Инновации в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 10:26, контрольная работа

Краткое описание

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально- экономичес кой системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Объективно кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления………...5
2. Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении………………………………………………………………………8
3. Государственная инновационная стратегия антикризисного развития………………………………………………………………………...12
4. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода
из кризиса………………………………………………………………………15
5. Инновационные проекты, критерии их отбора …………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

к.р антикризис.docx

— 40.88 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

 

Химико - технологический факультет заочно дистанционного обучения

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

Контрольная работа

 

Дисциплина: Антикризисное управление

Тема: Инновации в антикризисном управлении

 

 

 

 

 

 

Проверил:

_____________А.С. Пчелинцева

(подпись)

_________________________

(оценка, дата)

 

Подготовил:

 

Студ. Гр. 0611-51

_____________А.А. Киселева       (подпись) 

_____________

(дата сдачи)

   

 

 

 

 

Красноярск 2014

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления………...5

 

 2. Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении………………………………………………………………………8

 

 3. Государственная инновационная стратегия антикризисного развития………………………………………………………………………...12

 

 4. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода

 

 из кризиса………………………………………………………………………15

 

 5. Инновационные проекты, критерии их отбора …………………………….17

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………21

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

“Инновации в антикризисном управлении”, тема несомненно является актуальной, теоретически и практически значимой.

 

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально- экономичес кой системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Объективно кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса, который не исключает его как из настоящего, так и из будущего. Конечно, обострение кризиса в России вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении. Антикризисное управление - сравнительно новый вид деятельности, востребо ванный в условиях современной России.

 

Антикризисное управление — это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

 

 Любая социально-экономическая  система достигает успеха в  своей деятель- ности, если она  находится в состоянии последовательного  и неуклонного развития, то есть — приобретения нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности, организации (фирмы), ее рост.

 

Инновации- это индикатор, рычаг развития деятельности организации, они представляют собой метод ускоренного развития сложных систем, процесс развития с особыми характеристиками и закономерностями, не только в масштабах организации (фирмы), но и отраслей, а также в различных сферах деятельности в масштабах страны.

 

Объектом исследования в моей работе являются – инновационные процессы, их важная роль в антикризисном управлении.

 

Цель и задачи исследования

- изучить теоретические  основы кризисных ситуаций, их  возникновение и управление ими. А также инновации в антикризисном  управлении, их потенциал и его  роль, стратегию антикризисного  развития, инновационную инфраструктуру  и проекты.

 

 В своей работе я  постараюсь ответить на такие  вопросы как:

 

 Какую роль играют  инновации в антикризисном управлении? Могут ли инновации быть средством  выхода из кризиса? Всякие ли  инновации приемлемы в антикризисном  управлении? По каким критериям  антикризисного управления следует  оценивать инновационные программы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Инновационный процесс, как фактор антикризисного управления.

 

Любая социально-экономическая система достигает успеха в своей деятельности, если она находится в состоянии последовательного и неуклонного развития.

 

Развитие — это приобретение нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности организации (фирмы), ее рост. Как бы успешно она ни функционировала, но если ее руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособной. А это означает ослабление позиций на рынках сбыта, потерю потребителей продукции и снижение размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризисной ситуации в организации и может послужить причиной банкротства.

 

 Особенно актуальна  эта проблема для экономики нашей страны, переживающей переход к рыночным отношениям. Сложившаяся в настоящее время ситуация в российской экономике характеризуется общим спадом производства и конкурентоспособности продукции, снижением заинтересованности большинства товаропроизводителей в проведении инновационных мероприятий, а также практически полным отсутствием у государственных структур целостной инновационной политики.

 

 Кризис в экономике  страны усугубляется инновационным  кризисом, который проявляется в  резком снижении управляемости  процессами создания и внедрения  новшеств, в отсутствии источников  финансирования, в свертывании деятельности  исследовательских творческих коллективов.

 

 С учетом этого поиск  возможных решений проблем управления  инновационными процессами становится  одной из важнейших задач антикризисного  управления.

 

 Вместе с тем характер  и особенности развития инновационных  процессов определяют не только  общая экономическая ситуация, но  и закономерности развития, свойственные  именно инновационной сфере, исследование  которых осуществляется в рамках  теории нововведений, начиная с  момента ее возникновения. Кроме  того, важен такой элемент антикризисного  развития, как оценка возможностей  эффективного использования в  отечественной практике мирового  опыта управления в целом и  инновационными процессами в  частности.

 

 Важным условием понимания  целей и задач инновационного  развития предприятия являются  теоретические знания, помогающие  понять структуру инновационного  процесса, в основе которого лежат  инновационные циклы.

