Банковские электронные клиринговые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Функционирование экономики без системы безналичных расчетов между хозяйствующими субъектами невозможно. От того, насколько качественно, надежно, быстро осуществляются расчеты между предприятиями, организациями, банками зависит устойчивость функционирования всей финансовой инфраструктуры государства.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТЫ КАК ОСНОВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ………..
1.1. Пластиковые карты. Классификация основных видов основных пластиковых карт………………………………………………………
1.2. Кредитные карты ………………………………………………………
1.3. Операции коммерческих банков по обслуживанию владельцев пластиковых карт ………………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ ПЛАТЕЖЕЙ И РАСЧЕТОВ ….
2.1. Сущность и основные понятия электронной системы платежей …..
2.2. Банковские электронные клиринговые системы ……………………..
ГЛАВА 3. НОВЫЕ БАНКОВСКИЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ В ОАО АКБ «ЭКСПРЕСС»……………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………
Список используемой литературы ………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Новые банковские продукты и услуги.docx

— 312.60 Кб (Скачать файл)

 Использование средств посредством карточки:

  • Дебет соответствующего счета по учету хозяйственных материалов, или счета по учету расходов за оказанные услуги
  • Кредит счета по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями. по лицевому счету поставщика, если он имеет счет в этом банке, или счет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами, если счет поставщика в другом банке, с последующим переводом средств с корреспондентского счета.

Одновременно сумма, использованная посредством карточки, списывается  с внебалансового счета.

Если расчеты по картонкам  ведутся через другую кредитную  организацию, то операции проводятся по корреспондентскому счету, как изложено выше.

 

ГЛАВА 2. ЭЛЕКТРОННЫЕ  СИСТЕМЫ ПЛАТЕЖЕЙ И РАСЧЕТОВ

2.1. Сущность и  основные понятия электронной  системы платежей

Платежной системой будем  называть совокупность методов и  реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для  использования банковских пластиковых  карточек оговоренного стандарта в  качестве платежного средства. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в  выработке и соблюдении общих  правил обслуживания карточек входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила  охватывают как чисто технические  аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны  обслуживания карточек - процедуры  расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.

Электронная система платежей — безналичные расчеты между продавцами и покупателями, банками и их клиентами, осуществляемые посредством компьютерной сети, систем связи с применением средств кодирования информации и ее автоматической обработки.

Следует отметить, что разветвленная  платежная система может иметь  несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.

Таким образом, с организационной  точки зрения ядром платежной  системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В  состав платежной системы также  входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и  специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку  обслуживания карточек: процессинговый и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.

Процессинговый центр - специализированная сервисная организация - обеспечивает обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек  обслуживания) запросов на авторизацию  и/или протоколов транзакций - фиксируемых  данных о произведенных посредством  карточек платежах и выдачах наличных. Этот центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о  лимитах держателей карточек и выполняет  запросы на авторизацию в том  случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В противном случае (on-line банк) , процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку - эквайеру. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам - эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп - листы. Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую персонализацию. Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки - эквайеры.

Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной  системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных  высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между  географически распределенными  участниками платежной системы  при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и  в других случаях.

Примером такой коммутационной системы является сеть "РадиоТел-ЦТ"

Рис. 2.2.1. Сеть "РадиоТел-ЦТ" является радиопакетной сетью передачи данных общего пользования, построенной по сотовому принципу.

Для подключения терминального  оборудования к сети "РадиоТел-ЦТ" используется устройство Radio PAD, которое  имеет два асинхронных порта V24, что позволяет обеспечить два  дуплексных канала связи. Скорость работы по порту: 9600 бит/сек - при использовании  одного порта, 4800 бит/сек - при одновременном  использовании двух портов. Взаимодействие терминального оборудования с устройством Radio PAD осуществляется по протоколу X.28. Скорость выполнения транзакции на POS-терминалах и банкоматах в сети "РадиоТел-ЦТ" составляет порядка 8 - 12 секунд

Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной  системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных  высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между  географически распределенными  участниками платежной системы  при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и  в других случаях.

При покупке товара по банковской кредитной карточке на сумму менее  разового лимита торговец выписывает торговый счет, копия которого вместе с товаром и карточкой передается покупателю (1,2). В случае же превышения лимита торговец связывается с банком-эквайром для проведения авторизации (получения  разрешения на сделку). Если владелец карточки - клиент банка-эквайра, то есть последний  является также эмитентом карточки, то авторизацию проводит сам эквайр (3.3а). Сделка в этом случае оформляется  согласно процедуре (2). Если же владелец карточки - клиент другого банка, то для получения авторизации эквайр связывается с банком-эмитентом  через систему информационного  обмена (4,4а). После получения разрешения эта информация поступает к торговцу, и сделка завершается передачей  товара (3а и 2). По окончании рабочего дня (недели, месяца) торговец предъявляет  банку - эквайру торговые счета по карточным покупкам. Банк зачисляет  суммы (за вычетом дисконта) на текущий  счет владельца (5). Если владелец карточки - клиент банка -эквайра (см 3 , 3а), то последний  проводит расчет непосредственно с  владельцем (6). Банк посылает выписку  с указанием сумм подлежащих погашению, и сроков уплаты долга. В случае же, если владелец карточки - клиент другого  банка, схема расчета усложняется. Банк-эквайр получает деньги от банка  эмитента через систему информационного  обмена (интерчейндж) (7) . При этом банк-эквайр уплачивает эмитенту комиссию за интерчейндж. Для завершения расчета в соответствии с (7) банк эмитент получает платеж от владельца карточки (8).

