Понятие организационных документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель – раскрыть понятие и значение организационных документов в деятельности любой организации.
Задачи:
Указать функции и особенности организационно - правовых документов.
Перечислить виды организационно – правовых документов.
Показать основные правила составления и оформления организационных документов.

Содержание

Введение
Глава 1 Понятие организационных документов
1.2 Организационные документы
1.3.Функции и особенности организационно-правовых документов
1.4 Виды организационно-правовых документов
1.5 Основные правила составления и оформления организационных
документов
1.6 Состав и расположение реквизитов, входящих в организационные
1.7 документы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 29.36 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Понятие организационных документов

1.2 Организационные документы 

1.3.Функции и особенности организационно-правовых документов

1.4 Виды организационно-правовых документов

1.5 Основные правила составления и оформления организационных

документов

1.6 Состав и расположение реквизитов, входящих в организационные

1.7 документы

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Организационные документы реализуют нормы административного и гражданского права, являются правовой основой деятельности учреждения и строго обязательны дляисполнения. Эти документы проходят обязательно процедуру утверждения непосредственно руководителем с проставлением грифа утверждения или распорядительным документом (постановлением, решением, приказом или распоряжением) или заседанием коллегиального органа и действуют до утверждения новых. В случае реорганизации деятельности учреждения разрабатываются новые организационные документы.

Цель – раскрыть понятие и значение организационных документов в деятельности любой организации.

Задачи:

Указать функции и особенности организационно - правовых документов.

Перечислить виды организационно – правовых документов.

Показать основные правила составления и оформления организационных документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ  ДОКУМЕНТОВ

          Организационные документы (организационно-правовые) - комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих структуру, задачи, функции предприятия, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководства и специалистов предприятия, являются правовой основой деятельности организации и содержат положения, основанные на нормах административного права и обязательные для исполнения.

          Организационная деятельность учреждения  фиксируется в организационно-правовых  документах, содержащих правила, нормы, положения, определяющие статус  организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной  состав, функциональное содержание  деятельности организации в целом, ее подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность  и другие аспекты.

          Организационно-правовые документы, с точки зрения срока действия, относятся к бессрочным и действуют до их отмены или до утверждения новых. В стабильно работающем учреждении необходимость пересмотра, изменения или дополнения организационно-правовых документов может возникать один раз в несколько лет. В зависимости от характера и глубины изменений в деятельности учреждения организационно-правовые документы либо разрабатываются заново, либо в них вносятся необходимые изменения и дополнения распорядительными документами (приказом или распоряжением руководителя). В случае реорганизации деятельности учреждения разрабатываются новые организационно-правовые документы и их утверждение.

 

 

 

 

 

 

     ФУНКЦИИ И  ОСОБЕННОСТИ  ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ  ДОКУМЕНТОВ

          В составе организационной функции  выделяются подфункции, например  создание организации, установление  структуры и штатной численности, распределение обязанностей между  руководством, регламентация деятельности  подразделений и работников, установление  системы оплаты труда, режима  работы и др. Содержанием организационной  функции определяется назначение  организационно-правовых документов  – регламентировать деятельность  организации во всех ее аспектах.

          Одна из основных управленческих  функций, реализуемых в деятельности  учреждений, организаций, предприятий, фирм, — организация систем и  процессов управления, т.е.:

     · создание  организации, включая выбор  ее  организационно-правовой формы;

     · регистрация  организации;

     · установление  ее структуры;

     ·определение  штатной численности, номенклатуры  должностей руководителей, специалистов, технических исполнителей и присвоение им разрядов по Единой тарифной сетке (ETC);

     · регламентация  деятельности структурных  подразделений  и работников;

     · формирование  коллегиальных и совещательных  органов управления;

     · регламентация  деятельности аппарата управления;

     · лицензирование  деятельности в необходимых  случаях;

     · установление  режима работы и системы  охраны;

     · организация  труда работников и  оценка  труда работников;

     · реорганизация  организации;

     · ликвидация  организации и некоторые  другие виды работ./9/

 

 ВИДЫ  ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ  ДОКУМЕНТОВ

          К организационно-правовым документам  относятся:

     - устав организации;

     - положение  об организации;

     - учредительный  договор;

     - положения  о структурных подразделениях, коллегиальных  и совещательных органах;

     - регламент;

     - структура  и штатная численность;

     - штатное расписание;

     - инструкции  по определенным направлениям  деятельности;

     - должностные  инструкции работников;

     - правила внутреннего  трудового распорядка (положение  о персонале) и др.

         К первым и основным организационно-правовым  документам относятся учредительные  документы: устав или положение  об организации, учредительный договор. Общие положения, определяющие наименования  видов организационных документов  и порядок их оформления, приведены  в Гражданском кодексе РФ (гл.4, ч. I).

          Организация, являющаяся юридическим  лицом, "действует на основании  устава, либо учредительного договора  и устава, либо только учредительного  договора. В случаях, предусмотренных  законом, юридическое лицо, не являющееся  коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида" (ст.52 ГК РФ).

          Устав организации – правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию, структуру, функции, задачи, права предприятия, организации или учреждения.

          Типовая структура текста устава  государственного учреждения (пример 1) закреплена в "Унифицированной  системе организационно-распорядительной  документации".

     Структура  текста устава негосударственной  организации  отличается от структуры  текста устава государственного  учреждения. Устав  негосударственного  предприятия содержит дополнительные  разделы, в которых  отражается  специфика его организации  и  деятельности.

          В Гражданском кодексе РФ дан  перечень обязательных сведений, которые должны быть отражены  в уставе организаций с различной  организационно-правовой формой.

