Сюжеты мировой литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 04:52, статья

Краткое описание

Литература — это прежде всего искусство, но вместе с тем — информация, хотя и весьма специфичная. И информационный объем мировой художественной словесности непрерывно увеличивается, разрастаясь до все более внушительных размеров. Но, в отличие от науки и техники, от идеологии, в художественной литературе новая информация не отменяет и не вытесняет прежнюю. (Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое издание. — М.: Олимп; Издательство ACT, 1996. — 832 с., с.11)

Вложенные файлы: 1 файл

Сюжеты мировой литературы.docx

— 28.72 Кб (Скачать файл)

Сюжеты мировой литературы ( 36 сюжетов )

 

 

 

Литература — это прежде всего искусство, но вместе с тем — информация, хотя и весьма специфичная. И информационный объем мировой художественной словесности непрерывно увеличивается, разрастаясь до все более внушительных размеров. Но, в отличие от науки и техники, от идеологии, в художественной литературе новая информация не отменяет и не вытесняет прежнюю. (Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое издание. — М.: Олимп; Издательство ACT, 1996. — 832 с., с.11)

 

Таким образом, растущий со временем объем мировой литературы не меняется по своей сути – используются повторяющиеся  сюжеты, отражающие основные сюжетные линии жизни людей.

 

Каждая новая эпоха  добавляет лишь обновление стилистики и некоторые характерные черты  этой эпохи, включая незначительные изменения в применении языка  и предпочтениях.

 

Систематизация, схематизация, каталогизация мировых книжных  богатств занимала аналитиков всех эпох … еще в IX столетии ее начал константинопольский  патриарх Фотий, составивший «Мириобиблион» (переводится как «Множество книг» или как «Библиотека») — собрание кратких описаний произведений греческих и византийских авторов, включая сюда литературу церковную, светскую, историческую, медицинскую. Примечательно, что идея такой универсальной, всеобъемлющей библиотеки вновь сделалась актуальной тысячу сто лет спустя. В произведениях Германа Гессе и в особенности в новеллистике Хорхе Луиса Борхеса возникает образ «мир как библиотека». (Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое издание. — М.: Олимп; Издательство ACT, 1996. — 832 с.с.12)

 

Известный писатель Хорхе  Луис Борхес заявлял, что существует всего четыре сюжета и, соответственно, четыре героя, которых он и описал в своей новелле «Четыре цикла».      

 

1. Самая старая история  - история об осажденном городе, который штурмуют и обороняют  герои. Защитники знают, что  город обречен и сопротивление  бесполезно. Это история о Трое, и главный герой - Ахилл, знает,  что погибнет, так и не увидев  победы. Герой-мятежник, сам факт  существования которого - вызов окружающей  реальности. Кроме Ахилла, героями  этого сюжета являются Зигфрид,  Геракл, Сигурд и другие.

 

2. Вторая история - о  возвращении. История Одиссея, скитавшегося по морям десять лет в попытке вернуться домой. Герой этих историй - человек отверженный обществом, бесконечно блуждающий в попытках найти себя - Дон Кихот, Беовульф.   

 

3. История третья - о поиске. Эта история чем-то похожа на  вторую, но в данном случае  герой не является отверженным  и не противопоставляет себя  обществу. Наиболее известный пример  такого героя - Ясон, плывущий  за золотым руном.        

 

4. История четвертая - о  самоубийстве бога. Атис калечит и убивает себя, Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем, римские легионеры распинают Христа. Герой «гибели богов» - теряющий или обретающий веру, находящийся в поиске веры - Заратустра, булгаковский Мастер, Болконский.     

 

Другой известный автор  Кристофер Букер в своей книге «The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories» ("Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории") описал семь базовых сюжетов, на основе которых, по его мнению, написаны все книги в мире.         

 

1. «Из грязи в князи» - название говорит само за  себя, самый яркий пример, знакомый  всем с детства - Золушка. Герои  - обыкновенные люди, открывающие  в себе что-то необычное, благодаря  собственным усилиям или по  стечению обстоятельств оказывающиеся  «на вершине».     

2. «Приключение» - трудное  путешествие в поисках труднодостижимой  цели. По мнению Букера, сюда попадают и Одиссей, и Ясон, кроме того, в эту категорию попадают и «Копи царя Соломона», и «Вокруг света за восемьдесят дней». 

