Планирование исследований и разработок в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность предприятий и различных фирм, не зависимо большая она или маленькая , зависит от организации инновационной деятельности , которая включает в себя: Управление персоналом; НИОКР; систему обработки и сбора информации. Таким образом, можно сделать вывод, что максимально эффективное организационное построение инновационной деятельности является приоритетной задачей для частных компаний и государственных органов страны, если государство рассчитывает занять достойное место на мировой арене.
Эта проблема актуальна для такой страны, как Япония, которая на рубеже XX и XXI века столкнулась с ожесточенной конкуренцией со стороны западных стран и азиатских соседей.

Содержание

1. Введение 3
2. История становления Японского менеджмента 4
2.1. Периодизация 5
3. Особенности Японского менеджмента 7
4. Организация НИОКР в компаниях 9
5. Роль государства в сфере НИОКР 10
6. Структура финансирования НИОКР 12
7. Методы стимулирования развития исследований 13
7.1. Развитие «бентя» бизнеса 13
7.2. Японский центр ключевых технологий 15
7.3. Финансирование приоритетных областей развития 16
7.4 Система рационирования кредита 17
7.4. Механизм перекредитования и заемного перебора 18
8. Тенденции и перспективы научно-технического прогресса в Японии 19
9. Заключение 23
10. Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

ПИР в японии (2).docx

— 67.62 Кб (Скачать файл)

Другим видом межкорпоративной организации являются комитеты по связи. Они связаны с одним банком и имеют название «группы» этого  банка.

Таким образом, в Японии действует рациональное правило: организационные формы должны быть известными и удовлетворять перспективам на будущее и соответствовать практическим потребностям.

 

  1. Роль государства в сфере  НИОКР

Правительством Японии прежде всего финансируются в общественных интересах , основная доля приходится на университеты и государственные научно исследовательские учреждения. Хотя часть фундаментальных исследований сравнительно мала по сравнению с прикладными и опытно-конструкторскими разработками, но они в большей части зависят от государства. Предприятия не получают прямую материальную поддержку, но им предоставляются налоговые льготы. Кроме того, государство стимулирует деятельность малых предприятий с помощью государственных заказов и контрактов на разработку каких-либо продуктов. «Структуру инновационной деятельности в Японии можно представить следующим образом: 13% -- фундаментальные исследования; 25% -- прикладные исследования; 62% -- опытно-конструкторские разработки. Основной объем работ по реализации государственной программы займов и инвестиций для развития инновационного предпринимательства в Японии выполняют Бюро трастовых фондов и Японский банк развития.»[3]. Государственная инвестиционная программа довольно гибкая, и подстраивается под условия экономики в целом.

«Основными направлениями  подхода со стороны государства к инновациям и научно-инновационной деятельности являются:

-финансирование частных  компаний, занимающихся НИОКР, с  последующим предоставлением государственного  заказа;

-финансирование НИОКР  из различных фондов;- льготное  налогообложение или освобождение  от налогов научно-исследовательской  и производственной деятельности  в области перспективных НИОКР;

- государственные дотации  крупным промышленным компаниям  для закупки лицензий на использование  «ноу-хау»;

-льготное кредитование  перспективных НИОКР;

-национализация отдельных  отраслей промышленности с последующей  передачей их в частное владение  по достижении ими прибыльности  и финансовой устойчивости (все  расходы относятся на счет  государства);

-защита японского производителя  от конкуренции;

- создание условий для  получения новых технологий из  других стран;

- импорт капитала в  японскую промышленность, находящуюся  на территории Японии, а не  за ее пределами;

- привлечение внебюджетных  источников финансирования НИОКР;

-согласование государственной  инвестиционной программы с интересами  национальной промышленности.»[4].

Сегодня существует программа  государственных займов и инвестиций- ПГЗИ . От общегосударственного бюджетного финансирования это система отличается источниками поступления средств и тем, что все займы осуществляются при условии полной возвратности , срочности и платности. Капиталовложения подлежат полному возврату с начислением процентов. Эта программа разрабатывается правительством. В структуре и механизме реализации ПГЗИ важную роль играют два ключевых органа программы – Бюро трастовых фондов и японский банк развития.

Финансовые ресурсы ПГЗИ формируются  за счет пяти основных источников: почтовые сбережения, почтовое страхование жизни, пенсионные фонды, обязательства и займы правительства, специальный счет промышленного инвестирования.

Большим минусом в системе развития инноваций является неопределенность результатов. Например, когда корпорация вкладывает свои деньги в инновационный  проект , то она идет на свой страх и риск в получении положительных результатов. Этот фактор значительно удерживает компании от затрат , но при доле поддержки государства компании тоже готовы вложить в проект часть средств.

