Синтаксическая организация художественного текста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:07, контрольная работа

Краткое описание

Филология всегда рассматривалась как наука понимания, прежде всего понимания текста. Именно текст служит в ней основным объектом изучения и интерпретации, именно он требует активности восприятия и от читателя, и от исследователя.
В настоящее время все больше внимание ученых-лингвистов привлекает исследование текста. Лингвистика текста, возникшая первоначально как раздел синтаксиса, развивающаяся затем как самостоятельная, но достаточно обособленная от других наук область лингвистики, "оказывается втянутой в общий круг лингвистических и нелингвистических наук, изучающих текст".

Вложенные файлы: 1 файл

Синтаксическая организация художественного текста 1.docx

— 95.48 Кб (Скачать файл)

 сходятся во мнении, что текст, как правило, реализуется  в письменной форме, что текст  — это законченное, завершенное  произведение и, наконец, что  текст имеет собственную внутреннюю  структуру, определенное строение, обладает средствами связности  его частей, которые не позволяют  ему «рассыпаться» на отдельные  предложения.

Основным  понятием и определением текста в  данном научном исследовании нами выбрана  формулировка Гальперина И.Р, позволяющая  выделить основные признаки текста, в  том числе и на синтаксическом уровне.

Работы многих ученых-лингвистов посвящены  аспектному изучению текста, в зависимости  от определенного уровня языковой системы. Труды Н. И. Греча и Ф. И. Буслаева, Д.Н. Шмелева, А. М. Пешковского, А. А. Шахматова, В.В. Виноградова, Н.Ю. Шведовой направлены на исследование синтаксической организации текста. Наиболее важными, на наш взгляд, в рамках данного исследования являются работы лингвистов второй половины 20 века: И.Р. Гальперина, М. Бахтина, Лукина, Лосевой, так как они позволяют определить понятийно текст, выделить и описать текстовые категории, а затем построить на данной теоретической базе практическое исследование художественного текста.

Введение в языковедческий оборот понятия «текст» связывается  с исследовательским выходом  языковедов за пределы отдельного предложения. Выход этот стал неизбежен по ряду причин. С одной стороны, этого  требовал анализ определенных факторов в организации самого предложения  или специфики его отдельных  компонентов. С другой стороны возникла потребность изучения построений, представляющих собой такое содержательное и  структурное целое, в котором  предложение выступает лишь в  качестве составляющего компонента.

 С.Д. Кацнельсон писал, что  кроме «малого синтаксиса», определяющего  связи между словами в предложении,  существует и «большой синтаксис», отображающий связи между предложениями  и речевыми единицами сверхфразового  формата.[12] В связи с этим исследователи  выделяют особые текстовые категории.

Необходимо отметить, что  в лингвистику понятие «текстовая категория» вошло уже в середине 70-х годов 20 века, однако до сих пор  оно не имеет четкого определения. Отчасти это связано с тем, что зачастую категориями называют признаки, поэтому в работах по теории текста эти термины выступают  либо как взаимозаменяемые, либо однотипные характеристики текста, в одних исследованиях  они относятся к признакам  текста, в других – к категориям. «Признаки же текста призваны отличать его от единиц другого рода, выделять из числа подобных, в то время  как категории, которые могут  быть более абстрактны, чем признаки, выделяются по отношению к ним». [13]

«Текстовая категория  – один из взаимосвязанных существенных признаков текста, представляющий собой  отражение определенной части общетекстового смысла различными языковыми, речевыми и собственно текстовыми (композитивными) средствами». (Стилистический словарь)[3] Категория текста имеет знаковую природу, план содержания такого знака – это определенная понятийная универсалия, единый текстовой смысл (например, целостность, тема, тональность, пространство, проспекция), а план выражения – функционально ориентированная типовая композиция разноуровневых языковых средств.

Появление термина текстовая  категория обусловлено стремлением  современной лингвистики и стилистики к выявлению структуры текста, что, как показали многочисленные исследования, невозможно только в опоре на элементарные единицы анализа – слова и  речевые приемы. Категория текста является единицей анализа, несущей  в себе основные свойства целого, а  именно целенаправленность и композитивность. Каждая текстовая категория воплощает  в себе отдельную смысловую линию  текста, выраженную группой языковых средств, особым образом организованной в относительную внутритекстовую  целостность. Совокупность категорий  текста, дополняющих друг друга и  переплетающихся между собой, создают  текст в качестве коммуникативной  системы.

В рамках системно-структурной  парадигмы были выявлены десятки  текстовых категорий, таких как  когезия, членимость, когерентность, интеграция, континуум, цельность, тематичность, последовательность, завершенность, коммуникативность, информативность, текстовость, эмотивность, интенциональность, ситуативность, многие из которых признаются слишком широкими, чтобы их признать достоянием только текста.