3. «Туда и обратно». В  основе сюжета попытки героя,  вырванного из привычного мира, вернуться домой. Это и «Робинзон  Крузо», и «Алиса в зазеркалье»,  и многие другие.         

4. «Комедия» - Это не  просто общий термин, это определенный  вид сюжета, который развивается  по собственным правилам. В эту  категорию попадают все романы  Джейн Остин.       

5. «Трагедия» - кульминацией  является гибель главного героя из-за каких либо недостатков характера, обычно любовной страсти или жажды власти. Это, прежде всего, «Макбет», «Король Лир» и «Фауст».    

6. «Воскресение» - герой  находится под властью проклятия  или темных сил, и из этого  состояния его выводит чудо. Яркий  пример этого сюжета также  знаком всем с детства - Спящая  красавица, пробужденная поцелуем  принца.

7. «Победа над чудовищем» - из названия ясно, в чем заключается  сюжет - герой сражается с монстром, побеждает его и получает «приз» - сокровища или любовь. Примеры:  Дракула, Давид и Голиаф.          

 

Около ста лет назад  драматург Жорж Польти составил свой список сюжетов из тридцати шести пунктов (кстати, первым число тридцать шесть было предложено еще Аристотелем и намного позднее поддержано Виктором Гюго). Тридцать шесть сюжетов и тем Польти охватывают, в основном, драматургию и трагедии. Вокруг этого списка велись споры, его неоднократно критиковали, но опротестовать само число 36 никто не пытался.

 

1.      МОЛЬБА. Элементы ситуации: 1) преследователь, 2) преследуемый и умоляющий о защите, помощи, убежище, прощении и т. д., 3) сила, от которой зависит оказать защиту и т. д., при этом сила, не сразу решающаяся на защиту, колеблющаяся, неуверенная в себе, почему и приходится её умолять (повышая тем самым эмоциональное воздействие ситуации), чем больше она колеблется и не решается оказать помощь. Примеры: 1) спасающийся бегством умоляет кого-нибудь, могущего его спасти от врагов, 2) умоляет об убежище, чтобы в нём умереть, 3) потерпевший кораблекрушение просит приюта, 4) просит власть имущего за дорогих, близких людей, 5) просит одного родственника за другого родственника и т. д.

 

2.      СПАСЕНИЕ. Элементы ситуации: 1) несчастный, 2) угрожающий, преследующий, 3) спаситель.  Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что там преследуемый прибегал к силе колеблющейся, которую нужно было умолять, а здесь спаситель появляется неожиданно и спасает несчастного не колеблясь. Примеры: 1) развязка известной сказки о Синей бороде. 2) спасение приговорённого к смертной казни или вообще находящегося в смертельной опасности и т. д.

 

3.      МЕСТЬ,  ПРЕСЛЕДУЮЩАЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Элементы  ситуации: 1) мститель, 2) виновный, 3) преступление. Примеры: 1) кровная месть, 2) месть  сопернику или сопернице или  любовнику, или любовнице на  почве ревности.

 

4.      МЕСТЬ БЛИЗКОГО  ЧЕЛОВЕКА ЗА ДРУГОГО БЛИЗКОГО  ЧЕЛОВЕКА ИЛИ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ.  Элементы ситуации: 1) живая память  о нанесенном другому близкому  человеку обиде, вреде, о жертвах,  понесенных им ради своих близких, 2) мстящий родственник, 3) виновный в этих обидах, вреде и т. д. — родственник. Примеры: 1) месть отцу за мать или матери за отца, 2) месть братьям за своего сына, 3) отцу за мужа, 4) мужу за сына и т. д. Классический пример: месть Гамлета своему отчиму и матери за своего убитого отца.

 

5.      ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ. Элементы ситуации: 1) содеянное преступление  или роковая ошибка и ожидаемая  кара, расплата, 2) укрывающийся от кары, расплаты за преступление или ошибку. Примеры: 1) преследуемый властями за политику (например, «Разбойники» Шиллера, история революционной борьбы в подполье), 2) преследуемый за разбой (детективные истории), 3) преследуемый за ошибку в любви («Дон Жуан» Мольера, алиментные истории и т. п.), 4) герой, преследуемый превосходящей его силой («Прикованный Прометей» Эсхила и т. д.).

