Инновации в библиотеках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 15:32, научная работа

Краткое описание

Цель данной работы — выявить специфику инновационной деятельности библиотек, предложить методику изучения, осуществления и документирования изменений, охарактеризовать подходы к управлению инновациями в библиотечном деле.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. ИННОВАТИКА КАК ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
1.1. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной реальности
1.2. Инноватика: содержание и направления развития
1.3. Библиотечная инноватика: что осознано и что предстоит осознать библиотечному профессиональному сообществу
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ БИБЛИОТЕКОЙ
2.1. Цели и содержание стратегического управления изменениями
2.2. Маркетинг в стратегическом управлении и реализации инновационной политики
Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В БИБЛИОТЕКЕ
3.1. Виды инноваций
3.2. Последовательность осуществления инновационного процесса
3.3. Разработка инновационных проектов
3.4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций
3.4.1. Основные понятия, характеризующие продуктовые изменения в библиотеках
3.4.2. Ассортиментная политика и стратегия развития продуктовых изменений
3.4.3. Определение групп целевых потребителей услуг/продукции библиотеки
3.4.4. Определение свойств новых (модифицированных) услуг/продукции библиотеки и механизм создания продуктовых инноваций
3.4.5. Ассортиментное регулирование
3.5. Реализация технологических изменений
3.6. Реализация управленческих изменений
Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ В БИБЛИОТЕКЕ
4.1. Создание инновационного климата
4.2. Контроль и регулирование инновационной деятельности библиотеки
4.3. Библиотечный менеджер как лидер преобразований
4.4. Обучение, переобучение и повышение квалификации руководителей и персонала библиотек
4.4.1. Обучение инновационной деятельности
4.4.2. Переобучение и повышение квалификации руководителей
и персонала библиотек
Глава 5. НАУЧНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
5.1. Роль и функции научно-методических служб библиотек в реализации инноваций
5.2. Направления и методика изучения инноваций
5.3. Распространение и продвижение новшеств
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Инноватика: рубрикатор предметной области
Приложение 2. Образцы инновационных документов
2.1. Заявка на участие в целевой программе
2.2 Заявка на участие в конкурсном инициативном проекте
2.3. Структура инновационного проекта
2.4. Структура инновационного проекта для инвестора (спонсора)
2.5. План выполнения проектных работ
2.6. Форма инновационной заявки
2.7. Форма инновационного предложения
Приложение 3. Предпроектные исследования инновационной ситуации: методика и оформление документов
3.1. Особенности применения основных методов изучения при проведении предпроектных исследований
3.2. Заявка на проведение исследования
3.3. Образец текста отчета предпроектного исследования инновационной ситуации по теме:
«Готовность библиотекарей к изменениям и оценка состояния инновационной деятельности библиотек»
Приложение 4. Библиотечная инноватика как направление образования и постобразования
4.1. Библиотечная инноватика как направление библиотечного образования
4.2. Библиотечная инноватика как направление библиотечного постобразования
Предыстория проведения семинара
Приложение 5. Словарь основных терминов

Вложенные файлы: 1 файл

Качанова Е Инновации в биб-ке.doc

— 1.80 Мб (Скачать файл)

При определении приоритетов важно подчинить возможные варианты инноваций поставленной цели, сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее значимом объекте, который даст наибольший эффект и позволит биб-ке развиваться дальше.

 

Необходимым условием отбора вариантов инновационных идей является их оценка. В промышленности она производится на основе расчета прибыльности каждого из вариантов и составления инновационных прогнозов. При их составлении строятся сценарии освоения, распространения инноваций и их последствий. В библиотечном деле, как мы уже отмечали, важно учитывать не только экономические, но и социальные факторы, позволяющие осуществить изменения в максимально приемлемой форме как для пользователей, так и для сотрудников биб-тек. Для этого инновационная идея соотносится с миссией и стратегическими направлениями развития биб-ки, традициями и ресурсными возможностями, на основе чего составляется план её реализации. 

 

Инновационная политика биб-ки отражается в различного рода документах:

  • стратегическом плане,
  • целевых программах,
  • инновационных проектах и проектах поддержки инновационной деятельности,
  • текущих планах.

Каждый из названных документов имеет свое назначение, обеспечивая последовательную конкретизацию (от общего к частному) целей, задач, действий и ресурсных затрат для осуществления инноваций (рис. 1).

Основные направлениями развития биб-ки закрепляются в её стратегическом плане. Стратегический план фиксирует основную цель библиотеки и ее миссию на период не более 5 лет, характеризует стоящие перед ней стратегические задачи (подцели первого уровня) — направления, подлежащие реализации в целевых программах.

