Планирование и прогнозирование использования городских территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью прогноза использования городских территорий служит наиболее рациональное использование земель города с учетом их целевого использования, комплексного зонирования. Объект прогноз использования городских территорий - земли, находящиеся в черте города независимо от их целевого использования и форм собственности.

Содержание

Введение
Характеристика города
Общие сведения
Характеристика природно-климатических условий
Рельеф
Геологическое строение
Климат
Почвы
Растительность
Гидрография
Характеристика земельных ресурсов города
Земли городской застройки
Земли сельскохозяйственного использования
Земли промышленности, транспорта, связи и специального назначения
Характеристика экономики города и развития сельскохозяйственного производства
Характеристика численности населения города
Анализ использования земельных ресурсов города
Анализ динамики распределения земель города по составу
Сложившаяся организация использования земель города
Градостроительное зонирование
Анализ использования земель города по территориальным зонам
Земли в составе жилой зоны
Земли в составе зоны общественно-деловой застройки
Земли в составе производственной зоны, транспортной и инженерной инфраструктуры
Земли в составе зон сельскохозяйственного использования
Земли в составе рекреационной зоны
Анализ использования земель по формам собственности
Население города
Анализ численности населения и трудовых ресурсов
Прогнозирование численности населения города
Прогноз численности населения методом экстраполяции
Статистический метод
Сводный прогноз численности населения (синтез прогнозов)
Прогнозирование использования земельных ресурсов
Прогноз использования земель города методом экстраполяции
Прогнозирование использования земель города нормативным методом
Земли жилой и общественно-деловой застройки
Земли промышленности
Земли общего пользования
Земли сельскохозяйственного использования
Потребность города в земельных ресурсах (синтез прогнозов)
Перераспределение земель города по видам использования
Комплексное зонирование
Прогнозный баланс земель города
Природоохранные мероприятия
Защита и охрана городских земель от негативных процессов
Охрана водных источников от загрязнения
Эффективность намеченных мероприятий
Экономическое обоснование намечаемых мероприятий
Экологическое и социальное обоснование намечаемых мероприятий
Заключение
Список использованной литературы и нормативно- правовой документации

Вложенные файлы: 1 файл

Планирование и прогнозирование.docx

— 273.65 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 24 – Баланс земель города на 2035 год

 

Вид использования земель

Земли жилой

застройки

Земли общественно-деловой застройки

Земли промышленности, инженерной и транспортной инфраструктуры

Земли сельскохозяйственного использования

Земли лесного фонда

Земли водного фонда

Земли общего пользования

Земли, не вовлеченные в градостроительную деятельность

Всего

1. Земли жилой застройки

450,0

             

450

2. Земли общественно-деловой  застройки

 

87,0

           

87

3. Земли     промышленности, инженерной и транспортной инфраструктуры

   

270,0

         

270

4. Земли сельскохозяйственного  использования

     

507,0

       

507

5. Земли лесного фонда

       

350,0

     

350

6. Земли водного фонда

         

13,0

   

13

7. Земли общего пользования

           

380,0

 

380

8. Земли, не вовлеченные  в градостроительную деятельность

             

37

37

Итого, га

450

87

270

507

350

13

380

37

2094


 

5 Природоохранные  мероприятия

5.1 Защита и охрана  городских земель от негативных  процессов

Городские земли, как и окружающая среда, подвержены негативному природному и антропогенному воздействию. Негативные природные процессы зависят от природно-климатических и геологических особенностей территории, а антропогенные процессы связаны с негативной деятельностью человека.

  Защита городских земель от  негативных природных и антропогенных  процессов предусматривает анализ  земель по степени пригодности  для застройки, как по инженерно–геологическому  состоянию грунтов, так и по  состоянию территории. На основе  анализа разрабатываются мероприятия  по предупреждению и устранению  последствий негативных процессов.

