Инновации в библиотеках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 15:32, научная работа

Краткое описание

Цель данной работы — выявить специфику инновационной деятельности библиотек, предложить методику изучения, осуществления и документирования изменений, охарактеризовать подходы к управлению инновациями в библиотечном деле.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. ИННОВАТИКА КАК ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
1.1. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной реальности
1.2. Инноватика: содержание и направления развития
1.3. Библиотечная инноватика: что осознано и что предстоит осознать библиотечному профессиональному сообществу
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ БИБЛИОТЕКОЙ
2.1. Цели и содержание стратегического управления изменениями
2.2. Маркетинг в стратегическом управлении и реализации инновационной политики
Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В БИБЛИОТЕКЕ
3.1. Виды инноваций
3.2. Последовательность осуществления инновационного процесса
3.3. Разработка инновационных проектов
3.4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций
3.4.1. Основные понятия, характеризующие продуктовые изменения в библиотеках
3.4.2. Ассортиментная политика и стратегия развития продуктовых изменений
3.4.3. Определение групп целевых потребителей услуг/продукции библиотеки
3.4.4. Определение свойств новых (модифицированных) услуг/продукции библиотеки и механизм создания продуктовых инноваций
3.4.5. Ассортиментное регулирование
3.5. Реализация технологических изменений
3.6. Реализация управленческих изменений
Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ В БИБЛИОТЕКЕ
4.1. Создание инновационного климата
4.2. Контроль и регулирование инновационной деятельности библиотеки
4.3. Библиотечный менеджер как лидер преобразований
4.4. Обучение, переобучение и повышение квалификации руководителей и персонала библиотек
4.4.1. Обучение инновационной деятельности
4.4.2. Переобучение и повышение квалификации руководителей
и персонала библиотек
Глава 5. НАУЧНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
5.1. Роль и функции научно-методических служб библиотек в реализации инноваций
5.2. Направления и методика изучения инноваций
5.3. Распространение и продвижение новшеств
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Инноватика: рубрикатор предметной области
Приложение 2. Образцы инновационных документов
2.1. Заявка на участие в целевой программе
2.2 Заявка на участие в конкурсном инициативном проекте
2.3. Структура инновационного проекта
2.4. Структура инновационного проекта для инвестора (спонсора)
2.5. План выполнения проектных работ
2.6. Форма инновационной заявки
2.7. Форма инновационного предложения
Приложение 3. Предпроектные исследования инновационной ситуации: методика и оформление документов
3.1. Особенности применения основных методов изучения при проведении предпроектных исследований
3.2. Заявка на проведение исследования
3.3. Образец текста отчета предпроектного исследования инновационной ситуации по теме:
«Готовность библиотекарей к изменениям и оценка состояния инновационной деятельности библиотек»
Приложение 4. Библиотечная инноватика как направление образования и постобразования
4.1. Библиотечная инноватика как направление библиотечного образования
4.2. Библиотечная инноватика как направление библиотечного постобразования
Предыстория проведения семинара
Приложение 5. Словарь основных терминов

Вложенные файлы: 1 файл

Качанова Е Инновации в биб-ке.doc

— 1.80 Мб (Скачать файл)

 

Объединяет различные позиции то, что все авторы однозначно характеризуют конечную цель инновации как достижение результата, когда научная идея или техническое изобретение доводится до стадии практического использования, начинает давать экономический (социальный) эффект, влияющий и обуславливающий развитие организации. Видимо поэтому в последние годы все чаще в научных публикациях, учебниках по инновационному менеджменту и официальных документах при определении понятия «инновация» придерживаются объектного подхода, характеризуя его как результат изменений. Это позволяет понимать под «инновацией» во всех сферах общественной практики, в том  числе и в библиотечном деле, конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов, опредмеченный в виде объектов (изделий, технологий, услуг), отличающихся от предыдущих новыми свойствами. Инновации — это лишь реализованные идеи.

 

Под «новшеством», как правило, понимают результат разработки оригинальной идеи, пригодной для производственного освоения, а под «нововведением» — промежуточный результат внедрения новшества, когда оно еще не стало инновацией и находится на стадии производственного освоения.

Разработка новшества предшествует нововведению и инновации. В то время как новшество спроектировано, изготовлено и даже устарело, нововведение можеттак и не начаться и не воплотиться в инновацию (98). «Нововведение» характеризует процесс внедрения новшеств (53, с. 19). Главное в инновационной деятельности, не только внедрить новшество, но превратить нововведение в форму инновации, получить положительный результат (13 б, с. 17).

 

В дальнейшем под «новшеством» будет пониматься результат освоения новой идеи, закрепленный в документе и воплощенный в опытном образце техники, продукции или материала, описании технологии или услуги. «Новшество» и «инновация» взаимосвязанные явления, в первом случае происходит процесс формирования и разработки нового объекта, в другом — процесс его практического освоения и получения экономического, социального и другого вида эффекта. Новшество — это возможность опредмечивания нового знания, а инновация — конечный результат осуществления инновационного процесса.

