Инновационное проектирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении. Они определяют рост дохода предпринимателей, а также повышение уровня жизни населения.
Инновация – комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства, новшества для удовлетворения человеческих потребностей. Разработка инноваций является одним из направлений инновационного менеджмента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Выбор объекта для проведения инновации и определения новшества………………………………………………………………………….5
Определение новшества на основе модели Кано…………………………...5
Определение комплексного вектора для требований потребителя………12

Глава 2. Проведение патентного поиска……………………………………….14
2.1 Общероссийский классификатор продукции……………………………...14
2.2 Международная классификация изобретений……………………………..15
2.3 Составление регламента поиска…………………………………………….17

Глава 3. Расчет приемлемости инновации на основе экономического анализа……………………………………………………………………………22
3.1 Первичный анализ приемлемости инновации……………………………..22
3.2 Определение процессов производства……………………………………..25
3.3 Расчет амортизации оборудования…………………………………………26
3.4 Определение стоимости будущей инновации……………………………..28
3.5 Определение срока окупаемости инновации………………………………30
3.6 Определение эффекта и эффективности предлагаемой инновации……...32

Заключение……………………………………………………………………….34
Список используемой литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Инновац мен11.doc

— 2.01 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Выбор объекта  для проведения инновации и определения  новшества………………………………………………………………………….5

    1. Определение новшества на основе модели Кано…………………………...5
    2. Определение комплексного вектора для требований потребителя………12

 

Глава 2. Проведение патентного поиска……………………………………….14

2.1 Общероссийский классификатор  продукции……………………………...14

2.2 Международная классификация  изобретений……………………………..15

2.3 Составление регламента  поиска…………………………………………….17

 

Глава 3. Расчет приемлемости инновации на основе экономического анализа……………………………………………………………………………22

3.1 Первичный анализ приемлемости инновации……………………………..22

3.2 Определение процессов  производства……………………………………..25

3.3 Расчет амортизации  оборудования…………………………………………26

3.4 Определение  стоимости будущей инновации……………………………..28

3.5 Определение  срока окупаемости инновации………………………………30

3.6 Определение эффекта и эффективности предлагаемой инновации……...32

 

Заключение……………………………………………………………………….34

Список используемой литературы……………………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой  экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так  и в эксплуатации и при потреблении. Они определяют рост дохода предпринимателей, а также повышение уровня жизни населения.

Инновация –  комплексный процесс создания, распространения  и использования нового практического  средства, новшества для удовлетворения человеческих потребностей. Разработка инноваций является одним из направлений инновационного менеджмента.

 Инновационный менеджмент - это система принципов, методов и форм управления инновационной деятельностью в организации.

Актуальность инновационного менеджмента заключается в быстром реагировании на непрерывные изменения ситуации в мире и на рынке. Устойчивое развитие производства зависит сегодня не столько от имеющихся в стране ресурсов, сколько от соответствия тем радикальным переменам, которые вызваны взрывом новшеств в области техники и технологий.

Инновационный менеджмент определяет основные направления научной, экономической и производственной деятельности предприятия в таких сферах как:

  • Разработка и внедрение нового продукта, услуги или технологии;
  • Усовершенствование выпускаемой продукции и имеющихся технологий;
  • Ассортиментный контроль;
  • Создание или усовершенствование управленческих и финансовых механизмов.

Кроме того, инновационный  менеджмент дает представление о  методах и специфике управления предприятием.

Цель курсовой работы - рассмотреть возможности  проектирования при создании нового технического объекта. В качестве объекта исследования выберем коробку передач. Произведем расчеты анализа первичной приемлемости инновации и экономической эффективности. Сделаем вывод о целесообразности внедрения такого новшества.

Реализация  поставленной цели требует решения  следующих задач:

  • Выбрать объект инновационного исследования (в качестве объекта исследования выступила коробка передач);
  • Рассмотреть возможность дополнения данного объекта инновацией (в данном случае - конструкция с использованием шкивов и клинового ремня, которая позволит повысить топливную экономичность);
  • Произвести расчеты анализа первичной приемлемости инновации и экономической эффективности;
  • Сделать вывод о целесообразности внедрения такого новшества.

Теоретической базой курсовой работы послужили  труды отечественных ученых по вопросам инновационного менеджмента, научные  статьи, общероссийский и международный  классификаторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Выбор объекта для проведения инновации и определения новшества

 

    1. Определение новшества на основе модели Кано

 

Главное средство достижения конкурентного преимущества любой фирмы состоит в удовлетворении запросов потребителя. Однако в насыщенном конкурентном рынке простая удовлетворенность  уже редко может создать устойчивую привязанность потребителя к определенному товару или марке. А именно это и нужно любому производителю или поставщику — получить постоянного клиента, покупателя.

   Один из лучших способов привлечения потребителя, создания новых рынков сбыта и увеличения объемов реализации — создание чувства “восхищения” по поводу предлагаемого товара.

   В 1984 году известный японский ученый Нориаки Кано разработал концепцию Создания Привлекательного Качества (Attractive Quality Creation), а в рамках нее анкету, которая нацелена на выявление характеристик товара/услуги, создающих восхищение потребителя. Анкета позволяет разделить все характеристики товара на три типа. Это “должные”, “одномерные” и “привлекательные” характеристики. Данные три характеристики товара должны соответственно удовлетворять три типа потребностей, которые, согласно классификации Кано, разделяются на ожидаемые, нормальные и захватывающие [5].

1. Базовые факторы  (ожидаемые) Минимальные требования, вызывающие неудовлетворенность  в случае их отсутствия, но не создающие удовлетворенности сами по себе.

