Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследование теоретических и практических аспектов организации инновационной деятельности на предприятии.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретически понятия инноваций и инновационной деятельности;
2. Проанализировать методы оценки эффективности организации инновационной деятельности на предприятии;
3. Дать общую характеристику деятельности изучаемого предприятия;
4. Проанализировать организацию инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»;
5. Разработать методы усовершенствования организации инновационной деятельности в «ИП Батурина НН».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………6
1.1 Общая характеристика инноваций и инновационной деятельности….6
1.2 Формы и механизмы организации инновационной деятельности …..12
1.3 Оценка эффективности организации инновационной деятельности на предприятии……………………………………………………………...................16
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «ИП БАТУРИНА НН»………………………………….18
2.1 Общая характеристика деятельности фирмы «ИП Батурина НН»…...18
2.2 Анализ внешней среды предприятия…………………………………...22
2.3 Анализ инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»…………26
3 МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «ИП БАТУРИНА НН»………32
3.1 Рекомендации руководству фирмы по совершенствованию инновационной деятельности……………………………………………………..32
3.2 «Создание интернет сайта» как способ улучшения организации инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»…………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………....………………………...........39
ПРИЛОЖЕНИЯ……..……………………………………………..............41

Вложенные файлы: 1 файл

курсов. иннов. мен..doc

— 454.00 Кб (Скачать файл)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

          1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………6

          1.1 Общая характеристика инноваций и инновационной деятельности….6

          1.2 Формы и механизмы организации инновационной деятельности …..12

          1.3 Оценка эффективности организации инновационной деятельности на предприятии……………………………………………………………...................16

          2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «ИП БАТУРИНА НН»………………………………….18

          2.1 Общая характеристика деятельности фирмы «ИП Батурина НН»…...18

          2.2 Анализ внешней среды предприятия…………………………………...22

          2.3 Анализ инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»…………26

          3 МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «ИП БАТУРИНА НН»………32

3.1 Рекомендации руководству  фирмы по совершенствованию инновационной  деятельности……………………………………………………..32

3.2 «Создание интернет сайта» как способ улучшения организации инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»…………………………….34

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................37

          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………....………………………...........39

          ПРИЛОЖЕНИЯ……..……………………………………………..............41

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В современных условиях инновационная деятельность в той  или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов [6, с. 6].

Рыночные условия развития экономики  в настоящее время  постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществить, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно-исследовательскую базу. Таким образом, вопросы организации и управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными, что послужило выбором данной темы для  курсовой работы. 

На основании актуальности темы можно выдвинуть цель и задачи данного исследования.

Цель работы - исследование теоретических и практических аспектов организации инновационной деятельности на предприятии.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретически  понятия инноваций и инновационной  деятельности;

2. Проанализировать методы оценки эффективности организации инновационной деятельности на предприятии;

3. Дать общую характеристику деятельности изучаемого предприятия;

4. Проанализировать организацию инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»;

5. Разработать методы  усовершенствования организации инновационной деятельности в «ИП Батурина НН».

Объект исследования - индивидуальный предприниматель Батурина Н.Н. («ИП Батурина НН»).

Предмет исследования - инновационная деятельность фирмы.

Степень научной разработанности  проблемы. Проблемам организации  инновационной деятельности в рамках предприятия посвящены некоторые работы зарубежных и отечественных учёных, таких как:               

- Пиннигс, А.Бьютандям  в работе: «Новая технология и организационные структуры» (1990г.);

          - Мескона М.Х., Альберта М., Хедоури Ф.: «Основы менеджмента» (1992г.);

          - Ильенкова С.Д.: «Инновационный менеджмент» (1997г.);

          - Эриашвили Н.Д.: «Менеджмент и маркетинг» (2005г.) и др.

Источниковая база исследования. Нужно отметить, что анализ источников по данной теме выявил недостаточную освещаемость проблемы организации инновационной деятельности в рамках предприятий. Вопросы инновационной деятельности в научной литературе рассматривались на более глобальном уровне. Отсутствие должного внимания данному вопросу определило выбор темы исследования и обусловило постановку цели и задач.

Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы и предложения, сформулированные в данном исследовании, представляют собой универсальную методику формирования и эффективного использования организации инновационной деятельности для данного типа предприятий и могут быть использованы другими организациями города.