Государственная инвестиционная программа Японии много раз меняла приоритеты в развитии инноваций  и научных исследований в зависимости  от экономической ситуации. В послевоенный период правительство старалось дать курс на полное всеобщее и быстрое восстановление экономики, а так же брала «разгон» , а в настоящее время делается упор на поступательный рост промышленности.

 

  1. Структура финансирования НИОКР

«Доля государственных денежных средств, выделяемых Японией на развитие технологий равна 25% , когда , например, в США доля составляет 50%. Но прямое сравнение практически ни о чем не говорит, так как США тратит более чем в 100 раз больше средств на  военные цели. Этот факт значительно повышает эффективность государственного воздействия на научно-исследовательскую деятельность в Японии.»[3].

 Государственные субсидии  в Японии в основном концентрируются  на университетах и государственных  исследовательских центрах, хотя инвестирование в частные предприятия дает намного больше результатов. Статистика финансирования НИОКР по стадиям научно-исследовательской деятельности выделяет фундаментальные исследования, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки. Основную долю расходов на НИОКР в Японии несет частный сектор, заинтересованный преимущественно в их прикладном характере. Следует подчеркнуть что доля финансирования на НИОКР на предприятиях значительно превышает затраты на машины и оборудование.

В конце 60-х годов доля затрат на фундаментальные исследования снизилась и стабилизировалась, тем самым повысив долю затрат на опытно-конструкторские разработки. В настоящее время соотношение  пропорций финансирования фундаментальных исследований, прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок в Японии составляет 13, 25 и 62% соответственно.

Кроме прикладной направленности структуры расходов на НИОКР можно  подчеркнуть еще и ее концентрацию в технической сфере.

Сравнительно низкая доля государства в развитии технологий  и их прикладная направленность сформировали такие особенности результатов  японских исследований как высокий  уровень технологической отдачи и мало количество принципиальных нововведений.

 

  1. Методы стимулирования развития исследований

 

    1. Развитие «бентя» бизнеса

В результате огромного желания малого бизнеса «воспитывать человека» чтобы выжить в острой конкурентной борьбе за создание новых изделий, «ноу -хау» , возник так называемый «бентя-бидзинес».

 « Бентя-бизнес - это рискованный бизнес. Выражение рискованный бизнес появилось в японской экономике в середине 70-х, хотя в США оно уже было весьма распространенным. Накануне первого нефтяного шока в США получили широкое распространение интегральные схемы. Некоторые средние  малые фирмы на основе этой схемы, а так же концентрации новейших технологических знаний создали независимый от крупных монополий собственный «мозговой центр».» [8, стр. 243]. В чем риск «бентя»-бизнеса? Во-первых, его история только начиналась,  было еще мало опыта. Во вторых, люди относились к подобному бизнесу в определенной мере недоверчиво. В-третьих, инициативным предпринимателям, которые хотели заняться «бентя»- бизнесом часто не хватало инвестиций. Эта проблема была решена с появлением «бентя-кэпитал»- инвестиционных компаний для этого вида бизнеса. В Японии первой инвестиционной компанией стала Kioto Intrprise Development, которая образовалась в 1972 году в Киото.

В настоящее время в Японии действует около 100 компаний «бентя-кэпитал». Для того чтобы понять реальную силу «бентя»- кэпитал, можно сказать о таком показателе : в конце 1987 года на счетах 55 инвестиционных компаний VC значилось 199 млрд. иен. Более того, рост капитала, по сравнению с соответствующим периодом 1986 года составил 30%. Японцы называют «бентя- кэпитал» компаниями, создающими компании.

В развитии «бентя»-бизнеса призваны сыграть важную роль ученые вузов, которые заняты научно-исследовательской работой. Правительство Японии разрешило профессорам и научным сотрудникам университетов создавать фирмы «бентя»-бизнес, или работать в таких фирмах, чтобы ускорить процесс объединения науки с практикой.

