Сюжет и фабула в произведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:05, реферат

Краткое описание

Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. В современной русской литературной критике термином "сюжет" обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. Исторически существовали и другие, отличные от указанного, взгляды на соотношение фабулы и сюжета. В 1920-х годах представителями ОПОЯЗа было предложено различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли "фабулой", а то, как эти события изображены автором - "сюжетом". По их истолкованию, если фабула определяет развитие самих событий в жизни персонажей, то сюжет представляет собой порядок и способ сообщения о них автором.

Вложенные файлы: 1 файл

Сюжет и фабула в произведении.docx

— 41.09 Кб (Скачать файл)

Сюжет и фабула в произведении.

1. В литературном  произведении под сюжетом подразумевается  расположение событий с целью  достигнуть желаемого эффекта.  Сюжет - это серия тщательно  продуманных действий, которые приводят  через борьбу двух противостоящих  сил (конфликт) к кульминации и  развязке. В предельно общем виде  сюжет - это своего рода базовая  схема произведения, в которую  входит последовательность происходящих  в произведении действий и  совокупность существующих в  нём отношений персонажей.

Понятие сюжета тесно  связано с понятием фабулы произведения. В современной русской литературной критике термином "сюжет" обычно называют сам ход событий в  произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который  по ходу этих событий развивается. Исторически  существовали и другие, отличные от указанного, взгляды на соотношение  фабулы и сюжета. В 1920-х годах представителями  ОПОЯЗа было предложено различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли "фабулой", а то, как эти события изображены автором - "сюжетом". По их истолкованию, если фабула определяет развитие самих событий в жизни персонажей, то сюжет представляет собой порядок и способ сообщения о них автором.

Другое толкование идёт от русских критиков середины XIX века, и поддерживалось также А. Н. Веселовским и М. Горьким: они  называли сюжетом само развитие действия произведения, добавляя к этому взаимоотношения персонажей, а под фабулой понимали композиционную сторону произведения, то есть то, как именно автор сообщает содержание сюжета. Легко видеть, что значения терминов "сюжет" и "фабула" в данном толковании, по сравнению с предыдущим, меняются местами.

Существует также  точка зрения, что понятие "фабула" самостоятельного значения не имеет, и  для анализа произведения вполне достаточно оперировать понятиями "сюжет", "схема сюжета", "композиция сюжета". 

Фабула – событийная основа произведения, отвлекаемая от конкретных художественных деталей  и доступная внехудожественному освоению, пересказу. Сейчас в науке принято такое разграничение: фабула служит материалом для сюжета, т.е., фабула как совокупность событий и мотивов в их логической причинно-следственной связи; сюжет как совокупность тех же событий и мотивов в той последовательности и связи, в которой о них повествуется в произведении в художественной последовательности и во всей полноте образности. 

Таким образом, сюжет  художественного произведения является одним из важнейших средств обобщения  мысли писателя, выраженной через  словесное изображение вымышленных  персонажей в их индивидуальных действиях  и отношениях. Исходя из теории автора Б.Кормана, наряду с формально-содержательным пониманием сюжета, как совокупности элементов текста, объединенных общим субъектом или общим объектом; "произведение в целом представляет собой единство множества сюжетов разного уровня и объема, и в принципе нет ни одной единицы текста, которая не входила бы в один из сюжетов".

Необходимо отметить, что о соотношении фабулы и  сюжета принято говорить в основном применительно к эпическому произведению. Поскольку в классической драме  прямое слово автора в драматургическом тексте незначительно, то и сюжет  драматического произведения максимально  приближен к фабульному ряду. Фабула может пониматься как материал, предшествующий композиции пьесы, или как уже  структурированные события пьесы  – мотивации, конфликты, разрешение, развязка – в драматическом пространстве времени. Но фабула в таком случае не покрывает текст самой пьесы, поскольку в ХХ в. в диалогическую и монологическую речь персонажей все активнее вторгается нарративный элемент, за которым стоит образ корректирующего фабулу автора.

