Правонарушения в сфере земельных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

В условиях обретения Республикой Казахстан независимости и суверенитета, нацеленного на создание свободной рыночной экономики, наиболее острые споры вызывает земельный вопрос. Это вызвано активным вовлечением земли в товарооборот, изменением жилищной политики государства, коренным обновлением земельного законодательства. Это также объясняется тем, что действующая законодательная база предоставила более широкий простор и свободу для хозяйственной деятельности, при которой ее эффективное осуществление невозможно без наличия и юридически обеспеченной возможности владения и пользования землей. Соответственно резко возросло количество споров, связанных с нарушениями земельного законодательства, конфликтов, имеющих большой общественный резонанс.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

В условиях обретения  Республикой Казахстан независимости и суверенитета, нацеленного на создание свободной рыночной экономики, наиболее острые споры вызывает земельный вопрос. Это вызвано активным вовлечением земли в товарооборот, изменением жилищной политики государства, коренным обновлением земельного законодательства. Это также объясняется тем, что действующая законодательная база предоставила более широкий простор и свободу для хозяйственной деятельности, при которой ее эффективное осуществление невозможно без наличия и юридически обеспеченной возможности владения и пользования землей. Соответственно резко возросло количество споров, связанных с нарушениями земельного законодательства, конфликтов, имеющих большой общественный резонанс.

Современное земельное законодательство ориентировано на обеспечение прав человека посредством защиты права частной собственности. Достаточно сравнить земельные кодексы 1990 и 2003 гг., чтобы убедиться в различных изменениях и в значительно большей защите прав граждан и юридических лиц. В прежнем законодательстве земля находилась только исключительно в государственной собственности, купля-продажа, дарение, залог и самовольный обмен земельных участков запрещались (статья 3 Земельного кодекса Казахской ССР от 16 ноября        1990 года № 332 - XII). В современном законодательстве признается и равным образом защищается государственная и частная собственность на землю.

К сожалению, несмотря на все положительные моменты нового Земельного кодекса Республики Казахстан, он не содержит перечня земельных правонарушений, за совершение которых наступает юридическая ответственность, что справедливо рассматривается в теоретической литературе в качестве его серьезного недостатка.

В системе  правовых институтов отрасли земельного права особое место занимает институт юридической ответственности за нарушения земельного законодательства. Его роль исключительна в обеспечении земельного правопорядка. Исходя из этого, а также учитывая весьма существенные негативные процессы и факты современной практики земельных отношений, в работе значительное внимание уделено земельным правонарушениям и юридической ответственности за их совершение. Приоритетность рассмотрения этих вопросов, прежде всего, обусловлена тревожным критическим состоянием земельных ресурсов.

Особую роль в системе государственного контроля занимают проверки, осуществляемые на землях населенных пунктов. Связано это с тем, что при осуществлении контроля в городах и районах инспектор руководствуется не только земельным законодательством, но и нормативно-правовыми актами, регулирующими сферы градостроительства и архитектуры.

Исходя из практики, большая часть земельных  споров возникает на землях населенных пунктов в силу ограниченной территории и большой плотности населения. При таких условиях, спор за каждый квадратный метр становится актуальным и острым. Кроме того, в силу не четкой регламентации работы между государственными органами и организациями, а также отсутствия единой (объединенной) платформы всех видов кадастров, неизбежно создаются условия для нарушения земельного законодательства, в частности; наложение границ земельных участков собственников и землепользователей, длительное рассмотрения вопросов предоставления земель, приобретение прав на земельные участки, на которых здания и сооружения принадлежат уже другим лицам.

Кроме того, с  ведением земли в рыночный оборот, в общественном сознании многих людей  земля стала объектом спекуляции, быстрого и легкого получения прибыли. При этом рациональное использование земли и соответствия целей использования градостроительным регламентам отошли на второй план. В таких условиях, роль государственного контроля за использованием и охраной земель на землях населенных пунктов приобретает острую значимость.