Под «жизненным циклом инновации» понимаются этапы реализации инновационной идеи в готовый объект, от ее инициации до слияния с существующим производством и возникновения новых инновационных потребностей. При этом жизненный «цикл инновации» в совокупности представляет слияние, «перерастание» новшества в нововведение и в инновацию, то есть состоит из «жизненного цикла новшества» и «жизненного цикла нововведения». Учитывая, что инновация — это реализованная идея, весь цикл ее «превращения» в реальный объект изменений представляет собой сложный, многоэтапный и последовательно осуществляемый процесс.

В его структуре можно обозначить 5 последовательно реализуемых этапов, характерных для большинства сфер общественной деятельности:

  1. осознание необходимости изменений и формирование образа желаемого новшества, целей и задач необходимых изменений;
  2. анализ рынка новшеств, поиск и отбор готовых инновационных решений, пригодных для использования, их оценка и экспертиза возможного заимствования и процедуры адаптации к конкретным условиям, разработка проекта внедрения;
  3. заказ разработки новшества в инновационной организации или самостоятельная разработка собственной инновационной идеи на основе методов инновационного проектирования (этот этап предусматривается в случае отсутствия готовых решений при анализе рынка новшеств);
  4. апробирование новшества и его экспериментальное внедрение, (создание опытного образца); оценка возможностей трансляции (распространения) и коммерциализации (продажи) в социальной среде (профессиональном сообществе); разработка программы методического и проектного обеспечения производственного освоения, (внедрения в производство);
  5. использование (освоение) инновации, ее продвижение в профессиональном сообществе, слияние с существующим производством, наконец, прекращение использования, осознание новых инновационных потребностей.

 

Новшество как «сердцевина» инновационного процесса может быть заимствовано из практики, разработано по заказу в инновационной организации (отраслевой вуз, научно-практический или внедренческий центр) или разработано организацией самостоятельно. В любом случае реализация новшества в инновацию и встребованностьее практикой возможны только тогда, когда есть рыночная среда и у организации есть стремление быть конкурентоспособной, когда выбранное для внедрения новшество соответствует инновационной потребвости, имеет определенные преимущества перед ранее освоенной продукцией/услугами, приемами, технологией, обладает новизной. При этом его свойства, особенности применения и внедрения зафиксированы документально (в инновационном предложении), а информация доступна профессиональному сообществу.

 

Инновации бывают по-настоящему востребованными только в рыночной среде, в условиях конкуренции, существования спроса и предложення. В этом случае в теории инноваций говорят о рынке новшеств.

 Рынок новшеств определяется как система экономических отношений между различными государственными, общественными и коммерческими организациями, частными лицами, взаимодействие которых открывает новые возможности развития и создает условия для осуществления позитивных изменений. 

 

Рынок в любой сфере — это среда взаимодействия участников рыночных отношеннй (субъектов), существующая благодаря действию определенных механизмов, в данном случае, таких как: «спрос на новшества»,  «предложение готовой интеллектуальной продукции», «инновационные отношения и коммуникации между субъектами инновационной деятельности—участниками рынка новшеств».

 

Спрос на новшества в общей теории инноваций рассматривается как платежеспособная потребность организации во внедрении новшеств, подкрепленная инвестициями (платежеспособными ресурсами) в инновационный процесс в каждый конкретный момент времени.

Спрос на новшества обеспечивается готовой интеллектуальной продукцией — инновационным предложением, содержащим научную и техническую информацию, обращающуюся по правилам объектов авторского права.

Инновационное предложение — это документ, интеллектуальнын продукт, позволяющий определить не только все особенности применения новой оригинальной идеи по созданию нового объекта, но и способы ее воплощения в нововведение, то есть применения на практике. 

 

Заказ на разработку нового объекта (продукта/технологического решения и пр.) или самостоятельное выполнение разработки и создание новшества, а затем его внедрение требует определенных организационно — экономических усилий, затрат и ресурсов. Поэтому их расчет, обоснование и изыскание представляют собой комплекс определенных мероприятий, входящих в понятия инновационный проект и проект (программа) поддержки инновационной деятельности (фандрейзинговая программа)

Цель первого рассчитать и обосновать изменения, цель второго — изыскать необходимые средства д ля разработки и/или для внедрения новшества 

Если потребность в разработке, внедрении, освоении (заказе) новшеств не подкреплена инвестициями (фандрейзинговой программой), то есть заказчик инноваций не имеет в определенный момент финансовых средств для разработки и движения новшества в производство, говорят о потенциальном (отложенном) спросе на инновации.

Т.о., для того чтобы возникло новшество, а затем и трансформировалось в инновацию, должны быть созданы соответствующие условия, позволяющие обеспечить ход инновационного процесса и добиться определенного результата.

Соответствующие условия выражаются прежде всего в оценке инновационного потенциала и рациональности организации инновационных процессов.

