Медиаобраз В. Жириновского в СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – проанализировать специфику медиаобраза политика в официальной и массовой общественно-политической прессе.
В связи с этим мы ставим пред собой следующие задачи:
раскрыть понятие медиа образ
изучить приемы и методы создания образа
проанализировать медиаобраз В. Жириновского созданный массовой общественно-политической газетой «Московский комсомолец»

Содержание

Введение………………………………………………………………..2

Глава I. Медиаобраз в печатных периодических изданиях: понятие и способы создания……………….…..4
Структура медиаобраза……………………………………………..4
Методы создания медиаобраза…………………………………….9

Глава II. Медиаобраз В. Жириновского в СМИ……….16
2.1 Специфика медиаобраза Владимира Жириновского в массовом общественно-политическом издании………………………………..………..16
2.2 Специфика медиаобраза Владимира Жириновского в официальной общественно-политической прессе. ……………………………………..……20

Заключение……………………………………..…………………….23
Литература………………..………………………………………….25
Приложение…………………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая исправл.docx

— 72.01 Кб (Скачать файл)

 

1.2  Методы  создания медиа образа

Мы выяснили, что существование медиа образа не возможно без главных его компонентов – образа и имиджа. Для того чтобы понять технологию создания медиа образа мы должны знать, как создается имидж и образ.

В.М. Шепель отмечает, что имидж человека вытекает из прошлого опыта, и является сложным системным образованием. Он должен быть целостным образованием, все его черты не должны противоречить друг друга.

«Имидж  - это тот образ, который возникает в общественном сознании в результате воздействия личности лидера на социум, главным образом, через СМИ. Средства массовой информации, с одной стороны, отражают образ, создаваемый самим лидером и его имиджмейкерами, а с другой стороны сами формируют этот образ, иногда спонтанно, а, как правило, целенаправленно»10.

В нашей работе мы анализируем медиа образ видного политического деятеля современной России В.В. Жириновского. Безусловно лидерство – это главное качество медиа образа  политика. Жириновский стал знаковой фигурой не только для государственного центра, но и для России в целом.

В разное время медийный образ Жириновского  претерпевал некоторые изменения в СМИ, тем не менее политик продолжает оставаться в сознании многих людей оппозиционером и приверженцем крайних мер.

 Для того чтобы лучше разобраться в методах построения медиа образов, мы решили разделить его на компоненты:

Первый - политические позиции лидера.

Второй - практическая политика лидера.

Третий - личные качества лидера.

Четвёртый - визуальный имидж лидера.

 Самый большой и  чрезвычайно важный для политика  компонент имиджа - "политические  позиции". Он отражает всю информацию, которая проходит в прессе относительно социально-экономической и политической платформы лидера и стоящих за ним сил. Иными словами, данный компонент отражает информацию о том, что предлагает политический лидер обществу.

Политическая практика лидеров. Данный компонент имиджа политических лидеров отражает ту информацию, которая освещает реальные действия лидера. Являясь равнозначным компоненту "политические позиции", он тем не менее несёт более важную нагрузку как функциональный инструмент политической борьбы. Уровень требований к активно действующему политику на этом направлении особенно высок: информация о провалах в сфере реальной политики, взятая в разработку СМИ, превращается в мощный дискредитирующий фактор, способный в некоторых случаях перечеркнуть перспективы карьерного роста и независимой политической деятельности.

Третий компонент, личные качества лидера достаточно дистанцирован от двух предыдущих. Информация, касающаяся личности лидера, оказывает глубокое воздействие на массовое сознание и в определённых случаях может оказаться решающим фактором, обеспечивающим симпатии или антипатии широких слоёв населения. Данный компонент представляет собой очень выгодную позицию для ведения боя в конкурентной борьбе политических лидеров.

Визуальный имидж лидеров. Результаты исследования по этому компоненту позволяют оценить силу визуального воздействия информации, проходящей по лидерам в прессе. «Появление имени лидера в заглавии статьи, отведение ему больших газетных площадей, публикация фотографий и иных изображений, создает отдельный мощный канал воздействия на социум»11.

Очень важным является постоянство имиджа, его узнаваемость во все новых ситуациях.

Лидер - это другой. Мы отдаем ему свои голоса, поскольку он отличен от нас. Стиль политика в этом плане акцентирует чисто мужские качества. Он должен активно демонстрировать нам чувства агрессивности, соперничества. Лидер не может извиняться за свои действия. В вину ему может быть поставлено только то, что он сам признает.

