Правонарушения в сфере земельных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

В условиях обретения Республикой Казахстан независимости и суверенитета, нацеленного на создание свободной рыночной экономики, наиболее острые споры вызывает земельный вопрос. Это вызвано активным вовлечением земли в товарооборот, изменением жилищной политики государства, коренным обновлением земельного законодательства. Это также объясняется тем, что действующая законодательная база предоставила более широкий простор и свободу для хозяйственной деятельности, при которой ее эффективное осуществление невозможно без наличия и юридически обеспеченной возможности владения и пользования землей. Соответственно резко возросло количество споров, связанных с нарушениями земельного законодательства, конфликтов, имеющих большой общественный резонанс.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства производится путем проверок, которые  подразделяются на плановые (запланированные  и утвержденные центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами и его территориальными органами) и внеплановые (назначаемые в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы жизни и здоровью физических лиц, окружающей среде, общественному порядку, национальной безопасности, по фактам, изложенным в обращениях и иной информации о нарушениях прав и законных интересов физических и юридических лиц, непосредственным выявлением признаков нарушений законодательства Республики Казахстан, а также в целях контроля исполнения требований об устранении выявленных нарушений в результате плановой проверки).

Государственный контроль также осуществляется при проведении инвентаризации, обследовании земель, разработке схем и проектов, связанных  с использованием земель, ведении государственных кадастров и мониторинга земель.

Процедура осуществления  государственного контроля производится на основании издаваемого государственным  органом акта о назначении проверки и карточки учета проверок деятельности субъектов частного предпринимательства, которые до начала проверки регистрируются в государственном органе, осуществляющем в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов.

Государственный контроль путем проведения плановой проверки использования и охраны земель, на которых выполняется деятельность по разработке, добыче, переработке минерального сырья, полезных ископаемых и природных ресурсов, производству сельскохозяйственной продукции, переработке, утилизации и захоронению отходов производства и потребления, гидротехническая, гидромелиоративная и мелиоративная деятельность, строительство, расположены объекты транспортировки минерального сырья и продуктов его переработки, осуществляется не реже одного раза в год.

Государственный контроль путем проведения плановой проверки использования и охраны земель, на которых выполняются другие виды деятельности, осуществляется не реже одного раза в два года.

Срок проведения плановой проверки составляет десять календарных  дней, в исключительных случаях при необходимости проведения специальных исследований, испытаний, экспертиз, а также в связи со значительным объемом проверки руководителем органа государственного контроля (либо лицом, его замещающим) срок проведения проверки может быть продлен на десять календарных дней.

Срок проведения внеплановой  проверки не может превышать срок проведения плановой проверки.

Началом проведения проверки считается момент вручения проверяемому субъекту предпринимательства акта о назначении проверки.

Государственный контроль путем проверки производится с участием собственников земельных участков, землепользователей, а в случае их отказа - без них, о чем делается соответствующая отметка в составленных по результатам обследований документах.

Выявленные нарушения земельного законодательства оформляются актом с приложением чертежа полевого обследования, которые подписываются специалистами, проводившими эти работы, и передаются органу, в компетенции которого находится рассмотрение данного вопроса.

Уполномоченными органами выявленные нарушения земельного законодательства рассматриваются в соответствии с их функциями в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Решение государственных  инспекторов по использованию и охране земель о наложении административного взыскания может быть обжаловано в соответствии с пунктом 3 статьи 148 ЗК РК.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель осуществляют контроль за фактическим  устранением нарушений земельного законодательства Республики Казахстан, а также за выполнением собственниками земельных участков и землепользователями указаний и предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель.

Для осуществления государственного контроля за использованием и охраной  земель уполномоченные органы областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) ежегодно представляют соответствующим территориальным органам по управлению земельными ресурсами областей (города республиканского значения, столицы) перечень собственников земельных участков и землепользователей, которым в текущем году предоставлены земельные участки, и земельно-кадастровую карту с указанием местоположения таких земельных участков, а также ежемесячно - сведения о происшедших изменениях в перечне собственников земельных участков и землепользователей.

Должностные лица, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель:

1) Главный государственный  инспектор по использованию и  охране земель Республики Казахстан; 

2) главные государственные  инспекторы по использованию и охране земель соответствующих административно-территориальных единиц;

3) государственные инспекторы  по использованию и охране  земель.

Руководство государственным  контролем за использованием и охраной  земель осуществляет Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Республики Казахстан.

Главным государственным  инспектором по использованию и  охране земель Республики Казахстан  является руководитель центрального уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами.

Руководители территориальных  органов по управлению земельными ресурсами  областей (города республиканского значения, столицы) являются главными государственными инспекторами по использованию и охране земель соответствующих административно-территориальных единиц.

