Инновации в библиотеках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 15:32, научная работа

Краткое описание

Цель данной работы — выявить специфику инновационной деятельности библиотек, предложить методику изучения, осуществления и документирования изменений, охарактеризовать подходы к управлению инновациями в библиотечном деле.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. ИННОВАТИКА КАК ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
1.1. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной реальности
1.2. Инноватика: содержание и направления развития
1.3. Библиотечная инноватика: что осознано и что предстоит осознать библиотечному профессиональному сообществу
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ БИБЛИОТЕКОЙ
2.1. Цели и содержание стратегического управления изменениями
2.2. Маркетинг в стратегическом управлении и реализации инновационной политики
Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В БИБЛИОТЕКЕ
3.1. Виды инноваций
3.2. Последовательность осуществления инновационного процесса
3.3. Разработка инновационных проектов
3.4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций
3.4.1. Основные понятия, характеризующие продуктовые изменения в библиотеках
3.4.2. Ассортиментная политика и стратегия развития продуктовых изменений
3.4.3. Определение групп целевых потребителей услуг/продукции библиотеки
3.4.4. Определение свойств новых (модифицированных) услуг/продукции библиотеки и механизм создания продуктовых инноваций
3.4.5. Ассортиментное регулирование
3.5. Реализация технологических изменений
3.6. Реализация управленческих изменений
Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ В БИБЛИОТЕКЕ
4.1. Создание инновационного климата
4.2. Контроль и регулирование инновационной деятельности библиотеки
4.3. Библиотечный менеджер как лидер преобразований
4.4. Обучение, переобучение и повышение квалификации руководителей и персонала библиотек
4.4.1. Обучение инновационной деятельности
4.4.2. Переобучение и повышение квалификации руководителей
и персонала библиотек
Глава 5. НАУЧНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
5.1. Роль и функции научно-методических служб библиотек в реализации инноваций
5.2. Направления и методика изучения инноваций
5.3. Распространение и продвижение новшеств
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Инноватика: рубрикатор предметной области
Приложение 2. Образцы инновационных документов
2.1. Заявка на участие в целевой программе
2.2 Заявка на участие в конкурсном инициативном проекте
2.3. Структура инновационного проекта
2.4. Структура инновационного проекта для инвестора (спонсора)
2.5. План выполнения проектных работ
2.6. Форма инновационной заявки
2.7. Форма инновационного предложения
Приложение 3. Предпроектные исследования инновационной ситуации: методика и оформление документов
3.1. Особенности применения основных методов изучения при проведении предпроектных исследований
3.2. Заявка на проведение исследования
3.3. Образец текста отчета предпроектного исследования инновационной ситуации по теме:
«Готовность библиотекарей к изменениям и оценка состояния инновационной деятельности библиотек»
Приложение 4. Библиотечная инноватика как направление образования и постобразования
4.1. Библиотечная инноватика как направление библиотечного образования
4.2. Библиотечная инноватика как направление библиотечного постобразования
Предыстория проведения семинара
Приложение 5. Словарь основных терминов

Вложенные файлы: 1 файл

Качанова Е Инновации в биб-ке.doc

— 1.80 Мб (Скачать файл)

 

ГЛАВА   2   ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ БИБЛИОТЕКОЙ

2.1. Цели и содержание стратегического управления изменениями

 

Отправной точкой для осуществления инновационной деятельности любой организации является ее инновационная политика, которая служит основой для разработки инновационных прогнозов, стратегий программ и проектов развития, программ и проектов поддержки инновационной деятельности. Она не только задает направления изменений, но и формирует основания для сбора информации, выработки управленческих решений, поведения персонала, позволяет установить где, что, для чего и как следует изменить. Ею определяются сроки и оценка результатов библиотечной деятельности, обеспечиваются условия, стимулирующие поиск альтернативных возможностей библиотечного развития.

Формирование и реализация инновационной политики осуществляется в рамках инновационного менеджмента.

 

Попробуем в самом общем виде ответить на вопросы где, что, для чего и как можно изменить в биб-ках.

Где возможны изменения? Инновационная деятельность важна для любой биб-ки, не зависимо от ее профиля, масштабов и статуса.

Что может подлежать изменению? Инновационным изменениям могут быть подвержены любые объекты: ресурсы, обслуживание (услуги/продукция), структура, социальные отношения, Потребность в инновациях определяется на основе изучения инновационной ситуации, сильных и слабых сторон деятельности биб-ки, противоречий и результатов ее работы, анализа влияния внешних факторов.

 

Из теории социального управления известно, что любая организация испытывает сильное влияние внешней среды. Происходящие изменения необходимо не просто отслеживать и учитывать, но стремиться предвидеть и предвосхищать. Столь же важно уметь распознать в них угрозы и шансы для деятельности организации. Считается, что распознать потенциальные шансы и угрозы достаточно сложно, т.к. в зависимости от позиции руководства, потенциала персонала и множества других внутриорганизационных факторов одни и те же внешние изменения расцениваются некоторыми как угрозы существованию, а другими как шансы, новые возможности деятельности. Поэтому при анализе факторов внешней среды перед библиотечными менеджерами и всем персоналом встают определенные взаимосвязанные задачи, от успешности решения которых зависит жизнеспособность биб-ки. В число этих задач входят следующие:

  • выявление внешних изменений, объективно способствующих развитию инновационной деятельности биб-ки
  • определение возможностей превращения потенциальных угроз в потенциальные шансы инновационного развития биб-ки
  • поиск вариантов инновационных изменений, приемлемых для конкретной инновационной ситуации.