Внешний вид лидера перестает быть только его собственной заботой. Появившись на людях, лидер не может проявить замешательство, волнение - все это нарушит его имидж всезнающего, всесильного, прекрасно владеющего собой отца нации. Политики даже решения свои принимают в соответствии с теми имиджами, которые сложились у них в голове.

При этом технология построения имиджа из заданных характеристик не требует усилий, достаточно подчеркивать те черты, которые существуют в действительности — они должны быть особо привлекательны для избирателей с точки зрения их представлений об идеализированном лидере.

«Политика можно описывать при помощи таких характеристик: место рождения, принадлежность к определенному классу, образование, достаток (богатство). Для западного мира важными характеристиками могут быть вера и цвет кожи»12.

Место, где родился лидер, существенно влияет на избирателей. Сельское детство, проведенное в Черниговской области, постоянно упоминалось в предвыборном марафоне Леонида Кучмы. В западных регионах Украины хорошо знают, что Леонид Кравчук родился в Тернопольской области. Кстати, все первые лица советского времени, на удивление, были родом из сельской местности. Важное значение имеют составляющие имиджа политика, или политик на фоне неполитики.

К структуре дополнительных составляющих имиджа мы отнесем параметры не основной деятельности человека, а скорее его альтернативного функционирования. Это контекст, в котором действует лидер. Вот его основные составляющие: прошлое, семья, спорт, домашние животные, хобби, слабости.

В этом списке есть все то, что носит альтернативный характер, что может так или иначе варьироваться. Если нам сложно поменять основную функцию лидера (поскольку она является для него определяющей), то остальные функции явно могут иметь варианты, более или менее выгодные для лидера. Но главным правилом имиджмейкера должно стать обязательное заполнение этой информационной ячейки (в противном случае она будет заполнена массовым сознанием произвольно). «Тогда и оппонентам будет труднее внедрить в массовое сознание новую информацию, им придется преодолевать барьер уже существующей установки. Это один из имеющихся в арсенале имиджмейкера видов оружия, один из рычагов воздействия, и было бы неправильно с точки зрения разумной стратегии оставлять его неиспользованным»13.

Е. Б. Шестопал в работе  «политическая психология» выделяет следующие характеристики образа лидера:

•внешность (одежда, манера поведения) и телесные характеристики (здоровье — болезнь, физическая конституция, полнота — худоба, вредные привычки, маскулинность — фемининность, возраст, темперамент, физическая привлекательность);

•психологические особенности (характер, отдельные черты, речевые обороты) и морально-этические оценки политика;

•политические, профессиональные и деловые качества (опыт, политические взгляды, лидерские качества, навыки политической деятельности, компетентность)14.

Каким бы ни был набор привлекательных качеств того или иного лидера по содержанию, эти качества необходимо также оценить с точки зрения двух других личностных измерений: силы и активности. Личностная сила, без сомнения, укрепляет привлекательность политика. В этот параметр входят такие компоненты, как здоровье, возраст, физические и интеллектуальные ресурсы, психологическая устойчивость, способность защищать интересы страны и многое другое. Оценивая все ответы респондентов по этому показателю, мы получаем дополнительный инструмент, отсеивающий многие, казалось бы, бесспорные личные черты (например, ум, компетентность), которые без силы не много дают для оценки и прогноза политической карьеры лидера.

В российской политической культуре вообще и в постперестроечный период особенно параметр силы играет особую роль. Не только сила, но и насилие традиционно оценивается в российской и советской традиции достаточно амбивалентно, но чаще — со знаком плюс. Что делает фигуру скандально известного Жириновского весьма популярной. Это не удивительно в условиях незрелости правового государства. Здесь уместно отметить, что «мало кто из респондентов будет открыто восхвалять насилие. Но даже в осознаваемых оценках качеств, которые нравятся или не нравятся респондентам, есть менее осознанный слой аттитюдов, связанный с представлением о том или ином политике как о сильном или слабом»15.

Сказанное о параметре силы во многом относится и к показателям активности. Активность как личностная характеристика политика имеет отношение к исполнению властных полномочий.

      В образе  политика, каким его видят респонденты, всегда есть «двойное дно»  — те пласты образа, которые  самими респондентами не осознаются. При этом одни бессознательные  характеристики связаны с индивидуальными  особенностями того, кто оценивает  политика, другие — с массовыми  стереотипами, порожденными средствами  информации, третьи коренятся в  глубинных представлениях, общих для людей данной культуры.

