Инновации в библиотеках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 15:32, научная работа

Краткое описание

Цель данной работы — выявить специфику инновационной деятельности библиотек, предложить методику изучения, осуществления и документирования изменений, охарактеризовать подходы к управлению инновациями в библиотечном деле.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. ИННОВАТИКА КАК ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
1.1. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной реальности
1.2. Инноватика: содержание и направления развития
1.3. Библиотечная инноватика: что осознано и что предстоит осознать библиотечному профессиональному сообществу
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ БИБЛИОТЕКОЙ
2.1. Цели и содержание стратегического управления изменениями
2.2. Маркетинг в стратегическом управлении и реализации инновационной политики
Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В БИБЛИОТЕКЕ
3.1. Виды инноваций
3.2. Последовательность осуществления инновационного процесса
3.3. Разработка инновационных проектов
3.4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций
3.4.1. Основные понятия, характеризующие продуктовые изменения в библиотеках
3.4.2. Ассортиментная политика и стратегия развития продуктовых изменений
3.4.3. Определение групп целевых потребителей услуг/продукции библиотеки
3.4.4. Определение свойств новых (модифицированных) услуг/продукции библиотеки и механизм создания продуктовых инноваций
3.4.5. Ассортиментное регулирование
3.5. Реализация технологических изменений
3.6. Реализация управленческих изменений
Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ В БИБЛИОТЕКЕ
4.1. Создание инновационного климата
4.2. Контроль и регулирование инновационной деятельности библиотеки
4.3. Библиотечный менеджер как лидер преобразований
4.4. Обучение, переобучение и повышение квалификации руководителей и персонала библиотек
4.4.1. Обучение инновационной деятельности
4.4.2. Переобучение и повышение квалификации руководителей
и персонала библиотек
Глава 5. НАУЧНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
5.1. Роль и функции научно-методических служб библиотек в реализации инноваций
5.2. Направления и методика изучения инноваций
5.3. Распространение и продвижение новшеств
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Инноватика: рубрикатор предметной области
Приложение 2. Образцы инновационных документов
2.1. Заявка на участие в целевой программе
2.2 Заявка на участие в конкурсном инициативном проекте
2.3. Структура инновационного проекта
2.4. Структура инновационного проекта для инвестора (спонсора)
2.5. План выполнения проектных работ
2.6. Форма инновационной заявки
2.7. Форма инновационного предложения
Приложение 3. Предпроектные исследования инновационной ситуации: методика и оформление документов
3.1. Особенности применения основных методов изучения при проведении предпроектных исследований
3.2. Заявка на проведение исследования
3.3. Образец текста отчета предпроектного исследования инновационной ситуации по теме:
«Готовность библиотекарей к изменениям и оценка состояния инновационной деятельности библиотек»
Приложение 4. Библиотечная инноватика как направление образования и постобразования
4.1. Библиотечная инноватика как направление библиотечного образования
4.2. Библиотечная инноватика как направление библиотечного постобразования
Предыстория проведения семинара
Приложение 5. Словарь основных терминов

Вложенные файлы: 1 файл

Качанова Е Инновации в биб-ке.doc

— 1.80 Мб (Скачать файл)

 

Объединяет все обозначенные позиции и отличает их от распраненных взглядов из общей теории инноваций то, что в большинстве библиотековедческих публикаций «нововведение» (библиотечная инновация) рассматривается как важнейший «процесс», а не как «результат».

При этом весь процесс осуществления инновационной деятельносм рассматривается с одной стороны, как процесс распространения новшеств по сети библиотек (5; 12; 36; 64; 112; 132; 138). С другой стороны, как процесс организации и управления библиотечным развитием, связанный с наращиванием потенциала (38; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 76; 77; 83; 8$ 106; 125).

 

Из указанных точек зрения первая отражена в работах Ю.Б. Авраевой, С.А. Басова, А.Н. Ванеева, Е.С. Мартина, Е.А. Фенелонова. Сущность характеристики нововведения с позиции процесса распространения и адаптации «передового библиотечного опыта», «ядра» методического руководства библиотек изложена в последнем издании «Справочника библиотекаря». В нем понятие «инновация» не применяется, а замещается терминами «новшество», «нововведение», «инновационная деятельность», рассмотренными в разделе «Методическое обеспечение библиотечной деятельности» (112, с. 348). Указывается, что цель инновационной деятельности заключается в поиске, оценке и применении библиотечных новшеств.

