Правонарушения в сфере земельных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

В условиях обретения Республикой Казахстан независимости и суверенитета, нацеленного на создание свободной рыночной экономики, наиболее острые споры вызывает земельный вопрос. Это вызвано активным вовлечением земли в товарооборот, изменением жилищной политики государства, коренным обновлением земельного законодательства. Это также объясняется тем, что действующая законодательная база предоставила более широкий простор и свободу для хозяйственной деятельности, при которой ее эффективное осуществление невозможно без наличия и юридически обеспеченной возможности владения и пользования землей. Соответственно резко возросло количество споров, связанных с нарушениями земельного законодательства, конфликтов, имеющих большой общественный резонанс.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

Гражданско-правовую ответственность  за земельные правонарушения следует отличать от возмещения потерь и убытков, вызванных правомерной деятельностью, хотя между ними имеются определенные сходства. Принципиальные отличия между ними заключаются в основаниях возникновения этих двух видов правоотношений.

Гражданско-правовая ответственность  возникает из факта причинения противоправного  ущерба. Последний может явиться  основанием применения в отношении  лица, совершившего противоправное деяние, также и других лишений – административного, уголовного или иного характера. Например, отравление, загрязнение или иная порча земли вследствие нарушения правил обращения с ядохимикатами, повлекшие причинение вреда здоровью человека или ухудшение природных свойств земли, служит основанием также и для привлечения виновных к уголовной ответственности.

Правоотношения по возмещению потерь и убытков, хотя и возникают  из факта причинения ущерба, являются следствием правомерной, предусмотренной  земельным законодательством, деятельности.

Назначение института  возмещения правомерного вреда сводится исключительно к компенсации нанесенного ущерба, не содержит каких-либо иных обязательств в отношении субъекта причинения правомерного ущерба.

В случаях правомерного ущерба главным образом применяются  специальные нормы института  возмещения убытков и потерь, вызванных разрешенной деятельностью. Противоправный ущерб возмещается на основе общих положений гражданско-правовой ответственности с субсидиарным применением специальных земельно-правовых норм.

Гражданско-правовая ответственность  за земельное правонарушение наступает, если: имеется факт причинения ущерба; ущерб является следствием противоправного поведения; существует причинная связь (непосредственная или опосредованная) между противоправным деянием и наступившим результатом (вредным последствием); присутствует вина причинителя ущерба. Такие обязательные элементы гражданско-правовой ответственности, как вина, противоправность деяния, причинная связь между противоправным виновным поведением и наступившим ущербом не имеют какую-либо особенность в своих проявлениях в сфере земельных отношений. Особенности характерны самому ущербу, являющемуся результатом земельного правонарушения и объективным основанием гражданско-правовой ответственности. Они предопределяют некоторую специфику гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства. Исходя из этого, имеет смысл более подробно остановиться на этом элементе земельного правонарушения.

Сфере земельных отношений  свойственно многообразие форм и  способов проявления противоправного ущерба. Структура и характер ущерба зависит от многих факторов: способа совершения противоправного деяния; источника причинения ущерба; объекта, субъекта противоправного деяния и т.д. Ущерб может возникнуть из-за: нарушения определенных договорных обязательств; необоснованного прекращения, ограничения права собственности и землепользования; ухудшения качества земли в результате нарушения землеохранных требований; неправомерного управленческого решения; ошибок в разработке проектов и программ, способных влиять на землю; непредоставления необходимой информации о качественных характеристиках, правовом режиме земель и т.д.

Структура ущерба в земельных  отношениях охватывает:

а) прежде всего и как  правило, потери качества земли либо иных полезных свойств природы, связанных с землей (снижение уровня плодородного слоя почвы; уничтожение гумусного слоя; засоление, закисление почвы; противоправное ухудшение климата, рельефа местонахождения земельного участка);

б) упущенную выгоду, которая  может иметь место не всегда. Но на землях, вовлеченных в хозяйственный оборот, неполучение предполагаемого дохода очень часто является неизбежным последствием противоправного деяния. Например, из-за лишения возможности хозяйствования на земельном участке в результате его противоправного захвата, неприведения земли в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, нарушения сроков возврата временно занимаемых земель;

в) убытки в виде непредвиденных расходов на восстановление качества земель, посевов, режима орошения, обеспечение исполнения ранее принятых обязательств перед третьими лицами и др.;

г) в случаях ухудшения  качественных характеристик земли  наряду с убытками (экономический  ущерб) присутствует и ущерб экологический.