Правильное  понимание сути и содержания, видовых особенностей правонарушений и справедливое их разрешение служат научной базой, предпосылкой правотворческого процесса и являются основой обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Все нарушения земельного законодательства приводят к неуклонному ухудшению качества планирования городских и сельских территорий, оказывает пагубное влияние на систему налогообложения и в целом формирования бюджета, что особенно важно на землях населенного пункта.

Поэтому вполне обоснованной, на мой взгляд, представляется необходимость рассмотреть в данной дипломной работе некоторые земельные правонарушения и привлечение к юридической ответственности за их совершение собственниками, землепользователями и компетентными органами.

Своевременное предупреждение нарушений в сфере земельных отношений во многом зависит от эффективности деятельности государственных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Привлечение к юридической ответственности за нарушения земельного законодательства компетентными органами осуществляется на основе норм Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442- ІІ и иных нормативно-правовых актов, регулирующих земельные правоотношения.

В данной дипломной работе я преследую цель проанализировать сущность государственного контроля за использованием и охраной земель на землях населенных пунктов и имеющихся проблемах и задачах стоящих перед Агентством Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами и его территориальными подразделениями.

 

1 Правонарушения в сфере земельных отношений

 

1.1 Понятие земельного правонарушения

 

 

Закрепленные в земельном  законодательстве права и обязанности, правила поведения субъектов  составляют важнейшую нормативную  основу социальной эффективности земельных отношений. Обеспечение неукоснительного соблюдения землеохранных требований, защита прав и интересов участников земельных отношений являются основной целью правового регулирования.

С точки зрения законодателя, идеальной моделью поведения субъектов выступает безусловное и строгое соответствие их действий, поступков правовым требованиям, определяющим параметры позитивных земельных отношений. Именно юридически корректное поведение является единственно желательным и необходимым для обеспечения земельного правопорядка.

Однако реальность современных  земельных отношений еще достаточно далека от совершенства, в ней не обнаруживается необходимый уровень  упорядоченности. На практике допускаются  многочисленные отклонения от нормативных  правил, требований и предписаний, юридическим выражением которых является нарушение земельного законодательства или, иначе говоря, земельное правонарушение.

Земельное правонарушение, представляя собой наиболее острое проявление противоречий (расхождений) между юридическими требованиями (запретами, ограничениями, предписаниями) и реальностью опосредованных ими земельных отношений, является основанием для приведения в действие механизмов юридической ответственности и возмещения ущерба.

Земельное правонарушение является неправомерным, противоправным и, как правило, виновным деянием (действием или бездействием). Оно представляет собой и фактическое, и правовое основание для привлечения виновных к юридической ответственности, применения к ним предусмотренных законодательством санкций и мер воздействия.

Субъектами земельных  правонарушений могут выступать  граждане, должностные и юридические  лица, как участвующие в позитивных, включая договорных, земельных правоотношениях (арендаторы, землепользователи, собственники земли), так и не являющиеся субъектами такого рода правоотношений (лицо, незаконно проникшее на чужой земельный участок). Наиболее полный перечень, а также классификация субъектов земельных правоотношений содержатся в статьях 12 и 30 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее – ЗК РК). Перечисленные в них субъекты, включая органы управления государства и административно-территориальных единиц, в случае совершения ими противоправного деяния в рассматриваемой сфере должны считаться субъектами земельного правонарушения.

Противоправность действий органов государственной власти и управления может выражаться: в  принятии заведомо неправового законодательного акта, противоречащего основам земельного строя страны, в предоставлении в  аренду земельного участка иностранному государству для специальных целей, без достаточного учета при этом экологических и землеохранных правил, интересов безопасности жизни и здоровья населения. Иностранные государства, международные объединения и организации могут оказаться субъектами земельного правонарушения как вследствие причинения ущерба земле, так и в результате неисполнения требований и условий, вытекающих из заключенного с ними договора о землепользовании.