 

Основным результатом анализа инновационной ситуации является определение целей библиотечной деятельности, позволяющих наметить стратегию и разработать тактику изменений

Для чего необходимы инновации? Инновации — это реализованные идеи изменений. Важно определить, что понимается под целями (идеями изменений) и установить процедуру их постановки, конкретизации и выявления инновационных идей.

 

Цель будет достигнута, если она четко определена и осмыслена всем персоналом, но практически недостижима, если цель конкретно не сформулирована, не отражена в организационных документах и не осмыслена участниками изменений. Поэтому при постановке цели, как и в любом другом деле, есть определенные правила. Попытаемся их сформулировать применительно к библиотечному делу. Основными правилами являются следующие:

  • цель должна подчеркивать социальную значимость биб-ки, усиливать реализацию ее основного предназначения (миссии);
  • отражать результат, достижение желаемой перспективы, а не процесс (движение к цели), который может длиться неопределенно долго или рассматриваться, как отдаленная перспектива. Цель, сформулированная в будущем времени, ставит перед биб-кой неопределенно длительную перспективу, которая не рассматривается сотрудниками как реальность;
  • цель ставится в позитивном ключе, чтобы усилить мотивацию персонала биб-ки на ее достижение;
  • цель требует конкретизации, определения всех деталей, характеризующих особенности ее достижения.

Не все социально значимые цели, поставленные библиотеками в прошлые годы, были достигнуты. Причиной этого являются ошибки в процедуре постановки цели.

 

Приведем пример.

Юношеская биб-ка поставила перед собой цель — содействие воспитанию гармоничной личности подростка библиотечно-библиографическими средствами. В определенный период биб-кой проводились различные мероприятия для подростков: диспуты по проблемам экологии, литературные вечера по творчеству местных п иоателей, библиотечные уроки по обучению навыкам информационного самообслуживания, викторины по музыкальной культуре и пр. В конце обозначенного периода в отчете биб-ки были зафиксированы самые разнообразные мероприятия, адресованные различным возрастным группам читателей, успешно осуществленные би-кой. Можно ли утверждать, что все посетители библиотечных программ стали гармонично развитыми личностями? Безусловно, нет. Тем не менее, выполнялась ли биб-кой определенная работа в этом направлении. Безусловно, да. В чем же здесь проблема? Проблема в том, что неточно и слишком широко была поставлена цель, не конкретизированы пути её достижения. Из формулировки цели не ясно, что библиотекари вкладывают в феномен «гармонично развитая личность подростка», к какому конечному результату стремятся и как собираются проверить его достижение? Формулировка цели не отражает результат, желаемую перспективу, а отражает процесс осуществления деятельности. В отношении рассмотренного примера формулировку цели следует конкретизировать: «Биб-ка — школа интеллектуального развития (эстетического, экологического и пр.)» и т. п.

Формулируя цель, важно представлять себе не только конечный результат, но и пути его достижения, конкретизировать цель в деталях, ответить на вопрос, как будет строиться деятельность, чтобы приблизить достижение результата. Чем более точно, конкретно и с большим количеством деталей будет описана цель, тем легче ее будет осуществить.

 

Как будет достигнута цель? Конкретизация цели заключается в тщательном определении деталей, характеризующих желаемую перспективу. Цель разбивается на более частные «подцели» (стратегические задачи) на несколько уровней, т.о. получается «дерево целей». Технология этого процесса подробно рассмотрена как в зарубежной, так и в отечественной лит-ре по применению стратегического планирования в биб-ках (129; 135; 137; 180; 187; 188).

 

Приведем пример конкретизации цели.

Биб-ка поставила перед собой цель «Достижение комфортности и высокого качества обслуживания пользователей». Попытаемся переформулировать названную цель в соответствии с правилами постановки цели — «Комфортная биб-ка для читателей и сотрудников». Теперь определим детали, характеризующие желаемую перспективу, ответив на вопрос — что мы понимаем под «комфортной биб-кой»? Рассмотрим первый уровень подцелей:

  • удобное для работы (пользователей, сотрудников) помещение (светлые, уютные, рационально спроектированные и расположенные читательские и функциональные зоны, оборудованные в соответствия с современными тенденциями организации библиотечного пространства);
  • соответствующая спросу и ситуации на рынке организация библиотечного обслуживания (ассортиментуслуг/продукции, условия их предоставления);
  • максимальная доступность информации и документов во времени и пространстве;
  • автоматизированные рабочие места персонала отделов обслуживания, позволяющие устранить рутинные операции и рационально расходовать рабочее время;
  • квалифицированный персонал отделов обслуживания.