Разумеется, указанный  перечень оснований полного возмещения убытков, причиненных нарушением земельного законодательства, не является исчерпывающим. Согласно общим началам гражданского и земельного законодательства всякий противоправный вред в сфере земельных отношений подлежит возмещению в полном объеме. Возмещение ущерба возможно путем: приведения земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и восстановления нарушенного имущественного состояния; компенсации всех необходимых средств и затрат на восстановление земли и существовавшего до нарушения имущественного состояния.

Указ «О земле» впервые  в земельном законодательстве изложил  структуру убытков, подлежащих возмещению в порядке компенсации. В состав убытков включаются: сумма покупки  права собственности или права  землепользования с учетом инфляции; рыночная стоимость находящегося на участке недвижимого имущества, включая фруктовые деревья и многолетние насаждения; стоимость затрат, связанных с освоением земельного участка, его эксплуатацией, проведением защитных мероприятий, повышением плодородия почвы и других затрат с учетом их инфляции; все убытки, причиненные собственнику или землепользователю изъятием земельного участка, включая убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами; упущенная выгода. Данная структура без существенных изменений сохранилась в новом ЗК РК (пункт 2 статьи 166).

В кодексе также определены и источники возмещения убытков. Убытки собственнику и землепользователю  должны возмещаться за счет их причинителя. Если убыток причинен в результате издания не соответствующего законодательству акта органа государственной власти, иного государственного органа, а также действиями (бездействием) должностных лиц этих органов, то подлежит возмещению Республикой Казахстан или соответственно административно-территориальной единицей (пункт 1 статьи 166 ЗК РК).

Важным представляется и уяснение того, что споры о  возмещении ущерба, вытекающие из земельных  правоотношений, рассматриваются судом.

При рассмотрении исков о возмещении причиненного вреда земле и определении размера и объема убытков необходимо установить характер причиненного ущерба, количественный и качественный состав земель, подвергшихся загрязнению или порче, затребовать от землеустроительных органов сведения о балле бонитета почвы и с учетом добытых доказательств и проверки представленных расчетов решать вопрос о возмещении причиненного ущерба.

Для обеспечения полноты  возмещения ущерба и учета всех его  возможных последствий необходимо, прежде всего, выяснить место и сферу деятельности, где возник ущерб, характер отношений, формы и способы противоправных деяний, приведших к ущербу.

Ввиду того, что ущерб, причиненный нарушением земельного законодательства, нередко имеет  сложную структуру, для его подсчета субсидиарно привлекаются специальные нормы, методики, нормативы, конкретизирующие, исходя из особенностей ущерба, общие положения гражданского, экологического и земельного законодательства о возмещении ущерба.

Согласно этим актам  взысканию подлежит ущерб, нанесенный: уничтожением и повреждением земельных ресурсов; самовольным и нерациональным использование; загрязнением аварийными, несогласованными залповыми выбросами и сбросами, размещением отходов; сверхнормативным загрязнением.

Ответственность по возмещению ущерба несут лица, совершившие действия, квалифицированные как нарушение земельного законодательства. В случае если конкретный виновник не установлен, ответственность несет владелец или пользователь земельного участка, на которого в соответствии с действующим законодательством возложена его охрана. В случае невозможности разграничения ответственности нескольких лиц наступает солидарная ответственность всех причастных к факту ущерба.

В случаях возникновения  ущерба со сложной структурой предписывается исходить из следующих правил: если ущерб нанесен двум и более видам природных ресурсов, общий ущерб определяется суммированием ущерба по каждому ресурсу в отдельности; в случае невозможности разграничения доли ущерба по каждому природному ресурсу общий объем может определяться по одному ресурсу, по которому наиболее полно доказан факт нарушения.

В нормативных актах, определяющих порядок возмещения ущерба, главное место занимают основные принципы, подходы, порядок, а также  конкретные методики определения ущерба. Они, в частности, содержат такие специфические вопросы, как: порядок определения величин удельных экономических ущербов от загрязнения почв; определение степени деградации почв; критерии и показатели полной потери плодородия почв и т.д.