 

6.      ВНЕЗАПНОЕ  БЕДСТВИЕ. Элементы ситуации: 1) враг-победитель, появляющийся самолично; или вестник, приносящий ужасную весть о поражении, крахе и т. п., 2) поверженный победителем или сраженный известием властитель, могущественный банкир, промышленный король и т. п. Примеры: 1) падение Наполеона, 2) «Деньги» Золя, 3) «Конец Тартарена» Анфонса Додэ и т. д.

 

7.      ЖЕРТВА (т.  е. кто-нибудь, жертва какого-нибудь  другого человека или людей  или же жертва каких-нибудь  обстоятельств, какого-либо несчастья). Элементы ситуации: 1) тот, кто  может повлиять на судьбу другого  человека в смысле его угнетения  или какое-либо несчастье. 2) слабый, являющийся жертвой другого человека  или несчастья. Примеры: 1) разорённый или эксплуатируемый тем, кто должен был заботиться и защищать, 2) ранее любимый или близкий, убеждающийся, что его забыли, 3) несчастные, потерявших всякую надежду и т. д.

 

8.      ВОЗМУЩЕНИЕ, БУНТ, МЯТЕЖ. Элементы ситуации: 1) тиран, 2) заговорщик. Примеры: 1) заговор одного («Заговор Фиеско» Шиллера), 2) заговор нескольких, 3) возмущение одного («Эгмонд» Гете), 4) возмущение многих («Вильгельм Телль» Шиллера, «Жерминаль» Золя)

 

9.      ДЕРЗКАЯ  ПОПЫТКА. Элементы ситуации: 1) дерзающий, 2) объект, т. е. то, на что дерзающий решается, 3) противник, лицо противодействующее. Примеры: 1) похищение объекта («Прометей — похититель огня» Эсхила). 2) предприятия, связанные с опасностями и приключениями (романы Жюль Верна, и вообще приключенческие сюжеты), 3) опасное предприятие в связи с желанием добиться любимой женщины и т.д.

 

10.  ПОХИЩЕНИЕ. Элементы ситуации: 1) похититель, 2) похищаемый, 3) охраняющий похищаемого и являющийся препятствием для похищения или противодействующий похищению. Примеры: 1) похищение женщины без её согласия, 2) похищение женщины с её согласия, 3) похищения друга, товарища из плена, тюрьмы и т. д. 4) похищение ребёнка.

 

11.  ЗАГАДКА (т. е. с  одной стороны задавание загадки,  а с другой — выспрашивание,  стремление разгадать загадку). Элементы ситуации: 1) задающий загадку, скрывающий что-нибудь, 2) стремящийся разгадать загадку, узнать что-нибудь, 3) предмет загадки или незнания (загадочное) Примеры: 1) под страхом смерти нужно найти какого-нибудь человека или предмет, 2) разыскать заблудившихся, потерявшихся, 3) под страхом смерти разрешить загадку (Эдип и Сфинкс), 4) заставить всяческими хитростями человека открыть то, что он хочет скрыть (имя, пол, душевное состояние и т. д.)

 

12.  ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕГО-НИБУДЬ. Элементы ситуации: 1) стремящийся  чего-нибудь достигнуть, домогающийся  чего-нибудь, 2) тот, от чего согласия  или помощи зависит достижение  чего-нибудь, отказывающий или помогающий, посредничающий, 3) может быть ещё третья — противодействующая достижению сторона. Примеры: 1) стараться получить у владельца вещь или какое-нибудь иное жизненное благо, согласие на брак, должность, деньги и т. д. хитростью или силой, 2) стараться получить что-либо или добиться чего-либо с помощью красноречия (прямо обращенного к владельцу вещи или — к судье, арбитрам, от которых зависит присуждение вещи)

 

13.  НЕНАВИСТЬ К БЛИЗКИМ. Элементы ситуации: 1) ненавидящий, 2) ненавидимый, 3) причина ненависти. Примеры: 1) ненависть между близкими (например, братьями) из зависти, 2) ненависть между близкими (например, сын, ненавидящий отца) из соображений материальной выгоды, 3) ненависть свекрови к будущей невестке, 4) тёщи к зятю, 5) мачехи к падчерице и т. д.

