Инновационный процесс и его основные субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 20:37, реферат

Краткое описание

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения).

Содержание

Введение 2
Определение инновационного процесса и инновационной деятельности 3
Основные виды и субъекты инновационной деятельности 6
Циклический характер инновационного процесса 13
Научно-техническая и инновационная деятельность 16
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

иновац менедж реферат.docx

— 135.73 Кб (Скачать файл)

Условно принимая типологию Роджерса, исследователь К. Ангеловски [3, 49] высказывается в пользу других названий, которые, по его мнению, более соответствуют выделенным категориям: новаторы, передовики, умеренные, предпоследние, последние. В понятие «новаторы» (1 категория) включены преподаватели, смело воспринимающие, внедряющие и распространяющие все новое.

Вторую  категорию Ангеловски назвал «передовиками», т.к. они идут впереди других в восприятии инноваций. Эта категория педагогов считает, что в наших социальных условиях новшества нужно внедрять немедленно, сразу же после их появления.

Третья  категория находится в середине и была названа «умеренной», поскольку  восприятие новшеств этой категорией учителей осуществляется очень умеренно, они не стремятся быть среди первых, но в то же время и среди последних, верные своему лозунгу - золотой середине. Новое не воспринимают до тех пор, пока оно не будет воспринято большинством коллег.

Сторонники  четвертой модели мышления названы  «предпоследними», т.к. они действительно  принимают новшества предпоследними. Они не последние, но среди последних, являясь предпоследними среди принявших новшества.

Пятая категория - те, кто принимает новшества  послед ними, руководствуясь принципом: «Лучше поздно, но надежно».

Позиция руководителя в инновационном  процессе

Одним из важнейших факторов, детерминирующих  успех внедрения новшеств, является отношение руководителя организации  к данному новшеству, характер его  позиции в инновационном процессе. Исследователь Ю.Л. Неймер [84, 43-45] рассматривает 3 вида инициации инновационного процесса и реакцию на них руководителей: инициатива сверху, собственная инициатива руководителя и инициатива снизу.

Итак, инициатива сверху может носить двоякий характер: директивы и совета. При инновационной  директиве тип поведения руководителя, в основном, жестко задан. (Хотя при благоприятных обстоятельствах имеется возможность для некоторой свободы действий. В случае, когда директива сверху носит совещательный характер, руководитель получает свободу выбора и действий в экспертизе, в принятии решения о реализации нововведения и в самой реализации). Инициатива снизу представляет собой инновационные предложения, исходящие от работников самой организации.

Экспертизу  организации на предмет готовности к инновациям может проводить  как сам руководитель, так и  экспертная группа, но в обоих случаях  роль руководителя чрезвычайно важна: окончательная установка «принять - отвергнуть» может быть дана только им. Однако, не следует и переоценивать роль руководителя в инновационном процессе, т.к. успех реализации нововведения зависит, прежде всего, от исполнителей.

Инновационному  процессу сопутствуют различные  социальные явления, выступающие в  качестве факторов, оказывающих на него в целом специфическое стимулирующее  или тормозящее действие. Немаловажными  из этих факторов являются, на наш взгляд, такие характеристики руководителя организации, как возраст, степень  идентификации с организацией, квалификация и уровень общей культуры, авторитет  во внешней и внутренней среде  и т.д.

Из вышеизложенных характеристик необходимо выделить две важнейшие: первый - характер и  степень идентификации руководителя с организацией. Различают альтруистическую и эгоистическую идентификацию: в 1-м случае руководитель подчиняет  свои личные интересы интересам процветания  организации; во 2-м - старается использовать деятельность организации для реализации своих личных целей. Вторым важнейшим  фактором является, бесспорно, квалификация и уровень общей культуры руководителя организации, тесно связанный с  информированностью о последних  достижениях инноватики.

Ю.Л. Неймер выделяет 5 типов руководителей по их отношению к инновационному процессу:

  1. консервативный. Относясь к новому с предубеждением, руководитель данного типа ориентирован на традиционные способы работы. Под давлением инициативы сверху старается достойно «увильнуть» или растянуть сроки;
  2. декларативный. Поддерживая на словах любое новшество, на деле, однако, избегает проведения в жизнь нововведений, требующих коренных изменений и больших за трат;
  3. колеблющийся. Решения его порой поражают своей противоположностью, зачастую попадает под влияние своих ближайших помощников, в случае неудачи пытается переложить на их плечи всю ответственность за принятое решение. Нововведений боится;
  4. прогрессивный. Занят поиском новых путей достижения целей, новых, прогрессивных технологий;
  5. одержимый. Данный тип руководителя постоянно занят перестройкой деятельности своей организации. Не утруждая себя предварительным расчетом, действует под девизом «перемены ради перемен».