При отсутствии утвержденных такс и методик исчисления ущерба его возмещение проводится по проектным или фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков (статья 86 Закона «Об охране окружающей среды»). В таких случаях для подсчета противоправного ущерба земле применяются нормативы стоимости освоения новых земель, применяемые при возмещении убытков землепользователям и потерь сельскохозяйственного производства. Указанные нормативы используются и при разработке некоторых специальных методик подсчета ущерба.

Следует иметь в виду, что нормы рассматриваемого института  прежде ограничивались возмещением  только реального ущерба, теперь в  нем имеется норма об обязательной компенсации упущенной выгоды, основанная на требованиях нового законодательства. Ее структура, размер определяются специальными нормами гражданского и земельного законодательства (статьи 106, 166 ЗК РК).

Наряду с внедоговорной  гражданско-правовой ответственностью, наступающей в силу факта правонарушения, повлекшего ущерб в сфере земельных отношений, возможна и договорная гражданско-правовая ответственность. В договорах об аренде земельных участков, временном безвозмездном землепользовании должны быть обговорены все существенные условия использования и охраны земель, требования по обеспечению качества земель, сроки возврата и т.д.

При этом исходя из смысла пункт 2 статьи 65 ЗК РК в договоре о временном землепользовании, в случае необходимости, стороны вправе обговорить также условия и требования, которые прямо не предусмотрены, но вытекают из общих положений земельного законодательства.

В уголовном и административном праве угроза причинения вреда, как  и сам факт причинения вреда, может  рассматриваться в качестве равнозначной конструкционной основы ответственности. Поэтому нередко, особенно в уголовном праве, составы ответственности конструируются по принципу: наказание за вред или угрозу причинения вреда. Например, в УК РК предусмотрена ответственность за деяния, вызвавшие или способные вызвать экологическую катастрофу – статья 161; создавшие угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде – часть                  1 статьи 278, часть 1 статьи 279. в отличие от этого основанием гражданско-правовой ответственности выступает только само причинение ущерба, реальный ущерб, а не угроза его причинения. Возможны отдельные исключения лишь относительно договорных земельных правоотношений, где угроза ущерба может быть указана в качестве одного из оснований ответственности, наряду с другими, такими как: нарушение сроков рекультивации, возврата земельного участка, неполное осуществление землеохранных мероприятий и т.д.

Как известно, любое нарушение  условий и требований, вытекающих из договора, является, основанием для  гражданско-правовой ответственности. Поэтому здесь нанесение ущерба земле или правам и законным интересам субъектов земельных отношений не всегда является единственным основанием наступления договорной ответственности. В отдельных случаях нарушение может и не повлечь причинение ущерба, то есть не исключается ответственность без факта ущерба. Кроме того, как уже говорилось, угроза причинения ущерба земле, с определением ее признаков и критериев, может быть указана в качестве самостоятельного основания договорной ответственности.

В изложенных случаях договорная гражданско-правовая ответственность за земельное правонарушение будет означать «ответственность за нарушение обязанности в существующем правоотношении». Размер ответственности должен определяться соглашением сторон, если оговариваются условия ответственности в связи с угрозой ущерба. В качестве ориентира, основы могут быть использованы существующие нормативы, методики подсчета соответствующего ущерба.

В связи с развитием  рыночных отношений, активным вовлечением  земель в гражданский оборот возмещение вреда земле и имущественным интересам субъектов земельных отношений на основе договора имеет достаточно широкие перспективы. Его роль постепенно будет возрастать, для этого уже имеются и экономические, и законодательные предпосылки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Особенности осуществления  государственного контроля над  использованием и охраной земель  в населенных пунктах

 

3.1 Правовой режим земель  населенных пунктов

 

 

Объектом государственного управления выступает вся земля в пределах территории Республики Казахстан или земельный фонд республики. В связи с чем, уместно дать его характеристику в соответствии с земельным законодательством, согласно целевому назначению и правовому режиму использования и охраны земель.

Согласно статье 1 Земельного кодекса земельный фонд Республики Казахстан в соответствии с целевым назначением подразделяется на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);

3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;

4) земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Указанные земли используются в  соответствии с установленным для  них целевым назначением. Рассмотрим правовой режим использования категории  земель населенных пунктов.

Информация о работе Правонарушения в сфере земельных отношений