Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:54, реферат
Минеральные ресурсы очень богаты. Основная их часть сосредоточена в Китае – одном из «геологических амбаров мира». Регион имеет значительные запасы каменного угля (есть во всех странах, но максимальные - в Китае, который по его добыче занимает 1- ое место в мире - 1290 млн т в год), бурого угля (север Монголии и северо-восток КНДР), нефти (северо-восток и запад Китая, шельф морей), горючих сланцев (северо-восток и юг Китая). В Японии и Южной Корее очень мало месторождений имеют промышленное значение.
Через восточные территории материковой части региона протягивается Тихоокеанский металогеничный пояс, с которым связаны месторождения марганца, вольфрама, молибдена, олова, сурьмы, ртути и других металлов. Наибольшие их запасы - в Китае, Северной Корее, Монголии; железной руды - на северо-востоке Китая, медно-молибденовые месторождения - на севере Монголии (месторождение Ерденет). Япония бедна на месторождения металлов промышленного значения.
Природные
ресурсы.
Минеральные
ресурсы очень богаты. Основная их
часть сосредоточена в Китае
– одном из «геологических амбаров
мира». Регион имеет значительные запасы
каменного угля (есть во всех странах,
но максимальные - в Китае, который
по его добыче занимает 1- ое место в
мире - 1290 млн т в год), бурого угля (север
Монголии и северо-восток КНДР), нефти
(северо-восток и запад Китая, шельф морей),
горючих сланцев (северо-восток и юг Китая).
В Японии и Южной Корее очень мало месторождений
имеют промышленное значение.
Через восточные территории материковой
части региона протягивается Тихоокеанский
металогеничный пояс, с которым связаны
месторождения марганца, вольфрама, молибдена,
олова, сурьмы, ртути и других металлов.
Наибольшие их запасы - в Китае, Северной
Корее, Монголии; железной руды - на северо-востоке
Китая, медно-молибденовые месторождения
- на севере Монголии (месторождение Ерденет).
Япония бедна на месторождения металлов
промышленного значения.
Нерудные полезные ископаемые образовывают
запасы фосфоритов (много в центральном
и южном Китае, на севере Монголии), графита
(Южная Корея), флюорита (очень большие
запасы на северо-востоке Монголии), серы
(в Японии месторождения связаны с вулканическим
происхождением островов, где на серу
богаты северные районы о. Хонсю).
Источником пресной воды являются многочисленные
озера Японии, Китая, Южной Кореи.
Благоприятными являются агроклиматические
ресурсы (особенно на востоке). Муссонный
климат дает возможность вести сельское
хозяйство в
двух режимах: в сухой и влажный сезоны.
На юге собирают 2-3 урожая в год.
Острым является дефицит пригодных для
хозяйствования и доступных земель в Японии,
которая отвоевывает у моря новые территории.
Поэтому почти 1/3 ее берегов - насыпные
или намытые, распространены искусственные
«мусорные острова».
На лесные ресурсы регион небогат. Лесистость
территории составляет в среднем меньше
40 %. Хвойные леса доминируют на северо-востоке
Китая, на севере Монголии, Японии, смешанные
- в Японии, северной и центральной частях
Китая. Влажно-тропические (дождевые) леса
в естественном виде не сохранились, небольшие
их массивы растут на юго-востоке Китая,
на Тайване. Вообще леса значительно обеднены
хозяйственной деятельностью человека.
Вследствие загрязнения производственными
и бытовыми отходами земли, водохранилищ,
атмосферы значительно ухудшилось экологическое
состояние стран региона. В сохранении
естественных экосистем большое значение
имеют природоохранные территории.
Численность
населения. Регион принадлежит к
наиболее заселенному в мире. В 2000 г. здесь
проживало 1439,7 млн человек, которые составлют
почти 24 % населения всей Земли. Китай –
самая многочисленная по населению страна
мира (1222 млн человек).