ФОТО 0764

Рис. 1   Реализация инновации как впоонение стратегии развития биб-к

Стратегический план концепция развития биб-ки

Миссия биб-ки

Основные цели и направления деят-ти

 

Возможности достижения целей

   

Идеи изменений

 
   

 

Целевые программы развития библиотечной деят-ти

Целевая программа  1

Целевая программа 2

 

Целевая программа 3

Инновационные проекты-1

Инновационные проекты-1

 

Инновационные проекты-1

-2

-2

 

-2

-3

-3

 

-3

 

Инновационные пролцессы

Новшество

Новшество

 

Новшество

Нововведение

Нововведение

 

Нововведение

Инновация

Инновация

 

Инновация


 

Каждое из стратегических направлений, соответствующих основновным стратегическим задачам (подцелям), уточняется и конкретизируется в целевых программах. В них происходит конкретизация выбранного направления деятельности во всех деталях и подробностях. Целевые программы создаются на менее продолжительный срок (2-3 года). Их назначение — обосновать выбор варианта реализации миссии биб-ки в заданном регионе (зоне обслуживания), в заданные сроки, четко обозначить возможные пути. Программа содержит характеристику социальной проблемы, на решение которой она направлена, в ней оцениваются варианты решения, результаты, достигнутые организациями сопредельных сфер деятельности (учреждениями культуры и образования, социальными службами и пр.) В ней определяется, что (в этих условиях) может и должна сделать биб-ка, в чем уникальность имеющихся у нее ресурсов, какие новые возможности в решении этой проблемы она открывает, как эта программа отразится на деятельности других организаций в зоне обслуживания и самой биб-ки.

 

Центральным содержательным аспектом программы является определение основных стратегических (подцелей 2 и 3 уровня) и тактических задач (конкретных средств, приемов и методов), позволяющих обеспечить достижение желаемой цели, оценить и конкретизировать ее ресурсное обеспечение (информационную поддержку, кадровую составляющую, материально-техническую и финансовую базу, партнеров и каналы коммуникации).

 

Учитывая, что целевые программы развития биб-ки, как впрочем и сам стратегический план изменений и различные инновационные проекты, являются средствами реализации инновационной политики, масштаб целевой программы может быть разным. Он может затрагивать деятельность одной биб-ки (монопрограмма), сети биб-тек (мультипрограмма), деятельности биб-тек региона (мегапрограмма), аналогичным образом характеризуется и масштаб инновационных проектов (36).

 

Важно подчеркнуть, что в целевой программе осуществляется не только обоснование социальной значимости избранного направления библиотечной работы в конкретных условиях, но и особенности его реализации, сроки, круг заинтересованных участников, цели и возможности их взаимодействия, шансы и угрозы. Для определения путей реализации выбирается несколько вариантов решений. По наиболее оптимальному из них, с точки зрения социальной значимости, предстоящих ресурсных затрат, угроз и препятствий внедрения, и будет составлен инновационный проект, в котором последовательно определяется трансформация инновационной идеи в новшество, затем в нововведение и, наконец, в инновацию.

В инновационном проекте конкретизируют действия по каждой инновации или по группе однородных инновационных кластеров. В нем определяются необходимые действия, обеспечивающие разработку и осуществление конкретной инновационной идеи в определенный период времени. На основе проекта инновационная идея закрепляется на рынке, становится реализуемой.

 

Процесс управления изменениями в общей теории инноваций принято разбивать на ряд последовательных этапов. К ним относят следующие:

  • инициация инновации и принятие решения о необходимости изменений;
  • организация разработки (заказа) новшества, осуществление нововведения и подготовка биб-ки к инновации;
  • организация трансфорта нововведения в инновацию.

Учитывая специфику библиотечного дела, есть смысл уточнить названия и расширить существующие этапы, включив в их число следующие:

  • инициация инновации;
  • принятие решения о необходимости изменений и разработка базы их осуществления в конкретных условиях;
  • подготовка биб-ки к изменениям;
  • внедрение новшеств и трансферт нововведений в инновацию, выявление новых инновационных потребностей.

Т.о., управление изменениями превращается в замкнутый цикл, для которого стратегию развития биб-ки, объекты изменений и задачи управления определяет инновационная политика (рис. 2).

 

Анализ результативности изменений, осуществляемый на заключительном этапе, позволяет, с одной стороны, осознать перспективные инновационные потребности и инициировать дальнейший инновационный процесс, с другой стороны, он проявляет наиболее продуктивные новшества, которые можно «транслировать» в профессиональной среде, рассматривать в качестве потенциальных инновационных предложений для других биб-тек, нуждающихся в подобных разработках.

Для каждого этапа будут свойственны свои управленческие задачи.

