Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследование теоретических и практических аспектов организации инновационной деятельности на предприятии.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретически понятия инноваций и инновационной деятельности;
2. Проанализировать методы оценки эффективности организации инновационной деятельности на предприятии;
3. Дать общую характеристику деятельности изучаемого предприятия;
4. Проанализировать организацию инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»;
5. Разработать методы усовершенствования организации инновационной деятельности в «ИП Батурина НН».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………6
1.1 Общая характеристика инноваций и инновационной деятельности….6
1.2 Формы и механизмы организации инновационной деятельности …..12
1.3 Оценка эффективности организации инновационной деятельности на предприятии……………………………………………………………...................16
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «ИП БАТУРИНА НН»………………………………….18
2.1 Общая характеристика деятельности фирмы «ИП Батурина НН»…...18
2.2 Анализ внешней среды предприятия…………………………………...22
2.3 Анализ инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»…………26
3 МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «ИП БАТУРИНА НН»………32
3.1 Рекомендации руководству фирмы по совершенствованию инновационной деятельности……………………………………………………..32
3.2 «Создание интернет сайта» как способ улучшения организации инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»…………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………....………………………...........39
ПРИЛОЖЕНИЯ……..……………………………………………..............41

Вложенные файлы: 1 файл

курсов. иннов. мен..doc

— 454.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «ИП БАТУРИНА НН»

         2.1 Общая характеристика деятельности фирмы «ИП Батурина НН»

 

Объект нашей курсовой - «Индивидуальный предприниматель  Батурина Н.Н.». Батурина Наталья Николаевна - физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированное в качестве предпринимателя, действующего на основании Свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, регистрационный номер № 307744516000026, выдан 09.06.2007 г. ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска Челябинской обл. Дата образования фирмы - 2002г. Юридический адрес: Российская Федерация, Челябинская область, город Магнитогорск, пер. Подгорный, д. 37.

          Род деятельности фирмы - оптово-розничная  реализация отделочных и стройматериалов. «ИП Батурина НН» ведёт осуществление хозяйственной деятельности в двух направлениях:

  1. реализация оптом товаров данной специфики;
  2. розничные продажи по городу Магнитогорску.

Реализуемые товары:

- широкий ассортимент керамической плитки российских производителей, заводов: Завод керамических изделий (ЗКИ) г. Екатеринбург, «Нефрит» г. Санкт-Петербург, «Сокол» г. Москва.

- обои российских и зарубежных производителей: «Rash» Германия, «Zambaiti» Италия, «Палитра» Россия.

- мебель для ванных комнат российского производства фирмы «Коралл» г. Челябинск.

Миссия предприятия:

          «ИП Батурина НН» предоставляет к услугам каждого покупателя индивидуальный проект дизайна помещений, просчёты керамической плитки по размерам каждого помещения, владение информацией в подборе дизайн - проекта для самых искушённых покупателей. Основа деятельности фирмы - продажа изделий высокого качества по умеренным ценам для всех слоёв населения.

Этапы развития «ИП Батурина НН»:

  1. Изначально «ИП Батурина НН» закупала керамическую плитку у российских производителей в небольших количествах, для реализации её путём розничной продажи на рынках города. Состав фирмы был малочисленным: генеральный директор, главный бухгалтер и несколько продавцов.
  2. На втором этапе развития фирма не только расширила штат сотрудников, открыла дополнительные точки продаж, но и организовало работу на оптовых складах, тем самым увеличив объёмы продаж и заняв лидирующее место по реализации керамической плитки в г. Магнитогорске.
  3. С 2008 по 2010 гг. «ИП Батурина НН» увеличивает объёмы продаж на 120%, что явилось следствием активной работы менеджера по разработке PR-компании и развитию более эффективного коммуникационного комплекса.

     На данном  этапе развития компании состав  работников «ИП Батурина НН» насчитывает:

- Генеральный директор – 1 чел.

- Креативный директор -1 чел.

- Исполнительный директор – 1 чел.

- Бухгалтер – 1 чел.

- Менеджер – 2 чел

- Системный администратор – 1 чел.

- Специалист оптовых продаж – 3 чел.

- Продавец-консультант – 13 чел.

- Работники складских помещений – 7 чел.

- Работники технологического отдела- 12 чел.