Таким образом мы можем говорить о том, что медиа образ это коллективная работа СМИ, имиджмейкеров и самого медиа объекта. При выявлении особенностей образа стоит опираться на исторические, религиозные, внутриполитические факторы.

Медиа образ складывается из множества мельчайших деталей. Образ политического лидера должен быть устойчив.  Резко меняющиеся взгляды и поведение могут оттолкнуть аудиторию.

Политик должен выглядеть  уверенным, отличаться от других. Например избирателям Владимира Жириновского нравится его прямолинейность и экстравагантная манера общения.

СМИ активно влияют на создание медиа образа, причем часто медиа образ многогранен. Достаточно вспомнить что некоторые группы СМИ поддерживают открыто славянофильские выпады Жириновского, а некоторые напротив порицают.

 

 

 

Глава II. Медиаобраз В. Жириновского в СМИ

 

2.1 Специфика медиаобраза Владимира Жириновского в массовом общественно-политическом издании

Во второй главе мы проанализируем медиаобраз  Владимира Жириновского для чего воспользуемся следующей оценочной шкалой

1. Позитивный образ

2. Нейтральный образ

3. Негативный образ

Для наглядного представления оформим положительные и отрицательные категории образа в таблице. Кроме того в работе мы будем учитывать визуальные факторы создания образа - иллюстрации.

«Московский комсомолец» — это общероссийское, ежедневное общественно-политическое издание. Распространяется во всех 83 субъектах РФ, странах СНГ, а также в ближнем и дальнем зарубежье. На сайте газеты можно найти следующее описание ее деятельности: «Газета специализируется на публикации острых социальных и политических материалов, экономических обзоров, городских новостей, светской хроники и развлекательной информации. Отличается эмоциональностью и узнаваемым стилем письма. По заключению английской Википедии, публикует попросту «сенсации и провокации». В последние годы материалы газеты содержат много высказываний, расцениваемые как ксенофобские. В результате мониторинга ряда российских СМИ, проведенного Московской Хельсинкской группой и Центром развития демократии газета Московский комсомолец признана «безусловным лидером по количеству высказываний, способствующих возбуждению национальной розни»16.

За время нашего исследования в «Московском Комсомольце»  было опубликовано  18  материалов о Владимире Жириновском.  Рассматриваемый нами период оказался для политика не самым благоприятным, в связи с последними высказываниями лидера партии ЛДПР по поводу Кавказской политики. Но, несмотря на происходящие с ним события, Жириновский по-прежнему, выступает в роли сильного лидера.

В материале  «Владимир Жириновский разъяснил слова в адрес Кавказа: под колючей проволокой имелись в виду блокпосты»17 (см. приложение1),газета публикуют комментарий политика. Он приносит извинения, за то, что его неправильно поняли, в целом сохраняя сой имидж экспрессивного политика.

В материале мы видим положительный черты: характер (спокойный) и высокие профессиональные навыки. Только сильный человек, способен признать свои ошибки, но сама ошибка состоит только в том, что некоторые его неправильно поняли.

В целом медиабораз Жириновского в «Московском комсомольце» представлен неоднозначно. С одной стороны это негативные публикации «Парламент Дагестана призывает власти России разобраться с Жириновским» (см. Приложение 2), «Депутат Магомед Вахаев просит думскую комиссию проверить Жириновского на экстремизм»(см. Приложение 3) и т.д. Но и сами негативные публикации издания создают образ «жертвы» пострадавшей за правое дело. Жириновский как бы выступает заложником межнациональных отношений, создается образ человека не имеющего права свободно высказать свое мнение. Позитивные публикации среди которых: «Партия Жириновского перейдет на вегетарианскую пищу»(см. Приложение 4), «Жириновский хочет отменить ЕГЭ и армейский призыв» (см. Приложение 5), аппелируют к наиболее животрепещущим социальным темам живописуя образ героя, пекущегося о нуждах народа.

Выразим характер журналистских произведений в процентном соотношении друг к другу:

Позитивный образ

Нейтральный образ

Негативный образ

40%

(7 публикаций)

 

60%

(11 публикаций)


 

Однако, стоит заметить, что данное деление на положительно-отрицательные характеристики, весьма условно, потому как нападки на лидера партии со стороны кавказских политиков, русским населением могут восприниматься в патриотическом ключе. В данной курсовой, производя имиджевое деление материалов, мы опираемся на официальную точку зрения.

Стиль речи доминирующий в публикациях о Жириновском -  повествовательный.

Информация о работе Медиаобраз В. Жириновского в СМИ