          Структура работы полностью соответствует поставленным задачам и состоит из введения, теоретической, практической глав, заключения. В конце работы приведены приложения.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты организации инновационной деятельности, в частности: сущность понятий инновации и инновационного процесса, классификация и источники инноваций, виды и субъекты инновационной деятельности, оценка инновационного потенциала организации. Вторая глава курсовой работы - практическая. Здесь исследуется организация инновационной деятельности на примере конкретной фирмы. В третьей главе рассматриваются методы совершенствования инновационного процесса в данной фирме: даются рекомендации руководству и разрабатывается мероприятие по улучшению организации инновационной деятельности.

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

       1.1 Общая характеристика инноваций и инновационной деятельности

 

Содержание инновационной деятельности, ее характерные черты и особенности находят отражение в таком фундаментальном понятии, как понятие инновации. Необходимо отметить, что это понятие и в российской, и в зарубежной литературе часто определяется по-разному (Приложение А).

Термин «инновация»  используется в двух смыслах. Во-первых, для описания первого использования  нового продукта, процесса или системы. Во-вторых, для описания процесса, включая  такие виды деятельности, как исследования, проектирование, разработку и организацию производства нового продукта, процесса или системы [1, c. 10].

ИННОВАЦИЯ (англ, innovation) - нововведение, новшество, новация. В самом общем виде это понятие обозначает: 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; 2) новая техника, технология, продукты (товары) и услуги, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса [18].

Значение термина «инновация»  зависит от конкретной цели исследования, измерения или анализа объекта.

Современная экономическая теория различает пять основных типов инноваций:

- введение нового продукта (товарная инновация);

- введение нового метода производства (технологическая инновация);

- создание нового рынка товаров или услуг (рыночная инновация);

- освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов (маркетинговая инновация);

- реорганизация структуры управления (управленческая инновация) [5, c. 5].

Инновация как результат  творческого процесса - создание (либо внедрение) новых потребительных стоимостей, применение которых требует, чтобы использующие их лица либо организации изменили привычные стереотипы деятельности, свои навыки. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна его потребительских свойств.

Инновация - использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных  стандартах, рекомендации по которым приняты в Осло в 1992 г. и получили название "Руководство Осло". Они разработаны применительно только к технологическим инновациям и охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно различаются два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации  охватывают внедрение новых или  усовершенствованных продуктов.

Процессная инновация - это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства.

Все существующие определения можно отнести к пяти основным подходам к определению инновации: 1) объектному (в отечественной литературе в этом случае в качестве определяемого термина часто выступает слово "нововведение"); 2) процессному; 3) объектно-утилитарному; 4) процессно-утилитарному; 5) процессно-финансовому.

Сущность объектного подхода заключается в том, что  в качестве инновации выступает объект - результат НТП: новая техника, технология.

В рамках процессного  подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей - товаров, техники, технологии, организационных форм и т. д.

Объектно-утилитарный  подход к определению термина "инновация" характеризуется двумя основными  моментами. Во-первых, в качестве инновации понимается объект - новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники. Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне нововведения - способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом. В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестиций в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.

Во всех приведенных определениях термин "инновация" трактуется применительно  к конкретной формальной ситуации. В этих подходах не раскрывается экономическая  сущность инновации, нет четких критериев  определения инновации с позиций ее экономических результатов. Вследствие этого возникает ситуация, когда любое новшество, в том числе менее прогрессивное, неэффективное нововведение, можно трактовать как инновацию [8, c. 2].

          Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации (Приложение Б).

          Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что инновация – это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.

          Это значит, что если, например, разработана новая идея, отраженная на схемах, чертежах или досконально описанная, но ее не используют ни в одной отрасли или сфере, и на рынке она не может найти потребителя, то эта новая идея, это знание, представляющее собой результат творческого труда, не является инновацией.

          Отсюда следует, что основными свойствами (критериями) инновации являются:

          − научно-техническая новизна;

          − практическая воплощенность (промышленная применимость), т.е. использование, например, в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании или других областях деятельности;

            -- коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т.е. реализуемо на рынке; что, в свою очередь, означает способность удовлетворить определенные запросы потребителей.

          Поскольку новая идея воплощена в реальных объектах или процессах, постольку она оказывается ориентированной на удовлетворение практических потребностей людей. Таким образом, в условиях рыночной экономики такой неотъемлемый критерий инновации как практическая воплощенность новой идеи, оказывается тесно связанным с критерием ее коммерческой реализуемости посредством появления на рынке новой (инновационной) продукции или услуг [1, c. 11].

Инновационная деятельность — деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно - инвестиционной деятельностью.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий,

которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Разновидностями основных видов инновационной деятельности могут быть:

Информация о работе Инновационный менеджмент