Состав работников «ИП Батурина НН» в динамике с 2002 по 2010 гг. представлен в таблице 1:

Таблица 1 - Состав работников «ИП Батурина Н.Н.»

Категории работников

2002 - 2008

2009

2010

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Руководящий персонал

2

15,4

2

10

2

5,7

Административный персонал

3

23

3

15

3

8,6

Персонал по продажам

6

46,2

10

50

13

37,1

Персонал по работе с клиентами

1

7,7

2

10

2

5,7

Персонал по оптовой торговле

1

7,7

3

15

3

8,6

Персонал тех. отдела

0

0

0

0

12

34,3

Итого

13

100

20

100

35

100


 

 

Анализируя вышеприведённую  таблицу видно активное увеличение персонала по продажам и персонала по оптовой торговле. Это свидетельствует о том, что деятельность фирмы расширяла свои границы, тем самым требуя задействования более квалифицированных кадров для увеличения объёмов и качества продаж, что, несомненно, положительным образом сказалось  на конкурентоспособности и деятельности «ИП Батурина НН» в целом.

 

 

 

 

Структура фирмы.

Фирма «ИП Батурина НН» имеет линейно-функциональную структуру управления (в соответствии с рисунком 1).

 

 

 

 

 


 



Рисунок 1- Структура  фирмы «ИП Батурина НН»

Структура фирмы основана на специализированном разделении труда, то есть работа между людьми распределена не случайно, а закреплена за специалистами, способными выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.

При данной структуре  управления сохраняется преимущество линейной структуры в виде принципа единоначалия, и преимущество функциональной структуры в виде специализации управления. Но такая структура управления имеет несколько недостатков. Данная структура носит централизованный характер, что вызывает перегрузку высшего руководства и требует  специального налаживания прямых связей подсистем. Ещё одним существенным недостатком является то, что создаются ограниченные возможности по подготовке руководителей административного и управленческого звена.  Отсутствуют тесные взаимосвязи и взаимодействия на горизонтальном уровне между подразделениями, чрезмерно развита система взаимодействия по вертикали, утрачивается гибкость во взаимоотношениях работников аппарата управления, ослабляется инновационная и предпринимательская реакция компании, что сказывается на конкурентных преимуществах фирмы [15, c. 130].

    Масштабы деятельности фирмы.

          За последние два года ассортимент продукции, реализуемой фирмой, увеличился со 150 до 1430 наименований, из них 70% составляют новые виды товаров. На сегодняшний день в «ИП Батурина НН» реализуются: обоев - 1200 наименований, кафеля - 100 наименований, мебели для ванных комнат - 130 наименований.

Темпы роста объёмов  продаж к прошедшему году составляют -120%, что свидетельствует о том, что в «ИП Батурина НН» идёт активная работа по эффективному ведению хозяйственной деятельности и по реализации продукции. Это расширение круга оптовых и розничных покупателей, внедрение новых видов продукции, грамотный подход к организации системы управления в целом.

 

2.2 Анализ внешней  среды предприятия

 

Внешняя среда характеризуется  как совокупность переменных, которые  находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия. Внешняя среда прямого воздействия представляет собой организации и людей, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых ими целей и задач: поставщики, потребители, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, правительственные органы и пр. К внешней среде косвенного воздействия относят: политические, экономические, демографические, социально-культурные, технологические, экологические, географические, климатические факторы. Данные факторы не оказывают прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые её менеджментом [16, с.44].

Анализ внешней среды на фирме «ИП Батурина НН» проводится для того, чтобы  определить те потенциальные возможности и угрозы, которые фирма должна учитывать при постановке целей и задач, при их достижении, а также при планировании инновационных проектов.

При анализе  внешней среды прямого воздействия основное внимание уделяется изучению потребителей (покупателей). Анализ потребителей ставит своей основной задачей изучение тех, кто приобретает продукцию данной фирмы. Данный метод позволяет фирме узнать, какой товар больше пользуется спросом у тех или иных слоёв населения, на какой объём продаж может рассчитывать фирма в данном месяце, как можно расширить диапазон продаж, какое будущее ожидает данный товар, будет ли на него спрос через полгода и т.д.

Чтобы составить  общую картину образа покупателя, использовались следующие критерии:

- территориальное  местоположение;

- демографические  факторы (возраст, пол);

- социальная принадлежность покупателей;

- отношение  покупателя к продукту.

