Правонарушения в сфере земельных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

В условиях обретения Республикой Казахстан независимости и суверенитета, нацеленного на создание свободной рыночной экономики, наиболее острые споры вызывает земельный вопрос. Это вызвано активным вовлечением земли в товарооборот, изменением жилищной политики государства, коренным обновлением земельного законодательства. Это также объясняется тем, что действующая законодательная база предоставила более широкий простор и свободу для хозяйственной деятельности, при которой ее эффективное осуществление невозможно без наличия и юридически обеспеченной возможности владения и пользования землей. Соответственно резко возросло количество споров, связанных с нарушениями земельного законодательства, конфликтов, имеющих большой общественный резонанс.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

Земельные участки, предоставленные  для развития городов, поселков, аулов, сел и других поселений, относятся к категории земель населенных пунктов. Земли населенных пунктов отграничиваются от земель иных административно-территориальных образований городской чертой, поселковой чертой, чертой сельского населенного пункта.

В состав земель населенных пунктов могут входить земли:

1) жилой застройки,  занятые строениями и предназначенные  для застройки многоквартирными  и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными жилыми домами  с приусадебными земельными участками;

2) общественно деловой  застройки, занятые и предназначенные для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также дошкольных организаций, организаций среднего, технического и профессионального, после среднего и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий и иных деловых зданий, строений и сооружений;

3) производственной застройки,  занятые и предназначенные для  размещения промышленных, коммунальных  и складских объектов, обеспечивающих их функционирование, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также для установления санитарно-защитных зон этих объектов;

4) транспорта, связи, инженерных  коммуникаций, занятые и предназначенные  для сооружений железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, магистралей инженерной инфраструктуры и связи;

5) особо охраняемых  природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

6) водоемов и акваторий, занятые реками, естественными и искусственными водоемами и акваториями, водоохранными зонами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями;

7) сельскохозяйственного использования;

8) общего пользования,  занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, проездами, дорогами, набережными, парками, скверами, городскими лесами, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами и иными объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения (водопроводы, отопительные трубы, очистные сооружения и другие инженерные системы общего пользования);

9) резервные и иные, не вовлеченные в градостроительную  деятельность, предназначенные для  территориального развития населенного  пункта и развития личного подсобного хозяйства;

10) специального назначения, выделяемые для размещения крематориев, скотомогильников, свалки бытовых отходов и иных объектов, использование которых невозможно без установления специальных нормативов и правил;

11) предоставленные для  нужд обороны и иного режима использования.

Информация о площади земель населенных пунктов по составу в разрезе районов и городов Восточно-Казахстанской области в 2010 году представлена на рисунке 3.1 и в Приложении А.

 

 

Рисунок 3.1 Земли населенных пунктов в разрезе районов  и городов

 

 

Отнесение земельных  участков к землям общего пользования на землях населенных пунктов, а также исключение из состава земель общего пользования в связи с изменением их целевого назначения осуществляются местными исполнительными органами в соответствии с их компетенцией.

Установление и изменение  границ (черты) населенных пунктов производятся на основе, утвержденной в установленном  порядке градостроительной документации по совместному представлению соответствующих  органов землеустройства, архитектуры  и градостроительства, при этом:

- границы (черта) городов республиканского значения и столицы Республики Казахстан устанавливаются и изменяются Президентом Республики Казахстан по представлению Правительства Республики Казахстан;

- границы (черта) городов областного значения устанавливаются и изменяются совместным решением областных представительных и исполнительных органов по согласованию с Правительством Республики Казахстан;

- границы (черта) городов районного значения устанавливаются и изменяются совместным решением областных представительных и исполнительных органов;

- границы (черта) поселков и аулов (сел) устанавливаются и изменяются совместным решением районных (городских) представительных и исполнительных органов.

Включение земельных  участков в черту города, поселка, села не влечет прекращения права собственности или права землепользования на эти участки.

Все земли городов, поселков, сельских населенных пунктов используются в соответствии с их генеральными планами, проектами планировки и  застройки и проектами земельно-хозяйственного устройства территории. В населенных пунктах с числом жителей свыше 5 тысяч человек при отсутствии утвержденных в установленном порядке генеральных планов допускается использование земель с упрощенной схемой генерального плана развития и застройки этого населенного пункта или утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией.

Земельные участки из земель общего пользования могут  предоставляться гражданам и  юридическим лицам во временное  землепользование под размещение сооружений облегченного типа (торговые палатки, киоски, рекламные сооружения и другие объекты сервиса) без ущерба для общего пользования. При этом предоставление участков из состава земель общего пользования, в том числе на обочинах дорог (улиц, проездов), для размещения рынков, платных автостоянок (автопарковок), за исключением платных автостоянок (автопарковок), расположенных в полосах отвода улиц столицы Республики Казахстан, в соответствии с законодательным актом о статусе столицы Республики Казахстан не допускается. Земельные участки из земель общего пользования могут предоставляться в частную собственность только после исключения их из состава земель общего пользования.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного использования  населенных пунктов не могут быть предоставлены на праве частной собственности для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства, лесоразведения, ведения подсобного сельского хозяйства, огородничества и животноводства.