На территории городов очень часто наблюдаются карстовые и карстово-суффозные процессы – это опускание участков дневной поверхности вследствие уменьшения объема почвенно–грунтовой массы. Эти процессы связаны как с растворением карбонатных пород, так и  с вымыванием заполнителя из глинисто-суглинистой грунтовой толщи, выноса мелкозема грунтовыми водами.

Способы борьбы с карстово-суффозными процессами:

1. Не освоение под застройку  опасных участков территории.  Данный способ включает архитектурно-планировочное  решение.

2. Исключение возможности образования  провалов и просадки под подземными  пустотами, полостями, каверзными, путем  заполнения подземных пустот  твердеющим материалом – цементом, песчано-бетонной смесью, др.

3. Инженерная подготовка зданий  и сооружений к возможным провалам  и просадкам. Этот способ состоит  в создании особой конструкции  для фундамента и различных  сооружений. В основном используется  монолитная плита.

К негативным процессам относятся и различные проявления эрозии, оврагообразования, разрушение береговой линии водохранилищ, рек, озер и т.п. Для предупреждения этих процессов разрабатываются лесомелиоративные и гидротехнические мероприятия, например, производят закладку приовражных, прибрежных лесополос, которые закрепляют почвы от дальнейшего разрушения и предотвращают осыпание берегов и оврагообразование. Ширина лесополос меняется от 12 до 30 метров. Гидротехнические сооружения размещают на пути концентрированного стока. Это перепады, стенки падения, консольные сбросы, которые сооружаются из камня, железобетона и других материалов.

На планово-картографическом материале территории города определяется наличие вышеуказанных негативных процессов, и разрабатываются мероприятия по их устранению.

Загрязнение земель (городских территории) является результатом деятельности человека. Основными загрязнителями являются промышленные предприятия, особенно с вредными производствами. Для снижения их воздействия на окружающую среду, человека, особо ценные природные территории необходим комплекс мер.

Мероприятия по охране городских земель от антропогенного, негативного воздействия должны предусмотреть:

  1. Выявление предприятий, загрязняющих земли токсичными и другими вредными веществами, ведущих отходное производство.
  2. Разработка мероприятий по нейтрализации токсичных веществ.
  3. Установление санитарно-защитных зон для объектов (промышленные предприятия, коммунально-складские, радиотехнические объекты и др.
  4. Утилизация отходов производства и быта в безопасные, специально отведенные места.

Установление уровня загрязнения проводят службы, осуществляющие мониторинг земель и другие исследования по охране окружающей природной среды, а также агентства (комитет) по охране природы и другие специальные службы.

Размещение промышленных объектов осуществляется в соответствии с их санитарной вредностью и установления санитарно-защитной зоны, ширина которой зависит от технологического процесса и выделяемых производственных вредностей. Все промышленные предприятия делятся на пять классов: I- с шириной санитарно-защитной зоны 1000 м; II- 500 м; II – 300 м; IV – 100 м; V – 50 м. Предприятия, требующие создания санитарно-защитных зон размером больше 3000 м, следует размещать за пределами городов.

Особое значение в деле охраны территорий от антропогенного воздействия является охрана природно-заповедных объектов, которых на урбанизированной территории осталось не столь много. К природно-заповедным объектам относятся уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие историческое, научное, реликтовое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства. Это могут быть участки живописных или исторически ценных территорий; эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, и др.); объекты, связанные с жизнью замечательных людей; места произрастания и обитания ценных реликтовых, исчезающих растений и животных; уникальные формы рельефа и ландшафта (горы, скалы, пещеры, дюны и др.); геологические обнажения, палеонтологические объекты и др. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы по решению Правительства РФ либо органами исполнительной власти субъектов РФ по предоставлению органов Роскомприроды. В целях защиты памятников природы от неблагоприятных воздействий на прилегающих к ним участках могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности.

