Государственное землеустройство как система мероприятий по организации рационального и эффективного использования земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - разъяснить все особенности организации землеустройства, в том числе роль государства в использовании природных ресурсов и защите окружающей среде.
Главной задачей землеустройства является организация рационального использования земель всех категорий, в том числе и сельскохозяйственного назначения.

Содержание

Введение
I. Литературный обзор
1.1 Состав землеустроительных действий
1.2 Целевое назначение земель в РФ
1.3 Земля как природный объект и средство производства
II. Межхозяйственное землеустройство
2.1 Образование, упорядочение и изменение землепользования и землевладений с.-х. предприятий
2.2 Образование и изменение землепользования и землевладений несельскохозяйственного назначения
III. Внутрихозяйственное землеустройство (ВХЗ)
3.1 Подготовительные работы при ВХЗ
3.2 Составные части проекта ВХЗ (организация и устройство территории севооборотов, кормовых угодий, многолетних насаждений)
3.3 Осуществление проекта ВХЗ
IV. Экологические проблемы и их решение при землеустройстве
4.1 Роль экологии в использовании природных ресурсов
4.2 Государственный контроль за использованием и охраной земель
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Курсовая  работа

тема: Государственное  землеустройство как система  мероприятий по организации рационального  и эффективного использования земель

 

выполнила: студентка 33 группы

агрономического факультета

проверила: старший  преподаватель

Колесниченко  Е. Ю.

 

Белгород 2008 г.

 

Содержание

 

Введение

  1. Литературный обзор

1.1 Состав землеустроительных  действий

1.2 Целевое назначение  земель в РФ

1.3 Земля как  природный объект и средство  производства

  1. Межхозяйственное землеустройство

2.1 Образование,  упорядочение и изменение землепользования и землевладений с.-х. предприятий

2.2 Образование  и изменение землепользования  и землевладений несельскохозяйственного  назначения

  1. Внутрихозяйственное землеустройство (ВХЗ)

3.1 Подготовительные  работы при ВХЗ

3.2 Составные  части проекта ВХЗ (организация и устройство территории севооборотов, кормовых угодий, многолетних насаждений)

3.3 Осуществление  проекта ВХЗ

  1. Экологические проблемы и их решение при землеустройстве

4.1 Роль экологии  в использовании природных ресурсов

4.2 Государственный контроль за использованием и охраной земель

Заключение

Литература

 

Введение

 

Вопросы правового  регулирования землевладения, землепользования и права собственности на землю  стали особенно актуальными в  последнее время в связи со стремительно обновляющимся российским земельным законодательством.

Важное место  занимает и проблема землеустройства. Лишним подтверждением тому является принятие Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве", призванного обеспечить рациональное использование земель и их охрану, создание благоприятной окружающей среды и улучшение ландшафтов.

Цель данной работы - разъяснить все особенности  организации землеустройства, в  том числе роль государства в  использовании природных ресурсов и защите окружающей среде.

Главной задачей землеустройства является организация рационального использования земель всех категорий, в том числе и сельскохозяйственного назначения.

В целом землеустройство - это комплекс мероприятий, осуществляемых государством, землевладельцами, землепользователями и собственниками земель по наведению порядка в использовании и охране земель.

 

I. Литературный  обзор

 

1.1 Состав  землеустроительных действий

 

В решении всенародной  задачи рационального использования  земли — важнейшего богатства  общества, — являющейся главным средством производства в сельском хозяйстве и пространственным базисом размещения и развития всех отраслей народного хозяйства, существенная роль отводится государственному землеустройству.

Государственное землеустройство включает следующие землеустроительные действия:

– образование  новых, а также упорядочение существующих землепользований с устранением  чересполосицы и других неудобств  в расположении земель, уточнение  и изменение границ землепользования на основе схем районных планировок;

– внутрихозяйственную  организацию территории колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений с введением  экономически обоснованных севооборотов и устройством всех других сельскохозяйственных угодий (сенокосов, пастбищ, садов и пр.), а также разработку мероприятий по борьбе с эрозией почв;

– выявление  новых земель для сельскохозяйственного  и иного народного освоения;

– отвод и  изъятие земельных участков;

– установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов;

– проведение топографо-геодезических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий (Волков С.Н., Конокотин Н.Г., Юнусов А.Г., 1998 г.).

