Введение в инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 23:50, курс лекций

Краткое описание

Мировое экономическое развитие перешло в постиндустриальную, или информационную, эпоху. Индустриальное развитие проходило под девизом «Свободу предпринимательству». Центральный девиз информационной эры - «Свободу нововведениям». Устойчивое развитие производства и общества в долгосрочном плане зависит, как это стало понятно, не столько от реальных ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства. Научно-технический прогресс (НТП) является основной инновационной стратегией экономического поведения предпринимателя в условиях современной конкурентной экономики. Вхождение предприятий и организаций в постиндустриальную эпоху требует применения особых управленческих приёмов, которые составляют содержание инновационного менеджмента Инновационный менеджмент является самостоятельной экономической дисциплиной, которая входит в более общую современную науку - инноватику.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент - Лекции + Словарь терминов.doc

— 614.50 Кб (Скачать файл)

БЕНЧМАРКИНГ ИННОВАЦИЙ — изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновации.

БИЗНЕС-ИНКУБАТОР — самостоятельная организация или структурное подразделение предприятия (отдел, лаборатория), занимающиеся разработкой инноваций и новых форм бизнеса.

БИЗНЕС-ПРОЦЕСС ИННОВАЦИИ - упорядоченная совокупность инновационных работ во времени и пространстве с указанием их начала и конца.

БИЗНЕС-ПРОЦЕСС-РЕИНЖИНИРИНГ - оптимизация системы организации и управления хозяйственным процессом, которая базируется на принципах ориентации на весь процесс, на качественный скачок, на ликвидацию закомплексованности в бизнесе, на использование эффективных технологий информационного продукта.

БРЭНД (англ. brand — клеймо, фабричная марка) (1) — система характерных (материальных и нематериальных) свойств нового продукта или операции, которая формирует сознание потребителя и определяет на рынке место этой инновации, а также ее продуцента или продавца.

БРЭНД (2) - всемирно известная товарная марка; законодательно защищенный продукт; компания (ее название) или концепция, выделяемая общественным сознанием из массы себе подобных.

БРЭНД-СТРАТЕГИЯ — комплексная проработка имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брэндов на рынке.

БЮДЖЕТ — финансовый план краткосрочного периода, отражающий расходы и поступления средств при реализации инновационного проекта.

В

ВЕНЧУРНЫЙ (англ. venture — отважиться, рисковать) КАПИТАЛ — капитал, вкладываемый с высоким риском

ВЕНЧУРНЫЕ ФИРМЫ - небольшие предприятия, занятые прикладными исследованиями и разработками, созданием и внедрением технологических инноваций.

ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ДОХОДНОСТИ показатель эффективности инвестиций, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инвестиций приводится к настоящей стоимости инвестируемых средств.

Г


ГЛОБАЛИЗАЦИЯ (фр global — всеобщий, лат. glob — шаг) — универсальный процесс, охватывающий весь земной шар и состоящий из новых интеллектуально-информационных технологий, активно действующих на мировом рынке в целях укрепления связей денежного капитала инновациями.

ГУДВИЛЛ (англ. goodwill — престиж фирмы) (1) — денежная оценка имиджа фирмы, ее деловых связей на рынке.

ГУДВИЛЛ (2) - активы, капитал фирмы, не поддающийся материальному измерению, например, репутация, техническая компетенция, связи, влияние и др.

Д

ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК — показатель, характеризующий эффект инвестиций в виде возвращаемых инвестору денежных средств чистой прибыли и амортизации.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ — расширение сферы производственной и коммерческой деятельности на рынках новых товаров, производство которых не связано с основным производством.

ДИСКОНТИРОВАНИЕ — приведение будущих доходов и затрат к текущему периоду сегодняшнего эквивалента суммы, выплачиваемой в будущем.

ДИСКОНТИРОВАНИЕ ПОТОКА НАЛИЧНЫХ СРЕДСТВ — пересчет де- нежных сумм с учетом различной ценности средств в настоящее время и в будущем.

ДИСКОНТНАЯ СТАВКА — ставка процента, по которой будущая стоимость денег приводится к настоящей их стоимости.

ДИФФУЗИЯ (лат. diffusio — распространение, растекание) ИННОВАЦИИ — распространение однажды освоенной инновации, использование ее в 
общественной практике.

Ж

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ (греч. kyklos - круг) ИННОВАЦИИ (1) – определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизнеспособностью на рынке и приносит продуценту или продавцу прибыль и/или другую реальную выгоду.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ (2) — стадийность процесса: освоение, диффузия и рутинизация. Нововведение имеет строгую последовательность прохождения указанных стадий.

3

ЗАКОН БОЛЬШИХ ЧИСЕЛ — математический закон, гласящий, что аддитивная макропеременная (та, которая является суммой многих компонентов) меньше (в процентном выражении) отклоняется от своего среднего значения, чем любая из составляющих ее компонент, при условии, что последние примерно одинаковы по величине и изменяются независимо друг от друга примерно в одинаковых пределах.

ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ — изобразительный, графический или комбинированный символ, гарантирующий качество обслуживания привлекающий клиента, информирующий его о характере услуг. Знак обслуживания - вид промышленной собственности.

И

ИГРА — вид моделирования процессов (экономических, финансовых, технических и т. п.) с любым числом участников, каждый из которых стремится максимизировать некоторую целевую функцию, подчиняясь набору определенных правил. В теории игр игра — это совокупность правил и процедур, относящихся к партии.