Демографические особенности. Перенаселенность
региона, традиции многодетности вызвали
острую демографическую проблему, особенно
в Китае. Это требовало срочных действий
со стороны правительства, демографическая
политика которого направлена на снижение
рождаемости и естественного прироста
населения. Вследствие ее реализации темпы
прироста населения на начало 60- х годов
XX ст. составляли приблизительно 2 % в год,
в конце 90- х годов - почти 1,3 %.
Демографическая политика в Китае базируется
на таких началах:
— для городских жителей обязательна однодетная
семья (лозунг: «Одна семья - один ребенок»),
но в районах проживания национальных
меньшинств количество детей не ограничивается;
— поддержка на национальном уровне семей,
которые имеют лишь одного ребенка: денежные
премии, субсидии, связанные с медицинским
обслуживанием, высокие пенсии, приоритет
в обеспечении жильем в городе и личным
огородом на селе;
— семьи, которые имеют двух детей, не получают
продовольственных талонов и платят 10-
процентный налог на заработное жалованье;
— сельским семьям с одним ребенком увеличенны
размеры приусадебных участков;
— в 1984 г. на съезде КПК был принят лозунг
«Награда - за одного ребенка, прогрессирующее
наказание - за третьего и следующего»;
— пропагандирование поздних браков. Официально
возраст вступления в брак был повышен
на 2 года для обеих статей и составляет
22 года для мужнин и 20 лет для женщин. Вводятся
и дополнительные ограничения, например,
категорический запрет создавать семьи
студентам, нарушение которого может вызвать
исключение из высшего учебного заведения.
Тем не менее сейчас наблюдается возрождение
традиций «ранних браков»;
— свободное осуществление абортов.
Рождаемость в 2000 г. удалось снизить до
18-20 % в год, смертность — до 6-8 %. Таким образом,
естественный прирост составлял 12-14 %.
КНР перешла постепенно к группе стран
первого типа воспроизведения населения.
Монголия, наоборот, имеет огромную площадь,
а население - больше 2,4 млн, что является
следствием многовековой традиции ламаизма
(соблюдение обета целибата в мужских
монастырях, где находилось до 1/3 мужского
населения вплоть до 1921 г.).
Соотношение мужчин и женщин в регионе
является пропорциональным: женщин - 49,9
%, мужнин - 50,1 %. Население возрастом до 14 лет
составляет 24 %, 15-64 года - 68 %, старшего возраста
- 8 %.
Расовый состав. Большинство населения
региона (китайцы, монголы, корейцы) —
монголоиды. Южные китайцы и японцы принадлежат
к смешанному расовому типу (черты монголоидов
и австралоидов). В Японии живут айны —
аборигены, которые принадлежат к отдельной
расовой группе австралоидов.
В конце 50-х
- начале 60- х годов XX ст. производственный
потенциал региона, основу которого составляла
легкая промышленность, был переориентирован
на тяжелую индустрию. В последние годы
взят курс на развитие наукоемких производств.
Топливно-энергетический комплекс. Основой
энергетики являются добыча угля - сырья
для ТЭС, размещенных в угольных бассейнах
и больших городах. Страны региона (Китай
и Южная Корея) имеют богатые ресурсы гидроэнергии,
но используют их мало. Мощные ГЭС построены
на реках Хуанхе, Сунгари, Янцзы, а также
в горах Центрального Хонсю. Суммарное
производство электроэнергии составляет
1254,2 млрд кВт/ч.
Распространенными являются атомные станции.
Япония - один из лидеров в мире по развитию
АЭС (40 атомных реакторов мощностью 195,5
млн квт), построенных по французским и
американским лицензиям. Активно развивают
атомную энергетику Южная Корея (11 атомных
блоков мощностью 45 млн квт), Китай (2 атомные
станции мощностью 1200 мвт) и Тайвань (6
блоков). Урановое сырье поставляют преимущественно
из Африки. Ядерные разработки проводят
в КНДР.
