Основная тематика детских периодических изданий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить основную тематику детских периодических изданий.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, виды и типологические признаки
периодических изданий;
- изучить характеристику целевых аудиторий периодических изданий;
- рассмотреть цели, задачи и функции детских периодических изданий;
-проанализировать детские периодические издания и выявить их основную тематику.

Содержание

Введение 3
Глава I Классификация периодических изданий
1.1.Понятие, виды и типологические признаки периодических изданий 5
1.2 Целевая аудитория периодических изданий 8
1.3. Детские периодические издания 9 Выводы по первой главе
Глава II Тематика детских периодических изданий
2.1.Обзор детской прессы 14
2.2. Формальные типологические признаки детских изданий 18
2.3. Анализ тематики детских периодических изданий 20
Выводы по второй главе
Заключение 26
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готовая Еремеева.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)


 Министерство образования и науки РФ

Филиал НОУВПО «Санкт-Петербургский  институт

внешнеэкономических связей, экономики и права»

в г. Тольятти

 

Гуманитарный факультет

Кафедра «Связи с общественностью»

 

Курсовая работа

Дисциплина: «Отечественная журналистика XX века»

Тема: «Основная тематика детских периодических изданий»

 

                                                                                          Выполнила:

студентка 2 курса

очной формы обучения

группы СО-21

Еремеева Галина

Геннадьевна

____________________

Научный руководитель-

Пинякшева

Ирина Владимировна

преподаватель

_____________________

 

Тольятти

2009 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение                                                                                                          3

Глава I  Классификация периодических изданий

1.1.Понятие, виды и типологические признаки периодических              изданий                                                                                              5        

1.2  Целевая аудитория периодических изданий                      8             

1.3. Детские периодические издания                                            9             Выводы по первой главе

Глава II  Тематика детских периодических изданий

2.1.Обзор детской прессы                                                             14

2.2. Формальные типологические признаки детских изданий 18

2.3. Анализ тематики детских периодических изданий            20

Выводы по второй главе

Заключение                                                                                                  26

Список литературы                                                                                    28

Приложение                                                                                                 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В процессе развития общества возникают и функционируют множество  различных институтов – политических, экономических, образовательных и  др. Со временем возникает и такой  общественный институт, как средства массовой информации, состоящий из различных элементов. Первыми из них, по времени возникновения, являются периодические издания. Они способствуют определению общественных позиций, оформлению массового сознания и  его изменений. Вместе с тем, они становятся не только средством формирования общественного мнения, но и средством его выражения, как для взрослых, так и для детей.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что детская и юношеская журналистика является самостоятельным звеном общей системы СМИ. Она является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. В последние годы детские и юношеские СМИ стали в большей степени соответствовать реальным запросам аудитории, учитывать ее интересы и потребности.

 Объектом исследования курсовой работы являются детские периодические издания.

Предметом исследования является тематика детских              периодических изданий.

Цель курсовой работы – выявить основную тематику детских периодических изданий.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие, виды и типологические признаки

  периодических изданий;

- изучить характеристику целевых аудиторий периодических изданий;

- рассмотреть цели, задачи и функции детских периодических изданий;

-проанализировать детские периодические издания и выявить их основную тематику.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Классификация периодических изданий

 

1.1. Понятие, виды и типологические признаки

периодических изданий

 

Периодическое издание (раньше употреблялся термин “повременное”) – это печатное или электронное издание, имеющее определенное проблемно-тематическое и функциональное направление, выходящее через определенные (равные) промежутки времени отдельными выпусками, имеющими один и тот же заголовок и однотипно оформленными (1, с.4).

Основные виды периодических изданий – газета и журнал. Они возникли и утвердились в Европе в XVI-XVII веках, получили распространение во всем мире, видоизменяясь в процессе своего развития под влиянием общественно-политических, социально-экономических, этнографических явлений, тем не менее, сохранили, свой изначальный образ как объекты духовной культуры. Будучи воплощенными в материальную форму и являясь продуктом производства, они служат духовным запросам людей. Газета – это листовое периодическое издание, содержащее событийную или иную информацию о предметах и явлениях окружающей действительности, проблемы и комментарии текущей политической, социально-экономической, культурной жизни общества. Оно отличается большей оперативностью среди других печатных изданий. Журнал – это периодическое издание, которое по материальному воплощению аналогично книжному. Отличается от других средств массовой информации меньшей оперативностью, содержит анализ общественных отношений и производительных сил, постановку научных, политических, социально-экономических и духовных проблем, и другую социально значимую информацию (1, с.6).

Существует немало классификаций  периодических изданий по различным признакам – по читательской аудитории, месту издания, характеру информации, языку, тематическому направлению, целевому назначению и др.

Исходным этапом в  процессе формирования типа периодического издания является воздействие социальных факторов. Такими факторами являются: социально-экономическая формация, состояние политических, научно-технических и духовных сил общества в данный период. Для отраслевой печати к этому добавляются: уровень производительных сил и производственных отношений в обществе, социальная роль и разделение труда в отрасли. Социальные факторы, создавая условия для возникновения периодического органа, выявляют типоформирующие признаки.

Типоформирующие признаки – это основной вид типологических признаков, непосредственно влияющих на возникновение, развитие и трансформацию типа издания.

В состав типоформирующих  признаков входят:

- издатель – учреждение, общественная организация или иной          социальный институт, выпускающий данный орган печати;

- цели и задачи – проектируемый образ результата, на достижение которого направлены стратегические и тактические действия издателя;

- читательская аудитория – категория людей, читающих данное издание.

