Понятие документа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 19:43, контрольная работа

Краткое описание

По мере развития науки и техники информационные свойства документов меняются, а разнообразие их форм увеличивается. Всё это необходимо учитывать в дисциплине, которая называется документоведением.
Последняя треть двадцатого столетия ознаменовалась переходом целого ряда стран к постиндустриальному, информационному обществу, в условиях которого основная масса работающих занята в сфере информационной деятельности, а главным продуктом производства и товаром является информация.

Содержание

Введение 3
Определение документа 5
Классификация документа 6
Документированная информация и её свойства 8
Информационные уровни документа 12
Информационные барьеры 16
Электронное документирование 19
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Документоведение КР.docx

— 46.70 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

  1. Введение                                                                                    3
  2. Определение документа                                                            5
  3. Классификация документа                                                        6
  4. Документированная информация и её свойства                      8
  5. Информационные уровни документа                                     12
  6. Информационные барьеры                                                     16
  7. Электронное документирование                                             19
  8. Заключение                                                                               21                                         
  9. Список использованной литературы                                      22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение

 

   По мере развития науки и техники информационные свойства документов меняются, а разнообразие их форм увеличивается. Всё это необходимо учитывать в дисциплине, которая называется документоведением.

   Последняя треть  двадцатого столетия ознаменовалась переходом целого ряда стран к постиндустриальному, информационному обществу, в условиях которого основная масса работающих занята в сфере информационной деятельности, а главным продуктом производства и товаром является информация. В настоящее время информация стала важнейшим ресурсом общества и приобрела стратегическое значение.

   Глобализация мировых процессов, с одной стороны, и глубокие социально-политические и экономические преобразования, развернувшиеся в 1990-е годы, - с другой, создали предпосылки для быстрого вхождения России в мировое информационное пространство. В наступившем столетии будущее нашей страны во многом будет зависеть от того, насколько энергично и эффективно она станет двигаться в этом направлении.

   Информационные процессы активно воздействуют на все стороны человеческой жизни. Использование новейших информационных технологий многократно усиливает это влияние. Чтобы реализовать свои потенциальные возможности, достичь профессиональных успехов, стать гармонично развитой личностью, современный человек должен обладать достаточно высоким уровнем информационной культуры. Между тем большая часть информации фиксируется на материальных носителях, содержится в разнообразных документах. Таким образом, знание информационно-документационных процессов, основ работы с документами является неотъемлемой частью информационной культуры человека.

   Особенно велика роль информации в процессе управления – на всех его уровнях и во всех сферах: политической, экономической, научной, культурной и так далее. Собственно, без информации невозможно и само управление, зародившееся около 7 тысячелетий назад. Документирование информации, её поиск, обработка, хранение, передача требуют значительных финансовых, материальных, трудовых ресурсов и времени. Поэтому организация эффективной работы с документами, совершенствование всех информационно-документационных процессов как в масштабе общества в целом, так и на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений является важнейшим направлением управленческой деятельности. В свою очередь, для квалифицированной работы с документированной информацией требуется значительное число профессионально подготовленных специалистов. Совершенно не случайно к 2000 году более чем в 30 вузах Российской Федерации развернулась подготовка кадров высшей квалификации – документоведов.

   Цель моей контрольной  работы – изучить информационные свойства документа.

   Задачи:

- раскрыть понятие «документ» и перечислить его виды;

- рассмотреть документированную  информацию и её свойства;

- перечислить и рассмотреть виды информационных барьеров.

 

 

 

 

 

 

    1. Определение документа 

 

   Документ (от лат. documentum — образец, свидетельство, доказательство), материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве. Носителем информации может быть бумага, перфокарта, фотоплёнка, магнитофонная лента и тому подобное. Документы могут содержать тексты на естественном или формализованном языке, изображения, звуковую информацию и так далее. По содержанию документы делятся на научно-технические (статьи, книги, патенты, технические отчёты и описания), правовые (постановления, указы, договоры и др.), управленческие (приказы, директивы) и другие.

   Документы могут быть первичными и вторичными (реферат, аннотация, обзор и так далее). Виды обработки документов делятся на семантические (перевод, реферирование, аннотирование) и несемантические (копирование, размножение, микрофильмирование). В информатике разрабатываются способы автоматизации обработки документов, использующие хранение документов на компьютерных носителях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Классификация документа

 

 

   Все документы по отражаемым в них видам деятельности делятся на две большие группы:

1) Документы по общим и административным вопросам, то есть вопросам общего руководства предприятием (организацией) и его производственной деятельностью. Эти документы могут составлять работники всех подразделений предприятия.

2) Документы по функциям  управления. Такие документы составляют  работники финансовых органов, бухгалтерии, отделов планирования, снабжения  и сбыта, других функциональных  подразделений .

   Документы классифицируются  по именованиям: служебные письма, приказы, протоколы, акты, докладные записки, договоры и так далее. Оформление всех этих документов унифицировано, но они могут быть совершенно разными:

- по месту составления  – внутренние (документы, составляемые  работниками данного предприятия) и внешние (документы, поступающие  из других предприятий, организаций  и от частных лиц);

- по содержанию – простые (посвященные одному вопросу) и  сложные (охватывающие несколько  вопросов);

- по форме – индивидуальные, когда содержание каждого документа  имеет свои особенности (например, докладные записки); трафаретные, когда  часть документа отпечатана, а  часть заполняется при составлении; и типовые, созданные для группы  однородных предприятий. Как правило, все типовые и трафаретные  документы печатаются типографским  способом или на множительных  аппаратах;

- по срокам исполнения  – срочные, требующие исполнения  в определенный срок, и несрочные, для которых срок исполнения  не установлен;

- по происхождению –  служебные, затрагивающие интересы  предприятия, организации, и личные, касающиеся конкретного лица  и являющиеся именными;

- по виду оформления – подлинные, копии, выписки, дубликата;

- по средствам фиксации  – письменные, графические, фотокинодокументы и тому подобное.

