Управление инновационными процессами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:45, реферат

Краткое описание

В настоящее время внедрение инноваций в различные сферы деятельности человека является важным фактором экономического роста. Каждая компания рассматривает внедрение инноваций как способ улучшения темпов развития предприятия, поддержания и повышения конкурентоспособности производимых товаров и уровня доходности.
В современном мире потребности общества растут с каждым днем, и существование предприятий, согласно старым, традиционным способам развития почти невозможно. Для выживания организации на рынке введение инноваций в ее производство и трудовой процесс является неизбежным.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В настоящее время  внедрение инноваций в различные  сферы деятельности человека  является важным фактором экономического роста. Каждая компания рассматривает внедрение инноваций как способ улучшения темпов развития предприятия, поддержания и повышения конкурентоспособности производимых товаров и уровня доходности.

В современном мире потребности  общества растут с каждым днем, и  существование предприятий, согласно старым, традиционным способам развития почти невозможно. Для выживания организации на рынке введение инноваций в ее производство и трудовой процесс является неизбежным. Инновация - это любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п. Поэтому внедрение инноваций подразумевает разного рода изменения в организационном процессе компании. Но не все компании легко и без последствий реагируют на нововведения. На лекции TED-x, проходившей в городе Томске 5 октября 2011 года Фрэнк Риналдо, профессор Факультета информатики и техники Университета Рицумейкан в Японии, говорил о том, что крупные компании подобны динозаврам, они очень медленно реагируют на какие-либо изменения. В крупных компаниях уже установлены свои и культуры и они не хотят меняться. В маленьких компаниях все по-другому: за счет их размера, количества сотрудников в них, такие компании очень быстр реагируют не любые изменения. Таким образом, реакция на нововведения зависит от размера компании, психологических качеств ее сотрудников. Следовательно, если на предприятии не правильно провести процесс введения новых технологий, или не правильно его контролировать и управлять им, то для предприятия это окажется крахом. Чтобы избежать отрицательных последствий, необходим особый, новый и при этом правильный подход в управлении инновационными процессами. Этим занимается инновационный менеджмент.

 

 

1 Инновационный менеджмент

Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

Инновационный менеджмент базируется на основополагающих моментах:

1) целенаправленного  поиска идеи, служащей фундаментом  для данной инновации;

2) организации инновационного процесса для данной инновации (что предполагает проведение организационно-технического комплекса работ по превращению идеи в вещь (новый продукт, материализованная форма операции), готовую для продвижения на финансовом рынке и для продажи);

3) процесса продвижения и реализации инновации на рынке (что составляет определенное искусство, требующее творческого подхода и активных действий продавцов).

Любое управление включает в себя определенную стратегию и тактику.

Стратегия означает общее направление и способ использования средств достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование. Новые цели, естественно, ставят задачу разработки новой стратегии.

Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения, наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

Инновационный менеджмент – это определенная система управления

Как система он состоит  из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством движения информации. Это движение информации представляет собой сам процесс управления. Таким образом, процесс управления – это процесс выработки и осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления. Выработка управляющего воздействия включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, а также принятие решений, обязательно включающее определение управляющего воздействия. Осуществление управляющего воздействия включает передачу управляющих воздействий и при необходимости переоборудование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления.

Субъектом управления в инновационном менеджменте может быть одни работник или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам и т.п.), которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации (продукты и операции), инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей).

Третьим элементом инновационного менеджмента является информационный продукт. Процесс управления инновациями осуществляется через движение информации: внешней, командной, о состоянии объекта управления до управления им и после управления и др. Движение информации означает процесс сбора, хранения, переработки, передачи информации, контроля ее движения и оценку результативности ее использования для воздействия со стороны субъекта управления на объект управления. 
Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления.

Различают два типа функций:

1) функции субъекта управления;

2) функции объекта управления.

К первым относятся:

1) прогнозирование;

2) планирование;

3) организация;

4) регулирование;

5) координация;

6) стимулирование;

7) контроль.

К функциям объекта управления относятся:

1) рисковое вложение  капитала;

2) организация инновационного процесса;

3) организация продвижения инноваций  на рынке и ее диффузии.

Функции субъекта управления представляют собой общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношения людей в хозяйственном процессе. Эти функции есть конкретный вид управленческой деятельности. Они последовательно складываются из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду.

Функция прогнозирования (от греч. prognosis – предвидение) в инновационном менеджменте охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей. Результатом прогнозирования являются прогнозы, т.е. предвидение соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования инноваций является альтернативность технико-экономических показателей, заложенных в создании инновации. Альтернативность означает необходимость выбора одного решения из взаимоисключающих возможностей. В этом процессе исключительно важное значение имеет правильность определения наметившихся тенденций научно-технического прогресса и тенденций изменения спроса потребителей, а также маркетинговые исследования.