Именно эти три признака в различной последовательности и создают тип издания. Либо возникает цель, которая определяет издателя и читательскую аудиторию, либо назначается (создается) издатель (учреждение), призванный реализовать эту цель посредством издания органа печати для определенной аудитории; либо выделяется читательская аудитория, которую необходимо охватить, и для этого формулируется цель и выбирается издатель. Таким образом, все три типоформирующих признака тесно связаны друг с другом, но каждый из них может выступать первичным при формировании типа.

Когда тип издания сформирован, он определяет вторичные (зависимые) типологические признаки. Вторичные типологические признаки характеризуются типом издания в зависимости от типоформирующих признаков и определяются им. В число вторичных типологических

признаков входят:

- авторский состав – контингент авторов материалов, публикуемых в этом издании;

- внутренняя структура – система разделов и рубрик, рубрикация внутри издания или ее отсутствие;

- жанры – набор используемых в данном периодическом издании жанров журналистики;

- оформление –         наличие           или             отсутствие        элементов

художественного оформления.

В зависимости от издателя, целей издания и читательской аудитории выбирается соответственное оформление, авторский состав, жанры материалов, внутренняя структура. Для газеты указанные признаки используются в одном виде, для журнала – в другом. Разумеется, здесь играет роль и дальнейшая дифференциация изданий. Например, научный и профессиональный массовый журнал, отраслевая или массовая газета, естественно, также имеют различную характеристику вторичных признаков.

Еще в более зависимом состоянии находятся такие признаки как периодичность, объем и тираж, названные нами формальными типологическими признаками. Они также зависят от сложившегося типа, читательской аудитории, целей издания, и, в меньшей степени, от вторичных признаков. Формальные типологические признаки – это признаки, характеризующие тип издания с помощью измеряемых параметров, зависящих от типа издания, типоформирующих и вторичных типологических признаков. Широко известные также как выходные сведения в издательской продукции, данные признаки используются нами в следующих значениях:

- периодичность – число выпусков (номеров) издания за определенный период времени;

- объем – размер одного выпуска (номера) издания в полосах (при заданном формате), печатных знаках, учетно-издательских листах;

- тираж – количество экземпляров одного выпуска (номера) издания.

Описанные отношения между типом, факторами и признаками представлены в виде схемы (см. Приложение 1).

Всеобщим основанием для деления периодических изданий  является тематическое направление  и целевое назначение. Они дополняют  друг друга в характеристике изданий  и могут применяться, в зависимости от конкретных задач, как одновременно (две равноценные классификации), так и последовательно, в двух вариантах – деление по целевому назначению внутри тематической классификации и деление по тематике внутри классификации по целевому назначению.

 

 

1.2. Целевая аудитория периодических изданий

 

Любое издание изначально предназначено для конкретной целевой аудитории  и служит ей. Целевая аудитория это субъект массового информационного процесса, совокупность индивидов, которые воспринимают обращенную к ним информацию, способны вырабатывать в своей среде «новое знание» и влиять на информационную политику СМИ (6, с.241). Аудитория, как составная часть системы журналистики, достаточно самостоятельна. Существует несколько характеристик аудитории СМИ. Во-первых, выделяют первичную и вторичную аудиторию. Первичная аудитория – это аудитория, получающая информацию непосредственно из СМИ. Она транслирует полученную информацию для тех, кто непосредственно со СМИ не контактировал, то есть для вторичной целевой аудитории.

Во-вторых, выделяют реальную, расчетную и потенциальную аудитории. Реальная аудитория – это все  те индивиды, которые являются потребителями  определенного органа СМИ. Потенциальная  аудитория – это те индивиды, которые могут войти в реальную аудиторию после ряда мероприятий со стороны редакции: увеличение тиража, площади распространения, проведения массированной рекламы, введения новых тем и рубрик. Расчетная аудитория – те слои и группы населения, на которые рассчитан орган СМИ, в которых он заинтересован видеть своих потребителей. Эффективная политика СМИ в отношении аудитории складывается из трех факторов:

-четкого планирования расчетной аудитории,

- определения реальной аудитории,

-укрепления контактов с аудиторией, и, как следствие, ее расширения.

Целевое назначение предполагает читательский интерес в зависимости  от социального положения читателя. Возрастной признак определяет читателей периодики по возрасту (детские, юношеские подростковые, молодежные издания), признак пола по полу (специализированные женские и мужские издания) и т.д.  Если периодическое издание отвечает информационным запросам индивида, он остается в составе его аудитории.

Для детских изданий  характер аудитории, на который они  рассчитаны является основным типоформирующим фактором.

Возрастные особенности  юной аудитории и своеобразие  работы с каждой      возрастной    группой     определили     возникновение      4     типов

детских изданий:

- издания для дошкольников;

- издания для младших  школьников;

- издания для подростков;

- издания для старших  школьников.

Детские издания в  условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудиторию, часто адресуют свою продукцию  сразу нескольким возрастным группам: дошкольники и младшие школьники, младшие школьники и подростки, подростки и старшеклассники. Это объясняется тем, что возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к действительности изменяется не сразу. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру и форму.

 

 

1.3. Детские периодические издания

 

Становление и развитие современной детской прессы происходило в последние десятилетия XX века. По данным Всероссийской книжной палаты в 1986 году существовало 15 пионерских газет и 36 детских журналов, в 1996 году 40 газет и более 80 журналов, сейчас их гораздо больше. Детская печать является самостоятельным компонентом общей системы СМИ. Ее специфика определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская печать активно взаимодействует с другими компонентами СМИ, адресованным детям (детское ТВ, радиожурналистика), и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образование, наука, культура). У ребенка появилась возможность выбирать из потока адресованной ему информации именно те издания, которые вызывают у него интерес.

Информация о работе Основная тематика детских периодических изданий