Название этапа управления изменениями

Управленческие задачи, решаемые на данном этапе

Инициация инновации

1.Изучение инновационной ситуации, противоречий и недостатков библиотечной деят-ти, требующих внедрения нвшеств, осознания потребностей в предстоящих изменениях и их оценки с позиций актуальности и  соответствия общей идеи развития биб-ки, возможностей и предстоящих ресурсных затрат

2.Формирование единой  информационнй политики биб-ки, соответствующей  мировым и региональным тенденциям  развития библиотечного дела, общей  идеи развития данной биб-ки (её  мисси), потребностям пользователей  и её возможностям, (определение  концептуальных положений развития биб-ки)

3.Изучение опыта биб-к  и рынка библиотечных новшеств  в целях выявления и выбора  новшеств для внедрения посредством  методического мониторинга; анализ  положений и рекомендаций научных  школ и творческих коллективов; экспериментальная проверка соответствия новшеств целям и условиям деятельности конкретной биб-ки

4.Выявление всех потенциальных  участноков инновационной деят-ти, заинтерисованных физических и юридических лиц; определение возможностей инновационного потенциала участников и системы действенных стимулов, позволяющих создать благоприятную среду творческого содружества

Принятие решения о необходиости изменений и разработка базы их осуществления в конкретных условиях

1.Обоснование актуальносьти, своевременности  и последовательности изменений; разработка стратегичсекого плана и соответствующих ему инновационных программ развития биб-ки, программ поддержки инновационной деят-ти (фандрейзинговых программ, договоров, контрактов и пр.)

2.Оформление заказа на  разработку новшества или разработка новшеств в условиях биб-ки (на основе инновационного проекта), создание временных целевых команд

3.Создание инфраструктуры  для внедрения инновационных  программ. (Инфраструктура обеспечивает  движение ресурсных потоков, комплексную поставку необходимого оборудования и финансовых средств, подготовку  и переподготовку персонала, технологическую и производственную поддержку создания новых объектов деят-ти). Проведение экспертизы и сертификации новых инновационных программ и проектов для азработки комплекса мер по защите интеллектуальной собственности

4.Организация системы  инновационной отношений и коммуникаций, позволяющей координировать и  регулировать инновационные процессы, осуществлять их финансово-экономическое  обеспечение, активно использовать государственную поддержку библиотечной деят-ти

5.Организация обучения и повышения  квалификации сотрудников

6. Формирование временных  творческих коллективов для внедрения  новшеств 

Подготовка биб-ки к изменениям

1.Оценка отношения сотрудников к инновационным идеям, выявление неформальных лидеров, способных поддержать или противостоять изменениям; определение средств формирования благоприятного эмоционального фона для осуществления измененгий

2.Организация мероприятий  по вовлечению персонала в планирование изменений

3.Формирование у библиотекарей  навыков коллективной творческой  деят-ти посредством организации  стажировок, практикумов, семинаров

Внедрение новшеств и превращение нововведений в форму инновации

1.Наблюдение и контроль за  ходом инновационного процесса

2.Преодаление психологического  сопротивления изменениям, стимулирования  творческой активности библотекарей

3.Оценка эффективности (результативности) инновационной деят-ти биб-ки

4.Разработка и распространение  информации о нововведении и диффузия инноваций, подтвердивших свою перспективность на практике


ФОТО  0766   Рис. 2 Управление изменениями в биб-ке

Решить задачи управления — значит рационально организовать и обеспечить результативность инновационной деятельности.

Т.о., в целом стратегическое управление изменениями протекает при соблюдении определенных условий, к которым относятся:

  • создание благоприятного инновационного климата;
  • определение приоритетных направлений инновационной деятельности (где возможны наибольшие шансы на успех);
  • расширение поля сбора инновационных идей, привлечение новых участников к инновационной деятельности;
  • оценка инновационных идей, разработка путей их реализации и закрепления на рынке.

2.2. Маркетинг в стратегическом  управлении и реализации инновационной  политики

Маркетинг представляет собой интегральную функцию менеджмента. Считается, что маркетинг в широком смысле слова — это философия, которая должна быть принята любой организацией, будь она производственной, коммерческой, социальной или благотворительной, если данная организация намеревается достичь целей для которых создана (10; 40; 108; 203).