Единого мнения о составе  текстовых категорий нет, является дискуссионным вопрос и об основах  классификации этих категорий. Сложность  такой задачи объясняется тем, что  все категории текста взаимодействуют  друг с другом, обнаруживая тем  самым главную особенность внутритекстовой  организации – тесную спаянность, связь всех компонентов. Именно на этом основании ведущими категориями  текста, отличающими его от бессвязного  набора фраз, по мнению ряда ученых: Р.О.Якобсона, К.Кожевниковой, В.Г.Костомарова, И.Р.Гальперина, А.А.Леонтьева, А.И.Новикова, Г.А.Золотовой  и других, считаются категории  членимости и связности. Данные категории  позволяют рассмотреть текст  с точки зрения его синтаксической организации.

Таким образом, анализ теоретической  литературы показал, что в 20 веке –  начале 21 века текст становится объектом исследования многих лингвистических, литературоведческих и других дисциплин, то есть носит интернаучный характер. В зависимости от направления  исследования, принципов описания, характеристик, текст как научное  понятие определяется по-разному. В  данном научном исследовании за основу берется определение И. Р. Гальперина, позволяющее выйти на синтаксическую организацию текстовой структуры. «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку». [11] В тексте выделяют  категории…………,, среди которых особый интерес представляют категории членимости и когезии, являющиеся первичными в синтаксической организации текста.

 

1.2. Членимость как одна из категорий  текста

Характеризуя категории  текста, мы выделили две из них, которые  позволяют представить текст  с точки зрения его синтаксической организации. Это категории членимости и когезии.

Членимость, или интеграция, как свойство текста получила статус текстовой категории в работах  И.Г. Гальперина, Солганика, Лосевой, хотя само это текстовое явление традиционно  изучалось под разными углами зрения и лингвистами, и литературоведами. Признавая целостность универсалий  текста, филологи, исследуя текст, всегда выявляли в этой целостности разного  рода компоненты, части, элементы в  зависимости от параметров рассмотрения.

Научное осмысление категории  членимости связано с выделением в тексте на одном основании структурных, формально выраженных однотипных частей, компонентов. По этому поводу И.Р. Гальперин  заметил: "Представляется неоспоримым  тот факт, что членимость текста - функция общего композиционного  плана произведения, характер же этой членимости зависит от многих причин, среди которых не последнюю роль играют размер частей и содержательно-фактуальная  информация, а также прагматическая установка создателя текста" (Там же, с. 51). [11] Как оказалось, самое важное и трудное при выявлении частей текста - выдержать последовательно основание класссификации, так как к обозначенным выше факторам членимости добавляются и графическое выделение частей, и композиционно-речевая форма изложения, и тип передаваемой информации, и роль в семантическом развертывании содержания литературного произведения.

И.Р. Гальперин предложил выделить два типа членения текста: контекстно-вариативное  и объемно-прагматическое. К первому  типу он относит следующие формы  речетворческих актов: речь автора (повествование, описание, рассуждение автора); чужую речь (диалог (с вкраплением авторских ремарок), цитацию, несобственно-прямую речь). Ко второму типу -  членение текста на тома, книги, части, главы, главки, отбивки, абзацы и сверхфразовые единства. (см.: Там же, 1981, с. 52).[11]

С точки зрения объемно-прагматического  членения текста с учетом его синтаксической организации особый интерес представляют крупные, чем предложение, единицы, позволяющие автору раскрывать микротемы  художественного текста, организуя  их не только по смыслу, но и грамматически. Этот термин имеет ряд синонимов: ''сложное синтаксическое целое'' (А.М. Пешковский), ''компонент текста'' (И.А. Фигуровский), ''дискурс'' (пражский лингвистический  кружок), ''прозаическая строфа'' (Г.Я. Солганик), ''синтаксический комплекс'' (А.И. Овсянникова), «коммуникативный блок» и т.д. Ясно одно, что все эти термины имеют  одно назначение  –  определить более  крупную, чем предложение единицу, в которой само предложение выступает  в качестве конституэнта. Однако сверхфразовое  единство не механическая сумма предложений, а качественно новое структурно-смысловое  образование, параметры которого существенно  отличаются от параметров предложения.

По мнению Валгиной Н.С.: «Под сложным синтаксическим целым понимается синтаксическая единица, большая, чем предложение. Это наиболее крупная единица синтаксиса, представляющая собой структурно-смысловое единство. Отдельные предложения в составе сложного синтаксического целого объединяются межфразовыми связями, которые осуществляются при помощи лексической преемственности, а также специальных синтаксических средств. От сложного предложения (в том числе и многочленного) сложное синтаксическое целое отличается менее тесной связью между частями, их формально-синтаксической самостоятельностью. Однако эти качества не мешают компонентам сложного синтаксического целого объединяться в смысловое и даже структурное единство, что и позволяет выделять эту единицу в синтаксисе». [14]

Под сверхфразовым единством Н.Б. Цибуля понимает ''единицу текста, состоящую  из некоторого количества линейно расположенных  и, как правило, структурно взаимосвязанных, объединенных общей микротемой фраз текста, имеющую коммуникативную  направленность'' [15см. 2].