   Подлинник – это подписанный и надлежащим образом оформленный экземпляр документа, составленный в первый раз. Копия – повторное, абсолютно точное воспроизведение подлинника (с пометкой «копия»), засвидетельствованное в установленном порядке соответствующим должностным лицом. На копиях служебных документов, требующих особое удостоверение, в обязательном порядке ставятся подпись руководителя и печать.

   Иногда для работы требуется не копия с подлинного документа, а выписка из того или иного его раздела. При оформлении выписки обязательно надо указать, из какого документа она сделана. Правильность составления выписки подтверждается подписями должностных лиц и печатью. Предприятиям и организациям предоставлено право в случае утери владельцем подлинного документа выдавать ему соответствующий дубликат (с пометкой «дубликат»), имеющий одинаковую юридическую силу с подлинником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Документированная информация и её свойства

 

   Свойства документированной информации - это качества, признаки которые присущи документу вне зависимости от того, осознаются они человеком или нет. Свойства тесным образом связаны с содержанием понятия документа и его основными функциями. Документированная информация обладает большинством тех же свойств, что и информация вообще. Эти свойства также можно разделить на внешние и внутренние, а среди внешних свойств выделить три группы в зависимости от объекта взаимодействия: источника информации, её приёмника и объекта или явления, которое она отражает.

   Однако, наряду с общими свойствами, документированная информация обладает и рядом специфических свойств, отличающих её от всех других видов и разновидностей информации. К их числу следует отнести прежде всего фиксированный характер документированной информации, вытекающий уже из самого понятия документа.

   Обобщённой характеристикой, которая свидетельствует о степени полезности информации для потребителя, является её качество. Важнейшими показателями качества и одновременно свойствами документированной информации выступают: релевантность, полнота, полезность, своевременность, достоверность, новизна, доступность, защищённость, ценность, эргономичность.

   Релевантностью (от англ. "relevant"- уместный, относящийся к делу) называется способность информации соответствовать запросам, нуждам, требованиям потребителя.

   С релевантностью тесно связано другое важнейшее свойство документированной информации - её ценность, то есть потребительская значимость, которая выражается, как правило, в соответствии информации своему целевому назначению. При этом ценность информации может быть реализована только в рамках определённой информационной системы, в качестве элемента этой системы, связанного с другими её структурными элементами и блоками.

   Ценность документированной информации может быть измерена степенью приближения к цели или же величиной сэкономленных ресурсов. В управлении ценность информации определяется степенью воздействия на результат, на уровень достижения поставленной цели.

   В свою очередь, результативность информации может быть краткосрочной или долгосрочной, иметь материальное либо духовно-нравственное измерение. Ценностью может обладать и дезинформация, но лишь для её источника. Для потребителя же дезинформация обладает отрицательной ценностью, так как увеличивает исходную неопределённость, уменьшает вероятность достижения цели.

   Существенной характеристикой документированной информации является её полнота, которую обычно определяют как оптимальное соотношение между необходимой и полученной информацией. От полноты информации зависит качество принимаемых на её основе управленческих или иных решений. При этом следует заметить, что документированная информация никогда не бывает полной, так как невозможно зафиксировать на материальном носителе даже те события, свидетелями и участниками которых мы являемся. Тем более невозможно иметь полную информацию о минувших эпохах. Поэтому всегда можно говорить лишь о степени полноты информации.

   Следует различать полноту и избыточность информации. Избыточная информация - это повторяющаяся, дублирующая информация. Она отнимает время у потребителя, отрицательно сказывается на эффективности управления. По имеющимся данным, излишним является в среднем около трети всего объёма информации, предназначенной для потребления в управленческих подразделениях разного уровня. Подсчитано, что в среднем 60% научных и административных документов потребителю не нужно прочитывать целиком. Мало того, он попросту не успеет прочитать всё для выполнения его профессиональных обязанностей, если будет читать всё подряд.

   Однако с избыточностью информации дело обстоит далеко не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Установлено, что в целом ряде случаев избыточная информация приносит даже пользу. Причём необходимость избыточности доказана эволюционным развитием. В частности, избыточными являются существующие алфавиты и языки. Без некоторой избыточности человек не в состоянии длительное время воспринимать информацию. Это потребовало бы от него постоянного напряжённого внимания, что приводит к быстрому утомлению и потере способности к восприятию.

   Информация может быть полезной и бесполезной. Полезность информации - ещё одно из её свойств. Полезность есть не что иное как ценность информации в определённых конкретных условиях. Граница между понятиями полезности и бесполезности относительна, субъективна, поэтому можно говорить лишь о степени полезности, которая выявляется в процессе актуализации информации.

   С полнотой связана достоверность информации. Она отражает степень объективности в процессе фиксации и передачи информации. С увеличением полноты достоверность увеличивается. Однако происходит это лишь до тех пор, пока не наступает сверхизбыточность информации, которая уже перестаёт влиять на степень её достоверности.

   Достоверность зависит от источника информации, прежде всего от уровня его компетентности, от субъективизма в процессе сбора, обработки, оформления информации. Поскольку документ создаётся человеком, постольку содержащаяся в нём информация всегда субъективна. Речь в данном случае идёт не о каких-либо конкретных событиях, фактах, явлениях, содержащихся в документе, а прежде всего об их отборе, компоновке, анализе, интерпретации. Каждому конкретному документу присуща своя, большая или меньшая, степень субъективности.

Информация о работе Понятие документа