В основе внутренней организации сюжета, такой как  определенная последовательность хода и развертывание действия лежит  конфликт, то есть определенное противоречие в отношениях между героями, проблема, которая очерчивается темой произведения и, нуждаясь в своем решении, мотивирует то или другое развитие действия. Конфликт, который появляется в произведении как движущая сила его сюжета и звено, которое совмещает сюжет и фабулу произведения с его темой, может отражаться в литературоведении и другими, синонимическими ему терминами: коллизия или интрига. Литературный конфликт в его специфической форме принято называть интригой или коллизией. При этом иногда различают их между собой в том отношении, что под интригой понимают столкновение личного значения, а под коллизией - столкновение общественного значения. Однако, ввиду того, что личные и общественные противоречия переплетаются, сливаясь в одно целое, в значении литературного конфликта чаще всего употребляется термин "коллизия" а под интригой понимают запутанность, событийную усложненность сюжета. 

В большинстве сюжетов  классических произведений ход событий  в большей или меньшей степени  соответствует жизненной логике развития событий. В основе таких  сюжетов лежит, как правило, конфликт, поэтому расположение и взаимосвязь  событий в сюжете определяются развитием  конфликта. 

Сюжет, основанный на конфликте, может включать следующие  компоненты: экспозицию, завязку действия, развитие действия, кульминацию, развязку действия. Следует подчеркнуть, что  наличие всех компонентов сюжета вовсе не обязательно. Отдельные  его компоненты могут отсутствовать. Это зависит от художественной задачи, поставленной писателем. 

Экспозиция —  наиболее статичная часть сюжета. Ее цель — представить некоторых  персонажей произведения и обстановку действия. Основное сюжетное действие в экспозиции еще не начато. Экспозиция лишь мотивирует действия, которые  произойдут впоследствии, как бы проливает  на них свет. Заметим, что от экспозиции не следует ожидать знакомства со всеми героями. В ней могут  быть представлены второстепенные лица. Иногда именно появление главного действующего лица завершает экспозицию и является завязкой действия. 

Обстановка действия, представленная в экспозиции, совсем не обязательно сохраняется в  ходе сюжета. "Единство места" —  канон классицистической пьесы  — практически не соблюдается  в романтических и реалистических произведениях. 

В экспозиции нередко  используется повествовательный прием, который называется предысторией. 

Завязка действия — событие или ряд событий, которые дают толчок основному действию. Именно в завязке действия резко меняется положение персонажей, между ними могут возникнуть противоречия. Нередко завязкой действия становятся вполне обычные ситуации: приезд или отъезд действующего лица, знакомство, встреча, сообщение о чем-либо или разговор. 

Развитие действия — наиболее протяженная и сложная  для анализа часть сюжета. В  развитии действия реализуется конфликт, если он есть в произведении. Если конфликт отсутствует, то развитие действия складывается из хроники событий, действий, поступков  персонажей. 

Если сюжет основан  на конфликтных отношениях, то в  развитии действия напряженность между  конфликтующими сторонами нарастает. В процессе анализа целесообразно  проследить именно этот аспект сюжета, не стремясь выявить абсолютно все  события. Для того чтобы правильно  определить границы развития действия, необходимо точно установить завязку  действия и тот момент, в который  действие достигает наивысшего напряжения.  

Кульминация — высшая точка в развитии действия, в которой  конфликт достигает наивысшей остроты  и напряжения. После кульминации  действие неизбежно идет на спад, так  как конфликт оказывается исчерпанным. Кульминация — поворотный момент в отношениях между противоборствующими  сторонами. Как правило, после кульминации  изменения конфликтующих сторон становятся неизбежными. Кульминацией нередко являются объяснение героев или дуэль. 

В сюжетах хроникального  типа кульминация либо слабо выражена, либо полностью отсутствует. 

Развязка действия — завершающая часть сюжета, следующая  после кульминации. В развязке действия обычно выясняется, как изменились отношения между противоборствующими  сторонами, какие последствия имел конфликт. 

Нередко для того, чтобы разрушить стереотип ожидания читателей, писатели вообще опускают развязку действия. Например, отсутствие развязки в сюжете восьмой главы "Евгения  Онегина" делает финал романа "открытым".

Иногда развязка действия представляет собой последующую  историю одного или нескольких персонажей. Это повествовательный прием, который  используется для сообщения о  том, как сложилась жизнь персонажей после завершения основного действия.  