 

 Наибольший вклад в  развитие теории инновации принадлежит, по мнению специалистов, австрийскому  экономисту Й. Шумпетеру, разработавшему  в начале века собственную  теорию экономического развития.

 

 Он считал, что основу  экономического роста составляют  нововведения. В соответствии с  классификацией Й. Шумпетера понятие  «нововведения» рассматривается, как:

 

1) изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового  качества того или иного блага;

 

2) внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности  еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе  которого лежит новое научное  открытие и который может заключаться  также в новом способе коммерческого  использования соответствующего  товара;

 

3) освоение нового рынка  сбыта, т. е. такого рынка, на котором  до сих пор данная отрасль  промышленности этой страны не  была представлена, независимо от  того, существовал этот рынок  прежде или нет;

 

4) получение нового источника  сырья или полуфабрикатов равным  образом независимо от того, существовал  ли этот источник прежде, или  считался недоступным, или его  еще только предстояло создать;

 

5) проведение соответствующей  реорганизации, например обеспечение  монопольного положения (посредством  создания трестов) или подрыв  монопольного положения другого  предприятия.

 

 Позже, развивая данную  теорию, Шумпетер использовал термин  “innovation”, что в русском переводе  с английского означает «нововведение».

 

 Значительный вклад  в формирование теории инновации  внесли и русские исследователи. Это, прежде всего Н.Д. Кондратьев  — автор теории больших конъюнктурных  циклов. Волновая теория Кондратьева  дала возможность специалистам  в области управления исследовать  причины спадов в промышленности  и определить пути преодоления  кризисов за счет инновационного  обновления капитала.

 

 Современная концепция  теории инновации включает такие  понятия, как «жизненный цикл  продукции» и «жизненный цикл  технологии производства».

Инновационный процесс, являясь частью жизненного цикла продукции, включает различные стадии — начиная от исследования и разработки новой технической идеи, технологии и кончая доведением ее до промышленного внедрения, получения нового продукта и его коммерциализации. Заключительный этап инновационного процесса, связанный с освоением масштабного производства новой продукции, требует реконструкции производственных мощностей, совершенствования технологии, подготовки персонала, рекламной деятельности и т. д. На финансирование работ на данном этапе потребуется значительно больше (примерно в 6—8 раз) затрат, чем на исследования и разработки. Величина этих затрат также зависит от объемов освоения новых видов продукции. Однако инвестиции продолжают носить рисковый характер, так как реакция рынка на этом этапе еще неизвестна и риски отторжения предлагаемого товара весьма вероятны. Здесь важно помнить, что новый продукт, созданный с учетом всех достижений научно-технического прогресса, может быть не востребован на рынке. Поэтому очень важен этап коммерциализации, где через маркетинг формируется спрос на новую продукцию, осуществляется обратная связь с потребителями произведенного нового продукта и определяется дальнейший ход исследований и разработок.

 

 

2. Инновационный  потенциал предприятия, его роль  в антикризисном управлении.

Процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от уровня инновационного потенциала предприятия – его возможности в достижении поставленных инновационных целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.

 

 Чем выше уровень  инновационного потенциала предприятия, тем успешнее оно избегает  возможных кризисных ситуаций.

 

Инновационный потенциал предприятия определяется как техническими факторами, так и управленческими. К ним относятся:

 

 • сложившийся ранее  уровень развития производства;

 

 • состояние механизма  и системы управления;

 

 • тип и ориентация  организационной структуры;

 

 • тенденции экономической  и инновационной политики;

 

 • понимание потребности  в различного рода изменениях  и готовность к ним персонала  и т. д.

 

 Все факторы, определяющие  уровень инновационного потенциала, можно подразделить на следующие  группы:

 

 • факторы собственно  инновационного процесса как  самостоятельного объекта управления;

 

 • факторы внутренней  среды;

 

 • факторы внешней  среды.

 

Первая группа факторов

представляет собой совокупность собственных внутренних возможностей инновационного процесса как сложной обособленной системы, определяющих ее развитие. Здесь в первую очередь выделяют такие элементы инновационного процесса, как:

 

 ▪ постановка целей,

 

 ▪ выработка инновационных  решений,

 

 ▪ разработка проектов  и программ.

 

Состав второй группы складывается из возможностей самого предприятия, проявляющихся в различных аспектах его

 

 ▪ финансово-хозяйственного  положения,

 

 ▪ состояния организационной  структуры управления,

 

 ▪ организационно-технического  уровня коммуникационной системы  и т.д. Инновационный потенциал  предприятия определяется также: величиной его ресурсов как  материальных, так и информационных, и напрямую зависит от качества, профессионализма и решительности  управленческих кадров.

Информация о работе Инновации в антикризисном управлении