Основная тематика детских периодических изданий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить основную тематику детских периодических изданий.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, виды и типологические признаки
периодических изданий;
- изучить характеристику целевых аудиторий периодических изданий;
- рассмотреть цели, задачи и функции детских периодических изданий;
-проанализировать детские периодические издания и выявить их основную тематику.

Содержание

Введение 3
Глава I Классификация периодических изданий
1.1.Понятие, виды и типологические признаки периодических изданий 5
1.2 Целевая аудитория периодических изданий 8
1.3. Детские периодические издания 9 Выводы по первой главе
Глава II Тематика детских периодических изданий
2.1.Обзор детской прессы 14
2.2. Формальные типологические признаки детских изданий 18
2.3. Анализ тематики детских периодических изданий 20
Выводы по второй главе
Заключение 26
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готовая Еремеева.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

 Большинство изданий, предназначенных для юной аудитории, вне зависимости от возрастной направленности и функционального назначения, занимательны: они создаются по принципу «развлекая – поучать». Игровые элементы, являющиеся обязательными в изданиях для малышей (загадки, раскраски, настольные игры и т.д.), иногда используются и в изданиях для старшеклассников. Если в группе «Дошкольники и младшие школьники» основной задачей является обучение и воспитание посредством игры, то в старшей возрастной группе, задача обучения и воспитания осуществляется с помощью наглядных примеров. Игровой элемент в зависимости от возрастной аудитории меняет не только свой объем, но и свое значение и форму. В изданиях первой и второй группы часто предоставляются печатные площади для реализации творческих способностей молодых читателей. Дети присылают на конкурсы свои фотографии, рисунки, стихи и рассказы, которые в дальнейшем публикуются на страницах издания. В изданиях третьей группы такой тенденции не наблюдается, в них обычно встречаются психологические тесты и конкурсы на проверку знаний.  Элементы соревнования, часто являются составной частью подобных изданий. Специфика игры предполагает активное участие в ней аудитории, предоставляет возможность для выявления способностей в различных сферах деятельности и приобщает ко многим областям знания. Игровой элемент составляет 35,5 % от общего объема информации в исследованных изданиях.

 

 

2.3. Анализ тематики детских периодических изданий

 

Знание возрастных особенностей помогает редакции учитывать интересы и удовлетворять потребности  юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция, как выяснилось,  определяет его содержание и тематику. Учитываются и социально-психологические характеристики читателей.

Так, например, в группе «дошкольники и младшие школьники», 62,5 % содержания занимает игровой элемент. Это объясняется тем, что основной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, также и в младшем школьном возрасте у ребенка по-прежнему остается велика потребность в игре и развлечении. Издания для этой возрастной группы отличаются тем, что в них игровые элементы используются не только в целях развлечения, но и в целях обучения. Игровые элементы многотемны: обычно, они включают в себя несколько рубрик, например, популярно использований таких рубрик как «Сделай сам», где ребенку предоставляется возможность самостоятельно изготовить какую-либо поделку.

Поскольку дети данной группы слабо осознают разницу между миром реальным и фантастическим, воспринимать содержание изданий им помогают ведущие – обычно это персонажи из народных, либо созданных классиками русской или зарубежной литературы сказок. (По данным исследования подобные персонажи занимают 27% от общей информационной нагрузки).

 В изданиях для  этой возрастной группы, как правило, освещается только одна тема, поскольку восприятию детей свойственна фрагментарность и отрывочность. Доминирующей во всех изданиях для дошкольников и младших школьников, является тема природы (83%), поскольку эта тема наиболее доступна для понимания в данной возрастной группе.

Во второй группе значение игрового элемента заметно ниже, оно  составляет всего 31%. Также изменяется и тематическое направление: к преобладающей теме природы (46%), добавляется тема истории(37,5%). И в менее значительной степени (всего 4%) добавляются такие темы как: техника, искусство, спорт и знаменитости. Это связанно с тем, что у ребят возникает потребность в новых знаниях, появляется интерес к различным сферам деятельности, отраслям материального или духовного производства. Статьи о природе теперь несут большую информационную нагрузку, чем в изданиях первой группы, статьи об истории дополняют образовательный процесс и помогают расширить знания за пределы школьной программы, а статьи о технике, искусстве, спорте и звездах пока несут только ознакомительный характер с данными рубриками. Появление новых тем объясняется тем, что в подростковом возрасте происходит становление преобладающей направленности в познавательных интересах, читатель начинает отдавать предпочтение какой-либо определенной теме. В разнообразных по тематике изданиях для подростков заметен процесс их разделения по интересам аудитории, что можно увидеть на примере журнала «Юный натуралист». Также появляются издания, в которых каждый новый номер посвящен какой-либо теме («Незнайка плюс»).

