Инновации в библиотеках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 15:32, научная работа

Краткое описание

Цель данной работы — выявить специфику инновационной деятельности библиотек, предложить методику изучения, осуществления и документирования изменений, охарактеризовать подходы к управлению инновациями в библиотечном деле.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. ИННОВАТИКА КАК ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
1.1. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной реальности
1.2. Инноватика: содержание и направления развития
1.3. Библиотечная инноватика: что осознано и что предстоит осознать библиотечному профессиональному сообществу
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ БИБЛИОТЕКОЙ
2.1. Цели и содержание стратегического управления изменениями
2.2. Маркетинг в стратегическом управлении и реализации инновационной политики
Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В БИБЛИОТЕКЕ
3.1. Виды инноваций
3.2. Последовательность осуществления инновационного процесса
3.3. Разработка инновационных проектов
3.4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций
3.4.1. Основные понятия, характеризующие продуктовые изменения в библиотеках
3.4.2. Ассортиментная политика и стратегия развития продуктовых изменений
3.4.3. Определение групп целевых потребителей услуг/продукции библиотеки
3.4.4. Определение свойств новых (модифицированных) услуг/продукции библиотеки и механизм создания продуктовых инноваций
3.4.5. Ассортиментное регулирование
3.5. Реализация технологических изменений
3.6. Реализация управленческих изменений
Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ В БИБЛИОТЕКЕ
4.1. Создание инновационного климата
4.2. Контроль и регулирование инновационной деятельности библиотеки
4.3. Библиотечный менеджер как лидер преобразований
4.4. Обучение, переобучение и повышение квалификации руководителей и персонала библиотек
4.4.1. Обучение инновационной деятельности
4.4.2. Переобучение и повышение квалификации руководителей
и персонала библиотек
Глава 5. НАУЧНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
5.1. Роль и функции научно-методических служб библиотек в реализации инноваций
5.2. Направления и методика изучения инноваций
5.3. Распространение и продвижение новшеств
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Инноватика: рубрикатор предметной области
Приложение 2. Образцы инновационных документов
2.1. Заявка на участие в целевой программе
2.2 Заявка на участие в конкурсном инициативном проекте
2.3. Структура инновационного проекта
2.4. Структура инновационного проекта для инвестора (спонсора)
2.5. План выполнения проектных работ
2.6. Форма инновационной заявки
2.7. Форма инновационного предложения
Приложение 3. Предпроектные исследования инновационной ситуации: методика и оформление документов
3.1. Особенности применения основных методов изучения при проведении предпроектных исследований
3.2. Заявка на проведение исследования
3.3. Образец текста отчета предпроектного исследования инновационной ситуации по теме:
«Готовность библиотекарей к изменениям и оценка состояния инновационной деятельности библиотек»
Приложение 4. Библиотечная инноватика как направление образования и постобразования
4.1. Библиотечная инноватика как направление библиотечного образования
4.2. Библиотечная инноватика как направление библиотечного постобразования
Предыстория проведения семинара
Приложение 5. Словарь основных терминов

Вложенные файлы: 1 файл

Качанова Е Инновации в биб-ке.doc

— 1.80 Мб (Скачать файл)

 

5) Устойчивые общественные связи обеспечивают доброжелательное отношение и удовлетворение интересов тех групп, которые составляют библиотечную общественность: пользователей, различных категорий «друзей биб-ки», спонсоров и меценатов, профессионального библиотечного сообщества. От эффективности этой деят-ти зависит отношение к биб-ке местного сообщества и властей, ее финанснрование. Ее главная цель, по утверждению Б. Ашервуда, состоит в том, что-бы между биб-кой и общественностью установилось, развивалось и поддерживалось взаимопонимание (3). Развитие устойчивых общественных связей формирует инновационные отношения и коммуникации биб-тек, позволяет обеспечить инновационный процесс необходимыми ресурсами.

 

В комплекс маркетинговых действий включается:

  • определение потребностей, сегментация и комплексное исследование рынка, оценка собственных возможностей биб-ки, сильных и слабых сторон деят-ти (на основе проведения маркетинговых исследований);
  • позиционирование рынка, формулирование целей библиотечного развития на ближайшую и отдаленную перспективу, разработка инновационной стратегии в соответствии с потребностями целевого рынка, целями развития биб-ки и ее культурной миссией;
  • разработка взаимосвязанных планов маркетинга, ассортиментной, ценовой и коммуникационной политики; тактических приемов и методов, позволяющих осуществить реализацию инновации и продвинуть ее на рынок, стимулировать ее использование и диффузию;
  • оценка результатов, определение эффективности деятельности, приближения к целям, выработка корректирующих действий.

 

Особое значение в управлении изменениями имеют маркетинговые исследования. Они охватывают весь инновационный процесс от поиска новых идей до реализации их в инновации и слияния с существующей практикой. В целом, в процессе маркетинговых исследований изучаются:

  • потребности в инновациях, потенциальный спрос и особенности инновационной ситуации, состояния внешней и внутренней среды организации, факторов, свидетельствующих о необходимости изменений;
  • отношение к нововведениям потребителей и персонала (поведение всех участников инновационной деятельности);
  • возможностей рынка и инновационной деят-ти «конкурентов»;
  • особенностей процесса реализации инноваций;
  • эффективность реализации и диффузии инноваций.