 

Рис.3.1.2. Схема операций с банковскими карточками

Такова общая схема  расчета при покупке товара с  применением банковской кредитной  карточки. За ее рамками остается ряд  важных операционных и технических  деталей, которые будут рассмотрены  позже.

Организация расчетов между  участниками платежной системы (на примере Сбербанка России).

Платежная система Сбербанка  включает следующих участников:

 клиент (работник одного  из предприятий, держатель пластиковой  карточки) (рисунок 3);

- отдел операций (филиалы,  обслуживающие пластиковые карточки);

- подразделения;

- торговые предприятия;

- расчетный центр (обеспечивает  весь комплекс функций платежной  системы).

 

 

 


 




 

 

 


 



 

 


 

 

Рис. 4.2.1. Персонализация карточек клиентов

Для получения пластиковой  карточки и зачисления на нее средств, работник предприятия должен подать заявление в бухгалтерию своего подразделения о перечислении на картсчет заработной платы. Далее бухгалтерия  подразделения оформляет списки работников предприятия на открытие счетов по пластиковым картам и реестры  на зачисление средств на карточки, которые передает в расчетный  центр платежной системы. Расчетный  центр производит все необходимые  операции, и в дальнейшем клиент может получить карточку и зачислить  на нее средства в любом филиале, обслуживающем пластиковые карточки. После этого клиент может рассчитываться с помощью карточки за покупки  в тех торговых предприятиях, где  установлены терминалы платежной  системы. При расчетах необходимая  информация о покупке заносится  на карточки клиента и магазина. Карточка магазина затем инкассируется  в расчетный центр через АРМ  операциониста, при этом на карточке магазина обновляется стоп - лист.

 

2.2.Банковские  электронные клиринговые системы

Клиринг — процедура финансовых оборотов, в которой клиринговый субъект работает в качестве посредника, и принимает на себя роль покупателя и продавца в данной транзакции с целью обеспечения заказов между двумя сторонами. Такая практика используется обычно в международном обороте между предприятиями. По-другому такие трансакции называют ещё компенсационными трансакциями.

Клиринг также используется в банковском деле, как «очищение» взаимных обязательств, часто работая  циклически, а для выполнения этих функций банки часто используют клиринговые дома. В этом случае клиринг выступает формой безналичных  двусторонних или многосторонних расчётов в системе платежей.

Основой клиринга могут  быть также торговые договоры, которые  подписываются с целью уравновешивания  стоимости в оборотах и определяющие количество и тип товаров, а также  платежные договоры, которые устанавливают  условия выполнения расчётов между  партнёрами. Оплата наличными может  быть реализована только между двумя  партнёрами и выравняет балансовую разницу в конечном сальдо сторон, как двух- или многосторонних обязательств, которые являются следствием соглашений гражданско-правовых, публично-правовых, или соглашений смешанного характера.

Клиринговая палата (clearing house) - специализированная организация, выполняющая безналичные расчетные операции путем зачета взаимных требований. В клиринговой системе банков России платежи осуществляются на двух уровнях: в пределах одного региона- внутрирегиональные платежи, составляющие основную часть проходящих через расчетную систему Центрального Банка РФ платежей, и платежи, участники которых находятся в разных регионах - межрегиональные платежи.

Клиринговая система ЦБ России обеспечивает:

относительно быстрое  зачисление средств на счета клиентов (в отдельных регионах списание и  зачисление указанных средств осуществляется в режиме, приближенном к режиму реального времени, с предоставлением  возможности их немедленного использования);

возможность управления ликвидностью путем предоставления кредитным  организациям внутридневных кредитов, обеспеченных залогом (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Екатеринбург);

реализацию мероприятий  денежно-кредитной политики Банка  России через обслуживание кредитных, депозитных, валютных и других сделок Банка России;

расчеты на рынке ценных бумаг и валютном рынке.

В части безопасности и  защиты информации в платежной системе  Банка России обеспечивается: идентификация  пользователей, контроль целостности  и подтверждение подлинности  платежных документов, разграничение  прав доступа и защита от несанкционированного доступа к ресурсам систем обработки  платежей, контроль за проведением  расчетных операций, конфиденциальность (криптографическая защита) платежной  информации, резервирование программно-технических  комплексов и информационных ресурсов.

В последнее время количество таких клиентов Банка России значительно  сократилось, что, в основном, связано  с переходом на обслуживание в  органы федерального казначейства бюджетных  учреждений, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также созданием казначейств  в субъектах Российской Федерации  и муниципальных образованиях и  проводимыми ими аналогичными преобразованиями.

Клиринговая сеть Центрального Банка РФ предоставляет возможность  оперативного обмена информацией с  кредитными организациями. Кредитные  риски участников системы фактически сведены к нулю. Обработка постоянно  возрастающего количества платежей обеспечивается развитием информационно-телекоммуникационных систем.

Структура потоков сообщений  в платежной системе Банка  России содержит полную информацию о  платеже. Она включает сведения о  получателе, обслуживающей его кредитной  организации и назначении платежа. Платежные документы первоначально  поступают в Банк России, где происходит их обработка и осуществляются расчеты.

Информация о работе Банковские электронные клиринговые системы