Интенсивно осуществляется поиск новых
ресурсов электроэнергии. На о. Хонсю работают
небольшие геотермальные станции, исследовательская
гелиотермическая. В Китае уже функционируют,
а в Японии строятся небольшие приливные
станции. В Китае используют еще некоммерческие
виды топлива (отходы сельского хозяйства
и лесозаготовки, камыш и т.п.).
Черная металлургия. Одна из наиболее
развитых областей региона. Во многих
странах функционируют металлургические
комбинаты полного цикла, которые вырабатывают
чугун, сталь, прокат. Модернизованная
металлургия Японии является одной из
мощнейших в мире. Лидер японской металлургии
могущественная и влиятельная корпорация
- «Ниппон сейтецу» - объединяет свыше
500 компаний, организаций и научных учреждений
с годовым оборотом капитала в несколько
миллиардов долларов. Япония ежегодно
выплавляет 101,7 млн т стали - более всего
в мире. Основные районы развития черной
металлургии Китая (95,4 млн т стали ежегодно)
- северо-восток и север.
Цветная металлургия. Менее развита, чем
черная. Возрастающий спрос на цветные
металлы стимулирует постоянное увеличение
объемов их производства. Наибольшими
их производителями яввляются Китай (олово,
медь, сурьма, свинец) и Япония (алюминий,
медь, свинец). Бокситы и рудное сырье завозят
из стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки,
Африки. КНР является одним из мировых
лидеров по производству редкоземельних
металлов.
Машиностроение и металлообработка. Это
одни из наиболее развитых областей в
регионе, продукция которых составляет
свыше 53 тыс. видов изделий - от горного
оборудования и тракторов до разных видов
аппаратур и ЭВМ.
Значительного развития приобрели производство
станков, особенно станков-автоматов в
Японии, и металлообработка в Китае. Японии
принадлежит 1- ое место в мире по объему
выпуска промышленных роботов.
Интенсивно развивается автомобильная промышленность. Япония, начиная
с 1981 г., крепко удерживала 1- ое место в
мире по количеству выпущенных автомобилей,
уступив в 1998 г. США. Ежегодно ведущие концерны
Японии- «Тойота», «Ниссан», «Хонда» и
др. - выпускают свыше 10,5 млн автомашин.
Конкурентоспособность японских автомобилей
достигается их сопоставимой дешевизной,
экономичностью и надежностью. До недавнего
времени на мировом автомобильном рынке
крепкие позиции удерживала Южная Корея
(2,5 млн шт.), но после финансового краха
на главном автомобильном концерне страны
ДЭУ эта область понесла значительный
урон.
Важными областями промышленности в последние
годы стали электроника и электротехника.
Японская электронная промышленность, представленная
концернами «Сони», «Хитачи», «Матцушита»,
«Тошиба», выпускает 60 % телевизоров в
мире, является мощным производителем
промышленных роботов, станков с числовым
программным управлением, отдельных видов
микропроцессоров, видеомагнитофонов.
Южная Корея - один из ведущих производителей
электронной и электротехнической продукции
бытового назначения: 11 ее корпораций
принадлежат к списку 500 наибольших в мире,
а 4 - к 100 наибольших
Значительные
внешние и внутренние перевозки
обеспечивает относительно хорошо развитый
и разнообразный по составу транспорт. Особенно большое
значение имеют морской и железнодорожный,
в последнее время быстро растут грузовые
и пассажирские перевозки авто- и авиатранспортом.
Железнодорожный транспорт, как и раньше, играет
ведущую роль в Китае, Монголии, Японии
(только в перевозках пассажиров). Общая
длина железных дорог — 98 912 км, из которых
1/3 электрифицированные (в Китае — почти
5 %). По протяжности железных дорог Китай
занимает 5- ое место в мире. Тем не менее
плотность железнодорожной сети остается
одной из наиболее низких (5,4 км длины на
1000 км2). С 60-х годов XX ст. в Японии начала
действовать система скоростных пассажирских
железных дорог - Синкансен протяжностью
до 2000 км. Суперэкспрессы развивают на
ней скорость до 270 км/ч. Через страны региона
проходят и евразийские трансконтинентальные
железные дороги: Пекин - Улан-Батор и Ляньюньчан
- Дружба (Казахстан).