 

На основе изучения инновационной ситуации и оценки состояния «дел» рынка определяется инновационная стратегия. Инновационная стратегия — это обоснование направлений инновационных изменений на конкретный временной период (на 5 и более лет), позволяющих достигнуть целей развития организации. Инновационные стратегии, в большинстве своем, характеризуются как товарные стратегии. Они позволяют сделать правильный выбор при решении главного вопроса о том, что и как производить? В теории маркетинга разработку стратегии характеризуют как ряд последовательных сопоставлений, в ходе которых определяется стратегический выбор между различными вариантами в пользу того, от которого ожидается лучший результат и возможность успешной реализации в конкретных условиях.

 

Формулирование стратегии — не простая линейная задача, а сложньй процесс, который протекает последовательно под влиянием таких факторов, как организационная культура, инновационная политика, временные рамки, ограниченность информации, индивидуальные представления и компетенции (206). К базовым инновационным стратегиям относят стратегии интенсивного, интеграционного, диверсификационного развития или сужения (сокращения) деят-ти. Определим сущность каждого из них применительно к биб-кам.

 

Стратегия интенсивного развития биб-тек предполагает масштабное обновление технологии, позволяющее биб-кам сделать «прорыв» на качественно новый уровень обслуживания. Эта стратегия требует больших затрат на приобретение оборудования, программных продуктов, переобучение персонала, а значит и больших инвестиций в инновационный процесс.

Стратегия интеграционного развития нацелена на объединение ресурсов, кооперацию и координацию участников информационного рынка, что также требует изменения технологии и больших затрат.

Стратегия диверсификационного развития связана с поиском новых возможностей, использованием дополнительных и нетрадиционных направлений и видов деят-ти, социально значимых и востребованных целевыми категориями пользователей биб-тек. Эта стратегия предполагает включение в ассортимент биб-ки услуг учреждений смежных сфер деят-ти: образования, досуга, музейного дела, туризма. Ее применение рассматривается как инициативная и дополнительная деят-ть биб-ки, направленная на решение социальных и материальных проблем.

Стратегия сворачивания или сокращения деятельности предусматривает отказ биб-ки от определенных направлений деят-ти, потерявших свою значимость и актуальность.

 

В чистом виде каждая из перечисленных стратегий применяется редко, гораздо чаще — в сочетании. Выбор различных видов товарных стратегий основан на принципе дифференциальных преимуществ, позволяющем выпускать такие итоговые продукты деят-ти, которые целевой потребитель не смог бы приобрести у другого производителя (91)(о применении разных видов стратегий в главе 3).

Результаты изучения потребностей инновационной ситуации и положения на рынке дают возможность сегментировать рынок и определить приоритеты, найти наиболее оптимальную «позицию» (место на рынке) для продукции организации («нишу»), т.е. осуществить позиционирование, приступить к планированию реализации инноваций.

Применяется 3 вида планирования инноваций:

  1. программно-целевое
  2. продуктово-тематическое
  3. объемно-календарное.

 

Как мы уже показали ранее, наибольшее значение имеет программно-целевое планирование, позволяющее выстроить инновационную деят-сть с учетом конкретизации целей инновационного развития в целевых программах. Путь реализации инновации определяет план маркетинга. Он является инструментом реализации инновационной стратегии и определяет комплекс задач маркетинговой деят-ти и средства их решения;

Инновационная стратегия  →    План маркетинга   →    Реализация инновацииI

 

В целом маркетинг применительно к биб-ке, как и к любой другой организации, включает комплекс мер управляющего воздействия, он пронизывает всю инновационную деят-ть, начиная от определения потребности в изменениях и заканчивая продвижением инновации в социальной среде (диффузией) (рис. 3).ФОТО 0772

 

 

ГЛАВА  3  РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В БИБЛИТЕКЕ

3.1. Виды инноваций

Основными объектами инноваций являются: услуги и продукция; библиотечная технология: организационное развитие биб-ки; социальная база изменений.

 

Исходя из этого, к основным видам инноваций относят:

продуктовые и сервисные инновации — когда изменению подлежат услуги и продукция;

технологические инновации — если меняются процессы библиотечной технологии;

организационные инновации — когда происходят структурные изменения. реорганизуются существующие отделы и создаются новые;

социальные инновации — если подлежат изменению методы управления библиотечным персоналом, традиции формирования коллектива и прочие социальные аспекты (характеристика объектов библиотечных инновации представлена на рис 4 - ФОТО 0722).

 

Все указанные виды инноваций (продуктовые, технологические, организационные и социальные), в свою очередь, подразделяются на радикальные (базисные) и модифицирующие (улучшающие) инновации. Первые предусматривают использование принципиально новых подходов, замену старых объектов новыми, а вторые — улучшение существующих объектов, модернизацию услуг/продукции, технологии, организационных и социальных приемов управления.

