Психо-лингвистические особенности изучения иностранного языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель проведённого исследования заключается в том, чтобы рассмотреть особенности психо-лингвистического изучения иностранного языка на начальном этапе обучения.
Задачи:
Дать определения понятию особенности психо-лингвистического изучения иностранного языка в начальной школе.
Выявить психические и лингвистические особенности изучения иностранного языка в начальной школе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
1. Развитие субъекта учебно-воспитательного процесса средствами иностранного языка как цель обучения иностранному языку………………5
2. Подходы к обучению иностранным языкам в начальной школе…..……10
3. Формирование основных компонентов учебной деятельности овладения иностранным языками и развития универсальных учебных умений……….13
4. Социальный компонент обучения иностранному языку …………………17
5. Психологические особенности младшего школьника……………………20
6. Развитие и контроль умений младших школьников………………………30
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.46 Кб (Скачать файл)

       Вера в ученика и создание благоприятных условий для успешности его деятельности.

      Сотрудничество обеспечивается использованием различных форм обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо внедрять в учебный процесс групповые, коллективные и проектные формы работы.

      Язык осваивается детьми в процессе иноязычной речевой деятельности, как средство межкультурного общения, что выражается во внешней и внутренней, т.е. умственной активности учеников. Активность и интерес учеников, а не учителя – вот показатель хорошего урока.Ученики не просто овладевают еще одним средством общения, у них формируется картина мира. Обучать языку – значит приобщать детей к культуре изучаемого языка с опорой на родную культуры.

 

       Успешность овладения учениками языка в полной мере зависит от того, вызывает ли деятельность по овладению языком у ученика положительное к ней отношение и моделируются ли в учебном процессе ситуации, в которых ученик действует самостоятельно.

Использование игры, как средство обучения устной речи.

      При обучении детей иностранному языку должны быть созданы условия для овладения новым языком осознано, а не на основе имитации. Речевая деятельность есть умственная и творческая деятельность. Это значит, что процесс обучения должен исключить малоосознанную активность школьников и развивать их способность осуществлять коммуникативную деятельность самостоятельно.

      Развития индивидуальности каждого ученика реализуется при обучении иностранному языку через индивидуальный подход к каждому ребенку в условиях коллективных форм обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формирование основных компонентов учебной деятельности овладения иностранным языкамии развития универсальных учебных умений.

       Слабым местом школы по признанию исследователей (А.Г. Асмолов) остается ее не способность научить школьников самостоятельно учиться, а слабым местом языкового образования является не способность начального иноязычного образования обеспечить достаточную готовность учащегося к успешному включению в иноязычную речевую деятельность более сложного уровня.Данная готовность обеспечивается сформированностью основных компонентов учебной деятельности по овладению иностранным языком и развитием универсальных учебных действий. Это свидетельствует об актуальности проблемы развития самостоятельности младших школьников, именно этим объясняется создание концепции универсальных учебных действий под руководством известного психолога А.Г. Асмолова, который сейчас активно внедряется в начальную школу. Формирование универсальных учебных действий включено в стандарты начального образования нового поколения и нашло отражение в новой программе по иностранным языкам для начальной школы. Поэтому в качестве важнейшей задачи иноязычного начального образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а следовательно и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

       В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:

1. Личностный. Это личностные  действия которые являются ведущими, поскольку обеспечивают ценностно- смысловую и нравственную ориентацию (знание того, «что такое хорошо и что такое плохо» и умение относить свои поступки и события с этим знанием) и социальную ориентацию младших школьников (в социальных ролях и межличностных отношениях). Можно выделить следующие виды личностных действий: а)действие в личностном самоопределении (связанные с формированием Я-концепции); б) действия смысла образования, т.е. установление учащимися связи между результатом учебной деятельности по овладению иностранным языком и тем, что побуждает эту деятельность, ради чего она осуществляется. Младший школьник должен видеть смысл, в том, что он делает на уроке иностранного языка; в) действие нарвственно-этической ориентации, т.е. оценка того, что ученик слышит, читает на иностранном языке и того, что говорит и пишет сам.