Известно, что «бентя»-бизнес первоначально возник на западе. Поэтому в момент появления  в Японии в мире уже был накоплен определенный опыт. Но все же, так же как американский или европейский, «бентя» -бизнес и в Японии связан с большим риском. В этом отношении все одинаковы. Хотя японский имеет и свои особенности. «Во-первых, если западная модель является объединением  производства и науки, то японская модель- объединением одного производства с другим. Во-вторых, если западный работает на основе материалов и информации, полученных от вузов или научного центра, то японский часто получает необходимые материалы и информацию от крупных фирм, поэтому японский больше, чем западный, зависит от монополий. В-третьих, если западный является инвестиционной моделью, но японский- финансовой. В-четвертых, в Японии малый бизнес является школой подготовки предпринимательских кадров.»[8, стр. 247] Особенно ярко стала проявляться эта роль малого бизнеса созданием «бентя»-бизнеса. Многие сотрудники, поработав определенное время в такой фирме, получив необходимый опыт, буду стремиться открыть собственное дело, хотя это и нелегко. В-пятых, в Японии существует определенная сфера национальной экономики, в которой преимущественно функционируют крупные фирмы, и есть такая же сфера для среднего и малого бизнеса. Первая сфера-это горнодобывающая и топливно-энегретическая отросли. В этой сфере господствует , как правило, естественные монополии, которые используют услуги малого бизнеса лишь для выполнения вспомогательных функций. Вторая-сфера услуг. Здесь существует свободная конкуренция средних и мелких фирм, хотя крупные монополии нередко захватывают определенную часть и той сферы.

Таким образом, малый бизнес в Японии- это фирмы , которые ищут работу, фирмы, которые производят новый продукт, фирмы, которые воспитывают новые кадры, фирмы, которые порождают новые фирмы.

Японская национальная экономика-океан, где находятся сотни и тысячи крупных, средних и малых предприятий и фирм, но именно на малых, казалось бы, незначительных предприятиях трудятся талантливые и трудолюбивые японцы. На таких простых японцах и держится экономика Японии.

 

 

    1. Японский центр ключевых технологий

Японский центр ключевых технологий был создан МИТИ и Министерством  связи и коммуникаций в 1985 году. В его задачи входит содействие и оказание помощи в основном малым и средним предприятиям в разработке новых технологий. Центр создан для предоставления инвестиций, займов и оказания услуг по организации исследований. Он предоставляет средства на фундаментальные исследования сразу нескольким , скоординированным вместе фирмам и на прикладные исследования отдельным корпорациям и предприятиям. Эта стратегия отражают  политику государства в том, что фундаментальные исследования можно проводит совместными усилиями нескольких фирм, не боясь при этом конкуренции между последними. А займ лучше действует для коммерциализации новых технологий отдельно взятыми фирмами. В период с 1985 по 1995 годы МИТИ отдавал предпочтения инвестициям, так как они лучше работают в рискованных делах и инновационных проектах частных фирм. В настоящее время это позиция поменялась.

Центр оказывается посредником  между частными фирмами и национальными  исследовательскими институтами , готовит контракты и помогает в поиске партнеров. Средства центра формируются из разных источников, и во все годы его существования капитал оставался стабильным. Он нужен прежде всего для того, чтобы приносить проценты и дивиденды, которые в последствии входят в оборотный капитал. А оборотный капитал в свою очередь покрывает расходы Центра на другие цели.

 

    1. Финансирование приоритетных областей развития

В Японии использовался особенный  финансовый механизм, когда государство  могло контролировать направление  развития инновационный разработок. Так как не всех могло устраивать такое вмешательство в частные  дела ,были созданы специальные согласительные советы, где основные субъекты экономики согласовали с правительством дальнейшие шаги. Таким образом, частные компании и банки, ощущая поддержку со стороны государства, стремились больше инвестировать средств в нужном направлении, создавать дополнительные кредитные линии.

Система приоритетного финансирования призвана обеспечить реализацию политики в области промышленности методом  концентрации наиболее важных субъектов  в приоритетных сферах.

Отбор проектов для финансирования сопровождается жесткими правилами, а  по ходу всего проекта его контролируют банки, что позволяет выявить  проблемы и быстро найти пути решения.

Правительство осуществляет финансирование через 3 вида институтов:

«1.Банки, находящиеся в собственности государства (Японский банк развития или Экспортно-импортный банк Японии). Тем не менее такие банки обладают автономией, а также собственным капиталом.

2.Государственные финансовые корпорации. Всего насчитывается восемь таких корпораций. Их автономия в отличие от банков ограничена. Корпорации должны получать согласие министерства на участие в том или ином проекте.

3. Общественные корпорации и правительственные агентства. В 1991 г. к этой категории можно было отнести 18 организаций. Их роль обычно вспомогательная.» [2].

    1. Система рационирования кредита

Это система имела своей  целью приоритетное обеспечение  ресурсами тех областей , которые нуждались в развитии и улучшении, по мнению и данным правительств «В 1947 году Банк Японии выпустил «Инструкцию по использованию активов кредитный учреждений», в соответствии с которой каждое предприятие обязано было выделять 50%  новых кредитов на развитие именно «выделенных» государством секторов экономики.

Информация о работе Планирование исследований и разработок в Японии