Главные государственные  инспекторы по использованию и охране земель имеют бланки документов с  изображением Государственного герба Республики Казахстан и со своим наименованием.

Главным государственным  инспекторам и государственным  инспекторам по использованию и  охране земель выдаются в установленном  порядке печать и удостоверения.

Указания органа, осуществляющего государственный контроль по вопросам использования и охраны земель в пределах его компетенции, обязательны для всех государственных органов, собственников земельных участков и землепользователей.

Орган, осуществляющий государственный контроль за использованием и охраной земель, организует и проводит государственный контроль за:

1) соблюдением государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами земельного законодательства Республики Казахстан, установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;

2) недопущением самовольного  занятия земельных участков;

3) соблюдением прав собственников земельных участков и землепользователей;

4) своевременным и  правильным проведением собственниками  земельных участков и землепользователями  комплекса организационно-хозяйственных,  агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических противоэрозионных мероприятий по восстановлению и сохранению плодородия почв;

5) своевременным предоставлением  в государственные органы собственниками  земельных участков и землепользователями  сведений о наличии, состоянии  и использовании земель;

6) проектированием, размещением  и строительством жилых и производственных  объектов, оказывающих влияние на  состояние земель;

7) своевременным и  качественным выполнением мероприятий  по улучшению земель, предотвращению  и ликвидации последствий эрозии почвы, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию земель;

8) соблюдением установленных  сроков рассмотрения заявлений  (ходатайств) граждан о предоставлении им земельных участков;

9) сохранностью межевых  знаков;

10) своевременным возвратом  земель, предоставленных местными  исполнительными органами во  временное землепользование;

11) рекультивацией нарушенных  земель;

12) снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;

13) осуществлением проектов  землеустройства и других проектов  по использованию и охране  земель;

14) законностью принятых  решений местных исполнительных  органов в области земельного законодательства Республики Казахстан.

В функции органа, осуществляющего  государственный контроль, входят и  иные вопросы, предусмотренные законодательством  Республики Казахстан.

Должностные лица, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, имеют право:

1) направлять в соответствующие  органы материалы о нарушениях  земельного законодательства Республики  Казахстан для решения вопроса  о привлечении виновных к ответственности; 

2) составлять протоколы  (акты) о нарушениях земельного законодательства Республики Казахстан;

3) выносить постановления  об административном взыскании  за нарушение земельного законодательства  Республики Казахстан; 

4) обращаться в суд  по делам о возмещении ущерба  в результате нарушения земельного законодательства Республики Казахстан, по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с предоставлением, изъятием, принудительным отчуждением для государственных нужд земельных участков, а также по делам об исполнении выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, предписаний по устранению выявленных нарушений земельного законодательства Республики Казахстан в случае их неисполнения в срок, указанный в предписании, либо ненадлежащего исполнения лицами, которым выданы эти предписания, и о взыскании штрафов с физических, должностных и юридических лиц;

5) при предъявлении  служебного удостоверения беспрепятственно  посещать организации, обследовать  земельные участки, находящиеся в собственности и пользовании, а земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами, - с учетом установленного режима их посещения;

6) давать собственникам  земельных участков и землепользователям  обязательные для исполнения  предписания по вопросам охраны земель, устранению нарушений земельного законодательства Республики Казахстан;

7) приостанавливать промышленное, гражданское и другое строительство,  разработку месторождений полезных  ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение агротехнических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства Республики Казахстан, установленного режима использования земель особо охраняемых территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие почв, включая сопредельную территорию, а так же если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное заключение;

8) получать от государственных  органов утвержденную в установленном  порядке статистическую отчетность  о состоянии земельного фонда; 

9) приостанавливать строительство  жилых и производственных объектов в случае отсутствия правоустанавливающего и идентификационного документов на землю.

Должностные лица, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, обязаны:

1) своевременно принимать  меры к нарушителям земельного законодательства Республики Казахстан;

2) объективно готовить  материалы проводимых проверок.

Жалобы на действия (решения) должностных лиц, осуществляющих государственный  контроль за использованием и охраной  земель, и на послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию подаются вышестоящему должностному лицу или в суд.

Должностные и физические лица, препятствующие осуществлению  государственного контроля за использованием и охраной земель, применяющие  угрозы насилия или насильственные действия по отношению к должностным лицам, осуществляющим государственный контроль за использованием и охраной земель, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Отношения в области  организации проведения контроля и  надзора за проверяемыми субъектами независимо от правового статуса, форм собственности и видов деятельности регулируются также Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».

 

3.3 Анализ эффективности осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель на землях населенных пунктов

Информация о работе Правонарушения в сфере земельных отношений