Документация и планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций

Краткое описание

Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120

Вложенные файлы: 1 файл

Мазанова Е. В. Школьный логопункт, документация, планирование и организация коррекционной работы.docx

— 515.05 Кб (Скачать файл)

1. Исследование возможности  называния картинок.

Максимально — 25 баллов

Инструкция: Назови картинки.

□ дерево □ аквариум □ милиционер

□ мотоциклист □ скатерть

Оценка результатов:

5 баллов правильное и точное  выполнение каждой пробы.

2,5 балла самостоятельное выполнение  пробы после повторного предъявления.

0 баллов неверное выполнение  пробы или отказ от выполнения.

2. Исследование возможности  воспроизведения слов.

Максимально — 35 баллов

Инструкция: Повтори за мной слова.

□ строительство □ серпантин

□ часовщик □ репетиция

□ сквозняк □ дерево

□ аквариум □ милиционер

□ мотоциклист □ скатерть

Оценка результатов:

3,5 балла правильное и точное  воспроизведение каждой пробы.

2 балла самостоятельное выполнение  пробы после повторного предъявления.

0 баллов неверное воспроизведение  пробы или отказ от выполнения.

3. Исследование возможности  воспроизведения предложений.

Максимально — 20 баллов

Инструкция: Послушай и повтори за мной предложения.

□ Мама рассказывает сыну сказку на ночь.

□ Ежик спит под ворохом листьев.

□ В аквариуме плавают рыбки.

□ Мальчик поставил велосипед под  деревом.

Оценка результатов:

5 баллов правильное и точное  воспроизведение каждой пробы.

2,5 балла самостоятельное выполнение  пробы после повторного предъявления.

0 баллов неверное выполнение  пробы или отказ от выполнения.

4. Исследование навыка  слогового анализа.

Максимально — 20 баллов

Инструкция 1: Подели слова на слоги.

□ кит □ вишня

□ виноград □ смородина

Инструкция 2: Подбери слова, состоящие из 1-го слога.

Инструкция 3: Подбери слова, состоящие из 2-х слогов.

Инструкция 4: Подбери слова, состоящие из 3-х слогов.

Оценка результатов:

5 баллов правильное и точное  выполнение каждой пробы.

2,5 балла выполнение пробы с  помощью логопеда.

0 баллов неверное выполнение  пробы или отказ от выполнения.

Серия 4. Исследование состояния  словаря

Максимально — 100 баллов

Предметы

Мах = 40

Действия

Мах = 20

Признаки

Мах = 20

Задание 1

Задание 2

Задание 3

А

Б

В

Г

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

                                   

Антонимы

Мах = 10

Синонимы

Мах = 10

Пересказ

Мах = 50

                             

Задание 4

Задание 5

Задание 6

                             

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

                 
                                   

1. Исследование состояния  номинативного словаря.

Максимально — 50 баллов

А. Предмет и его  части

Инструкция: Назови предмет и части, из которых он состоит.

□ чайник □ кукла □ машина

□ стул □ сапог

Оценка результатов:

2 балла правильное выполнение  пробы.

1,5 балла выполнение пробы с  ошибками.

1 балл название предмета и  его частей присутствует лишь  в импрессивной речи ребенка.

0 баллов неверное выполнение  пробы или отказ от выполнения.

Б. Объяснение лексического значения слов

Инструкция: Объясни, что это?

□ огород □ подоконник

□ клумба □ поезд

Оценка результатов:

2,5 балла правильное  выполнение пробы.

0 баллов неверное  выполнение пробы или отказ  от выполнения.

В. Обобщающие понятия

Инструкция 1: послушай и назови одним словом.

□ яблоко, груша, банан  □ олень, волк, барсук

□ береза, дуб, осина  □ ручка, ластик, тетрадь

□ самолет, такси, автобус

Оценка результатов:

2 балла правильное  выполнение пробы.

0 баллов неверное  выполнение пробы или отказ  от выполнения.

Инструкция 2: Назови предметы, относящиеся к:

□ мебели □ инструментам □ насекомым

□ обуви □ грибам

Оценка результатов:

2 балла правильное  выполнение пробы.

0 баллов неверное  выполнение пробы или отказ  от выполнения.

Г. Подбор слов-предметов к словам-признакам

Инструкция: Про что могу сказать?

□ увлекательное  □ хорошее

□ морозный □ звонкая

□ холодное

Оценка результатов:

2 балла правильное  выполнение пробы.

0 баллов неверное  выполнение пробы или отказ  от выполнения.

2. Исследование предикативного  словаря.

Максимально — 20 баллов

Инструкция 1: Скажи, кто как голос подает?

□ утка □ петух  □ гусь

□ лошадь □ ворона

Оценка результатов:

2 балла правильное  выполнение пробы.

0 баллов неверное  выполнение пробы или отказ  от выполнения.