Разумеется, в  «чистом» виде указанные типы руководителей  встречаются редко.

Циклический характер инновационного процесса

Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический  порядок появления новшеств в  различных областях техники. Можно  отметить, что инновация - это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. (Это подтверждают различные концепции длинных волн Н. Д. Кондратьева, И. Е. Варги, И. Шумпетера и др.).

По мере развития деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные, различающиеся  между собой участки и материализуется  в виде функциональных организационных  единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и  технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых  продуктах или технологиях. Значительно  больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения  новой техники, то есть повышается технологический  уровень инновационной системы  и ее составных элементов, повышается тем самым восприимчивость к  инновациям.

В общем  виде ИП можно представить в развернутом  виде так:

ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб, где

ФИ - фундаментальное (теоретическое) исследование;

ПИ - прикладные исследования;

Р - разработка;

Пр - проектирование;

С - строительство;

ОС - освоение;

ПП - промышленное производство;

М - маркетинг;

Сб - сбыт.

Анализ  этой формулы требует абстрагирования  от факторов обратной связи между  различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ - ОС, который может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ - ПИ; Пр - С) и т. д.

Начальной стадией инновационного процесса является ФИ (теоретическое исследование), что  связано с понятием научная деятельность. Разумеется, каждый отдельный элемент  цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.

Что же представляет собой научная работа, от развития которой зависит появление новшеств. Научная работа - исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

Характерно, что количество новых сведений и  информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.

Рассматривая  ФИ с точки зрения конечного результата, необходимо выделить исследовательскую  деятельность, направленную на получение  и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.

Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно  с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом  инновационного процесса. Вместе с  тем, необходимость теоретических  исследований может быть обусловлена  потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.

Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются  в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по схеме 1:

Только  некоторые фундаментальные исследования воплощаются в ПИ - Р - ПР и т. д. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. И из оставшихся 10 % с положительным результатом не все применяются на практике. Цель ФИ - познание и развитие процесса (теории вопроса).

Иную  целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это - "овеществление знаний", их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т. д.

В результате разработок создаются конструкции  новых машин и оборудования, что  плавно переходит в фазы. Проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы (М - Сб) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.

Таким образом, инновационный менеджер имеет  дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.

  Научно-техническая  и инновационная  деятельность 

Научно-техническая  и инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных  процессов и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.

Научно-техническая  деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением  научно-технических знаний. Она включает: научные исследования и  разработки; научно-техническое образование и подготовку кадров; научно-технические услуги.

Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск  новых путей применения этих знаний.

Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.

Фундаментальные исследования - экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.

В отличие  от фундаментальных исследований, прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем.

Разработки - это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы); технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный продукт (технологические работы); созданием опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества); проведением испытаний для получения технических и других данных и накопления опыта. (это находит отражение в технической документации по применению  нововведений).

Таким образом, научные  исследования и разработки включают:

-   конструкторские работы;

-   проектные работы;

-   технологические работы;

-   создание опытных образцов;

-   проведение испытаний.

Для изучения рынка новшеств инновационный менеджер должен учитывать, что статистическая информация о научных исследованиях и разработках дается не только по видам работ, но и по секторам науки, социально-экономическим целям и отраслям науки.

Рассмотрим  теперь понятие научно-технической  услуги.

Научно-технические  услуги охватывают деятельность, связанную с научными исследованиями и разработками и способствующую распространению и применению научно-технических знаний. Научно-техническими услугами могут заниматься:

-   научные организации в качестве неосновной деятельности;

-   самостоятельные организации, созданные для этих целей (институты научно-технической информации, библиотеки, архивы и др.).

К научно-техническим  услугам относятся: предоставление научно-технической информации; перевод, редактирование и издание научно-технической литературы; изыскания (геологические, гидрологические, топографические и др.); разведка полезных ископаемых; сбор данных о социально-экономических явлениях; испытания; контроль качества; консультирование клиентов по подготовка и реализации конкретных проектов (кроме научных исследований и разработок, обычных инженерных услуг); патентно-лицензионная деятельность.

Информация о работе Инновационный процесс и его основные субъекты