Выпуск бумажного периодического издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:29, лекция

Краткое описание

Переход к выпуску газетного номера совершается в процессе его макетирования. Макет номера – это его графический план, показывающий размещение текстов и иллюстраций на полосах, заголовков и авторских подписей, место и конфигурацию каждой из публикаций и т.д. Обычно он представлен в виде уменьшенных макетов каждой из полос номера. Его особенности во многом определяются композиционной и графической моделями газеты, которые нередко конкретизируются в моделях номеров, выходящих в течение недельного или месячного цикла выпуска издания.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЫПУСК БУМАЖНОГО ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ.docx

— 56.40 Кб (Скачать файл)

   ВЫПУСК  БУМАЖНОГО ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ  

   Переход к выпуску газетного номера совершается  в процессе его макетирования. Макет номера – это его графический план, показывающий размещение текстов и иллюстраций на полосах, заголовков и авторских подписей, место и конфигурацию каждой из публикаций и т.д. Обычно он представлен в виде уменьшенных макетов каждой из полос номера. Его особенности во многом определяются композиционной и графической моделями газеты, которые нередко конкретизируются в моделях номеров, выходящих в течение недельного или месячного цикла выпуска издания.

   Макетированием  номера газеты руководят ответственный  секретарь редакции и его заместители. При отсутствии у редакции электронной  базы, позволяющей перейти к современному процессу выпуска газеты, подготовленный ими макет передается в типографию, где версткой номера руководит выпускающий – сотрудник секретариата.

   Процесс выпуска номера разделяется на этапы, соответствующие важнейшим производственным операциям – набору текстов, их верстки вместе с иллюстрациями в соответствии с макетами полос, их редакционной и корректорской вычитки, подписи каждой полосы главным редактором, подготовки печатных форм и других – вплоть до печатания тиража газеты. Это позволяет сформировать модель выпуска издания – его график (см. рис. 7), где в соответствии с техническими нормами предусмотрена очередность проведения конкретных производственных операций и время, отведенное на каждую из них. Такой график дает руководителям секретариата редакции возможность непрерывно контролировать процесс выпуска номера.   
 
 

   В крупных газетных редакциях, как  мы знаем, нередко создают дежурную службу выпуска, которой руководит  ведущий редактор номера или исполняющий  его обязанности заместитель  ответственного секретаря. Обычно ее формируют  из журналистов, представляющих те отделы редакции, материалы которых публикуют  в очередном номере.

   Однако  во многих редакциях крупных периодических  изданий перешли к выпуску  номеров на новой мощной технической  базе, соответствующей современным  требованиям. Так, в редакциях ежедневных газет «Известия», «Комсомольская правда», «Время новостей» и других, стремящихся ускорить процесс выпуска номеров, провели полную компьютеризацию, создав свои системы, объединяющие компьютеры всех журналистов и технических сотрудников. В секретариате такой редакции на базе компьютеров журналистов и руководителей отделов работает электронный «каталог» всех номеров, выходящих в течение недели. В его программу заложены заявки и задания всех отделов редакции и ведущих журналистов – обозревателей, специальных и собственных корреспондентов и других – по темам, жанрам, объему материалов, полосам номера, дню и времени их сдачи в секретариат и другим характеристикам. В «каталоге» находится и рубрикатор – перечень всех тематических и служебных рубрик, используемых в данной газете. С помощью электронного «каталога» сотрудники секретариата могут контролировать процесс подготовки каждой полосы номера, следить за работой каждого отдела и автора. Компьютер показывает и крайний срок завершения работы и сдачи текста или иллюстрации для текущего номера по графику его выпуска, окончания подготовки полосы, ее корректорской вычитки и подписи главным редактором. После этого электронная полоса номера переходит на другой компьютер, где производится верстка номера, его полиграфическая подготовка. С помощью Интернета готовые и подписанные полосы номера уходят в типографию, где печатают тираж газеты.