 

В теории инноваций, инновационный потенциал определяется как способность и готовность организации к осуществлению инновационной деятельности (18; 87). Способность выражается в наличии и сбалансированности структуры потенциала (ресурсов, необходимых для инновационной деятельности), а готовность определяется как достаточность уровня развития потенциала для ее осуществления (18, с. 10, 12). В состав инновационного потенциала как основного ресурса инновационной деятельности включают:

  • кадры организаторов и исполнителей инновационной деятельности, ученых и специалистов, научные школы;
  • материально-техническую базу и финансирование: государственное, местное, муниципальное и пр.;
  • интеллектуальную собственность отрасли: готовые разработки новшеств (патенты, зафиксированные в документальных источниках формы организации и управления инновационной деятельностью, идеи по созданию новых продуктов и услуг и пр.).

 

Считается, что формированию инновационного потенциала способствуют определенные инновационные отношения и коммуникации между участниками инновационной деятельности. На их основе инновационный процесс насыщается материальными, финансовыми, кадровыми и пр. ресурсами, обеспечивается продвижение новшеств в профессиональном сообществе (44).

Субъектами инновационной деятельности являются юридические и физические лица, которые осуществляют и развивают (т.е. ведут, организовывают, регулируют, поддерживают, стимулируют) инновационную деятельность.

 

Между субъектами инноваций существует сложная система взаимоотношений, осуществляемая посредством договоров, соглашений, совместной разработки и реализации инновационных проектов, целевых программ и проектов поддержки инновационной деятельности. В любом случае масштабы и результаты изменений будут зависеть не только от инновационного потенциала организации и инновационной инфраструктуры (обеспечивающей взаимодействие участников инновационной деятельности), но и от успешности управления инновационной деятельностью, оттого, как организован инновационный процесс.

Характеризуя современную терминологическую систему инновационной деятельности, мы подошли к одному из ее основных понятий — термину «инновационный менеджмент». Он определяет механизм управления изменениями на основе инноваций.

Инновационной менеджмент для организации любой сферы общественной деятельности представляет собой органичную часть общей системы управления и рассматривается как особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение результатов стратегического развития путем использования инноваций. Он определяет цели, масштабы и объекты изменений, возможности разработки новшеств, осуществления нововведений и использования инноваций, создает необходимые условия для повышения эффективности инноваций, внедрения конкурентоспособной продукции и технологии, решения задач модернизации, усовершенствования и дальнейшего развития производства, повышения эффективности его функционирования. Именно использование инструментов инновационного менеджмента позволяет организациям выработать подходы к изучению, осуществлению и управлению инновациями, сформировать инновационные коммуникации.

Т.о., инноватика — это междисциплинарное научное направление, определяющее инструменты обновления для всех сфер общественной практики. Далее будет рассмотрено, что именно из инноватики является полезным для развития библиотечного дела.

 

1.3. Библиотечная инноватика: что осознано и что предстоит осознать библиотечному щ профессиональному сообществу

Мировой библиотечный опыт показывает, что проблемы нововведений всегда были актуальными. Ныне они стоят особенно остро, поскольку библиотеки, с одной стороны, как никогда прежде ощущают ограниченность финансового обеспечения и поэтому изыскивают пути рационального использования своих ресурсов: кадров, фондов, СБА, технического оснащения. С др. стороны, они стремятся интегрироваться в мировое информационное пространство, осваивая профессиональные международные стандарты. Как следствие воздействия этих факторов, в последние годы заметен интерес библиотечных специалистов к вопросам инновационной деятельности.

Зарубежные публикации, посвященные инновационным процессам библиотечной деятельности, появились еще в 1970-х гг., и сегодня их значительно больше, чем отечественных. Зарубежные авторы анализируют общие проблемы изменений в библиотеках, рассуждают о возможных последствиях нововведений, как для читателей, так и для библиотекарей. Их разработки, безусловно, заслуживают внимания, однако существенные ресурсные различия отечественных и зарубежных библиотек не позволяют использовать все имеющиеся достижения.

Первые библиотековедческие публикации российских специалистов по данной проблеме относятся к концу 1980-х гг. Это, главным образом, описание опыта деятельности библиотек России, оценка современной ситуации обновления, перспектив изменений в библиотеках.

 

Природа библиотечных инноваций в них исследуется с разных позиций и, фактически, наибольшее значение придается не столько феномену «нововведения», «инновации», сколько новым аспектам библиотечной работы — «изменениям».

Процесс появления нового при осуществлении изменений обозначают различными терминами: «новшество» (5; 12; 64), «новация» (125), «нововведение» (5; 12; 64; 69-78; 106), «инновация» (69—78). Зачастую одни специалисты используют эти слова как синонимы (С. Г. Матлина), другие не заостряют внимание на различии в сущности определенных понятий (Н. А. Толканюк), третьи четко разделяют их по значению (С. А. Басов, А. Н. Ванеев, Е. С. Мартин).

В публикациях отечественных специалистов обозначены 3 позиции, позволяющие рассматривать библиотечные нововведения (инновации) как:

  1. средство распространения «передового библиотечного опыта» в рамках научно-методической деятельности библиотек;
  2. особый признак развития и совершенствования библиотечной работы, основанный на поиске новых путей функционирования библиотек, качественно превосходящих предыдущие;
  3. средство творческого роста сотрудников библиотек.

Информация о работе Инновации в библиотеках