Лекции по "Истории Земельных Отношений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:30, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекции по "Истории Земельных Отношений".

Вложенные файлы: 1 файл

Izo_2.doc

— 676.00 Кб (Скачать файл)

 

      ИЗО

 

                                Лекция 17. 12.13г

Земельные преобразования на современном этапе (1990-2000 гг.)

 

К началу 1990 г. в стране  сложилась стройная, отвечающая мировому уровню система землеустройства  и кадастра, способная выполнять задачи, связанные с планированием и прогнозированием использования земель, организацией территории, осуществлением комплекса мероприятий по защите земель от эрозии, повышению их плодородия.

Вместе с тем, в использовании земель и организации сельскохозяйственного производства  имелись проблемы, которые сдерживали развитие всей экономики страны. Все это привело к необходимости земельной реформы, которая началась в 1990 г.

Правовая  основа  земельных преобразований была заложена в законах РСФСР "О земельной реформе" (1990 г.), "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (1990 г.).  Образован Госкомзем.

Совет Министров РСФСР  Постановлением от 25 октября 1990 г. установил, что Государственный комитет РСФСР по земельной реформе:

—   осуществляет свою деятельность по разработке программ проведения земельной реформы и механизма ее осуществления, подготовку проектов законодательных актов и решений Правительства РСФСР;

—   создает социально-экономические  и организационно-хозяйственные условия для развития и укрепления новых высокоэффективных форм организации  использования земли;

—   организует работу по перестройке системы землепользования, научное, кадровое, методическое обеспечение и координацию проведения земельной реформы.

 Госкомзем,  осуществляет:

—   выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель для последующего их перераспределения;

—   ведение мониторинга  земель, землеустройства, государственного земельного кадастра;

—   разработку механизма  экономического стимулирования рационального использования земли;

—   проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других исследовательских и изыскательских работ;

—   организацию  системы научно-технической информации по вопросам использования земель и земельной реформы.

 

Во исполнение Постановления  Совета Министров РСФСР от 25 октября 1990 г. Приказом Госкомзема РСФСР от 17 декабря 1990 г. утверждена структура  центрального аппарата Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и организаций при Комитете.

 

Постановлением СМ РСФСР  от 31.10.90 г. № 291/1 председателем Государственного комитета РСФСР по земельной реформе был назначен Виктор Николаевич Хлыстун.

В декабре 1990 г. созданы комитеты по земельной реформе и зе-  \ мельным ресурсам , в  субъектах  федерации, городах и районах.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. утверждена республиканская Программа проведения земельной реформы, в которой предусматривалось организационное, правовое, инструктивно-методическое, землеустроительное, информационное, научно-методическое, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение земельной реформы, а 25 апреля 1991 г. был принят Земельный кодекс РСФСР.

 В течение 1991 г.  землеустроительной службой проведен  большой объем работ по передаче земель в ведение сельских Советов. Эти работы проведены на территории 84 тыс. сельских и поселковых на основании соответствующих проектных проработок. Советам передано  26,6 млн. га, земель,  в том числе 17,7 млн. га сельскохозяйственных угодий.

В 1991 г. на основании статьи 14 Закона РСФСР "О земельной реформе" проведено  формирование специального земельного фонда  на площади 15 млн. га. Формировался фонд по административным районам из земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 26 мая 1992 г. утвердило Положение о Комитете по земельной реформе и земельным  ресурсам при Правительстве Российской Федерации.  (Роскомзем).

Основные задачи Роскомзема: разработка мер по экономическому стимулированию и развитию новых форм хозяйствования; создание социально-экономических и организационно-хозяйственных условий для рационального использования земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды; государственный контроль за использованием и охраной земель, ведение мониторинга земель, землеустройства и государственного земельного кадастра.

 

В декабре 1992 г. введен в действие Закон о праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, в соответствии с которым было разрешено осуществлять куплю-продажу земли. В Конституции РФ законодательно закреплено право граждан на получение земли в частную собственность и на ее продажу.

В соответствии с Указом Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" Правительство РФ 29 декабря 1991 г. приняло Постановление о порядке реорганизации колхозов и совхозов, а 4 сентября 1992 г. — Постановление о порядке реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса, в соответствии с которым проведена перерегистрация всех сельскохозяйственных предприятий. Осуществлено преобразование их в акционерные общества, ассоциации крестьянских хозяйств, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные кооперативы.

Принятые  законодательные акты, связанные с перераспределением и использованием земли, потребовали проведения  землеустроительных работ, включая: передачу земель в ведение сельских (поселковых) администраций; формирование  земельных  фондов  специального назначения;  отвод земель крестьянским хозяйствам,  личным  подсобным хозяйствам, под коллективные сады и огороды, для индивидуального жилищного и дачного строительства.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30 "О республиканской программе проведения земельной реформы на территории РСФСР" и Приказом № 193 от 24 марта 1992 г. по Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на базе Московского института инженеров землеустройства — основного землеустроительного вуза России, готовящего кадры для Госкомзема, был создан Государственный университет по землеустройству (ГУЗ) с подготовкой специалистов по земельному праву, землеустройству и земельному кадастру, геодезии, архитектуре и планировке сельских населенных мест.

Первым ректором ГУЗа стал ректор МИИЗа, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, член-корреспондент РАСХН, академик Международной академии аграрного образования (МААО), доктор технических наук, профессор Юрий Кириллович Неумывакин.

С мая 1997 г. университет  возглавил заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАСХН, академик МААО, доктор экономических наук, профессор Сергей Николаевич Волков.

С 1988 г. при университете функционирует учебно-методическое объединение (УМО) вузов России в области землеустройства и кадастров, возглавляет УМО ректор ГУЗа С. Н. Волков.