     Приведем возможные  разделы устава: Общие положения. В разделе указываются полное  и сокращенное официальные наименования  организации; ее статус, почтовый  адрес; основания, на которых создана  организация; чем она руководствуется  в своей деятельности; наличие  филиалов, дочерних фирм, представительств; предмет и цели деятельности; наличие зарегистрированного товарного  знака, фирменного бланка, печати.

         Учредительный договор - юридическое  понятие, с которым связано возникновение  различных обязательств и отношения, регулирующие их.

          В учредительном договоре учредители  берут обязательство создать  юридическое лицо (дается наименование  юридического лица), определяется  порядок совместной деятельности  по его созданию, условия образования  имущества и уставного капитала.

          Договором определяется предмет  и цели деятельности юридического  лица, а также условия и порядок  управления деятельностью юридического  лица и условия распределения  между учредителями прибыли. Местонахождение  юридического лица определяется  местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом  в договоре не установлено  иное.

          В заключительной части договора  указывается количество экземпляров  договора, юридические адреса и  банковские реквизиты сторон. На  договоре подписи заверяются  печатями. Если одна из сторон (или обе договаривающиеся стороны) являются гражданами, то указываются  их фамилии, имена и отчества, паспортные данные и место  жительства.

          Учредительный договор подлежит  государственной регистрации в  установленном порядке.

          Учредительный договор юридического  лица заключается, а устав утверждается  его учредителями (участниками).

          Инструкция - правовой акт, содержащий правила, регулирующие организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий, их подразделений, служб, должностных лиц и граждан.

         В инструкции излагается порядок  осуществления какой-либо деятельности  или порядок применения положений  законодательных и иных нормативных  актов.

     Инструкции  оформляются на общем бланке  организации  с указанием вида  документа. В заголовке к инструкции  обозначается объект или круг  вопросов, на которые распространяются  ее требования.  Инструкции визируются  руководителями всех заинтересованных  подразделений, юридической службой, заместителем руководителя, курирующим  то направление деятельности, на  которое распространяется содержание  инструкции.

          Текст инструкции состоит из  разделов, имеющих заголовки и  разбиваемых на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. Текст  инструкции должен начинаться  с раздела "Общие положения", в котором излагаются цели  ее издания, область распространения  и другие сведения общего характера. Текст инструкции излагается  от третьего лица единственного  или множественного числа.

          Должностная инструкция - правовой  акт, издаваемый организацией в  целях регламентации организационно-правового  положения работника, его обязанностей, прав, ответственности и обеспечивающий  условия для его эффективной  работы.

          С помощью должностной инструкции  в любой организации реализуется  функция управления персоналом. Должностная инструкция входит  в УСОРД и имеет унифицированную  форму. Должностная инструкция оформляется  на общем бланке организации  с указанием вида документа. Обязательными  реквизитами должностной инструкции  являются: наименование организации, наименование структурного подразделения, дата, регистрационный номер документа, место составления, заголовок к  тексту, подпись, гриф утверждения.

          Должностная инструкция подписывается  руководителем структурного подразделения  и утверждается заместителем  руководителя организации - куратором  данного подразделения или руководителем  структурного подразделения, если  ему предоставлено это право. Визируются должностные инструкции  руководителями заинтересованных  подразделений и юридической  службой (юристом), а также другими  должностными лицами, от действий  которых может зависеть ее  выполнение. Датой должностной инструкции  является дата ее утверждения.

          Регламент - правовой акт, устанавливающий  порядок деятельности руководства

     организации, коллегиального или совещательного  органа.

         Регламент работы коллегиального  или совещательного органа определяет:

     статус  коллегиального  или совещательного органа;

     - порядок планирования  работы;

     - порядок подготовки  материалов для рассмотрения  на заседании;

     - внесение  материалов на рассмотрение;

     - порядок рассмотрения  материалов и принятия решений  на заседании;

     - ведение протокола  заседания;

     -оформление  решений коллегиального или совещательного  органа;

     - порядок доведения  решений до исполнителей;

     - материально-техническое  обеспечение заседаний.

          Регламент оформляется на общем  бланке организации. Обязательными реквизитами регламента являются: наименование организации, наименование коллегиального или совещательного органа, вид документа, дата документа, номер документа, место составления, гриф утверждения, текст, подпись.

          Регламенты утверждаются руководителем  организации или руководителем  коллегиального или совещательного  органа. В процессе подготовки  регламенты проходят стадию обсуждения  на заседании членами коллегиального  или совещательного органа. Регламенты  согласовываются с заинтересованными  подразделениями и юридической  службой.

          Структура и штатная численность - это документ, в котором закрепляется  состав подразделений (отделов, служб) и штатная численность каждого  структурного подразделения и  всей организации в целом.

          Документ оформляется на общем  бланке организации с указанием  вида документа, подписывается руководителем  кадровой службы, визируется главным  бухгалтером, заместителями руководителя  организации и утверждается руководителем  организации с проставлением  печати.

     Текст документа  составляется в форме  таблицы, графы которой соответствуют  графам 1, 2 и 4 штатного расписания (пример 6). Обычно этот документ утверждается  на целый год, но если в течение  года в него необходимо внести  изменения, то они проводятся  приказом по основной деятельности.

          Штатное расписание – это правовой  акт, закрепляющий правовой состав  работников организации с указанием  должностных складов, регулирующий  соотношение разных категорий  специалистов, устанавливающий фонд  заработной платы организации  в целом за месяц.

          Штатное расписание имеет унифицированную  форму и оформляется на общем  бланке либо на стандартных  листах бумаги формата А-4 альбомной  ориентации с нанесением реквизитов  общего бланка: наименование организации, наименование вида документа, дата, номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф  утверждения.

Информация о работе Понятие организационных документов