Составив  «портрет» покупателя (см. таб. 2), фирма смогла увеличить прибыль путём поиска потребителей, наиболее соответствующих данным критериям. Для этого использовались всевозможные средства маркетинговых коммуникаций (анкетирования, опросы на улицах, PR-акции и пр.). Главное, что необходимо было выяснить, это как происходит принятие решения о приобретении того или иного товара.

 

Таблица 2 - Образ среднестатистического  покупателя фирмы «ИП Батурина НН»

 

Критерии создания образа

Среднестатистические  данные

Территориальные

Жители города Магнитогорска и  Республики Башкортостан

Демографические

Преимущественно женщины, мужчины  в возрасте 30-45 лет, образование - средне-специальное, сфера деятельности - торговля,гос.служба, индивидуальное предпринимательство.

Соц. принадлежность

Средний класс (рабочие, служащие гос. предприятий).

Отношение к продукту

Покупатель-сам пользователь продукта, приобретает для личных нужд, продукт  оценивает как товар первой необходимости.


 

«ИП Батурина НН» реализует товары народного  потребления (обои, кафель, проч. стройматериалы), поэтому основные потребители (80 % продаж) - физические лица, занимающиеся ремонтом собственного жилья. Остальные 20 % - юридические лица (организации), приобретающие продукцию фирмы оптом и по безналичному расчёту. В результате задействована в основном розничная торговля и торговля мелким оптом со складов в г. Магнитогорске. Крупные потребители (на основе договоров купли-продажи): школы, дет.сады, строительные фирмы, муниципальные предприятия, ЖКХ Челябинской, Свердловской областей, Республики Башкортостан. На федеральном уровне - 20 % потребителей.

 

Таблица 3 - Анализ поставщиков  «ИП Батурина НН»

 

 

Товар

Поставщик

Объём товара в % (по направлениям)

керамогранит

Завод керамических изделий  г. Екатеринбург.

25

Кафель

«Нефрит» г. Санкт-Петербург.

40

кафель, сухие строит. смеси

«Сокол» г. Москва

35

Обои

«Rash» Германия

50

Обои

«Zambaiti» Италия

40

Обои

«Палитра» Россия

10

мебель  для ванных комнат

«Коралл» г. Челябинск

100


 

Как видно из таблицы 3, весь товар и сырьё для производства клея закупается за пределами региона, что ведёт к повышению цен на них из-за высоких транспортных расходов и налогов. Но при этом состав поставщиков существенно не изменялся за последние 5 лет. Это связано с возможностью возникновения рисков из-за несвоевременных поставок, несоблюдением отдельных пунктов договора, некачественным товаром новых поставщиков.

При анализе внешней  среды предприятия большое внимание также следует уделить изучению конкурентов. Конкуренция (от лат. concurrere – «сталкиваться») – это борьба независимых друг от друга экономических субъектов рынка за право обладания ограниченными ресурсами.

Иными словами, это такой  процесс взаимодействия выступающих  фирм на рынке с целью достижения лучших возможностей сбыта своего товара посредством удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Конкуренция постоянно присутствует на рынке между товаропроизводителями. И для того чтобы фирма имела успех, ей необходимо постоянное повышение своей конкурентоспособности [7, с. 33].

На рынке товаров  фирма «ИП Батурина НН» занимает достаточно твёрдую позицию, являясь одним из лидеров по реализации отделочных материалов в г. Магнитогорске. Доступные цены и высокое качество обеспечивают фирме стабильный портфель заказов и гарантированный доход.

Ближайшие конкуренты: отделочный центр «Счастье», сеть магазинов «Аркада», торговый дом «Товарищ». Сравнивая цены на товары между данными конкурентами, можно сделать выводы, что «ИП Батурина НН» является на данный момент (показатели 2011г.) лидером по уровню цен, разделяя первое место только с «Аркадой». Это не может не сказываться на уровне спроса и объёме продаж. Этот результат был достигнут за счёт уценок, скидок, акций и прочих маркетинговых ходов. Удержание лидирующих позиций в ценовой конкуренции достигается также за счёт снижения себестоимости на тепло и энергоносители при производстве продукции в цеху. Разработка инновационных проектов и производство технологически-новой продукции способствует в полной мере повышению конкурентных преимуществ фирмы «ИП Батурина НН» (данный вид продукции не производится в регионе).

Информация о работе Инновационный менеджмент