В состав земель пригородных  зон могут включаться земли за пределами городской черты, составляющие с городом единую социальную, природную  и хозяйственную территорию. В пригородных зонах осуществляется зонирование территории с выделением зон интенсивного развития пригородного сельскохозяйственного производства, особого градостроительного регулирования (резервных территорий для развития города, размещения и строительства сооружений, необходимых для нормального функционирования инженерной и транспортной инфраструктур), зеленых зон, занятых лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции, и являющихся местом отдыха населения, при этом:

- границы пригородных зон городов районного значения устанавливаются и изменяются местным представительным органом области по предложению местного исполнительного органа области;

- границы пригородных зон города республиканского значения, столицы и городов областного значения устанавливаются и изменяются Правительством Республики Казахстан по совместным предложениям соответствующих местных представительных и исполнительных органов города республиканского значения, столицы и областей;

- границы пригородных зон города республиканского значения, столицы также согласовываются с соответствующими местными представительными и исполнительными органами областей, территории которых включены в пригородную зону.

Включение земель в пригородную  зону не влечет за собой прекращения  права собственности и права  землепользования этими землями. Порядок и режим использования земель, включенных в пригородную зону, определяются органом, установившим пригородную зону.

 

3.2 Порядок  осуществления государственного  контроля на землях населенных  пунктов

 

 

Задачами государственного контроля за использованием и охраной земель является обеспечение соблюдения земельного законодательства Республики Казахстан государственными органами, физическими, юридическими и должностными лицами, выявления и устранения нарушений законодательства Республики Казахстан, восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц, соблюдения правил пользования земельными участками, правильности ведения земельного кадастра и землеустройства и выполнения мероприятий по рациональному использованию и охране земель.

Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства производится путем проверок, которые подразделяются на плановые и внеплановые (назначаемые в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы жизни и здоровью физических лиц, окружающей среде, общественному порядку, национальной безопасности, по фактам, изложенным в обращениях и иной информации о нарушениях прав и законных интересов физических и юридических лиц, непосредственным выявлением признаков нарушений законодательства Республики Казахстан, а также в целях контроля исполнения требований об устранении выявленных нарушений в результате плановой проверки).

Государственный контроль также осуществляется при проведении инвентаризации, обследовании земель, разработке схем и проектов, связанных с использованием земель, ведении государственных кадастров и мониторинга земель.

Процедура осуществления  государственного контроля производится на основании издаваемого государственным  органом акта о назначении проверки и карточки учета проверок деятельности субъектов частного предпринимательства, которые до начала проверки регистрируются в государственном органе, осуществляющем в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов.

Отдел и территориальные  органы Агентства, осуществляющие государственный  контроль за использованием и охраной  земель, организуют и проводят государственный  контроль за:

- соблюдением государственными  органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами земельного законодательства Республики Казахстан, установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;

- недопущением самовольного занятия земельных участков;

- соблюдением прав  собственников земельных участков и землепользователей;

- своевременным и правильным  проведением собственниками земельных  участков и землепользователями  комплекса организационно-хозяйственных,  агротехнических, лесомелиоративных  и гидротехнических противоэрозионных мероприятий по восстановлению и сохранению плодородия почв;

- своевременным предоставлением  в государственные органы собственниками  земельных участков и землепользователями  сведений о наличии, состоянии  и использовании земель;

- проектированием, размещением и строительством жилых и производственных объектов, оказывающих влияние на состояние земель;

- своевременным и качественным  выполнением мероприятий по улучшению  земель, предотвращению и ликвидации  последствий эрозии почвы, засоления,  заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию земель;

- соблюдением установленных  сроков рассмотрения заявлений  (ходатайств) граждан о предоставлении  им земельных участков;

- сохранностью межевых знаков;

- своевременным возвратом  земель, предоставленных местными  исполнительными органами во  временное землепользование;

- рекультивацией нарушенных  земель;

- снятием, сохранением  и использованием плодородного  слоя почвы при проведении  работ, связанных с нарушением земель;

- осуществлением проектов  землеустройства и других проектов  по использованию и охране  земель;

- законностью принятых  решений уполномоченных органов  областей (города республиканского  значения, столицы), районов (городов  областного значения) по обращениям физических и юридических лиц.

Задачи государственного контроля состоят в обеспечении  соблюдения земельного законодательства Республики Казахстан государственными органами, физическими, юридическими и  должностными лицами, выявления и устранения нарушений законодательства Республики Казахстан, восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц, соблюдения правил пользования земельными участками, правильности ведения земельного кадастра и землеустройства и выполнения мероприятий по рациональному использованию и охране земель.

Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляют центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами  и его территориальные органы, а также иные уполномоченные органы в пределах их компетенции.

Иными государственными органами, осуществляющими государственный  контроль за использованием и охраной  земель, являются:

- уполномоченный орган  в области охраны окружающей  среды; 

- государственные органы  санитарно-эпидемиологической службы;

- уполномоченный орган  по делам архитектуры, градостроительства  и строительства; 

- уполномоченный орган  в сфере сельского, лесного,  охотничьего и рыбного хозяйства,  особо охраняемых природных территорий, использования и охраны водных  ресурсов;

- уполномоченный орган  по использованию и охране  недр.

Информация о работе Правонарушения в сфере земельных отношений