2. Регулятивный. Регулятивные  действия обеспечивают учащимся  организацию их учебной деятельности  по овладению иноязычной речевой  деятельностью. Можно выделить  следующие виды действий: а) действия  цели полагания, т.е. постановка  учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения  того, что уже известно ученику,  и того что еще не известно  и предстоит освоить; б) действия планирования – определение последовательности промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учетом конечного результата, т.е. способности использовать иностранный язык как новое средство общения; в) действия прогнозирования – вероятностное прогнозирование при восприятие текстов при аудировании и чтении, а так же предвосхищение результатом своей деятельности по овладению иностранным языком и уровнем своих умений; г) действия контроля – сличение результатов своих речевых действий и деятельности в целом с заданием образцом с целью выявлением отклонений от образца, т.е. умение контролировать процесс и результаты свой деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками; д) действия коррекции – внесение необходимых корректив в свои действия; е) действия оценки / самооценки – осознание учеником того, как хорошо он научился говорить, понимать на слух, читать и писать; ж) действия саморегуляции – умение сосредоточится на выполнение речевых действий, умение проявить волевое усилие и настойчивость для достижение цели, для преодоления неудач.

3. Познавательный. Познавательные  действия включают общеучебные и логические действия, а также действия по постановке и решению проблемы. Общеучебные действия: а) действия по самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи; б) действия по поиску и выделению необходимой информации при аудировании и чтении, при выполнении проектной деятельности; в) действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания; г) действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций общения; д) действия связанные с рефлексией, контролем и оценкой процесса и результатов речевой деятельности; е) действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и слушания.

   Логические универсальные действия связанны:

С анализом объектов усвоения разного уровня

С синтезом, т.е. составление  целого из частей

С выбором оснований и  критериев для сравнения и  классификации объектов

С самостоятельным выведением правил построением иноязычной речи

С установлением причинно-следственных связей

С доказательством своей  точки зрения

С выдвижение гипотез и  их обоснованием.

 

4. Коммуникативный. Коммуникативные  действия обеспечивают социальное  взаимодействия: 1) умение точно выражать  свои мысли на иностранном  языке в соответствии с задачами  и условиями общения, владение  монологической и диологической формами иноязычной речи в соответствии с грамматическими и лексическими формами языка; 2) планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем на уроке; 3) постановка вопросов разного рода в процессе освоения языковых средств общения и деятельности иноязычного общения при аудировании, говорении, чтении и письме; 4) управление поведением партнера по иноязычному общению (взаимоконтроль, коррекция, оценка его речевых действий).

         Развитие выше приведенной системы универсальных учебных действий является тем единственным механизмом, который обеспечивает самостоятельность учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Социальный компонент обучения иностранному языку.

     Для того чтобы разобраться, что такое социокультурный компонент, необходимо обратиться к целям обучения иностранным языкам в начальной школе и основным понятиям современной методической науке.В центре личностно-ориентированной концепции – личность ученика, его потребности и интересы. В этом контексте центральным понятием в языковом образовании является понятие «языковая личность». При обучении иностранным языкам под языковой личностью понимается комплекс способностей и готовностей к межкультурному общению, взаимодействию с представителями других культур на неродном языке. Языковая личность младшего школьника, овладевающего иностранным языком, как средством межкультурного общения, складывается из овладения:

      Вербально-семантическим кодом изучаемого языка – «языковой картины мира» и носителей этого языка, другими словами самим языком как средством общения;

«Глобальной картиной мира», которая позволяет человеку понять новую для него социальную действительность, новую культуру;

Требования к отбору культурного  компонента:

1. Содержание обучения  в начальной школе должно представлять  основные характеристики иной  культуры, соответствовать опыту  и интересам учащихся и должно  быть сопоставимо с аналогичным  опытом их ровесников – представителей  иной культуры.

2. В содержание обучения  иностранным языкам должна быть  включена и родная культура, т.е.  социокультурный компонент, отражающий  родную культуру. Иначе цель диалога  культур будет недостижима. 