ИДЕЯ — предложение нового проекта, которое после технико- экономического обоснования и разработки может превратиться в инновацию.

ИЕРАРХИЯ (греч. hierarhia / hieros — священный + arche — власть) — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

ИЗОБРЕТЕНИЕ — техническое решение, относящееся к продукту(в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу(процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ — абстракция от реальности, но довольно близкая к реальной действительности, чтобы дать полезные наблюдения, анализ или оценки этой действительности.

ИМИТАЦИЯ (лат. imitatio) — подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение.


ИМИТАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ — создание модели реальных хозяйственных ситуаций и манипулирование этой моделью в целях получения выводов о действительном мире.

ИНВЕСТИРОВАНИЕ — долгосрочное вложение капитала.

ИНВЕСТИЦИИ — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объект предпринимательской и / или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ — план или программа долгосрочного вложения капитала с целью получения прибыли в будущем.

ИНВЕСТОР— субъект предпринимательской инвестиционной деятельности, вкладывающий собственные, заемные и привлеченные средства и имущество в инновации с целью получения экономического и социального результатов.

ИНВЕСТОР ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ — финансовый посредник, аккумулирующий средства индивидуальных инвесторов для осуществления долгосрочных вложений.

ИНДУЦИРОВАННАЯ НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ — потеря конкурентоспособности предприятиями, вызванная переходом к рыночной экономике и открытием внутреннего рынка для широкого импорта товаров.

ИНЖИНИРИНГ (англ. engineering — изобретательность, знание).

ИННОВАЦИЙ — комплекс работ и  услуг по созданию  инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и] диффузию инновации, преимущественно комплексных, дорогостоящих.

ИНИЦИАЦИЯ (лат. initiatio — совершение таинств) — деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задач, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и материализации идеи, т. е. превращении идеи в вещь, товар (имущество, документ имущественного права, документ по операции).

ИНКЛЮЗИВНЫЙ (фр. inclusif — включающий в себя) — pacпространяющийся на более широкий круг предметов.

ИНКУБАТОР (лат. incubare — высиживать птенцов) — структурное подразделение предприятия (отдел, лаборатория), занимающееся разработкой новых форм бизнеса (т. е. предпринимательства) или новых видов технологий,

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — процесс, направленный на разработку и реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные исследования и разработки.

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА (лат. infra - под + structure — строение, устройство) — организации (учреждения), способствующие осуществлению инновационной деятельности, т. е. комплекс организаций (учреждений), имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающих инновацию и обеспечивающих условия нормального протекания инновационного процесса. В состав инфраструктуры входят инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры, патентные библиотеки и другие специализированные организации.

ИННОВАЦИОННЫЙ КОНТУР - область создания и освоения новых технологий, способствующих интеграции национальных хозяйств в мировую экономику. К этим технологиям относятся информационные, медицинские, фармацевтические технологии.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС — процесс генерации идей, создания и коммерческого использования продуктов интеллектуального труда.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ — синоним инновации.

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА (1) — совокупность целей инновационной стратегии государственных органов и механизмов ее осуществления.

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА (2)—совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с Целью выпуска новейших видов продукции и технологии и расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА (1) комплекс мероприятий согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное нововведение.

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА (2) — комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологии).

ИННОВАЦИОННАЯ СПИРАЛЬ (лат. spira - изгиб, извив) -кривая, делающая постоянно увеличивающиеся витки от некой начальной точки где-то на заре зарождения человечества, которые ускоряются во времени.

ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА - обстановка, окружающая создание, реализацию и продвижение инноваций.

ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание, реализацию, распространение и рутинизацию инноваций.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

ИННОВАЦИОННЫЙ РИСК - риск, связанный с добровольным вложением капитала в реализацию новых продуктов и новых технологий в надежде на получение сверхприбыли (обычно не менее 100 % к капиталовложениям) в очень короткий срок (не более 1 месяца) реализации этих операций, продуктов, технологий.

ИННОВАЦИЯ (англ, innovation — нововведение, буквально означает «инвестиция в новацию») (1) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

ИННОВАЦИЯ (2)— создание и использование интеллектуальной продукции в целях получения новых экономических и социальных условий деятельности людей.

ИНСАИТ — осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (1) - интеллектуальное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (2) - собственность на результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальный продукт, входящий в совокупность объектов авторского и изобретательского права.

ИНТУИЦИЯ (лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — способность непосредственно, как бы внезапно, без логического продумывания находить правильное решение проблемы.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ — материализованная форма сведений, являющихся объектом хранения, переработки и передачи.

ИТЕРАЦИЯ (лат. iteratio — повторение) — результат применения какой- либо математической операции, получающийся в серии аналогичных.

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ИЛИ ЧИСТАЯ ТЕКУЩАЯ СТОИМОСТЬ —основной критерий эффективности инвестиций, рассчитываемый как разность совокупного дохода за период жизни продукции и всех расходов за тот же период с учетом фактора времени.

К

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ — инвестиции в воспроизводство основных фондов и на прирост материально-производственных запасов.

КВАЗИМОДЕЛЬ (от лат. quasi — как будто, будто бы) — ряд концепций, позволяющих сделать более точные прогнозы, чем прогнозы, полученные с помощью метафор или аналогий, но менее точные, чем прогнозы на основе моделей.

Информация о работе Введение в инновационный менеджмент