Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 16:30, курсовая работа
Актуальность исследования. Функционирование экономики без системы безналичных расчетов между хозяйствующими субъектами невозможно. От того, насколько качественно, надежно, быстро осуществляются расчеты между предприятиями, организациями, банками зависит устойчивость функционирования всей финансовой инфраструктуры государства.
Введение ……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТЫ КАК ОСНОВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ………..
1.1. Пластиковые карты. Классификация основных видов основных пластиковых карт………………………………………………………
1.2. Кредитные карты ………………………………………………………
1.3. Операции коммерческих банков по обслуживанию владельцев пластиковых карт ………………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ ПЛАТЕЖЕЙ И РАСЧЕТОВ ….
2.1. Сущность и основные понятия электронной системы платежей …..
2.2. Банковские электронные клиринговые системы ……………………..
ГЛАВА 3. НОВЫЕ БАНКОВСКИЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ В ОАО АКБ «ЭКСПРЕСС»……………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………
Список используемой литературы ………………………………………….
Использование средств посредством карточки:
Одновременно сумма, использованная посредством карточки, списывается с внебалансового счета.
Если расчеты по картонкам ведутся через другую кредитную организацию, то операции проводятся по корреспондентскому счету, как изложено выше.
ГЛАВА 2. ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ ПЛАТЕЖЕЙ И РАСЧЕТОВ
2.1. Сущность и основные понятия электронной системы платежей
Платежной системой будем называть совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.
Электронная система платежей — безналичные расчеты между продавцами и покупателями, банками и их клиентами, осуществляемые посредством компьютерной сети, систем связи с применением средств кодирования информации и ее автоматической обработки.
Следует отметить, что разветвленная
платежная система может иметь
несколько процессинговых центров,
роль которых на региональном уровне
могут выполнять и банки-
Таким образом, с организационной точки зрения ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В состав платежной системы также входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговый и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.
Процессинговый центр - специализированная сервисная организация - обеспечивает обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Этот центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В противном случае (on-line банк) , процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку - эквайеру. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам - эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп - листы. Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую персонализацию. Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки - эквайеры.
Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками платежной системы при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и в других случаях.
Примером такой коммутационной системы является сеть "РадиоТел-ЦТ"
Рис. 2.2.1. Сеть "РадиоТел-ЦТ" является радиопакетной сетью передачи данных общего пользования, построенной по сотовому принципу.
Для подключения терминального оборудования к сети "РадиоТел-ЦТ" используется устройство Radio PAD, которое имеет два асинхронных порта V24, что позволяет обеспечить два дуплексных канала связи. Скорость работы по порту: 9600 бит/сек - при использовании одного порта, 4800 бит/сек - при одновременном использовании двух портов. Взаимодействие терминального оборудования с устройством Radio PAD осуществляется по протоколу X.28. Скорость выполнения транзакции на POS-терминалах и банкоматах в сети "РадиоТел-ЦТ" составляет порядка 8 - 12 секунд
Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками платежной системы при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и в других случаях.
При покупке товара по банковской
кредитной карточке на сумму менее
разового лимита торговец выписывает
торговый счет, копия которого вместе
с товаром и карточкой
Рис.3.1.2. Схема операций с банковскими карточками
Такова общая схема расчета при покупке товара с применением банковской кредитной карточки. За ее рамками остается ряд важных операционных и технических деталей, которые будут рассмотрены позже.
Организация расчетов между участниками платежной системы (на примере Сбербанка России).
Платежная система Сбербанка включает следующих участников:
клиент (работник одного
из предприятий, держатель
- отдел операций (филиалы,
обслуживающие пластиковые
- подразделения;
- торговые предприятия;
- расчетный центр (обеспечивает
весь комплекс функций
Рис. 4.2.1. Персонализация карточек клиентов
Для получения пластиковой
карточки и зачисления на нее средств,
работник предприятия должен подать
заявление в бухгалтерию своего
подразделения о перечислении на
картсчет заработной платы. Далее бухгалтерия
подразделения оформляет списки
работников предприятия на открытие
счетов по пластиковым картам и реестры
на зачисление средств на карточки,
которые передает в расчетный
центр платежной системы. Расчетный
центр производит все необходимые
операции, и в дальнейшем клиент
может получить карточку и зачислить
на нее средства в любом филиале,
обслуживающем пластиковые
2.2.Банковские
электронные клиринговые
Клиринг — процедура финансовых оборотов, в которой клиринговый субъект работает в качестве посредника, и принимает на себя роль покупателя и продавца в данной транзакции с целью обеспечения заказов между двумя сторонами. Такая практика используется обычно в международном обороте между предприятиями. По-другому такие трансакции называют ещё компенсационными трансакциями.
Клиринг также используется в банковском деле, как «очищение» взаимных обязательств, часто работая циклически, а для выполнения этих функций банки часто используют клиринговые дома. В этом случае клиринг выступает формой безналичных двусторонних или многосторонних расчётов в системе платежей.
Основой клиринга могут
быть также торговые договоры, которые
подписываются с целью
Клиринговая палата (clearing house) - специализированная организация, выполняющая безналичные расчетные операции путем зачета взаимных требований. В клиринговой системе банков России платежи осуществляются на двух уровнях: в пределах одного региона- внутрирегиональные платежи, составляющие основную часть проходящих через расчетную систему Центрального Банка РФ платежей, и платежи, участники которых находятся в разных регионах - межрегиональные платежи.
Клиринговая система ЦБ России обеспечивает:
относительно быстрое
зачисление средств на счета клиентов
(в отдельных регионах списание и
зачисление указанных средств
возможность управления ликвидностью путем предоставления кредитным организациям внутридневных кредитов, обеспеченных залогом (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Екатеринбург);
реализацию мероприятий денежно-кредитной политики Банка России через обслуживание кредитных, депозитных, валютных и других сделок Банка России;
расчеты на рынке ценных бумаг и валютном рынке.
В части безопасности и защиты информации в платежной системе Банка России обеспечивается: идентификация пользователей, контроль целостности и подтверждение подлинности платежных документов, разграничение прав доступа и защита от несанкционированного доступа к ресурсам систем обработки платежей, контроль за проведением расчетных операций, конфиденциальность (криптографическая защита) платежной информации, резервирование программно-технических комплексов и информационных ресурсов.
В последнее время количество таких клиентов Банка России значительно сократилось, что, в основном, связано с переходом на обслуживание в органы федерального казначейства бюджетных учреждений, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также созданием казначейств в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и проводимыми ими аналогичными преобразованиями.
Клиринговая сеть Центрального
Банка РФ предоставляет возможность
оперативного обмена информацией с
кредитными организациями. Кредитные
риски участников системы фактически
сведены к нулю. Обработка постоянно
возрастающего количества платежей
обеспечивается развитием информационно-
Структура потоков сообщений
в платежной системе Банка
России содержит полную информацию о
платеже. Она включает сведения о
получателе, обслуживающей его кредитной
организации и назначении платежа.
Платежные документы
Информация о работе Банковские электронные клиринговые системы