Организация и динамика развития личного подсобного хозяйства на примере Ялуторовского района Тюменской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 08:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель – охарактеризовать понятие и использование правового режима земель ЛПХ.
Основными задачами работы являются:
Изучение природных и социальных условий Ялуторовского района
Изучение нормативно-правовой базы регулирующей развитие ЛПХ
Анализ развития ЛПХ на территории района
Рассмотрение государственной регистрации прав на земельные участки для ведения ЛПХ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1. ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЯЛУТОРОВСКОГО РАЙОНА
1.1. Характеристика природных условий и их влияние на сельскохозяйственное производство……………………………………………5
1.2. Социально-экономические условия района……………..………….11
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ
РАЗВИТИЕ ЛПХ……………………………………….……………………….14
3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛПХ НА ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА
3.1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельного участка по сельским администрациям Ялуторовского района………………20
3.2. Использование земель для ведения ЛПХ………………………..….22
3.3. Оборот земель, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства ………………………………………………………………………..29
4. ГОСУДАРТСВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ЛПХ
4.1. Межевание …………………………………………………………….35
4.2. Постановка на государственный учет земельного участка ……….39
4.3. Государственная регистрация прав на земельный участок……..…45
5. БЖД
6. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА…………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ А Распределение земельного фонда России по категориям
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Схема территориального планирования Ялуторовского района

Вложенные файлы: 1 файл

DIPLOM.LPH._GOTOVO.doc

— 819.50 Кб (Скачать файл)

Законодатель определил, что личное подсобное хозяйство  отличается от малого предпринимательства  следующими обстоятельствами: если в  нем работают только члены семьи, постоянно проживающие в данной местности и обеспеченные земельным участком, размеры которого не превышают норм, установленных местными властями, которые могут колебаться от 6 до 50 соток и даже до 2 гектаров земли.

При этом в тексте Закона прописано, что местная власть помогает в приобретении основных фондов, сбыте готовой продукции, обеспечивает бесплатное ветеринарное обслуживание, и на личные подворья распространяются такие же меры государственной поддержки, как и на крупные предприятия сельского хозяйства.

Немаловажно, что в Федеральном законе предусмотрена социальная поддержка сельских жителей. Тем, кто не имеет постоянной работы, кроме своего личного подсобного хозяйства, предоставлено право заключить договор обязательного пенсионного страхования. В итоге они будут получать страховую часть пенсии в том размере, который сами себе определят, а трудовая пенсия будет начисляться исходя из прежнего трудового стажа.

Как известно, в наиболее развитых странах - США, Франции, Канаде и многих других - приняты специальные  законы, которые регулируют отношения государства и фермеров в области аграрного сектора. К примеру, в Канаде забота о фермерах полностью ложится на правительство, которое берет на себя обязательство гарантировать стабильность цен на сельхозпродукцию, поддержание технологий агропроизводства на современном уровне и поддержание доходов фермера на уровне, позволяющем ему вести расширенное производство.

Думается, что в современных  условиях развития сельского хозяйства  в нашей стране той правовой базы, на которую мы обращаем внимание в настоящей статье, явно недостаточно. Государство должно иметь в своем распоряжении федеральный закон, который бы позволил поднять роль аграрного сектора в российской экономике. И проблема заключается не только в развитии исключительно одной отрасли, но и продовольственной безопасности страны, социальной стороны жизни сорока миллионов граждан России и развитии сельских территорий. В этой связи следует поддержать предложение Президента РФ В. Путина, который рекомендует обсудить проект федерального закона "О развитии сельского хозяйства до 2010 года" и до конца текущего года принять.

То, что необходимость  данного нормативного акта для экономики  России назрела, не вызывает никакого сомнения, т.к. кризис АПК преодолевается медленно, а отсутствие системных решений по подъему аграрной экономики дальше просто недопустимо. У России есть достаточное количество благодатных земель и грамотных, трудолюбивых специалистов, способных в ближайшие годы при государственной поддержке поднять экономику села на государственный уровень развития. Государственное регулирование сельхозпроизводства и вовлечение в сельхозпроизводство инвестиций и кредитов, направленных на техническое перевооружение, - основа нового федерального закона. [22]

3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ  ЛПХ НА ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА

 

3.1. Предельные (максимальные и минимальные)  размеры земельного участка (по  сельским администрациям)

 

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных  участков, предоставляемых гражданам  в собственность из находящихся  в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Часть земельных  участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

Введение такого ограничения максимального размера  общей площади личного подсобного хозяйства продиктовано логикой недопущения создания суперкрупных личных подсобных хозяйств, использующих на праве собственности или аренды десятки и даже сотни гектаров для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, не облагаемой подоходным налогом.

Рассматриваемый Федеральный закон не устанавливает механизма выявления суперкрупных личных подсобных хозяйств и порядка устранения допущенных нарушений по превышению максимального размера общей площади личного подсобного хозяйства.

Видимо, в этом случае в соответствии со статьей 6 Гражданского кодекса Российской Федерации на практике будет применяться аналогия закона (законодательство, регулирующее сходные отношения).

В данном конкретном случае можно ориентироваться на нормы статьи 5 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в которой установлено, что, если нарушаются требования максимального размера общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые могут находиться одновременно в собственности гражданина, его супруга и близких родственников, и собственник не произведет в течение года отчуждение "сверхнормативной площади", то учреждение юстиции (регистрационная палата) обязано в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который в течение месяца обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка. [32]

В соответствии с решением №9 Думы Ялуторовского  района, утвердить на территории Ялуторовского района следующие минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства:

в черте населённых пунктов:

-минимальный  размер - 0,01га.