2. Основные факторы  (нормальные). Данные параметры вызывают  удовлетворенность, если они выполнены  качественно, или влекут разочарование,  если качество их выполнения  низкое. При этом соотношение  исполнения и удовлетворенности прямое и симметричное.

3. Волнующие факторы  (захватывающие) Факторы, повышающие  удовлетворенность потребителя  при их наличии, но не влекущие  недовольства в случае их отсутствия. Они являются сюрпризом для  потребителя и вызывают «восхищение» [7].

На сегодняшний  день для предприятий, выпускающих  товар, становится актуальным вопрос, каково дальнейшее инновационное развитие продукта. Именно с помощью модели КАНО (рисунок 1) можно определить различные  требования потребителей, выявить какие из этих требований будут являться захватывающими и, тем самым, определить направление в сторону развития.


Рисунок 1 –  Модель КАНО

Для коробки передач в качестве объекта для инновации определим требования потребителей на основе модели КАНО и сформируем эти требования в диаграмме сродства (рисунок 2).

 

Проанализируем  требования потребителей в диаграмме  сродства, сгруппировав их по 3-ем составляющим профиля качества (таблица 2.1).

Таблица 1 – Определение требований потребителей по модели КАНО

№ п/п

Классификатор требований

Функции

1

Нормальные

Безопасность  в эксплуатации и прочность корпуса

Высокая надёжность работы в течение длительного периода эксплуатации

Легкость и удобство управления, исключающие быструю утомляемость водителя

Оптимальные тягово-скоростные свойства и высокий КПД

2

Ожидаемые

Быстродействие и плавность переключения

Использование без физических усилий

Бесшумность при работе и переключении передач

Малые масса и габаритные размеры агрегатов

Удобство в обслуживании при эксплуатации и ремонте

3

Захватывающие

Высокая топливная  экономичность

Низкий выброс СО2

Возможность переключать передачи в автомобиле и вручную, и в автоматическом режиме


 

Из данных таблицы  можно сделать вывод, что захватывающими требованиями для потребителя могут быть высокая топливная экономичность, низкий выброс СО2 и возможность переключать передачи в автомобиле и вручную, и в автоматическом режиме.

Высокая топливная экономичность достигаются благодаря тому, что бесступенчатая коробка передач позволяет двигателю работать в оптимальном диапазоне частот вращения коленчатого вала, получая максимальную отдачу от крутящего момента. Благодаря использованию в новой коробке расширенного диапазона передач удалось уменьшить число оборотов двигателя, что позволило повысить топливную экономичность. Благодаря инновационной конструкции с использованием шкивов и клинового ремня, коробка передач может поддерживать идеальное передаточное число, при котором двигатель работает в оптимальном мощностном диапазоне.

Теперь предстоит  определить целесообразность возможного внедрения такой функции в  исследуемый объект. Для этого  необходимо провести квалиметрический анализ требований потребителей по модели КАНО с помощью экспертного метода (таблица 2 и таблица 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Определение  комплексного вектора для требований  потребителя

Теперь предстоит  определить целесообразность возможного внедрения инновации в исследуемый объект. Для этого необходимо провести квалиметрический анализ требований потребителей по модели КАНО с помощью экспертного метода [6].

Экспертным  путем мы определили комплексные  вектора требований потребителя  для базового объекта и для  потенциально нового объекта, сведем данные в таблицу 4.

Таблица 4 –  Определение удовлетворенности потребителей экспертным путем по группам требований

Базовый объект

Объект с  внедренным новшеством

Требования

Экспертная  оценка

Требования

Экспертная  оценка

Ожидаемые

0,31

Ожидаемые

0,157

Нормальные

0,69

Нормальные

0,347

Захватывающие

0

Захватывающие

0,496


 

Рассчитаем  комплексный показатель качества базового объекта и объекта с внедренным новшеством по формуле:

 (1)

Результаты  расчета соответственно: 37573,08 и 51080,06. Графическое представление числовых данных представим с помощью векторного метода, для этого построим комплексные вектора оценки качества продукции по модели КАНО (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Построение комплексных векторов итоговой оценки качества продукции

По данным рисунка  видно, что вектор КВн имеет более сложную пространственную ориентацию, так в качестве компонентов вектора выступают три вида требований. Для базового вектора КВб ориентация в пространстве плоскостная, этот вектор ориентирован в плоскости взаимодействия нормальных и ожидаемых требований. Значит, вектор КВн отображает большую удовлетворенность потребителя и можно судить о приемлемости новшества.

К тому же, комплексный  показатель качества продукции после  внедрения инновации значительно увеличился, что свидетельствует о том, что такой вид нововведения как конструкция с использованием шкивов и клинового ремня, является привлекательным для потребителей в виду повышения топливной экономичности.

 

 

 

 

 

Глава 2. Проведение патентного поиска

 

2.1 Общероссийский  классификатор продукции

 

Общероссийский  классификатор продукции (ОКП) входит в состав Единой системы классификации  и кодирования технико-экономической  и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации [11].

ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции. ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации с цифровой десятичной системой кодирования. На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам (с 011 – 019 подкласс, с 0111 – 0199 группа, 01111 – 01999 подгруппа, 011111 – 019999 вид).

Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции.

Классификация продукции по в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой  или пятой ступенях классификационного деления [8].

 

45 0000 Изделия автомобильной промышленности

45 4000 Агрегаты, узлы и детали автомобилей легковых, мотоциклов, велосипедов и электромобилей

Информация о работе Инновационное проектирование