В третьей группе ситуация кардинально меняется. Игровой элемент  занимает всего 17% от общего содержания. Теме природы, являющейся основной в первых двух группах, здесь уделяется одно из последних мест (7%).   Первые позиции занимают такие темы как история и техника- 21,5%. Также свое место здесь находит и проблема профессиональной ориентации, старшеклассникам рассказываются особенностях той или иной профессии.

Помимо науки подростки начинают интересоваться различными аспектами взрослой жизни: новости из мира шоу-бизнеса, любовь, мода, культура (в особенности поп - и рок-музыка). Вследствие этого, появились и быстро завоевали популярность у подростков издания, копирующие взрослую бульварную прессу. Ярким примером этого нового направления развития детской журналистики служит журнал «Cool» выходящий под девизом «Это круто», на страницах которого публикуются материалы о жизни звезд эстрады и кино, большое место отводится моде. Журнал ведет активный диалог с подростками по возрастным проблемам (вопросы - ответы), оказывает психологическую помощь. В нем часто используется молодежный сленг.

Старший школьный возраст  – время непосредственной подготовки юношей и девушек к взрослой жизни. В отечественной психологии его называют возрастом открытия «Я». Старшеклассники стремятся глубже понять себя и сложную область человеческих отношений. В объемных изданиях для этой возрастной группы обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих психологические, моральные и нравственные проблемы современного общества (рубрики в журнале «Маруся» – «Танюшкина школа», «Справочная Дуняши» и т.п.). Старшеклассники стремятся к самовыражению, к проявлению индивидуальности. Поэтому журналы для них большое внимание уделяют стилю жизни современной молодежи: в них даются практические рекомендации психологов, дизайнеров, кулинаров. Причем публикуемые материалы обращены к разным социальным слоям аудитории. Реклама дорогих моделей одежды известных фирм в них соседствует с рубриками, в которых рассказывается о том, как обновить гардероб, принять гостей, отдохнуть, несмотря на отсутствие денег (в журнале «Cool Girl» - рубрика «Между нами, девочками»). Юношеская пресса уделяет большое внимание «звездным» новостям. Она не оставляет без внимания  личную жизнь известных музыкантов, артистов эстрады и кино и спортсменов.

Тем не менее, здесь информация, в отличие от изданий первой группы, имеет большее значение, чем игровой элемент.  Мы видим, что чем старше возрастная группа читателей, тем разнообразнее  становится тематика изданий, затрагиваются более серьезные аспекты общественной жизни. Основной задачей становится – помочь подросткам определится в жизни, обозначить ценностные ориентиры, защитить их интересы с помощью специальных информационных рубрик.

 

 

Выводы по второй главе

 

Детские издания бывают еженедельные, ежемесячные и ежеквартальные. Чаще всего встречается периодичность  один раз в месяц. Они многоцветны и содержат массу иллюстраций, что помогает им привлечь внимание юных читателей. По характеру информации издания бывают монотематические и универсально – тематические.

Большинство изданий  обращаются сразу к нескольким возрастным группам, к дошкольникам и младшим школьникам, младшим школьникам и подросткам, подросткам и старшеклассникам. От возрастной группы зависит не только объем издания, но и его тематика.

В младшей группе издания, в основном, несут гедонистическую функцию, больше половины информационной нагрузки в них занимает игровой элемент. Это объясняется тем, что у ребенка велика потребность в игре и развлечении Игровые элементы используются не только в целях развлечения, но и в целях обучения. Воспринимать содержание изданий детям помогают персонажи сказок. В изданиях для этой возрастной группы, как правило, освещается только одна тема, доминирующей во всех изданиях является тема природы, поскольку эта тема наиболее доступна для понимания в детском возрасте.

В группе «Младшие школьники и подростки» значение игрового элемента становится заметно ниже, также изменяется и тематическое направление. К преобладающей теме природы, добавляется тема истории. И в менее значительном объеме добавляются такие темы как: техника, искусство, спорт и знаменитости. Это связанно с тем, что у ребят возникает потребность в новых знаниях, появляется интерес к различным сферам деятельности, отраслям материального или духовного производства. В разнообразных по тематике изданиях заметен процесс разделения по интересам аудитории, появляются издания, в которых каждый новый номер посвящен                какой-либо теме.