 

Для  выдачи  документов на землю, в районах и городах, созданы  кадастровые бюро. По Приказу Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации от 26 ноября 1992 г. на  кадастровые бюро  также было возложено проведение  инвентаризации земель населенных пунктов.

Кадастровые бюро создавались  в составе райкомземов и горкомземов.  Утверждено типовое Положение о кадастровом бюро в составе райгоркомземов.

С 1992 г. начался передел земель колхозов и совхозов. За 1992-1993 гг. было преобразовано более 11 тыс. колхозов и совхозов, на базе которых создано 800 ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, 3 800 акционерных обществ, 1 100 сельскохозяйственных кооперативов, более 6 000 хозяйств других форм. Организовано  более 100 тыс. крестьянских хозяйств.

Для решения вопросов разграничения земель на основании  Рекомендаций, утвержденных Роскомземом 27 февраля 1992 г., составлялись проекты землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемых хозяйств. При этом в каждом сельском административном районе устанавливалась среднерайонная норма бесплатной передачи земель в собственность граждан, которая дифференцировалась по каждому колхозу (совхозу) в зависимости от оценки сельскохозяйственных угодий по продуктивности.

Эта норма определялась на основании Указа Президента РФ от 2 марта 1992 г. "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан", в соответствии с которым при определении среднерайонной нормы вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение местной администрации, делилась на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе).

Земельные участки, оставшиеся после бесплатной передачи в собственность  гражданам, коллективам колхозов, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, включались в фонд перераспределения земель района, границы которого определялись  землеустроителями. Общая площадь фонда на конец 1993 г. составила 66 млн. га, в том числе 13,3 млн. га — сельскохозяйственных угодий.

Совет Министров —  Правительство Российской Федерации  — Постановлением от 2 февраля 1993 г. утвердило Положение о Комитете Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.

 Определены  задачи Роскомзема: осуществление государственной политики в области рационального использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды; организация и проведение работ, связанных с приватизацией земель; осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель; ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель; организация и проведение работ по землеустройству.

В первые годы земельной  реформы в Российской Федерации (1991-1992 гг.), численность работников земельной службы системы Роскомзема увеличилась на 20% и достигла 19 785 человек (включая работников Гипроземов).

 

По состоянию на конец 1994 г. в Российской Федерации образовано 280 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств на площади 103,6 млн. га.

Для коллективного садоводства  получили участки более 14,7 млн. семей  на площади 1,2 млн. га, под огородничество — 7,6 млн. семей на площади 0,6 млн. га. Однако потребность населения в  садовых участках в то время была еще велика, особенно в Московской  области.

Для предоставления земель гражданам был сформирован специальный фонд перераспределения земель, общей площадью 46,5 млн. га., в том числе 13,8 млн. га. сельхозугодий.

 Земельная реформа осуществлялась не только на землях сельскохозяйственного назначения, но и на землях городов, землях промышленности, транспорта, и др. Только за три года (1991-1994 гг.) передано в ведение сельских (поселковых) Советов народных депутатов под расширение городов 31,2 млн. га. земель, что более чем в 12 раз превысило показатель увеличения земель этой категории за весь 25-летний период.

Накопленный Российский опыт становления новых земельных  отношений и опыт многих стран  показал, что в решении земельных  проблем главную роль играет государство.

Для юридического закрепления прав на землю новых землевладельцев к концу 1995 г. землеустроительные органы оформили и выдали свидетельства на право собственности, владения, пользования землей 256 тыс. фермеров, 8,6 млн. собственников земельных долей, 22 млн. семей для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.

 

В 1995 г. более чем в 100 административных районах Российской Федерации составлены дежурные карты ограничений и обременении в использовании земель, почти в 600 административных районах и 546 населенных пунктах — дежурные кадастровые карты. Пять тысяч кадастровых карт составлено по сельскохозяйственным предприятиям. На них графически отражалась оценка качества каждого контура сельскохозяйственных угодий в балльной системе.

 

Землеустроительные работы после 1996 г. выполнялись на более высоком уровне: применялась новейшая геодезическая техника, новые методы и технологии  с фотограмметрической обработкой аэроснимков.

В  землеустроительной отрасли появилось большое количество программно-технических средств, предназначенных для создания ГИС — технологий решения задач по автоматизации землеустроительных работ.

 В институте Госземкадастрсъемка отработана технология создания цифровых картографических материалов и информационных систем на основе аэрофотосъемки.

 

С 1997 г. перед Госкомземом  России стояла задача огромной государственной важности — закрепить основы российской системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, интересы общества и социальную справедливость при ее  распределении.

К началу 1999 г. в ходе земельной  реформы произошли значительные изменения с структуре собственности на землю в собственность граждан и юридических лиц передано 130 млн. га.

Важным итогом земельных  преобразований явилось обеспечение земельными участками граждан. Во всех регионах эта проблема в основном была решена.

Введена платность землепользования. Обеспечен постоянный рост поступлений земельных платежей в бюджеты всех уровней.

В 1998 г. Госкомзем России и его территориальные органы участвовали в подготовке пяти федеральных законов,

шести постановлений  Правительства Российской Федерации, в разработке более 300 региональных нормативных актов по  регулированию земельных отношений.

Главным достижением  Госкомзема в законодательном и нормативно-правовом обеспечении земельных преобразований явилось принятие в январе 2000 года Федерального закона о Государственном земельном кадастре, который определил систему органов по ведению земельного кадастра; требования, предъявляемые к ведению земельно-кадастровой документации; установил порядок и условия представления и использования кадастровой информации. Таким образом, можно отметить, что земельной службой России за короткий срок земельных преобразований проделана огромная и важная работа по совершенствованию земельных отношений, разработке экономических механизмов, государственного управления земельными ресурсами страны.

Информация о работе Лекции по "Истории Земельных Отношений"