Быстро растет автомобильный транспорт, с чем связано ускоренное
расширение сети автодорог, современных
автострад. Автопарк региона насчитывает
85,7 млн пассажирских и 58,5 млн грузовых
машин. Автомобильный транспорт имеет наибольшее
значение для перевозки пассажиров и грузов
на незначительные расстояния, особенно
в районах, где в связи со сложным рельефом
мало железных дорог.
Водный транспорт издавна играет
важную роль в жизни стран региона (кроме
Монголии). Морской транспорт имеет большое значение
как в каботажных, так и в международных
связях в Японии, Тайване, Южной Корее.
По техническому оснащению японский флот
(20,4 млн бр.-реестр, т) - наиболее современный
среди развитых стран мира. Большие торговые
флоты имеют также Китай (14,9 млн бр.-реестр,
т), Сянган (7,7 мдн), Южная Корея (6,2 млн),
Тайвань (5,7 млн). Среди многочисленных
портов региона важнейшими являются: Шанхай
(грузовой оборот - 165 млн т, 5-ое место в
мире), Далянь, Циндао (Китай), Иокогама,
Кавасаки, Тиба, Токио, Осака (Япония). Морской
порт Сянгану Куйон состоит из 6 терминалов,
территория для обработки грузов - свыше
100 га, по объему контейнерных перевозок
стабильно удерживает 2-ое (после Роттердама)
место в мире.
Во внутренних перевозках реками, озерами
и каналами важным является судоходство
в бассейне р. Янцзы, на которую приходится
65 % судоходных путей региона. Среди водных
путей особую роль играет давний Большой
канал протяжностью почти 2000 км от Пекина
до Ханчжоу. В Японии речного транспорта
нет. Между островами Хонсю и Сикоку функционирует
подводный морской туннель длиной 54 км.
Возрастает роль воздушного транспорта.
Общее количество аэропортов с постоянными
рейсами — 216. Японские авиакомпании «Джапан
Эрлайнз» и «Ниппон Эрвейз» - среди наибольших
в мире. Большие аэропорты - в Сянгане (25
млн пассажиров), Шанхае, Пекине, Токио,
Сеуле.
Китай и Япония развивают космическую
область. Космодромы расположены в провинциях
Ганьсу, Сычуань (Китай) и Танегосима (Япония).
Центры управления космическими полетами
размещены в Сиане (Китай) и Кагосими (Япония).
В некоторых странах региона до сих пор
доминируют традиционные виды транспорта
— гужевой, вьючный, велосипедный. В современном
Китае существует экзотический вид транспорта
- велорикши.
В развитых странах региона приобретают
распространение новые формы транспортного
обслуживания, к которым принадлежат комплексные
системы грузоперевозок, которые объединяют
в пределах одной сети компании разных
видов транспорта (автомобильный, железнодорожный
и морской; автомобильный и воздушный
и т.п.).
Для сельского
хозяйства большинства стран
региона (Китай, Монголия, Южная Корея,
КНДР) характерно парцеллярное землевладение
(меньше 1 га на человека), ориентация на
патриархально-клановые интересы, благосклонность
к традиционным методам хозяйствования.
Растениеводство. В структуре сельского
хозяйства преобладает земледелие (кроме
Монголии, где развито кочевое скотоводство).
Основу зернового хозяйства составляют
рис и пшеница. Рис - основная продовольственная
культура в регионе. Выращивают его преимущественно
в субтропическом и тропическом поясах
с достаточным увлажнением, собирая каждый
год в среднем по 213,5 млн т при средней
урожайности 56 ц/га, в Китае она - высочайшая
в мире (75-80 ц/га). На юге Китая выращивают
по два урожая в год.