В третьей группе игровой  элемент занимает всего 17% от общего содержания. Теме природы, являющейся основной в первых двух группах, здесь  уделяется одно из последних мест.   Первые позиции занимают такие темы как история и техника. Также свое место здесь находит и проблема профессиональной ориентации, старшеклассникам рассказываются особенностях той или иной профессии. Помимо науки подростки начинают интересоваться различными аспектами взрослой жизни: новости из мира шоу-бизнеса, любовь, мода, культура (в особенности поп - и рок-музыка). Вследствие этого, появились и быстро завоевали популярность у подростков издания, копирующие взрослую бульварную прессу. В объемных изданиях для этой возрастной группы обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих психологические, моральные и нравственные проблемы современного общества.

 

Заключение

В данной работе нашей целью было выявить основную тематику детских периодических изданий. Для достижения цели были рассмотрены: понятие периодического издания, его виды и типологические признаки; характеристика целевых аудиторий; цели, задачи и функции детских периодических изданий.

После анализа теоретической части мы смогли сделать вывод, что тип периодического издания определяется по следующим критериям: типоформирующие признаки (издатель, цели и задачи издания, целевая аудитория), вторичные типологические признаки (авторский состав, внутренняя структура издания, жанры публикаций, оформление) и формальные типологические признаки (периодичность, объем и тираж). Всеобщим основанием для деления периодических изданий является тематическое направление и целевое назначение, так как любое издание изначально предназначено для конкретной целевой аудитории  и служит ей. Аудитория детских периодических изданий делится на 4 группы – для дошкольников, младших школьников, подростков и старшеклассников. Но поскольку, при переходе от одного возраста к другому, отношение ребенка к действительности изменяется не сразу, издатели часто адресуют свою продукцию сразу нескольким возрастным группам.

В дальнейшем, на основе изученных материалов, мы рассмотрели 24 детских периодических издания и проанализировали их тематику.  По данным проведенного анализа мы можем сказать, что рынок молодежной прессы сейчас находится в активной фазе развития. Современные детские издания учитывают интересы и удовлетворяют потребности юной аудитории. Издания для юношества в подавляющей части отличаются друг от друга  по содержанию и направленности. Кроме того, они имеют различную периодичность, объем, свой стиль оформления.

 В группе «Дошкольники и младшие школьники», 62,5 % содержания занимает игровой элемент и, как правило, освещается только одна тема. Воспринимать содержание изданий детям помогают ведущие – обычно это персонажи сказок или рисованные герои изданий. Данный факт объясняется тем, что в младшем возрасте преобладает интерес к сказочным, фантастическим сюжетам и к игровым ситуациям. Небольшие по объему издания для этой возрастной группы в доступной, запоминающейся, яркой форме рассказывают малышам об окружающем мире, учат считать и писать.

Группа «Младшие школьники и подростки» представляет собой некий переходный этап, при котором происходит становление преобладающей направленности в познавательных интересах. Читатель начинает отдавать предпочтение какой-либо определенной теме, но еще не готов получать глубокую, полную информацию по ней. Значение игрового элемента становится заметно ниже, появляются новые темы и рубрики, которые пока носят только ознакомительный характер.

В группе «Подростки и  старшеклассники» наличие игрового элемента сводится к минимуму.   В объемных изданиях для этой возрастной группы обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих психологические, моральные и нравственные проблемы современного общества. Помимо этого, подростки начинают получать информацию о различных аспектах взрослой жизни: новостей из мира шоу-бизнеса, любви, моды, культуры. Задачей подростковых и молодежных изданий является- выстроить доверительные отношения с читателем.

Все детские издания объединяет главный признак: их содержание и форма полностью соответствуют запросам той возрастной категории, на которую они рассчитаны (см. Приложение 3).

 

 

 

Список литературы

 

  1. Акопов А.И., Периодические издания:/ Учебно-методическое пособие для студентов-журналистов - Ростов-на-Дону 1999 -   С.4-6..
  2. Алексеева М.И., Советская детская журналистика 20-х гг.: - М., Университет, 1992. – 124 с.
  3. Арзамащева И.Н., Детская литература: /под ред. Николаева С.: Учебное пособие - М., 1997. – 209 с. 
  4. Буркова А.И., Лихачева Б.Т., Эстетическое воспитание школьников- М.: 1994. – 240 с.
  5. Волынский А.Л., Современная русская журналистика /Учебное пособие – М.,1992, - 113 с.
  6. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра:/Учебное пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 2004. – С.241.
  7. Денисов Э.М. "Беседы о масс-медиа" -  М:. 2001. - 95 с.
  8. Засорина Т, Федосова Н.,  Профессия - журналист:/Учебное пособие – Ростов - на - Дону: «Феникс», 1999. - 278 с.
  9. Засурский Я. Н., Алексеева М. И.,. Болотова Л. Д., Система средств массовой информации России:/ Учебное пособие для вузов - М.: Аспект Пресс,

Информация о работе Основная тематика детских периодических изданий