Слухи и сплетни в СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 20:22, реферат

Краткое описание

В сегодняшний век, век информации, наше представление о мире, в основном, формируется наукой, в отличие от прошлых веков, где религия была на лидирующих позициях. Наука всегда заставляла эволюционировать представления общества о самом себе. Так, скажем, открытие Коперника перевернуло преставление человечества о солнечной системе и положило начало вере в новую истину о том, что земля круглая. С появлением различных СМИ отношение общества к информации трансформировалось. Тем не менее, новости по-прежнему являются развлечением для людей.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая СМИ.docx

— 47.02 Кб (Скачать файл)

Введение

Кто из нас не помнит, что самым лучшим времяпрепровождением в детстве было чтение сказок. Все человечество воспитано на выдуманных историях. Поэтому профессиональный коммуникатор должен очень внимательно относиться к той информации, которая распространяется в виде слухов и сплетен.

В современном обществе слухи не сдают своих позиций и остаются мощнейшим инструментом воздействия на людей как внутри социальных групп, так и между ними. Недостаток информации по теме, значимой для каждой конкретной группы, является основным необходимым условием возникновения слуха. Если сведений не хватает, то, избегая неопределенности, вызывающей ощущение дискомфорта, человек стремится к восполнению пробелов. Наиболее естественный и легкий выход - обратиться к окружающим, переживающим ту же ситуацию. В этой ситуации любую новую информацию по теме человек мгновенно встраивает в свою картину мира и передает ее, вместе с собственными интерпретациями, далее. Нередко в группе людей находится человек, который охотно собирает и сам распространяет сплетни между ее членами. Вспомните общественную активистку Шуру из фильма "Служебный роман", которую, однажды "выдвинув", уже никто не смог "задвинуть обратно". Вероятность возникновения слухов повышается в ситуации бессобытийности, однообразия и скуки. Неудивительно: сплетни - это развлечение. Когда-то, до появления средств массовой информации, слухи были единственным способом информирования людей. А в современном обществе сплетни возникают, как правило, там, где есть недостаток информации. Помимо развлекательной роли, сплетни восполняют у каждого конкретного индивидуума недостаток той информации о чем-либо, которую он нигде не мог получить.

В сегодняшний век, век информации, наше представление о мире, в основном, формируется наукой, в отличие от прошлых веков, где религия была на лидирующих позициях. Наука всегда заставляла эволюционировать представления общества о самом себе. Так, скажем, открытие Коперника перевернуло преставление человечества о солнечной системе и положило начало вере в новую истину о том, что земля круглая. С появлением различных СМИ отношение общества к информации трансформировалось. Тем не менее, новости по-прежнему являются развлечением для людей. Человек оказывается подверженным влиянию слуха независимо от того, сознает он или нет, что достоверность данного сообщения не гарантирована. Если сюжет сплетни оценивается персоной как возможный и правдоподобный, то воздействие будет иметь место. В этом ключе интересен переход сплетни в разряд новости и обратно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слух – один из видов распространения информации. Правда, вероятность искажения этой самой информации возрастает прямо пропорционально количеству ртов и ушей, через которые прошел слух. Очень часто слухи распространяются быстрее, чем официальная информация. А лучший способ подогреть интерес к какому-нибудь событию – прямо запретить о нем говорить или заявить о полном несоответствии слуха истине. При этом желательно тут же пересказать слух и постараться его опровергнуть. Будьте уверены, люди обратят внимание и запомнят сам слух, а не его опровержение. Слова «Вы слышали, говорят, что ... , но я этому не верю, это неправда» – самое любимое вступление у многих сплетников и распространителей слухов.

