого к одному респонденту. В письменной речи местоимение «вы», адресованное конкретному собеседнику, в определённых случаях пишется с заглавной буквы. Обращение с применением местоимения «ты» считается неформальным. Для краткости формальное обращение часто называют «обращение на вы», неформальное — соответственно «обращение на ты», хотя это не совсем правильно и не везде соответствует действительности.

апеллятивная (призывная) функция;

экспрессивная (оценочно-характеризующая) функция.

  1. Роль адресата в оргаизации общения. 

2) адресат - лицо, которому  направлено сообщение. В организациях  источником и адресатом общения  выступают сотрудники с их  целями, мотивами, знаниями, идеями и т.д.;


Информация о работе Шпаргалки по "Русскому языку"