 

1.2 Целевое  назначение земель в РФ

 

Земельный фонд Российской Федерации — это вся территория, т.е. вся земля, включая водопокрытую, в пределах границ страны.

Хотя земля  представляет собой единый природный  объект, отдельные ее части обладают различными природными качествами и  свойствами, представляющими определенный хозяйственный интерес, которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом, т.е. в определенных народнохозяйственных целях. С этой точки зрения единый земельный фонд подразделяется на 7 целевых категорий, закрепленных в земельном законодательстве:

1) земли сельскохозяйственного  назначения;

2) земли поселений  (городов, поселков и сельских  поселений);

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли  для обеспечения космической  деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо  охраняемых территорий (природоохранного, природно-заповедного, рекреационного, оздоровительного и историко-культурного  назначения);

5) земли лесного  фонда;

6) земли водного  фонда;

7) земли запаса.

В соответствии с основным целевым назначением  упомянутых частей единого земельного фонда земельным законодательством  установлен и правовой режим их использования  в народном хозяйстве [4].

К землям сельскохозяйственного  назначения отнесены участки единого земельного фонда, используемые или по своим природным качествам пригодные для использования в сельском хозяйстве, т.е. для производства сельскохозяйственной продукции.

Землями поселений  считаются земли, расположенные  в пределах административных границ различных поселений, которые подразделяются с точки зрения их функционального назначения на две группы: сельские и городские населенные пункты (т.е. города и поселки городского типа). Основное целевое назначение этих земель — удовлетворение градостроительных потребностей этих населенных пунктов.

Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, обороны, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики и иного  назначения представляют собой участки  земельного фонда, предоставленные юридическим или физическим лицам для осуществления специальных задач в промышленности, на транспорте, энергетике и других отраслях народного хозяйства. Основное целевое назначение земли в этих сферах народного хозяйства — служить операционным базисом для размещения и функционирования промышленных и иных предприятий и объектов.

Землями лесного  фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые им, но предоставленные  или предназначенные для ведения  лесного хозяйства. Лес представляет собой очень ценное природное сырье для промышленности, энергетики, как незаменимый строительный материал. В то же время земля здесь играет роль средства производства лесохозяйственной продукции и нуждается в связи с этим в установлении особого правового режима использования.

К землям водного  фонда относятся земли, занятые  водоемами, ледниками, болотами, за исключением  тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими  водохозяйственными сооружениями, а  также земли по берегам водоемов (прибрежные полосы), необходимые для их обслуживания. Их основное целевое назначение — удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, природоохранных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей.

К категории  особо охраняемых территорий относятся  земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и  историко-культурного назначения, имеющие  статус особо охраняемых территорий в силу их специфической роли и  особого значения в жизни-общества. Они служат удовлетворению духовных, биологических, эстетических и иных потребностей граждан.

Землями запаса считаются все участки земельного фонда, не предоставленные в собственность  или пользование физическим или  юридическим лицам или изъятые у них по основаниям, предусмотренным законодательством.

 

1.3 Земля  как природный объект и средство  производства

 

Земля — важнейшая  часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами и являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения всех отраслей народного хозяйства.

Сопоставимость  качественного состояния мировых  земельных ресурсов осуществляется на основе единой системы классификации земель, которая включает: природные особенности изучаемых территорий, современное использование земель, их пригодность для сельского хозяйства, перспективное использование земель.

Развитие общественного  производства во многом зависит от способов организации и использования земли, обладающей территориальной ограниченностью, неперемещаемостью по территории, разнообразием природных особенностей.

В последние  годы наметилась тенденция к значительному  сокращению площадей обрабатываемых земель — за счет их перевода в другие отрасли общественного производства, подверженности земель негативным природным процессам, особенно водной и ветровой эрозии, а также за счет отвода земель для промышленности и транспорта, расширения территорий городов и других населенных пунктов (Вервейко А.П., 1989 г.).