-максимальный  размер - 0,5 га.

за чертой населённых пунктов:

-минимальный  размер -60 га.

-максимальный размер - 8000 га.

Данные требования распространяются на все населенные пункты Ялуторовского  района.

 

 

3.2 Использование  земель для ведения ЛПХ

 

Личное подсобное хозяйство  ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Из этого следует, что  личное подсобное хозяйство отличается от другой формы деятельности граждан  по производству сельскохозяйственной продукции, т.е. от крестьянского (фермерского) хозяйства.

Первое относится к  хозяйствам потребительского типа, а второе является субъектом предпринимательской деятельности.

В отличие от фермерского  хозяйства личное подсобное хозяйство  ведется в целях удовлетворения собственных потребностей семьи  в продовольствии, товарный характер имеет лишь часть продукции, но и в этом случае полученные доходы направляются не на коммерческие цели, а на личное (семейное) потребление. [10]

Прямо рассматриваемый  Федеральный закон не устанавливает, каким может быть соотношение  доли продукции, используемой для личных потребностей гражданина и членов его семьи, и доли товарной продукции, направляемой на реализацию. Косвенно же этот вопрос предлагается решить путем установления максимального размера общей площади земельных участков, которые используются личным подсобным хозяйством на любом праве.[32]

В соответствии с подпунктом 13 части  первой статьи 217 Налогового кодекса  Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, получаемые ими  от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде.

Указанные доходы освобождаются  от налогообложения при условии  предоставления гражданином документа, выданного соответствующим органом  местного самоуправления, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена на принадлежащем гражданину или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства.

Сельскохозяйственная  продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих это личное подсобное хозяйство.[22]

Из этого следует, что  граждане сами должны определить причитающуюся  каждому из них долю в этой продукции (согласно пунктам 1 и 2 статьи 245 и пунктам 1 и 3 статьи 252 ГК РФ по соглашению между ними либо в судебном порядке) или владеть, пользоваться и распоряжаться этой продукцией сообща без определения своих долей.

Однако данные нормы  гражданского законодательства входят в некоторое противоречие с земельным  законодательством.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 40 и пункту 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник, землепользователь, землевладелец и арендатор земельного участка имеют право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, т.е. по земельному законодательству продукция, произведенная в личном подсобном хозяйстве, должна быть в собственности гражданина, которому принадлежит земельный участок, предоставленный и (или) приобретенный им.

Законом установлен единственный ограничитель прав граждан, пожелавших вести личное подсобное хозяйство. Сделать это может только дееспособный гражданин, которому земельный участок  предоставлен и (или) который приобретен им для этих целей.

При этом к гражданину не предъявляется никаких квалификационных требований, например необходимость иметь опыт ведения сельскохозяйственного производства или иметь сельскохозяйственную профессиональную квалификацию.

К членам семьи этого  гражданина, которые совместно с ним ведут личное подсобное хозяйство, рассматриваемый Федеральный закон вообще не предъявляет никаких требований, даже в отношении их дееспособности.

Для ведения личного  подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный  для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Для ведения личного  подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте  поселений (приусадебный земельный  участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный  участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а  также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Его отличием является также  и кадастровая стоимость земельного участка, его стоимость значительно  выше и оценивается в соответствии с удельными показателями, предназначенными для земель населенных пунктов.

Отличием такого земельного участка является и то, что данному  участку присваивается адрес  следующего типа «с. Сингуль Татарский, ул. Интернациональная, дом 13»

Рис. 1. Участок с. Сингуль Татарский, ул. Интернациональная, дом 13

Полевой земельный участок  используется исключительно для  производства сельскохозяйственной продукции  без права возведения на нем зданий и строений. [36]

Полевой земельный участок расположен в другой категории земель, а точнее в землях сельскохозяйственного назначения. Его кадастровая стоимость как правило значительно ниже, чем уа, расположенного в пределах населенных пунктов, адрес таким участкам  присваивается следующий: «участок расположен примерно в 3600 м. по направлению на юго-запад от ориентира 73 км. федеральной автодороги Тюмень – Ишим - Омск»

Полевой земельный участок  используется исключительно для  производства сельскохозяйственной продукции  без права возведения на нем зданий и строений. Сооружения, например загон для скота, оборудованное место дойки, водопоя, навесы для защиты от дождя, мелиоративные сооружения, возводить можно. [90]

Рис. 2. Участок расположен примерно в 3600 м. по направлению на юго-запад  от ориентира 73 км. федеральной автодороги Тюмень – Ишим - Омск

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 рассматриваемого Федерального закона контроль за соблюдением гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, требований законодательства осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.[24]

В личном подсобном хозяйстве  используются практически те же имущественные  объекты, что и в крестьянском (фермерском) хозяйстве, - земельный  участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество. Если в крестьянском (фермерском) хозяйстве имущество может находиться в собственности юридического лица, в случаях регистрации такого хозяйства в качестве юридического лица или в общей собственности членов хозяйства, в случаях регистрации такого хозяйства без образования юридического лица, то в личном подсобном хозяйстве режим имущества совершено иной. Личное подсобное хозяйство не может быть юридическим лицом, и в нем нет членов хозяйства.

Информация о работе Организация и динамика развития личного подсобного хозяйства на примере Ялуторовского района Тюменской области