   Заметим, что подобная компьютерная система  вносит серьезные изменения не только в процесс выпуска номера, но и  в организацию работы журналистов  и технических сотрудников редакции. Во-первых, это означает необходимость  непременного овладения всеми журналистами и техническими сотрудниками редакции процессом работы на компьютере. Не владеющие навыками такой работы неизбежно будут задерживать  реализацию графика подготовки и  выпуска номера. Во-вторых, переход  к использованию в редакции новейших технических средств приводит к возрастанию требований к журналистам. Это требования, прежде всего к общей культуре и грамотности сотрудника редакции. Малокультурный человек, плохо разбирающийся в современных жизненных ситуациях, не сумеет успешно решать стоящие перед ним профессиональные задачи и, в частности, эффективно использовать новейшую технику, находящуюся в его распоряжении. В-третьих, эта система создает возможность, а нередко и необходимость перехода от индивидуальной работы журналиста над текстом к коллективной – конвейерной его подготовке, которая уже давно используется на Западе в большинстве редакций печатных периодических изданий. При этом первичная оперативная информация, полученная, например, собственным или специальным корреспондентом с места события, передается с его компьютера по Интернету в редакцию, где поступает на компьютер корреспондента отдела. Последний дополняет и обогащает ее информацией, связанной с темой сообщения, хранящейся в электронном банке данных или получаемой из другого источника. Обогащенный таким образом текст передается на компьютер журналиста-заголовочника, который быстро придумывает название будущей публикации. Она появляется на газетной полосе под несколькими – двумя или тремя подписями журналистов, участвовавших в ее подготовке.

   Компьютерная  система выпуска номера газеты приводит, в-четвертых, к изменению уровня ответственности участников подготовки публикаций периодического издания. Каждый из них получает ограниченные права – доступ на работу в компьютерной сети редакции лишь на определенном уровне, соответствующем его роли и обязанностям в процессе выпуска номера. Такой порядок вводится для предотвращения неожиданного вмешательства в текст, поправок на любом этапе его прохождения в сети и неизбежного нарушения графика выпуска. Лишь руководители выпуска номера – главный редактор, ответственный секретарь и его заместитель, ведущий номер, имеют неограниченное право вмешательства в процесс выпуска на любом его этапе. К ним присоединяются также директор компьютерного центра редакции и системный администратор. Последний отвечает за состояние всей компьютерной сети редакции, за ее безотказную работу. Таким образом, переход к новой технологии выпуска газеты приводит, наконец, и к изменениям в коллективе редакции, появлению в ее составе новых обязанностей и соответствующих им должностей.

   В графике выпуска следует предусмотреть  ситуации, связанные с необходимостью обновления информации, поступающей  от собственных корреспондентов  газеты, информационных агентств и  из других источников оперативных сообщений. Нередко, если речь идет о крупных  массивах эксклюзивной информации – о выступлении руководителя государства, интервью с известным политиком, смерти популярного писателя или артиста и т.п., это приводит к решениям о переверстке целых полос номера. Компьютерная система редакции позволяет решать подобные задачи, приводившие ранее к срыву графика выпуска и опозданиям поступления газеты к ее читателям, за несравненно более короткое время. Снятые с номера тексты и иллюстрации возвращаются в электронную память компьютерной системы редакции и могут быть использованы, если они не утеряли актуальности, в следующих номерах. Особое значение это имеет для газет, выходящих в течение дня несколькими выпусками.

   Новые технологии раскрыли возможности для  децентрализации выпуска крупнотиражных печатных периодических изданий. Распространение таких газет, как «Комсомольская правда», «Труд», «Московский комсомолец», «Известия», или еженедельник «Аргументы и факты», тиражи которых исчисляются сотнями тысяч или даже миллионами экземпляров, может быть обеспечено только рассредоточением печати номеров по регионам в соответствии с количеством потенциальных читателей в каждом из них. По сети Интернет на полиграфическое предприятие, находящееся в региональном центре, передаются полосы очередного номера, тираж которого поступает к подписчикам и в газетные киоски. Так, например, почти трехмиллионный тираж еженедельника «Аргументы и факты» печатают вместе с региональными приложениями в 64 городах различных республик, краев и областей России и других государств СНГ – от Алма-Аты до Ярославля. К тому же методу децентрализации выпуска и распространения номеров газеты прибегает и редакция газеты «Известия», тираж которой печатают в 26 городах – столицах и региональных центрах России и других стран.

   С другой стороны, редакции небольших  местных изданий – городских и районных газет, не имеющие технической базы, позволяющей им обеспечить выпуск и распространение своих изданий на достаточно высоком оформительском и полиграфическом уровне, могут найти выход в использовании централизации выпуска газеты. Подготовив очередной номер, такая редакция может передать его тексты, иллюстрации и макет с помощью Интернета на полиграфическое предприятие, находящееся в областном центре или в другом крупном близлежащем городе. Выпуск номера и печать его тиража обеспечивает находящийся в типографии выпускающий – сотрудник редакции, которому передают право подписи номера в печать. Правда, после этого возникают проблемы, связанные с доставкой тиража газеты в редакцию и её распространением.