 

14.  СОПЕРНИЧЕСТВО БЛИЗКИХ. Элементы ситуации: 1) один из близких — предпочитаемый, 2) другой — пренебрегаемый или брошенный, 3) предмет соперничества (при этом, по-видимому, возможна перипетия сначала предпочитаемый оказывается потом пренебрегаемым и наоборот) Примеры: 1) соперничество братьев ( «Пьер и Жан» Мопассана), 2) соперничество сестёр, 3) отца и сына — из-за женщины, 4) матери и дочери, 5) соперничество друзей («Два Веронца» Шекспира)

 

15.  АДЬЮЛЬТЕР (т. е.  прелюбодеяние, супружеская измена), ПРИВОДЯЩИЙ К УБИЙСТВУ. Элементы ситуации: 1) один из супругов, нарушающий супружескую верность, 2) другой из супругов — обманутый, 3) нарушение супружеской верности (т. е. кто-то третий — любовник или любовница). Примеры: 1) убить или позволить своему любовнику убить своего мужа («Леди Макбет Мценского уезда» Лескова, «Тереза Ракен» Золя, «Власть тьмы» Толстого) 2) убить любовника, доверившего свою тайну («Самсон и Далила») и др.

 

16.  БЕЗУМИЕ. Элементы  ситуации: 1) впавший в безумие  (безумный), 2) жертва впавшего в  безумие человека, 3) реальный или  мнимый повод для безумия. Примеры: 1) в припадке безумия убить  своего любовника («Проститутка  Элиза» Гонкура), ребёнка, 2) в припадке безумия сжечь, разрушить свою или чужую работу, произведение искусства, 3) в пьяном виде выдать тайну или совершить преступление.

 

17.  РОКОВАЯ НЕОСТОРОЖНОСТЬ. Элементы ситуации: 1) неосторожный, 2) жертва неосторожности или потерянный  предмет, к этому иногда присоединяется 3) добрый советчик, предостерегающий  от неосторожности, или 4) подстрекатель,  или же тот и другой. Примеры: 1) из-за неосторожности быть причиной  собственного несчастья, обесчестить  себя («Деньги» Золя), 2) из-за неосторожности  или легковерия вызвать несчастье  или смерть другого человека, близкого (Библейская Ева) 

 

18.  НЕВОЛЬНОЕ (по неведению)  ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЛЮБВИ (в частности  кровосмешение). Элементы ситуации: 1) любовник (муж), любовница (жена), 3) узнавание (в случае кровосмешения), что они находятся в близкой  степени родства, недопускающей любовных отношений согласно закону и действующей морали. Примеры: 1) узнать, что женился на своей матери («Эдип» Эсхила, Софокла, Корнеля, Вольтера), 2) узнать, что любовница — сестра («Мессинская невеста» Шиллера), 3) очень банальный случай: узнать, что любовница — замужем.

 

19.  НЕВОЛЬНОЕ (по незнанию) УБИЙСТВО БЛИЗКОГО. Элементы ситуации: 1) убийца, 2) неузнанная жертва, 3) разоблачение, узнавание. Примеры: 1) невольно способствовать убийству дочери, из ненависти к её любовнику («Король веселится» Гюго, пьеса, по которой сделано оперы «Риголетто», 2) не зная своего отца, убить его («Нахлебник» Тургенева с тем, что убийство заменено оскорблением) и т. д.

 

20.  САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ  ВО ИМЯ ИДЕАЛА. Элементы ситуации: 1) герой, жертвующий собой, 2) идеал (слово, долг, вера, убеждение и т. д.), 3) приносимая жертва. Примеры: 1) пожертвовать своим благополучием ради долга («Воскресение» Толстого), 2) пожертвовать своею жизнью во имя веры, убеждения…

 

21.  САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ  РАДИ БЛИЗКИХ. Элементы ситуации: 1) герой, жертвующий собой, 2) близкий, ради которого герой жертвует собой, 3) то, что герой приносит в жертву. Примеры: 1) пожертвовать своим честолюбием и успехом в жизни ради близкого человека («Братья Земгано» Гонкура), 2) пожертвовать своей любовью ради ребёнка, ради жизни родного человека, 3) пожертвовать своим целомудрием ради жизни близкого или любимого («Тоска» Сорду), 4) пожертвовать жизнью ради жизни родного или любимого и т. д.

Информация о работе Сюжеты мировой литературы