Под «новшеством» понимаются новые (неизвестные) или известные, но модернизированные формы и методы библиотечной работы, способствующие ее совершенствованию. «Источником» новшеств рассматривается «передовая библиотечная практика, рационализаторские предложения библиотекарей, рекомендации научных исследований». Процесс ввода новшества в библиотечную практику, в целях ее совершенствования, определяется как «нововведение» (23).

 

Характеризуя особенности инновационной деятельности в библиотеках, А.Н. Ванеев подчеркивает, что ее сущость заключается в осуществлении процессов создания новшеств и их применения, при этом ее конечная цель — превратить новшество в нововведение, обеспечить его освоение в конкретной библиотеке и в сети библиотек (112, с. 348). Указывается, что «нововведения» — этр действенный способ устранения недостатков и противоречий библиотечной деятельности.

Обнаружить недостатки и противоречия в деятельности библиотек (потребность в новшестве), а затем найти необходимое (созданное наукой и передовой практикой) новшество и обеспечить процесс его внедрение в практику конкретной библиотеки является задачей библиотечных методистов. Задача методистов заключается не только в том, что бы фиксировать достижения библиотечной практики, анализировать и способствовать их распространению, но в создании нового опыта, разработке рекомендаций по совершенствованию практики, т.е. в управлении передовым библиотечным опытом (26).

 

 Нововведения в контексте  методической работы в свое  время были охарактеризованы С.А. Басовым (5), который считал их «ядром» методической работы. Однако, в отличие от других исследователей, он не рассматривает нововведения с позиций распространения «нового опыта». Им отмечалось, что опыт надстраивается над практикой, вторичен по отношению к ней, поскольку существует не как деятельность, а как информация, знание о деятельности (5, с. 8), и предложено изменить угол зрения на проблему, говоря не о внедрении достижений науки и практики в сферу библиотечного дела, а об управлении научно-техническим прогрессом в сфере библиотечного дела. С.А. Басовым было предложено осуществить интеграцию инновационной теории с библио- тековедением и обосновать новую трактовку социальной роли методиста как специалиста в области управления нововведениями в сфере библиотечного дела.

 

В 1988 г. была защищена первая кандидатская диссертация «Управление нововведениями в библиотеках», в которой нововведения исследованы в контексте реализации инновационного процесса. Эта работа была выполнена Е.С. Мартиным на кафедре библиотековедения в Ленинградской гос. инс-те культуры им. Н.К. Крупской под научным руководством Г.М. Михайловой.

Целью исследования Е.С. Мартина явилась разработка условий и путей совершенствования нововведений в практике работы массовых библиотек. Нововведения им рассматривались как интегративный процесс распространения, адаптации, внедрения и освоения новшеств библиотечной работы.

 Пути совершенствования механизма  управления нововведениями определялись  автором на основе принципов целевого управления нововведенескими программами. Управление нововведениями Е.С. Мартиным рассматривалось с позиций разработки мер адаптации сложившейся системы управления и методического руководства библиотек к основным этапам инновационного процесса. Обязательными условиями процесса нововведений считались: создание целостной системы информирования о новшествах и организации нововведений; осуществление экспериментального внедрения новшеств с целью выявления возможностей их дальнейшего распространения среди библиотек; методическое консультирование участников внедрения. Е.С. Мартиным были разработаны:

  • модель региональной структуры управления нововведениями, основанной на принципах программно-целевого управления;
  • ряд практических методик: по поэтапной организации нововведення, определения уровня восприятия библиотечными работниками внедряемого новшества, анализа и описания конкретных случаев нововведения.

 

Однако, методическая деятельность библиотек в последние годы видоизменяется, пересматриваются функции методических служб, которые в процессе структурного обновления библиотек либо реорганизуются в др. отделы, либо их штаты и функции сокращаются (6;12;42;120). Многим библиотекам приходится самостоятельно решать вопросы совершенствования собственной деятельности и обходиться без помощи методистов.