   СТРУКТУРА НОМЕРА

 

 

   Система текстовых публикаций номера

 

 

   ЦЕЛИ – Изучив материалы этой главы, вы узнаете:

 

 

   w         как формируется система публикаций в печатном периодическом издании;

   w         какие типы текстовых публикаций входят в эту систему в газете;

   w         каковы особенности системы публикаций в газетах разных типов.

 

 

   В зависимости от задач периодического издания, особенностей его целевой  аудитории, содержательно-тематической модели и его имиджа определяется структура –состав и строение его номера.

   Цели  и задачи издания обусловливают  основные его характеристики, главные  тематические направления выступлений, формирование важнейших разделов и  соотношение между ними, жанровую систему публикаций, систему рубрик и т.д.

   Немалое значение имеют особенности аудитории  издания, ее состав, интересы, информационные запросы. Они влияют не только на тематику материалов номера, но и на его дизайн, специфику форм подачи информации на печатных страницах.

   Важный  фактор, определяющий структуру номера, – содержательно-тематическая модель издания. Его общая долговременная модель, фиксирующая постоянные характеристики, конкретизируется в моделях отдельных номеров, связанных с определенным периодом – днем недели, временем года, сезоном, кампанией.

   Формируя  структуру номера, отвечают на четыре главных вопроса. Что включить в  номер? В каком соотношении должны находиться различные части его  содержания? Как их расположить? Как  подать материал, какие формы для  этого использовать?

   В поисках ответа на первый вопрос мы приходим к выводу, что, во-первых, каждый номер газеты должен состоять из материалов, посвященных самым важным вопросам современности – «злобе дня», поднимать самые актуальные проблемы, волнующие широкую общественность. И, во-вторых, – в каждом номере для этого должны присутствовать самые разнообразные и разнородные материалы. Они образуют систему публикаций номера. Под публикацией мы понимаем опубликованный –напечатанный в газете для восприятия ее читателями текст или иллюстрацию.

   СТРУКТУРА РЕДАКЦИОННОГО КОЛЛЕКТИВА

 

 

   Процесс подготовки и выпуска газеты в  сильнейшей степени зависит от особенностей структуры – строения – коллектива редакции. Эту структуру свободно определяет ее руководитель – главный редактор. При этом он исходит из величины и состава коллектива, типа и уровня издания, характера его читательской аудитории. Оптимальная структура редакции должна способствовать управлению всеми ее подразделениями и их безотказной деятельности. Это возможно лишь, во-первых, при наличии – как в любой функционирующей системе – центра управления коллективом. Во-вторых, при обеспечении свободного притока в редакцию информации, без которой невозможно как управление ее коллективом, так и деятельность его звеньев. И, в-третьих, при наличии в редакции прямой и обратной связи между всеми ее подразделениями и сотрудниками. Прямой связи – сверху вниз – от редактора, редколлегии, ответственного секретаря, генерального менеджера в отделы, к корреспондентам, техническим и коммерческим работникам – в виде планов, приказов, распоряжений, заданий и т.п. И обратной связи – снизу вверх – из отделов, технических и коммерческих служб в секретариат, редколлегию, главному редактору, генеральному менеджеру – информация о выполнении планов, решений и заданий и встречные предложения.

   Структура редакции формируется и под воздействием таких субъективных факторов, как  принципы редакционной деятельности. Это прежде всего принцип разделения труда. В соответствии с ним весь коллектив делится на части и звенья, у каждого из которых свои задачи и обязанности, определяющие направление и характер их деятельности. Это относится и к каждому творческому, техническому и коммерческому сотруднику редакции. Столь же важен и второй принцип – кооперирования труда и объединения его результатов. Он определяет итоги работы всей редакции: создание коллективного журналистского произведения – номера периодического издания, в который каждый сотрудник вносит свой вклад. Этот принцип обеспечивает целеустремленность работы редакции.

   Третий  принцип – единоначалия – важен как для руководителей редакции, так и для их подчиненных. В соответствии с ним каждый член редакционного коллектива имеет только одного непосредственного руководителя. Корреспондент подчиняется заведующему отделом, который, в свою очередь, получает указания от ответственного секретаря редакции и т.д. Все работники редакции имеют одного руководителя – главного редактора. Руководителю этот принцип облегчает управление тем подразделением, которое он возглавляет. Он получает право решать все вопросы, связанные с деятельностью этого отдела или службы, осуществлять контроль работы их сотрудников. А подчиненные ему знают, кому они обязаны предъявить результаты своего труда, и кто дает им задания и планирует их деятельность.

Информация о работе Выпуск бумажного периодического издания