Есть несколько предпосылок возникновения слухов. Сталкиваясь с непонятным явлением и не находя достаточного объяснения какому-то событию, человек обращается за советом или помощью к знакомым, но при этом интерпретирует произошедшее так, как он сам его воспринимает и понимает. А если у человека есть вполне определенная точка зрения на событие, то он хочет лишний раз убедиться в своей правоте или показать отношение или превосходство относительно кого-либо. Словами «я бы так никогда не поступил (не поступила), у меня бы совести не хватило так сделать» часто заканчивается изложение какого-то слуха. При этом отметается сама мысль о причастности рассказчика к происшествию и дается его «моральная» оценка. С развитием цивилизации, разделением труда, усложнением межличностных связей возрастает потребность в обмене информации, которую не всегда можно получить официальным путем – через СМИ, электронные источники и такие традиционные «кладези информации» как книги. Слухи часто играют важную роль в формировании общественного мнения, имиджа личности (особенно публичной). Слухи могут усугубить панику (вспомните перестроечный дефицит, когда люди массово закупали сахар, спички и другие продукты, даже если дома уже не хватало места, чтобы все это складировать), дезорганизовать работу фирмы или предприятия, скомпрометировать человека, органы власти или правоохранительные органы, торговые марки и бренды.

Признаки слухов.

1. Коллективное авторство  и анонимность. Кто-то кому-то  что-то сказал, тот передал другому в той степени, насколько понял сам, и добавил кое-что от себя, и так пошло по цепочке. Это как игра в испорченный телефон: если устная информация прошла через 12-15 участников – сам автор не узнает свои слова, настолько они бывают искажены. Особенно это касается слухов относительно событий и происшествий, которые являются проблемными или эмоционально затрагивают людей.

2. Неопределенность достоверности  информации. Абсолютно недостоверных  слухов не бывает. Поговорка «в  каждой сказке есть доля правды»  верна и относительно слухов. Абсолютно правдивых слухов тоже не бывает хотя бы потому, что в устном пересказе каждый из участников может добавить кое-что свое или интерпретировать ситуацию по-своему, а ведь у каждого своя правда. К тому же, разным людям один и тот же человек может рассказывать разные версии одного и того же слуха.

3. Устность. Слух передается  от одного человека другому, при  этом учитываются интересы и  потребности слушателя, потому что  слух должен вызывать доверие  выглядеть правдоподобным именно  для того человека (или группы  людей), которому он рассказывается. Хотя в последнее время «сарафанное  радио» начинает уступать место  Интернету. Например, если взять  офисные слухи, то в пределах  одного отдела они могут передаваться  от сотрудника к сотруднику, а  в пределах всей фирмы –  по электронной почте или «аське». Если же тема слуха затрагивает  и посторонних людей – такой  слух может выйти далеко за  пределы какой-то конкретной организации  с помощью (в том числе) того  же Интернета. На отраслевом уровне  к делу подключаются специализированные  СМИ и рекламные агентства, которые  могут использовать слухи в  своей работе. Сообщения, которые  транслируют средства массовой  информации и официальные заявления  могут быть информационным поводом для возникновения слуха, подтолкнуть передачу его от одного человека к другому, при этом продолжая изменять само содержание слуха.

4. Актуальность. Информация, если она злободневная и интересная, не может быть забыта и похоронена просто так, на следующий же день. Такая информация будет передаваться из уст в уста и обрастать все новыми и новыми подробностями. Если событие не важно и не обладает неопределенностью, то слухов по его поводу и не будет. Данное понимание в определенной мере нашло отражение в законе Олпорта, по которому слух представляет собой функцию от важности события, умноженной на его двусмысленность:

R = i×a,

где R - rumor (слух); i - impotance (важность) вопроса для заинтересованных лиц; а - ambiguity (двусмысленность) сведений, касающихся обсуждаемой темы (неоднозначность).

5. Яркость. Информация, содержащаяся в слухе, должна вызывать у людей определенную эмоциональную реакцию (например, удивление, ощущение прикосновения к тайне, страх), затрагивать эмоции многих людей.

6. Направленность слуха на удовлетворение какой-либо потребности людей. Например, на потребность быть признанным и осведомленным в какой-либо области для поднятия авторитета (для рассказчика) и потребность в сопереживании, сочувствии, обладании личностными и моральными качествами (для слушателя).

Слухи - это специфический вид межличностной коммуникации в условии дефицита информации о значимом объекте, в процессе которой сюжет, отражающий и некоторой мере реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной группы.