Управление инновациями  на основе их предвидения требует  выработки у менеджера определенного  чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

Функция управления – планирование – охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий в инновационном процессе, так и по воплощению их на практике.

Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка методических указаний, инструкций и т.п.

Функция регулирования (от лат. regulate – подчинение определенному закону, порядку) в инновационном менеджменте заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической системы в случае, когда эта система отклоняется от установленных параметров.

Функция координации (от лат. со – с, вместе + ordinatio – расположенные в порядке) означает согласованность работ всех звеньев системы управления. Координация «работает» на обеспечение единства отношений субъекта и объекта управления.

Функция стимулирования выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.

Функция контроля в инновационном менеджменте заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций. Посредством контроля собирается информация об использовании инноваций, о ходе жизненного цикла этой инновации, вносятся изменения в инвестиционные программы, в организацию инновационного менеджмента. Контроль предполагает анализ технико-экономических результатов. Анализ также является частью планирования. Следовательно, контроль в инновационном менеджменте должен рассматриваться как оборотная сторона планирования инноваций.

Управляемая подсистема инновационного менеджмента, как называлось выше, выполняет функции рискового вложения капитала, организации инновационного процесса и организации продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

Содержание этих функций объекта  управления заключается в следующем.

Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт (операцию) всегда связано с неопределенностью. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов.

Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация деятельности по созданию, реализации и диффузии инноваций. Действие этой функции затрагивает весь инновационный процесс.

Функция продвижения и диффузии инновации проявляет себя на рынке и состоит в создании эффективной системы мер по продвижению и распространению новых продуктов (операций): рекламные мероприятия, захват новых рынков сбыта и т.п.

1.2 Особенности управления инновационной деятельностью

Стратегическое планирование и управление деятельностью компании становятся центральным направлением современного менеджмента. Деловые стратегии крупной корпорации, основанные на функциональных и операционных составляющих, оказываются недостаточными. Для многопрофильной компании важной функцией менеджмента представляется теперь разработка стратегий на четырех различных организационных уровнях:  
1. Корпоративная стратегия (для компаний и всех сфер ее деятельности в целом).  
2. Деловая стратегия (для каждого вида деятельности компании).  
3. Функциональная стратегия (для каждого функционального направления, определенной сферы деятельности).  
4. Операционная стратегия (более узкая стратегия для основных структурных единиц). Она разрабатывается внутри функциональных направлений.

Изменение характера экономического развития потребовало создания новой парадигмы управления, все большее значение получают типы поведения предприятия, направленные на достижения. Организация рассматривается как открытая система, ориентированная на внезапные и резкие изменения во внешней и внутренней среде (в технологиях, рынках, поведении конкурентов, социально-политическом и экономическом окружении). Меняются механизмы, структуры, методы и подходы менеджмента. Значительные изменения происходят в понимании процесса управления. Процессуальный подход, логика организации и координации в менеджменте также видоизменяются. В процессе управления обязательны своевременная реакция на изменения в окружающей среде, четкая корреляция усилий и вознаграждения, установление долевого участия работников в прибыли, непосредственное участие менеджера в работе групп на всех этапах, а также четкое видение организации и ее будущего.  
В таком подходе "процесс управления представляется как совокупность циклических действий", он жестко привязан к процессу производства и образует "непрерывность циклически повторяющихся процессов принятия решений, связанных с выполнением управленческих функций". 
Ускорение темпов научно-технического прогресса в последнее десятилетие, интернационализация и глобализация процессов в мировой экономике обусловили значительное повышение динамичности и изменчивости условий хозяйственной деятельности. Решающим фактором выживания и эффективного функционирования компаний стала способность работать в следующих условиях:

-      быстрое и резкое изменение социально-экономической, политической, правовой среды;

-      множественные изменения рыночной конъюнктуры и рыночной ситуации; высокая неопределенность внешних и внутренних процессов;  
-      повышенный коммерческий, финансовый, кредитный, предпринимательский риск;

-      потребность в значительных объемах внешней информации;

-      высокая изменчивость технологий производства;  
-      резкое снижение детерминированности процессов производства и управления;  
-       множественность источников информации, альтернативность решений и вариантов технологического обновления;

-       расширяющееся разнообразие новых товаров и услуг в сочетании с уникальностью и малосерийностью;

-       изменение требований к квалификации и качеству труда работников;  
-      усиление индивидуализма, повышение уровня притязаний и нонконформизма персонала.

Изменение моделей экономического роста, вовлечение все большего числа  стран, компаний и производств в  инновационное развитие значительно видоизменяют функции и методы менеджмента, соотношение между его составляющими. Так, общий инновационный менеджмент включает:  
-       нормативный менеджмент, нацеленный на разработку философии, инновационной политики и общих стратегических намерений;  
-       стратегический менеджмент, занятый выработкой стратегий и их реализацией;  
-       оперативный менеджмент, связанный с практическим осуществлением мероприятий по управлению инновационной деятельностью.

Информация о работе Управление инновационными процессами