По действующему законодательству субъектом всех видов правонарушений выступает физическое лицо. В отличие от этого юридическое лицо – субъект лишь некоторых видов правонарушений. Юридическое лицо, например, не может рассматриваться субъектом дисциплинарного проступка или уголовного деяния. По законодательству страны юридическое лицо не являлось также субъектом административного правонарушения вплоть до принятия нового Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года № 155-II (далее – КРКоАП).

Для признания физического  лица субъектом земельного правонарушения оно должно обладать определенными общими признаками (достижение определенного возраста, вменяемость), а в специально предусмотренных законом случаях – дополнительными признаками, критериями: наличие функциональных обязанностей; нахождение в трудовых правоотношениях; наличие статуса должностного лица.

Общим объектом земельных  правонарушений является комплекс общественных отношений, направленных на обеспечение  и защиту установленного государством земельного правопорядка страны, прав и законных интересов собственности земельных участков и землепользователей.

Объект земельного правонарушения тесно связан с его предметом. Предметом земельного правонарушения следует считать отдельные земельные  участки, угодья, категории земель, а также земельный фонд в целом в тех пределах, в каких они подпадают в сферу правового регулирования и при этом охватываются воздействием противоправного деяния. Следует иметь в виду, что согласно другой точке зрения предметом правонарушения являются права и законные интересы субъектов правоотношений. В любом случае предмет правонарушения представляет собой то, на что направлено негативное воздействие противоправного деяния.

Субъективная сторона  земельного правонарушения заключается  в наличии вины, которая может  встречаться в форме умысла или неосторожности. При этом умысел может быть прямым или косвенным, а неосторожность выражаться в виде самонадеянности или небрежности.

К земельным правонарушениям, совершаемым только в умышленной форме, могут быть отнесены: уничтожение специальных (межевых) знаков, самовольное занятие земельного участка, уклонение от исполнения предписаний органов государственного контроля за использованием и охраной земель, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, нарушение сроков рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков и др.

Большинство земельных  правонарушений совершаются как  умышленно, так и по неосторожности: незаконное проникновение на чужой  земельный участок; нерациональное использование или неиспользование земель сельскохозяйственного назначения; загрязнение и засорение земельного участка; снижение плодородия почвы; проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих отрицательное воздействие на состояние земель; использование земель способами, приводящими к их порче; непринятие мер по предотвращению ухудшения качественных параметров земли.

Отдельные земельные  правонарушения могут явиться результатом  исключительно неосторожного или  небрежного поведения субъекта правонарушения. Например, упущение сроков землеохранных, почвовосстановительных мероприятий.

Субъективная сторона  правонарушения имеет значение при  конструировании конкретных составов правонарушений, определении вида ответственности  и санкции за совершенное земельное правонарушение, а также для анализа причин, мотивов земельных правонарушений.

Вина является обязательным признаком земельного правонарушения. Но в то, же время в соответствии с нормами гражданского законодательства и в сфере земельных отношений возможны отдельные случаи безвинной ответственности. Так, согласно статье 922 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) (далее – ГК РК) вред, причиненный в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам, подлежит возмещению на основании решения суда, независимо от вины органов и должностных лиц, издавших акт. В гражданском законодательстве также закреплен принцип безвинной ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источник повышенной опасности) (статья 931 ГК РК, Особенная часть).

Указанный принцип получил  свое выражение в новом законодательстве об охране окружающей среды, согласно которому юридические и физические лица, осуществляющие деятельность, связанную с повышенной опасностью для охраны окружающей среды, обязаны возместить причиненный ими вред, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (статья 86 Закона РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 года). Изложенные нормативные положения вполне применимы к соответствующим случаям противоправного причинения вреда в сфере земельных отношений. Они дают основание утверждать, что земельное правонарушение во всех случаях является неправомерным, противоправным поступком, но не всегда может оказаться результатом виновного деяния.

Информация о работе Правонарушения в сфере земельных отношений