Эти реалии современной действительности позволяют др. авторам рассматривать инновацию шире контекста научно-методической работы и понимать ее как особый признак развития и совершенствования библиотечной работы, основанный на поиске новых путей функционирования, качественно превосходящих предыдущие. Так, Н.С. Карташов подчеркивает, что нововведения пронизывают всю библиотечную деятельность, предполагают внесение изменений в любой элемент библиотечной системы: от единичных и простейших вплоть до глубоких преобразований сложных библиотечных процессов (38).

 

Понятие «развитие библиотек» как профессионально значимый термин появился в отечественной библиотековедческой литературе в конце 90-х гг. для обозначения запланированной, целенаправленной деятельности по качественному изменению библиотечных услуг и продуктов, формированию новых условий и расширению возможностей доступа пользователей к информации (26).

В этом случае инновационная деятельность понимается как внутренний процесс, характерный для библиотеки, осуществляющей инновации. Здесь важное значение имеет определение целей развития отдельно взятой библиотеки, выбору первоочередного объекта изменения (обновления), разработка стратегического плана изменений, который фокусирует те идеи и подходы, с помощью которых будущее воздействие перемен оценивают и учитывают в текущих решениях.

Одной из первых работ, посвященных инновациям в контексте библиотечного развития, является диссертационное исследование Н.А. Толканюк «Инновационные процессы в библиотечном деле», выполненное на кафедре библиотековедения в Московском гос. универ-те культуры в 1994 г. под руководством профессора А.Я. Айзенберга (125). Инновация рассмотрена как особый вид библиотечной деятельности, определены роль и место инновационных процессов в структуре этой деятельности, рассмотрены разновидности инноваций и определены факторы, влияющие на их реализацию.

 

Н. А. Толканюк параллельно вводит 2 понятия: «новация» и «инновация». Под «новацией» понимаются достижения науки и практики, используемые в качестве нового средства для более эффективного удовлетворения читательских потребностей, а под «инновацией» — комплексный процесс создания, распространения и использования «новшеств» в целях развития библиотеки как социального института и повышения эффективности ее деятельности (125, с. 8). Однако надо заметить, что сущность термина «новшество», введенного в определение понятия «инновация», автором не уточняется, а акцент на «процессном» понимании природы библиотечных инноваций не предусматривает уточнения средств, обеспечивающих их результативность.

 

В качестве основных направлений инновационной деятельности библиотек Н.А. Толканюк указывает 3:

  1. развитие исторически сложившегося типа библиотек путем организационно-управленческих решений;
  2. автоматизация и механизация технологических процессов;
  3. коммерциализация библиотечной деятельности.

Подчеркивается, что преимущественное распространение (на момент исследования) получили два последних направления.

Ряд авторов рассматривают инновационную деятельность в аспекте ее влияния на персонал библиотеки. Отмечается, что внедрение новшеств обеспечивает профессиональный и личностный рост сотрудников, способствует овладению новыми знаниями и навыками; снятию «накопленной усталости» от выполнения рутинных, однообразных процессов; повышению творческой компоненты повседневной деятельности, которая часто выступает своеобразным компенсатором многих негативных факторов (размера оплаты и условий труда, ограниченных возможностей карьерного роста и т. п.) (86, с. 3).

 

Наиболее ярко творческий компонент библиотечных инноваций, рассмотрен в работах С.Г. Матлиной. По ее мнению, внедрение нового зависит от степени осознания сотрудниками библиотеки необходимости грядущих перемен, их активности и творческой фантазии (73). Подчеркивается, что в начале любого библиотечного нововведения лежит нестандартная идея, основанная на фантазии, экспромте, импровизации, поэтому библиотечную инновацию многое сближает с искусством. Творческие идеи передаются только «из рук в руки» (имеется ввиду совокупность важнейших индивидуальных знаний и навыков, передаваемых в процессе «научения» от одного сотрудника другому).