 

Если мы обратимся к  понятию коммуникативной компетенции и ее компонентам то увидим, что место родной культуре там нет. Формирование коммуникативной компетенции составляет практический аспект цели, который включает в себя следующие компоненты:

-знание языковых средств общения;

-правил оперирования ими;

-умение использовать языковые средства в соответствии с целями, местом, временем и сферами общения;

-умение понимать высказывание и передавать информацию в связанных высказываниях;

-знание социокультурной специфики страны изучаемого языка и умение строить свое речевое поведение в соответствии с этой спецификой;

-умение анализировать и оценивать ситуации общения и в соответствии с этим строить свое речевое поведение.

       Как видим социокультурный компонент коммуникативной компетенции содержит только культуру страны изучаемого языка. Содержание учебников основанное только на формирование коммуникативной компетенции не способствуют развитию межкультурному общению. В процессе обучения иностранным языкам межкультурная компетенция должна формироваться на базе коммуникативной и в процессе ее освоения. Обратимся к понятию межкультурная компетенция, поскольку именно она является показателем сформированности языковой личности ученика, способного к межкультурному общению.

       Межкультурная компетенция – это способность и готовность принимать участие в диалоге культур, т.е. в условия межкультурного общения на основе принципов сотрудничества, взаимного уважения, терпимости к культурным различиям и преодоления культурных барьеров.

     Для формирования этой компетенции необходимо формировать следующие компоненты:

-аффективный – опыт эмоционально-оценочного отношения ученика к межкультурному взаимодействию и его субъектом

-когнитивный – синтез знаний о родной культуре и культуре страны изучаемого языка, а также общие знания о культуре и коммуникации

-стратегический – вербальные, учебные и исследовательские стратегии учащегося

     Как видно из выше изложенного коммуникативная компетенция, связанная с языковыми и речевыми способностями детей, и межкультурная органично и взаимно дополняют друг друга, более того становление первой компетенции возможно только при условии развития второй.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Психологические особенности младшего школьника.

      Начнем анализ возрастных особенностей младших школьников с рассмотрения ведущего вида деятельности, характерной для данного возраста. Под ведущей деятельностью психологами понимается «такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностей личности ребенка на данной стадии».

      В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность в которой ребенок познает окружающий нас мир. В шестилетнем возрасте происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной при этом важно помнить, что игра сохраняет свою ведущую роль. С одной стороны у детей появляется активный интерес к новой учебной деятельности, к школе в целом, а с другой – игровая потребность не ослабевает. Известно, что дети продолжают играть до 9-10 лет.

      Основной характеристикой деятельности являются мотивы, которой они побуждаются. Этап мотивации является важнейшим при организации обучения детей иностранному языку. Мотивы, побуждающие шестилетних детей учиться следующие:

-широкие социальные (когда учатся, чтобы быть полезным своей стране);

-узкосоциальные мотивы (чтобы закончить школу с золотой медалью);

-отрицательные мотивы (чтобы не получить 2, чтобы мама не ругала);

-познавательные, учебные мотивы (интерес к знаниям, стремление научиться чему то новому);

-игровые мотивы.

     Полноценное развитие учебной деятельности происходит за счет действия последних двух мотивов, но они формируются и шестилеток и семилеток тогда, когда удовлетворяется игровой мотив. Более того, если потребности детей в игре не удовлетворяются, то развитию их личности наносится значительный ущерб, обучение становится формальным и интерес к обучению становится формальным.

     Переедем к рассмотрению психических процессов детей, которые также называются когнитивными процессами, поскольку обеспечивают восприятие и познание окружающего мира: мышление, память, внимание, восприятие и воображение. Основная характеристика внимания, памяти и восприятия – непроизвольность. Так, например, при восприятии материала младшие школьники склоны обращать внимание на его яркую подачу, эмоциональную окраску. Однако, их внимание отличается при этом неустойчивостью: они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных (более 2-3 минут) монологических объяснений учителя, поэтому любое объяснение целесообразно строить в форме беседы. Спад работоспособности наступает уже после 10 минут начала урока, при первых признаках снижения внимания учителю рекомендуется провести подвижную игру и сменить вид работы. Развитие произвольного внимания у детей возможно за счет организации разнообразной, интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что им следует обратить внимание.

Информация о работе Психо-лингвистические особенности изучения иностранного языка в начальной школе