Культивируют также кукурузу, гаолян (сорго),
чумизу, их урожай используют в продовольственных,
пищевых целях. Масляные культуры представлены
рапсом, арахисом, хлопчатником, соей.
Среди бобовых наиболее распространены
соя, кормовые бобы, горох. Сою начали культивировать
в Китае почти 4000 лет назад. Селекционный
фонд ее - 1200 сортов, который дает возможность
выращивать эту культуру в разных климатических
условиях. Из клубневых культур выращивают
сладкий картофель (батат), белый картофель,
ямс, тара, маниок.
Большое значение для экономики стран
региона имеет производство технических
культур, важнейшими среди которых являются
хлопчатник, сахарный тростник и сахарная
свекла. Одним из основных направлений
является овощеводство, в котором наибольшие
плантации занимают китайская капуста,
редька, чеснок, шпинат и т.п.. Интенсивно
развивается плодоводство. Популярнейшими
фруктами являются японские клубника,
яблоки, груши, персики, хурма, апельсины,
сливы, мандарины, ананасы. Традиционной
в регионе культурой является чай, родина
которого - Китай.
В регионе выращивают также табак, коноплю,
хмель, лен. Традиционной областью (особенно
в Китае) является выращивание врачебных
растений. В Японии культивируют много
разнообразных цветов, которые являются
обязательным атрибутом религиозных ритуалов
и элементом украшений на праздниках и
в домах японцев.
Животноводство. Принадлежало к слабо
развитым областям хозяйства, после Второй
мировой войны стало активно развиваться.
Поголовье большого рогатого скота достигает
104 млн голов, из них половина - молочные
коровы. Поскольку в земледельческих районах
все земли распаханы, в регионе главное
внимание отводится разведению свиней,
кроликов и птицы. Поголовье свиней достигает
480 млн голов. По этому показателю Китай
уже много лет вне конкуренции. Большинство
свиней выращивают в личных подсобных
хозяйствах крестьян, где свиноводство
почти полностью базируется на производственных
и бытовых отходах. В пригородных хозяйствах
значительное место занимает птицеводство,
которое в настоящее время является наиболее
динамической областью. Наиболее распространенные
виды свойских птиц - куры, качки, индюки,
гуси.
В Китае и Монголии для транспортных нужд
разводят мулов, буйволив, ишаков, в Монголии
- двугорбых верблюдов (бактрианов) и яков.
Среди старых областей животноводства
- пчеловодство и шелководство. Китай является
одним из крупнейших экспортеров меда,
занимая 2- ое место в мире. Ежегодный его
экспорт составляет 1/3 мирового. История
развития шелководства в Китае насчитывает
четыре тысячелетия. Разводят преимущественно
тутового, а на северо-востоке - дубового
шелкопряда.
Меховое звероводство представлено разведениям
нутрий, норок и других видов животных
в Китае и КНДР.
Рыболовство и рыбоводство. Традиционные
области хозяйства для Японии, Кореи, Тайваня.
Рыбу вылавливают в прибрежных морских
водах и в реках и озерах. Основными объектами
промысла является селедка, треска, лосось,
камбала, добывают морепродукты, особенно
водоросли (морскую капусту) и разнообразных
моллюсков. Общий улов рыбы составляет
44 млн т, а Японии по этому показателю принадлежит
1- ое место в мире (до 12 млн т), Китаю - 2-ое
место.
Одной из особенностей региона является
аквакультура - искусственное разведение
рыб, водорослей и моллюсков в морских
прибрежных лагунах и пресноводных водоемах,
особенно в горных озерах и на проливных
рисовых полях. Распространено также разведение
перлиновых раковин в теплых прибрежных
водах.
В странах региона осуществляются целенаправленные
мероприятия по повышению технико-экономического
уровня сельскохозяйственного производства,
его интенсификации, увеличению доходов
производителей, а также эффективности
функционирования системы сбыта сельскохозяйственной
продукции.