Термин «маркетинг» происходит от английского «market» — рынок, сбыт. Впервые он использован в экономической литературе США на рубеже XIX-XX вв., и его появление было вызвано кризисом перепроизводства товаров, когда для успешного их сбыта возникла необходимость в осуществлении рыночных исследований. В начале XX в. традиционным было коммерческое понимание маркетинга, цель которого состояла в том, чтобы найти покупателя для продукции, которую производитель в состоянии выпускать (91). Затем содержание понятия «маркетинг» менялось по мере изменения условий производства и реализации продукции. Среди специалистов нет общепринятого определения маркетинга. Рассматривая сущность этого понятия, его определяют и как систему взглядов на деятельность организации в условиях рынка, и как функцию координации различных аспектов ее деятельности, и как комплекс взаимосвязанных элементов ее деловой активности, философию, методологию деятельности в условиях рынка.

 

Существует несколько трактовок маркетинга, отражающих эволюцию его развития: торговая деятельность: мероприятия по сбыту товаров и услуг; рыночная концепция управления; философия управления изменениями. Попытаемся их рассмотреть применительно к библиотечному делу.

И первом случае маркетинг трактуется как синоним понятия «товарное обращение», «система распределения», он рассмаривается своеобразным динамическим элементом, приводящим в движение сложную систему рыночных связей. Для осуществления такой деятельности важно создать условия «предложения», довести итоговый продукт деятельности до потребителя. В биб-ках эта деятельность проявляется в организации доступа пользоввателей к ресурсам биб-ки. Это специальные усилиия, наравленные на доведение библиотечных услуг/продуктов до различных категорий потребителей, создание условий обслуживания. Здесь характерна такая ситуация, когда потребитель заинтересован в библиотечных услугах, испытывает определенные проблемы в недостатке информации и готов принять те условия предоставления библиотечных услуг/продукции, какие библиотека можсг ему предоставить. Такая ситуация в маркетинге получила название «рынок продавца». Здесь биб-ка находится в условиях естественной монополии и может «диктовать» свои условия предоставления услуг/продукции, а пользователь подстраивается под эти условия. Внимание концентрируется на возможностях биб-ки, а не на потребностях пользователя.

 

Вторая трактовка маркетинга применяется в других условиях, когда меняется ситация на рынке, биб-ка теряет свои монопольные преимущества, увеличивается количество биб-тек, информационных служб и др. организаций, появляются услуги товары аналоги. Такая ситушшя на рынке требует активных действий по сбыту, реализации продукции и услуг Здесь любой производитель стремится проинформировать рынок о том, какую продукцию, с какими свойствами он выпускает. Его цель привлечь к своей деятельности максимально большое количество потребителей. В этих условиях биб-ка рассматривает маркетинг как деятельность по рекламе и предоставлению платных услуг, определяет возможности ценообразования, применяет максимально приемлемые средства, чтобы стать «видимой» обществу.

Тем не менее, «рынок продавца» сохраняется, но не на все условия производителя соглашается потребитель, Чтобы сохранить слои позиции (имидж, выполнение плановых показателей), любому производителю, в том числе и биб-кам, приходиться время от времени не только активно информировать внешнюю среду о своём существовании и содержании деятельности, но и изучать отношение пользователей к услугам/продукции, подстраиваться под их желания.

В этом смысле маркетинг включает комплекс действий по изучению рынка, развитию рекламы и стимулированию спроса, по формированию политики цен, по «доработке» продукции в соответствии с изменением спроса, сервисное обслуживание потребителей. Функции маркетинга выполняются специализированной службой. При этом внимание производителя концентрируется не на качестве обслуживания, а на информированности потребителя, не на развитии деятельности, а на сохранении преимуществ (возвращении утраченной позиции на рынке), выживании в сложных условиях конкуренции.

 

Третья трактовка маркетинга рассматривает его как рыночную концепцию управления. Здесь характерна другая рыночная ситуация, когда конкуренция усиливается и биб-ка становится все более уязвимой, ощущается воздействие внешних изменений, мешающих ей традиционно выполнять свою деятельность. Чтобы сохранить свои преимущества на рынке, необходимо подстраиваться под потребителя, а именно изучать потребности и реальные потребительские оценки ассортимента и качества продукции и услуг, приспосабливать производство и продвижение к этим потребностям и оценкам, причем лучше и эффективнее, чем это делают другие участники рынка.

С этой точки зрения маркетинг понимается как система управления, при которой в основе принятия хозяйственных решений лежит рыночная информация. Результативность этих решений проверяется рынком в ходе реализации продуктов деятельности производителя. Смысл маркетинговой деятельности состоит в том, чтобы сделать процесс производства и реализации продукции и услуг максимально управляемым. Эффективная организация производства и реализации итоговых продуктов деятельности будет достигаться если постоянно анализируется и оценивается процесс предоставления услуг/продукции, ведется поиск новых возможностей, оценивается деятельность по рекламе и общественным коммуникациям, инновационная активность персонала.

Информация о работе Инновации в библиотеках