В условиях постоянного  роста народонаселения его обеспеченность земельными ресурсами систематически снижается.

Перед населением планеты стоят задачи значительно  повысить интенсивность использования имеющихся земель, а также вовлекать новые земли в сельскохозяйственное производство.

 

II. Межхозяйственное  землеустройство

 

Межхозяйственным  землеустройством государство регулирует земельные отношения, распределяя  и перераспределяя земельный фонд между отраслями народного хозяйства и внутри отраслей между отдельными предприятиями, учреждениями и организациями путем образования новых упорядочений и изменений существующих землепользований.

Объектом межхозяйственного  землеустройства являются землепользования сельскохозяйственных несельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, в том числе и земли государственного земельного запаса. Отличительной чертой этого землеустройства является то, что своими действиями оно охватывает разные отрасли народного хозяйства и одновременно затрагивает землепользование группы смежных хозяйств, связанных общностью решаемых задач, а иногда целых административных районов и экономических зон. Осуществляется межхозяйственное землеустройство с учетом интересов как отдельных землепользователей, так и всего народного хозяйства или отдельных его отраслей.

 

2.1 Образование,  упорядочение и изменение землепользования  и землевладений с.-х. предприятий

 

Создание новых  сельскохозяйственных предприятий  связано с ломкой существующих землепользований в данном земельном регионе. Сложность организации территории межхозяйственных объединений и агропромышленных комплексов заключается, прежде всего, в том, что еще нет достаточно полных и конкретных методических разработок по проведению землеустройства подобного рода объединений. Изучаются возможности создания новых межхозяйственных объединений и агропромышленных комплексов. Необходим научно обоснованный подход к проведению землеустройства при их организации.

Развивающиеся межхозяйственные связи, расширяющие объем сельскохозяйственного производства, вносят существенные изменения в способы использования земли, в организацию и проведение государственного землеустройства при образовании новых сельскохозяйственных предприятий.

Упорядочение границ существующих землепользований проводится с сохранением количества землепользований и способа организации сельскохозяйственного производства в данном земельном регионе. Эта разновидность землеустройства включает:

– спрямление границ существующих землепользований для улучшения территориальных условий выполнения технологических процессов, для применения машинной техники, создания компактных землепользований;

– ликвидацию чересполосицы, вклиниваний, которые создают неудобства в организации производства на территории землепользований, ухудшают их планировку, снижают качество продукции и увеличивают издержки производства.

 

2.2 Образование  и изменение землепользования  и землевладений несельскохозяйственного  назначения

 

Отвод земель для  промышленных объектов, транспорта, добычи полезных ископаемых и для других несельскохозяйственных нужд как разновидность межхозяйственного землеустройства сопровождается:

– определением оптимальных размеров земельных  площадей, изымаемых из сельскохозяйственного  или другого производства, а также из государственного запаса или лесного фонда, на основе составления технико-экономического обоснования (ТЭО), отражающего производственно-экономическую необходимость отвода земельной площади;

– установлением  размера компенсации сельскохозяйственным предприятиям на изъятые земли (она равна величине потерь сельскохозяйственной продукции с изымаемой площади на момент отчуждения, с учетом перспективной продуктивности данного участка);

– определением объемов работ по сохранению верхнего плодородного слоя почвы, успешно используемого для рекультивации земель, при выполаживании пониженных участков и их последующей передаче сельскохозяйственным предприятиям;

– установлением  сроков и порядка освоения земель, отчуждаемых для несельскохозяйственных нужд. Это особенно важно для того, чтобы в промышленности, на транспорте и других сферах промышленного производства земля не пустовала, а предавалась сельскохозяйственным предприятиям во временное пользование для получения дополнительной продукции.

На землях несельскохозяйственного  назначения в городах, поселках городского типа, сельских населенных пунктах, на промышленных предприятиях и других устройству территории предшествует составление  генеральных планов застройки и  размещения несельскохозяйственных объектов. Проекты образования землепользований и организации их составляются землеустроителями с участием соответствующих специалистов, архитекторов и строителей.

Информация о работе Государственное землеустройство как система мероприятий по организации рационального и эффективного использования земель