 

Как свидетельствуют практика и результаты исследований (см. приложение 3), инновации чаше всего инициируются потребителями и обусловлены потенциальным спросом на новые виды услуг и продукцию, дискомфортом и снижением качества обслуживания, повышением цен на определенные виды ресурсов, неудовлетворенностью сотрудников результатами своей работы и пр.

Любые достаточно серьезные изменения в одной сфере деят-ти биб-ки (изменения одних объектов), как правило, требуют незамедлительных изменений в сопряженных участках, а иногда и обшей перестройки управления биб-кой.

 

Особое воздействие на перестройку всей системы управления организацией оказывает реализация базисных инноваций (212). Использование принципиально новых подходов, технологий, замена старых объектов новыми, как правило, вызывает необходимость во внедрении комплекса взаимосвязанных новшеств, так называемых, инновационных кластеров.

Кластером в инноватике называется совокупность инноваций, сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном пространастве в виде целостной системы новых продуктов, технологий и организационных преобразований (87. с 430).

 

Так, к примеру, внедрение автоматизированных средств учета и обработки информации обязательно повлечет изменение всех технологических процессов организации обслуживания, отразится на комфортности библиотечной среды, как для пользователя (в части скорости выполнения запроса и получения информации (документа), так и для библиотечного сотрудника (в части сокращения рутинных операций при поиске и предоставлении информации, выдачи документов). Это, в свою очередь, повлечет изменение (расширение или сокращение) традиционных функций отделов биб-ки, поведения сотрудников, качества их деятельности. При этом совершенствование одного отдельно взятого направлешя совсем не обязательно приведет к улучшению деят-ти биб-ки в целом.

 

Напрашиваются вопросы: «Можно ли из различных объектов изменений (услуги/продукция, технология, организационное развитие, социальная база) выделить наиболее значимый и как это сделать?».

В сфере любого производства важнейшим объектом изменений являются итоговые продукты (товары и услуги) деят-ти организации, при изменении которых создаются продуктовые инновации (212). Изменения в продуктах (товарах/услугах) связаны с изменениями в технологии их создания и предоставления (технологическими инновациями). Закономерно, что биб-ки здесь не могут являться исключением. В конечном итоге, именно в целях максимально полного и оперативного удовлетворения потребностей пользователей биб-тек применяются любые инновации. Осуществление любых преобразований в области организационной структуры биб-тек и совершенствование методов управления персоналом должно привести не только к снижению затрат (издержек) и к повышению эффективности библиотечной деят-ти, но и к повышению качества обслуживания, к выгодам для пользователя.

 

Продуктовые и технологические инновации видимы для пользователя и различных категорий партнеров биб-ки, быстро становятся известными профессиональному сообществу. Изменения в ассортименте и технологии обслуживания повышают интерес к биб-ке различных групп общественности (представителей СМИ, власти, бизнес структур и пр.), привлекают к сотрудничеству с ней новых партнеров, спонсоров и меценатов, издателей и специалистов методических центров.

 

Социальные и организационные инновации распространяются на внутреннюю «жизнь» биб-ки, касаются средств и способов управления, развития творческих способностей, методов формирования инновационной культуры. Они в большей степени, чем продуктовые и технологические инновации, основаны на традициях биб-ки, зависят от позиции ее руководителя, его активности, личностных и деловых качеств как лидера и организатора перемен.

 

Несмотря на то, что важнейшим объектом инновации являются услуги и продукция, инновационным изменениям подвержено все, что связано с их созданием и использованием: технология, сервис, социальные отношения. Поэтому особое значение имеет разработка кластеров, включающих комплекс взаимосвязанных продуктовых, технологических организационных и социальных инноваций.

 

Как уже отмечалось во второй главе, решить вопросы о том, что и как изменить в биб-ке можно только на основе тщательного изучения инновационной ситуации, выявления всех противоречий, свидетельствующих о необходимости изменений. Для этого должны быть созданы определенные условия, позволяющие выявлять, фиксировать и накапливать инновационные идеи пользователей, деловых партнеров и сотрудников биб-ки в ее «банке идей». Эти идеи - ответ на определенные противоречия, провоцирующие инновационные ситуации и свидетельствующие о необходимости изменений.

 

При выборе объектов инноваций определяется то направление деят-ти, которое в наибольшей степени нуждается в изменении в соответствии с поставленной целью развития и при модернизации которого, библиотечный персонал смог бы проявить свои особые способности и достичь позитивных результатов.

 

Любая биб-ка стремится не только к преодолению противоречий ограниченности ресурсов, снижению затрат (издержек), но и к получению хозяйственных и социальных выгод. В конечном счете, любые инновации должны влиять на рост удовлетворенности результатами своего труда как пользователей биб-ки, так и ее сотрудников, повышать лояльность всех участников библиотечной деятельности, формировать социальный престиж биб-ки.

 

«Механизм» выбора объектов инноваций включает:

Информация о работе Инновации в библиотеках