В отдельных случаях  сюжетное построение произведения может  устанавливаться введением в  ней, так называемых вставных эпизодов, которые обычно даются в форме рассказа одного из героев произведения об определенных жизненных событиях, которые к изображаемому в самом произведении действию не имеют непосредственного отношения. Не мотивируя прямо развитие действия, подобные эпизоды имеют своей цель пролить свет на отдельные сюжетные звенья, выступая в роли таких аналогий изображаемому действию, которые заостряют ее конфликтную суть. 

Конфликт – противоречие как принцип взаимоотношений  между образами художественного  произведения. Конфликт стал отличительной  чертой драмы и театра. Драматургический конфликт проистекает из столкновения антагонистических сил драмы. Чаще всего конфликт выступает в виде коллизии, т.е. в виде открытого противостояния между противоборствующими силами. 

Конфликт возникает, когда персонаж, добиваясь своей цели, противостоит другому персонажу, сталкивается с психологическим, нравственным или фатальным препятствием. Исход же конфликта неизбежно связан с пафосом произведения: он может быть комическим, т.е. примирительным или трагическим, когда ни одна из сторон не может пойти на уступки, не понеся урона. Приблизительную теоретическую модель всех мыслимых драматических ситуаций, определяющих характер театрального действия, можно было бы определить следующим образом:

-соперничество двух  персонажей по экономическим,  любовным, нравственным, политическим  и др. причинам; 

-конфликт двух  мировоззрений, двух непримиримых  моралей;– нравственная борьба  между субъективным и объективным,  привязанностью и долгом, страстью  и рассудком: эта дилемма может  возникнуть в душе одного героя  или между двумя "лагерями", которые пытаются привлечь на  свою сторону героя; 

- конфликт интересов  индивидуума и общества; 

- нравственная или  метафизическая борьба человека  против какого-либо принципа или  желания, превосходящего его возможности  (Бог, абсурд, идеал, преодоление  самого себя и т.д.). 

Конфликт чаще всего  реализуется в форме словесной  дуэли, в словесной борьбе с аргументами  и контраргументами, здесь же уместен  и монолог для изложения рассуждений, выражающих противопоставление и столкновение идей. Наряду с конфликтом-коллизией, то есть внешним конфликтом, в ХХ в. усилилось такое явление, как  внутренний конфликт, как глобальная вечная неустранимо-безысходная разорванность человека, противостояние социального и биологического, сознательного и подсознательного, неразрешимое противоречие одинокого индивида с отчужденной от него реальностью. Если внешний конфликт так или иначе разрешим в рамках одного произведения, то конфликт внутренний, основанный на борьбе человека с самим собой или борьбе универсальных принципов, в рамках одного сюжета разрешиться не может и представляется в качестве субстанционального; здесь в большей степени учитывается диалектика построения самого художественного произведения, противоречие между формой и содержанием, композицией и темой, между "текстурой" и "структурой", предметом и смыслом художественного высказывания.

2. Мотив, вслед за А. Н. Веселовским, в общем виде определяют как повторяющийся элемент фольклорного и литературного повествования.   

 В наше время  категория мотива оказывается  в центре внимания не только  фольклористов, но и литературоведов,  исследующих мотивы в художественной  литературе нового времени. Такая  постановка вопроса отвечает  генеральному направлению исторической  поэтики, обозначенному А. Н.  Веселовским как определение  «роли и границы предания в  процессе личного творчества».  Именно мотив как носитель  устойчивых значений и образов  повествовательной традиции и  как повторяющийся элемент, участвующий  в сложении фабул конкретных  произведений, обеспечивает связь  «предания» и сферы «личного  творчества».   

 Самую категорию  повествования мы трактуем предельно  просто: это есть, собственно, изложение  событий. Соответственно, событие  является единицей повествования,  или нарратива.   

С одной стороны, изложенные события можно увидеть  с точки зрения причинно-следственных и пространственно-временных отношений. Это аспект фабулы повествования. С  другой стороны, изложенные события  можно осмыслить в плане со–  и противопоставления, т. е. в отношениях сходства, и в необходимом отвлечении от фабульных связей. Это аспект сюжета повествования. Фабульная синтагма событий, увиденная в плане их разносторонних смысловых отношений, предстает в виде парадигмы сюжетных ситуаций. Иначе говоря, фабула синтагматична, сюжет парадигматичен.    

Информация о работе Сюжет и фабула в произведении