 

Библиотечную инновацию С. Г. Матлииа определяет как оригинальную, нестандартную мысль сотрудника или посетителя, реализация которой в совокупности с другими факторами обеспечивает эволюционное  развитие культуры библиотеки на микро социальном уровне а, в конечном итоге, и в макро масштабе (73, с.41). Отсутствие у сотрудников новых идей выступает показателем неблагополучия коллектива, и чем скорее библиотекари осознают эту истину, тем быстрее возникнут непохожие друг на друга, способные работать по своим собственным программам, а не копировать без разбора чужой опыт, библиотеки» (73 с.45).

Определяя специфику библиотечных инноваций, автор указывает на то, что их не всегда можно регламентировать, что результаты плохо предсказуемы. Но при всем этом, библиотечные инновации не могут быть случайными, беспорядочными, выпадать из логики развития библиотеки, быть оторванными от потребностей населения (68-78).

Значимой особенностью библиотечных инноваций является то, что они базируются на прочном фундаменте отечественных традиций (70, с. 29). Их основу составляет профессионализм вкупе с особыми личными качествами, по- зволяющими разнообразить эти традиции. В целом библиотечная инноватика определяется С.Г Матлиной как система новых идей, выдвинутых творчески мыслящим профессионалом или коллективом. Отмечается, что идеи могут быть реализованы в форме нововведений или существавать в виде проектов, концепций, предложений по усовершенствованию организации, процесса, методики библиотечной работы, и должны, и конечном итоге, быть направлены на решение многовариативных проблем, т.е. тех, которые подразумевают самостоятельный выбор (среди множества других) оптимального варианта решения (75, с.72). Главное, как считает С.Г. Матлина, — преодолеть скепсис к сложившимся профессиональным традициям, одновременно поборов боязнь оригинальных, не апробированных решений, и это «единственный путь, обеспечивающий поступательное развитие библиотечного дела» (76, с. 20).

 

Трудно не согласиться с этими утверждениями, однако остаются открытыми вопросы о том, как стимулировать инновационную активность персонала и «строить» инновационный процесс, добиваясь его эффективности, и наконец, что же считать инновацией — идею, процесс или результат достижения желаемых целей библиотечного развития.

Частично ответы на эти вопросы содержатся в публикациях, посвященных проблемам проектной работы и библиотечного маркетинга, однако авторы не связывают их с инновациями, не рассматривают взаимообусловленность маркетинга и проектной работы.

 

Проектная работа характеризуется в качестве способа организации и выявления ресурсов для решения задач реорганизации, модернизации, автоматизации библиотечной деятельности, поиска средств взаимодействия с партнерами, властными структурами, общественностью (26, с. 6).

Маркетинг, в свою очередь, обеспечивает библиотекарей инструментами определения приоритетов и продвижения продукции/услуг; построения общественных коммуникаций и поиска дополнительного финансирования, повышения качества обслуживания.

Попытаемся далее охарактеризовать степень изученности проблем инновационной деятельности в библиотечной теории и практике (табл. 1.1.)

В следующих разделах книги основное внимание будет уделено проблемам инновационной деятельности, которые предстоит осознать профессиональному сообществу.

Таблица 1.1. Степень изученности проблем инновационной деятельности в библиотечной теории и практике

Проблематика

исследований в

инноватике

Результаты исследований в библиотечном деле

Нерешенные вопросы

 Сущность и назначение инноваций и инновационной деят-ти

Осознание необходимости теоретического осмысления инновационной деят-ти

    Нет понимания того, что внедрение любых инноваций влияет на деят-ть биб-ки в целом, изменяя как технологию так и социальную базу библиотечной деят-ти.

    Отсутствует инфраструктура, обеспечивающая непрерывность осуществления инновационной деят-ти биб-к.

Формирование терминологического аппарата

   Расхождения в определении основных понятий, из-за чего инновационная деят-ть часто сводится к распространению передового библитенгого опыта.

Разработка классификации инноваций

    В основу классификации закладываются разнородные аспекты, не позволяющие многоаспектно характеризовать инновационную деят-ть биб-к.