Охрана природно-заповедных объектов предусматривает:

- выявление  источников загрязнения на территории  города;

- установление  режима использования земель  в зонах регулируемой застройки  вблизи природно-заповедных объектов;

- радиус  охранной зоны природно-заповедных  объектов составляет от 500 до 1000 метров.

Для земельных участков, находящихся в границах охранных зон, устанавливаются особые правовые режимы использования земель, как правило, в виде прямых запрещений, либо ограничений определенных видов хозяйственной деятельности.

Твердые, бытовые и производственные отходы, возникающие в большом количестве как результат жизнедеятельности города, являются существенной причиной загрязнения воды, почв, атмосферы, поэтому важной становится задача сбора и ликвидации этих отходов в безопасных местах. В крупных городах строятся заводы по переработке и сжиганию твердых отходов и городского мусора. В других случаях, мусор собирают на специально отведенных территориях – свалках, где его частично сжигают и компостируют, частично перерабатывают. Важным является выбор территории под свалку. Для крупных  мегаполисов территория под свалку выбирается за пределами городской черты, на значительном расстоянии от водных источников.

На планово-картографический материал наносятся границы санитарно-защитных зон, расчет их площади и характеристик сводятся в таблицу 25.

 

Таблица 25 – Характеристика санитарно-защитных зон

Наименование объектов

Класс вредности

Нормативная

ширина, м

Общая протяженность по периметру, м

Площадь,

га

Пищевая промышленность

IV

100

1500

15

Теплоэнергетика

II

500

300

15

Итого

     

30


 

5.2 Охрана водных источников  от загрязнения

Охрана водных источников от загрязнения, засорения, истощения вод и заиления предусматривает установления прибрежной полосы и водоохраной зоны. Водоохранной зоной считается территория, примыкающая к акватории водного объекта, На которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы с еще более ужесточенным режимом использования земель и осуществления антропогенной деятельности. Порядок установления их размеров и границ, а также режим их использования устанавливается Правительством РФ «Положение о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ в РФ» от 23.11.1996 №1411.

Мероприятия по охране водоемов, рек, озер и других источников от загрязнения предусматривают:

- анализ  современного использования водных  ресурсов и санитарно-технического  состояния водных источников;

- установление  границ водоохраной зоны, прибрежных  полос вдоль и вокруг водоемов;

- установление  границ водных заповедников и  заказников;

  • разработка условий и режима использования земель водоохраной зоне и прибрежной полосе.

В соответствии с вышеуказанным Положением ширина водоохранных зон для рек определяется в зависимости от длины реки от истока (его протяженность) и устанавливается по обоим берегам рек, от среднемноголетнего уреза воды в летний период. Ширина водоохраной зоны имеет следующие размеры при протяженности водного источника: до 10 км – 50 м; от 10 до 50 км – 100 м; свыше 50 км – 200 м.

Для озер и водохранилищ ширина водоохраной зоны устанавливается в зависимости от площади акватории. При площади акватории до 0,5 км2 ширина зоны устанавливается в 50 м, а при площади акватории более 0,5 км2 – 100-200 м.

Минимальная ширина прибрежных полос рек, озер и водохранилищ устанавливается в зависимости от вида угодий, прилегающих к водному объекту и крутизны прилегающих склонов. Ширина прибрежной полосы меняется от 50 метров, наибольшая ширина прибрежной полосы устанавливается  по пашне, наименьшая – для сенокосов и лугов. Общая протяженность водного источника и его длина в границах поселения измеряется на планово-картографическом материале. Расчеты площади сводятся в таблицу 26.

 

 

Таблица 26 – Расчет площади прибрежной полосы и водоохранной зоны

 

Наименование

источника

Протяженность, м

Зона

Полоса

общая

по территории

города

ширина, м

площадь, га

ширина, м

площадь, га

Р. Танып

78000

12000

200

1560

40

312

Р. Стреж

36000

22000

100

360

40

144

Итого

     

1920

 

456

Информация о работе Планирование и прогнозирование использования городских территорий