 

Для каждой подцели второго уровня, в свою очередь, так же определяются детали (подцели третьего уровня) и так далее (четвертого и пятого уровней), т.е. конкретизация цели производится до тех пор, пока желаемая перспектива не будет ясна до мельчайших деталей.

В конечном итоге, конкретизация деталей должна дойти до постановки задач (что необходимо сделать?) и определения тактических «шагов» — идей новшеств (какие конкретные средства, приемы и технологические решения применить).

 

Для рассмотренного выше примера, в соответствии с обозначенными подцелями может быть инициирована разработка различных видов инноваций:

технологических: приемов регулирования читательских потоков, диспетчеризации (перенаправления) запросов, межбиблиотечного взаимодействия (корпоративных проектов и пр.), модернизации библиотечного оборудования, архитектурных и дизайнерских средств информационного ориентирования в читательских зонах биб-ки и пр.;

продуктовых: новых видов услуг/продукции и библиотечного сервиса (предварительного заказа док-тов; электронной доставки док-тов; баз данных по определенной тематике, путеводителей по информационным ресурсам и пр.);

организационных и социальных: порядок обучения сотрудников работе в автоматизированном режиме и т. д., механизм стимулирования поддеражния высокой культуры и качества обслуживания и пр.

 

Идеи новшеств формируются не на — «пустом месте», а являются результатом анализа предложений различных участников инновационной деятельности: пользователей, сотрудников, спонсоров, попечителей и партнеров.

За пределами библиотечной отрасли инициаторами идей рассматриваются 2 категории: представители производителей и представители потребителей услуг/продукции. Большинство инновационных идей исходит от потребителей, и это подтверждается данными разнообразных исследований (208). В доказательство приведем результаты одного из них:

Инициаторы

инновационных идей

Сферы применения инноваций

Принципиально новые решения

Повшение качества изделий

Небольшая рационализация

Производители

30%

50%

60%

Потребители

70%

50%

40%


 

Потребители услуг и продукции являются важнейшей потенциальной категорией инициаторов инноваций и в библиотечной отрасли. Поддерживая постоянную связь с пользователями на основе опросов, дискуссий на мероприятиях, наблюдений за их поведением в процессе каждодневного индивидуального обслуживания, библиотекари имеют все основания для выявления потенциального спроса, предложений и идей, позволяющих разрабатывать новую продукцию и услуги, изменять технологию, проводить структурные и социальные преобразования. Чем лучше потребители знают свойства продукции, тем раньше в нее будут внесены инновационные изменения, т.к. потенциальный спрос способствует инновациям.

При этом очевидно, что в биб-ке должны быть созданы специальные условия, позволяющие:

  • своевременно выявлять новые инновационные идеи;
  • стимулировать активность потенциальных категорий инициаторов инноваций;
  • создавать «атмосферу» творческой активности и состязательности, обеспечивающую интенсивную направленность на новое.

 

Для биб-к в качестве потенциальных категорий инициаторов идей предлагается рассматривать не только пользователей биб-тек, но и др. участников инновационной деятельности:

  • представителей библиотечного сообщества (сотрудников различных типов биб-тек, преподавателей библиотечных дисциплин учебных заведений, ученых и научных работников отрасли, представителей библиотечных фондов и ассоциаций, зарубежных библиотекарей и библиотековедов);
  • партнеров (специалистов сопредельных областей (издателей; социальных работников, сотрудников учреждений культуры и искусства и образовательных структур); социологов; психологов, культурологов; специалистов по информатике; журналистов;
  • представителей органов власти и муниципального управления; спонсоров, попечителей и меценатов);
  • сотрудников биб-ки.

Работа с ними строится на основе системы общественных коммуникаций и предполагает разработку специальных средств информирования и обратной связи. Система общественных коммуникаций позволяет своевременно сообщать заинтересованной общественности о задачах, возможностях и проблемах биб-ки и привлекать необходимые ресурсы.

Особую группу составляют сотрудники биб-ки. Как и в любой другой организации, в биб-ке должен быть создан особый механизм предложения новых идей. Этот механизм призван поддерживать и целенаправленно стимулировать инновационную активность сотрудников. Чтобы своевременно использовать инновационные идеи, их необходимо фиксировать в своеобразных «банках идей», однако не все инновационные идеи могут оказаться перспективными и реализуемыми на практике. Даже значимые идеи не реализуются одновременно: это привело бы к распылению ограниченных ресурсов и к перенапряжению в работе. Теперь важно упорядочить выбранные для реализации идеи, определить приоритеты и последовательность их реализации.

Важно установить, на какие инновационные идеи существует потенциальный спрос, а на какие реальный, на что нужно направить инновационные ресурсы в первую очередь, чтобы достигнутые результаты позитивно отразились на развитии библиотеки в ближайшем будущем. Поэтому из возможного перечня инновационных идей необходимо выбрать главные, руководствуясь двумя основаниями. Преимущества отдают идеям, способствующим реализации миссии организации, и тем, которые усиливают ее рыночные позиции и укрепляют имидж (208).

Информация о работе Инновации в библиотеках