"Слух - это самотранслирующаяся неофициальная информация с неопределенной степенью достоверности, сообщаемая либо в процессе непосредственного межличностного общения, либо опосредованно передаваемая субъектом знакомым участникам коммуникации".

Слух - один из видов распространения информации. Очень часто слухи распространяются быстрее, чем официальная информация. Λ лучший способ подогреть интерес к какому-нибудь событию - прямо запретить о нем говорить или заявить о полном несоответствии слуха истине. При этом желательно тут же пересказать слух и постараться его опровергнуть. Наверняка люди обратят внимание и запомнят сам слух, а не его опровержение.

Доверие к слухам основано на том, что в советское время в условиях информационного голодания слухи оказывались одним из немногих источников информации и, как правило, достоверным.

Есть несколько предпосылок возникновения слухов. Сталкиваясь с непонятным явлением и не находя достаточного объяснения какому-то событию, человек обращается за советом или помощью к знакомым, но при этом интерпретирует произошедшее так, как он сам его воспринимает и понимает. Словами "я бы так никогда не поступил (не поступила), у меня бы совести не хватило так сделать" часто заканчивается изложение какого-то слуха. При этом отметается сама мысль о причастности рассказчика к происшествию и дается его "моральная" оценка.

Слухи часто играют важную роль в формировании общественного мнения, имиджа личности (особенно публичной). Слухи могут усугубить панику (например, перестроечный дефицит, когда люди массово закупали сахар, спички и другие продукты, даже если дома уже не хватало места, чтобы все это складировать), дезорганизовать работу фирмы или предприятия, скомпрометировать человека, органы власти или правоохранительные органы, торговые марки и бренды.

Условия возникновения:

  • интерес массовой аудитории к определенной проблеме, ее высокая актуальность, связь с жизненными потребностями;
  • фрустрация этого интереса.

Слухи отражают:

  • общественное мнение и настроение;
  • общие социальные стереотипы и установки большой группы;
  • информационную ситуацию в регионе.

Привлекательность слухов. Слух по сути своей очень "интимен", он изначально предполагает доверительное к себе отношение. По своим коммуникационным характеристикам он очень напоминает детские сказки. Для человека такая информация, полученная из уст "компетентного" источника, является изначально, если не абсолютно реальной, то, по крайней мере, заслуживающей доверия, хотя бы потому, что распространитель слуха никоим образом не получает при этом какой-либо видимой материальной или моральной выгоды (в отличие от сплетни).

Другим источником привлекательности слухов является человеческое желание к превосходству. Таким образом, человек, обладающий запретной информацией, некоторым образом возвышается над аудиторией, ощущая значимость своей персоны.

Классификация слухов.

По экспрессивности (эмоциональному состоянию, выражающемуся в содержании слухов, и соответствующему типу эмоциональных реакций):

  • слух-желание. Слухи, содержащие достаточно сильное эмоциональное

желание, отражающие некоторые актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются. Слух-желание осуществляет двоякую социально-психологическую функцию.

С одной стороны, он обычно соответствует пожеланиям людей и потому как бы поддерживает тонус их социального существования. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиться панике и излишней агрессивности. С другой стороны, именно такие слухи деморализуют население, создавая завышенные ожидания. Когда с течением времени становится очевидно, что сформировавшимся желаниям не суждено осуществиться, могут возникнуть противоположные явления - вспышки агрессивного поведения, панические реакции, ненависть по отношению к тем, кто якобы "наобещал", но не выполнил обещанного;

  • слух-пугало. Это слухи, несущие и вызывающие выраженные

эмоционально негативные, пугающие настроения, отражающие некоторые актуальные, но нежелательные ожидания группы, в которой они возникают и распространяются;

  • агрессивный слух, т.е. слухи, не просто вызывающие выраженные

эмоционально негативные настроения и состояния, а конкретно направленные на стимулирование агрессивного эмоционального состояния и вполне определенного поведенческого "ответа". Основной функцией подобного рода слухов является не просто запугивание, а именно провокация агрессивного поведения;

Информация о работе Слухи и сплетни в СМИ