Инновация в антикризисном управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – комплексное исследование инновационной деятельности на предприятии.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать организационноую стуктуру организации;
Анализ системы еонтроля качества;
Анализ научно-технического развития на предприятии:
Анализ состояния инновационной деятельности ОАО «Автоваз».

Содержание

Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Теория и основные направления инновационного управления предприятием............................................................................................................5
1.1. Инновация: понятие и классификация..................................................5
1.2. Формы управления инновационной деятельностью............................9
1.3. Организация инновационной деятельности.........................................13
1.4. Роль инновации в процессе управления кризисами...........................14
Глава 2. Анализ инновационного развития ОАО «Автоваз»...............................18
2.1. Основные направления научно-технического развития ОАО «Автоваз»...................................................................................................................18
2.2. Политика в области качества..................................................................20
2.3. Важнейшие мероприятия, по инновационному развитию, внедренные в 2011 году....................................................................................................................22
Глава 3. Инновационное развитие ОАО «Автоваз»..............................................24
Заключение................................................................................................................28
Библиографический список.....................................................................................29

Вложенные файлы: 1 файл

инновация.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ИНСТИТУТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА

ПРИВАТИЗАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

 

 

Специальность «Менеджмент организации»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине «Антикризисное управление»

 

На тему «Инновация в  антикризисном управлении организацией»

 

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена студенткой

Масьянова А.А.

Группа СОМ 09-5-1

Научный руководитель:

К.н.э., доцент Фоменко Е.В.

 

 

Самара 2012

Оглавление

 

Введение....................................................................................................................3

Глава 1. Теория и основные направления инновационного управления предприятием............................................................................................................5

1.1. Инновация: понятие  и классификация..................................................5

1.2. Формы управления инновационной деятельностью............................9

1.3. Организация инновационной  деятельности.........................................13

1.4.  Роль инновации в процессе управления кризисами...........................14

Глава 2. Анализ инновационного развития ОАО «Автоваз»...............................18

2.1. Основные направления  научно-технического развития ОАО  «Автоваз»...................................................................................................................18

2.2. Политика в области качества..................................................................20

2.3. Важнейшие мероприятия, по  инновационному развитию, внедренные в 2011 году....................................................................................................................22

Глава 3. Инновационное развитие ОАО «Автоваз»..............................................24

Заключение................................................................................................................28

Библиографический список.....................................................................................29

 

Введение

 

В современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития организаций.

Сегодня конкурентоспособность  на отечественном и мировом рынках все больше зависит от той продукции, в основе которой лежит новое знание. И если в прошлом успех и развитие организации во многом зависели от доступа к природным ресурсам, то сегодня они нуждаются в науке, нововведениях и образовании работающих.

В настоящее время  вся ответственность по осуществлению  инноваций легла на плечи руководителей отдельных хозяйствующих субъектов. Однако сегодня не только правильная оценка и выбор, но и успешная реализация инновационных проектов позволяют организациям занимать лидирующие позиции в отрасли и обеспечивают стабильную основу для дальнейшего роста.

Инновация – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности предприятия в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Данная курсовая работа посвящена инновационной деятельности, которая понимается как процесс  комплексный и многоуровневый. В  него включаются не только оригинальное изобретение, но и разработка новой  технологии, получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков.

Актуальность данной темы объясняется, прежде всего, потребностью российской экономики в повышении  интенсивности инновационной деятельности.

Объектом исследования является компания ОАО «Автоваз».

Предметом исследования служит организация инновационной  деятельности на предприятии.

Цель данной курсовой работы – комплексное исследование инновационной деятельности на предприятии.

Для достижения указанной  цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Проанализировать организационноую стуктуру организации;
    2. Анализ системы еонтроля качества;
    3. Анализ научно-технического развития на предприятии:
    4. Анализ состояния инновационной деятельности ОАО «Автоваз».

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  библиографического списка.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, сформированы цель и задачи работы, определены объект и предмет исследования.

В первой главе раскрыто понятие инновации, ее классификация, основные подходы изучения, а так же ее организация на предприятии.

Во второй главе проведен анализ инновационной деятельности ОАО «Автоваз».

В третьей главе проанализированы мероприятия по инновационному развитию компании.

В заключении изложены и  соотнесены с общей целью и  задачам итоги курсовой работы, а  так же конкретные задачи, которые  должны быть решены.

Исследование проводилось  с использованием изучения необходимой  информации, с помощью учебной  литературы и сети интернет.

 

Глава 1. Теория и основные направления инновационного управления предприятием

 

    1. Инновация: понятие и классификация

 

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Понятие "инновации" как экономической категории  ввел в научный оборот австрийский  экономист И. Шумпетер. Он впервые  рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам '.

Девиз инновации - "новое и иное" - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа "молния", шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.

Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая  обоснованность) и она обязательно  должна отвечать запросам потребителей.

Систематическая инновация состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для успешной деятельности предприятия1.

Основу классификаций  составляют следующие признаки:

  1. Как источник идеи для инновации могут выступать:
  • изобретение, ряд изобретений, лицензии;
  • рационализаторские предложения;
  • прочие ситуации.
  1. Вид новшества

Новшество в материальном, осязаемом виде может принимать  форму:

  • продукта, его конструкции или устройства, системы и механизма;
  • технологии, метода, способа;
  • материала, вещества;
  • живых организмов, растений;
  • постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения;
  • информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы и т.п.;
  • услуги;
  • прочих решений.
  1. По областям применения в научно-производственном процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства выделяются следующие виды инноваций:
  • технические или продуктовые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
  • технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
  • информационно-коммуникационные, ведут к изменению технологий обработки информации и технологии связи у потребителя;
  • маркетинговые, которые ведут к изменениям в исследовании рынков и работе на них, изменениям брэндов товаров и организаций;
  • логистические, ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте.
  • организационно-управленческие, которые ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их;
  • социально-экономические, правовые и другие, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия функционирования предприятия.

4. По областям применения  в сферах обслуживания:

  • образование;
  • питание;
  • спорт и молодежь;
  • культура и шоу;
  • здравоохранение;
  • правовое обслуживание и охрана;
  • туризм;
  • торговля;
  • финансовое обслуживание;
  • другие.

5. Стадии жизненного цикла инноваций, с которых начинается инновационный процесс для данной организации и которыми он заканчивается:

  • исследования;
  • разработки;
  • промышленное производство;
  • маркетинг;
  • логистика;
  • сервисная поддержка.

 

  1. По глубине вносимых изменений выделяют инновации:
  • Радикальные или базовые;
  • Улучшающие;
  • Модификационные или частные2.

 

 

 

1.2. Формы управления инновационной деятельностью

 

Существуют два направления  организации эффективного управления инновационным процессом:

    • интеграция всех стадий инновационного проекта в единый непрерывный процесс, изменение структуры всех уровней управления и координация связей между ними по вертикали и горизонтали. Такие центростремительные тенденции возникают при необходимости консолидации ресурсов предприятия для выполнения конкретной крупномасштабной задачи;
    • выделение управления инновационными процессами в самостоятельный объект управления, т.е. обособление инновационных структур от подразделений, выполняющих традиционные функции.

 На практике используются  оба подхода с преобладанием  одного из них. При этом крупные  передовые западные компании  часто проводят реорганизацию  своего научно-производственного  комплекса, которая является реакцией  предприятия на перемену условий на рынке, и представляет собой перегруппировку ресурсов для решения возникающих задач. Оптимизация организационной структуры предприятия для осуществления инновационного процесса является одной из важнейших задач высшего руководства.

Информация о работе Инновация в антикризисном управлении организацией