Регулирование инновационных процессов

    Осознание необходимости государственной поддержки развития инновационной деят-ти биб-к, взаимодействия государственных, частных и общественных структур

   В науке и практике не определены механизмы:

  • осуществления государственной политики, направленной на стимулирование инновационной деят-ти биб-к.
  • взаимодействия государственных, частных и общественных структур
  • международного сотрудническтва в области инноваций

Инновационный менеджмент

    Изучение вопросов управлениями нововведениями.

    Определение факторов, способствующих и препятствующих нововведениям.

    Определнние значимости формированиея «среды творческого развития персонала биб-ки»(активность руководителей, четкость целей деят-ти, налаичие команды)

    Управление инновациями рассматривается, как правило, только в контексте работы по рассмотрению передового библиотечного опыта, осуществляемой специалистами методич.отделов.

    Не определена специфика управления инновационной деят-тью с позиций инновационного менеджмента. Не рассмотрены вопросы стимулирование инновационной активности, делегирование полномочий, роль руководителя.

    Не разработан механизм оценки инновационной активности персонала.

    Не определена роль лидера инноваций, статусного и профессионального роста библиотечного специалиста, как лидера изменений.

Стратегическое управление инновациями

    Осознание условой подбора персонала для развития инноваций (налачие специального образования и опыта работы, творческой активности, стремления к повышению квалификации)

   Не определены особенности, подготовки, переподготовки и повышения квалификации  кадров,  не разработаны методики  обучения методикм инновационной деят-ти

     Разработка принципов стратегического  управления изменениями

   Особенности стратегического управления  не рассматриваются в крнтексте  реализации нноваций

    Осознание необходимости проектной  работы биб-к. определены её виды, сущность и содержание проектов, поряжок разработки и управления проектами.

   Миссия биб-ки, целевые программы  развития и библиотечные проекты  не изучаются в комплексе как  единое целое

Маркетинг в стратегическом управлении иреализации инновационной политики

   Проводятся конкурсы проектов. Публикубтся материалы методич. характера и помощь сотрудникам, разрабатывающим заявки на гранты

     Осознана необходимость  применения маркетинга в управлении  биб-кой. Определены его основные  принципы, задачи и функции.

   Проектная работа не носит  неприрывный характер и не  рассматривается в качестве инструмента  инновационной деят-ти.

    На практике  под маркетинговой деят-тью понимается  лишь функция сбыта (реклама, ценообразование  на платныйе услуги).

     Не исследованы и не определены функции и принципы маркетинга в стратегическом управлении и реализации инновационной политики, не разработана методика проведения маркетинговых исследований по новому продукту.  Разработка новых видов услуг не рассматривается в контексте реализации продуктовых и срврсных инноваций.

   Осмысление необходимости и  содержания ассортиментной работы  в контексте предоставления платных  библиотечных услуг и продукции 

    Механизм осуществления ассортментного  регулирования не связывается с деят-тью биб-ки в целом

    Разработка автоматизированных  технологий АБИС

Рынок инновационных предложений ещё не сформировался. Исключение составляют программные продукты, разрабатываемые и представляемые на рынок разработчиками (ГПНТБ). У инициаторов и разработчиков новшеств отсутствует необходимость в их продвижении, т.к при наличии острой потребности в различного вида новшествах у биб-к потребность не подкреплена финансовыми возможностями. Неразвитость рыночных механизмов затрудняет поцессы реализации технологических инноваций и маркетинг новых технологий.

Информационная поддержка инноационной деят-ти

   Осознание необходимости научной, информационной, организационно-методической  поддержки внедрения новшеств. Определение общей характеристики процесса методического и информационного обеспечения нововведений.

        Не исследованы информационное и коммуникационные технологии в управлении изменениями, не определена роль инновационных отношений и коммуникаций в распространении и продвижении новшеств. На опрделены направления и методика изучения инноваций и документирования инновационных отношений.

 

    Определение форм информирования (семинары, консультации, информационные  бюллетени, методич.рекомендации и  пр.) о новшествах.

    В биб-ках не налажена система инновационных коммуникаций. Инновационные идеи специально не фиксируются в «банках» инновационных идей, не фиксируются инновационные предложения и заявки, что затрудняет процесс распространения инновационных идей и их внедрения в библиотечную практику.

Информация о работе Инновации в библиотеках