Определение основного конституэнта текста И.Р. Гальперина: ''СФЕ понимается, с большей или меньшей степенью четкости как сложное структурное  единство, состоящее более чем  из одного самостоятельного предложения, обладающее смысловой целостностью в контексте связной речи и  выступающее как часть завершенной  коммуникации'' [11, 69].

Разделить текст на ССЦ можно  только на основе их смысловых и  формальных признаков. Они проявляются  в рамках целого текста. Каждое ССЦ  – это рассказ в миниатюре  со своим началом, развитием действия и концовкой.

Взятое нами за основу определение  сверхпредложенческой единицы СЛОЖНОЕ  СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ позволяет  актуализировать  исследуемый уровень  текста -  понятие целое указывает  на единство темы, прагматической реализации авторского замысла;  понятие «сложное синтаксическое» - подчеркивает ее грамматико синтаксическую орагнизацию, выходящую  для раскрытия темы в условиях текста за пределы отдельного самостоятельного предложения. Таким образом,  выход  на категорию членимости позволяет  нам рассматривать текст с  точки зрения «большого синтаксиса», учитывая ряд признаков, включающих раскрытие микро- и макротем, композоционной составляющей и тех фрагментов текста, которые мы, вслед за учеными, назвали  ССЦ.

ССЦ, как правило, состоит  из трех частей: зачина, средней части  и концовки.

Зачин представляет собой начало ССЦ. Его назначение – введение новой микротемы. Все последующие предложения ССЦ зависят от него. Зачин может состоять как из одного, так и из двух-трех предложений. Характеристику первых предложений ССЦ (т.е. зачина) наиболее полно сформулировала Л.М. Лосева, перечислив  их характерные признаки. [9] В первых предложениях нет таких слов, семантика которых определялась бы из предыдущей части текста (местоимений и местоименных наречий, соотносящихся с именами существительными, прилагательными и числительными, находящимися в предыдущем ССЦ). Они являются обычно полными предложениями любого структурного типа. Первое предложение ССЦ в меньшей мере связано с последним ппредложением предшествующего ССЦ. В смысловом отношении первое предложение ССЦ характеризуется тем, что оно начинает изложение новой микротемы.

После зачина следует средняя часть, в которой осуществляется развитие введенной микротемы. Эта часть ССЦ характеризуется зависимостью от зачина, несамостоятельностью (в отличие от относительной самостоятельности первых предложений ССЦ), что выражается в наличии неполных предложений, а также местоимений и местоименных наречий, являющихся словами-заместителями. Средняя часть, как правило, представлена наибольшим количеством предложений, т.к. в ней сосредоточен основной объем информации ССЦ.

Замыкает ССЦ концовка. Она осмысливается как итог предыдущего содержания ССЦ, вывод, обобщение. Концовка является сигналом того, что развитие микротемы завершено. Структура предложений концовки чаще всего отличается от той, которая была в предшествующих предложениях ССЦ. В концовке могут быть вводные слова (итак, наконец, таким образом и т.п.); перед ней нередко употребляются сочинительные союзы (чаще всего союз и); иногда в последних предложениях ССЦ меняется модальный и временной план.

Не все ССЦ членятся на выделенные части. Примером могут  служить описательные ССЦ, в которых идет перечисление однородных явлений и событий.

Отграничению одного ССЦ от другого  помогает постановка смыслового вопроса  от предыдущего предложения к  последующему. Если смысл вопроса  поставить нельзя, значит описание микротемы исчерпано, и далее  идет начало новой микротемы, то есть новое ССЦ.

В лингвистике текста к числу наименее изученных проблем относится вопрос о типологии ССЦ. В ряде работ отечественных и зарубежных авторов предпринимаются попытки определить и описать отдельные типы построения сложных единств, наметить их классификацию.

Л.М. Лосева  рассматривает  типы  ССЦ  по  их  функции  в  письменной речи. Ею выделяются описательные ССЦ, повествовательные ССЦ и ССЦ типа рассуждения [Лосева, 1977: 904; 1980: 7159]. Точка зрения Л.М. Лосевой полностью поддерживается А.М. Кулюкиным и А.А. Баранниковой.

[1988: 13-21].В описательном ССЦ микротема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц и т.п., что оформляется, как правило, в виде перечисления их признаков. Отличительными чертами данного типа являются статичность и одновременность перечисляемых явлений. В смысловом отношении основными разновидностями описательных ССЦ можно считать следующие: пейзаж, описание обстановки, описание портрета и характеристика.

Повествовательное ССЦ характеризуется тем, что его микротема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий и т.п. Этот тип ССЦ отличает динамичность, последовательность сообщаемого. В повествовании много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий: однажды, сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, тогда, тут, вдруг, неожиданно, вот и, наконец и т. п.

Информация о работе Синтаксическая организация художественного текста