Инструкция 2: Скажи, кто как передвигается?

□ лошадь □ ворона □ рыба

□ человек □  черепаха

Оценка результатов:

2 балла правильное  выполнение пробы.

0 баллов неверное  выполнение пробы или отказ  от выполнения.

3. Исследование словаря признаков.

Максимально — 10 баллов

Инструкция: Подбери к словам-предметам слова-признаки (по 5-6 слов).

□ осень (какая?) □  друзья (какие?)

□ вечер (какой?) □  ведро (какое?)

Оценка результатов:

2,5 балла подбор  не менее пяти слов-признаков.

1,5 балла подбор  не менее трех слов-признаков.

0,5 балла подбор  одного-двух слов-признаков.

0 баллов неверное  выполнение пробы или отказ  от выполнения.

4. Исследование словаря антонимов.

Максимально — 10 баллов

Инструкция: Скажи наоборот.

□ день, весна, мороз

□ большой, низкий, широкий

□ сесть, говорить, ссориться

0 расстегивать, входить,  наливать

□ темно, далеко, быстро

Оценка результатов:

2 балла правильное  и точное выполнение каждой  из проб.

1 балл самостоятельное  выполнение пробы с одной-двумя  ошибками.

0 баллов неверное  выполнение пробы или отказ  от выполнения.

5. Исследование словаря синонимов.

Максимально — 10 баллов

Инструкция: Как сказать по-другому?

□ летчик □ шофер

□ врач □ печальный

Оценка результатов:

2,5 балла правильное  и точное выполнение каждой  из проб.

1,5 балла самостоятельное  выполнение пробы с 1—2 ошибками.

1 балл выполнение  с помощью логопеда.

0 баллов неверное  выполнение пробы или отказ  от выполнения.

Серия 5. Исследование грамматического  строя речи

Максимально —100 баллов

Словообразование. Мах = 50

Задание 1

А

Б

В

Г

Д

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

?

                           

Словоизменение. Мах = 30

Согласование. Мах = 20

                         

Задание 2

Задание 3

                         

А

Б

В

А

Б

                   

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

                             

1. Исследование навыков словообразования.

Максимально — 50 баллов

А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов

Инструкция: Назови ласково.

□ книга □ воробей  □ стул

□ ковер □ ведро  □ хлеб

□ гриб □ топор  □ белка

□ скамейка

Оценка результатов:

1 балл правильное  и точное выполнение пробы.

0 баллов неверное  выполнение пробы или отказ  от выполнения.

Б. Образование названий детенышей

□ у лисы □ у  козы □ у утки

□ у собаки □  у свиньи

Оценка результатов:

2 балла правильное  и точное выполнение пробы.

1 балл выполнение  пробы с помощью логопеда.'

0 баллов неверное  выполнение пробы или отказ  от выполнения.

В. Образование глаголов префиксальным  способом

Инструкция: Рассмотри картинки и назови действия мальчика (Г. А. Каше, серия VI, 109-112)[5].

□ наливает □ переливает □ выливает

□ подошел □ вышел

Оценка результатов:

2 балла правильное  и точное выполнение пробы.

1 балл выполнение  пробы с помощью логопеда.

0 баллов неверное  выполнение пробы или отказ  от выполнения.

Г. Образование относительных прилагательных

□ скамейка из дерева □ тетрадь из бумаги

□ сумка из кожи □ шуба из меха

□ сок из моркови

Оценка результатов:

2 балла правильное  и точное выполнение пробы.

1 балл выполнение  пробы с помощью логопеда.

0 баллов неверное  выполнение пробы или отказ  от выполнения.

Д. Образование притяжательных прилагательных

Инструкция: У собаки хвост (голова, ухо) собачий (собачья, собачье), а у лисы — ...

□ у лошади □  у медведя □ у льва

□ у тигра □  у овцы

Оценка результатов:

2 балла правильное  и точное выполнение пробы.

1 балл выполнение  пробы с помощью логопеда.

0 баллов неверное  выполнение пробы или отказ  от выполнения.

2. Исследование навыков словоизменения.

Максимально — 50 баллов

А. Образование формы множественного числа имен существительных

Инструкция: Один — дом, а если их много, то это — дома.

□ ухо □ утенок □ стул

□ ведро □ книга

Оценка результатов:

2 балла правильное  и точное выполнение пробы.

1 балл выполнение  пробы с помощью логопеда.

0 баллов неверное  выполнение пробы или отказ  от выполнения.

Б. Образование предложно-падежных форм

Инструкция: ответь на вопросы по картинкам.

□ Куда идут девочки? (В магазин.) Где лежит лекарство? (На полке.)

□ Откуда выйдут девочки? Откуда возьмем лекарство?

□ Где висит  пальто? (На вешалке.) Где стоит торт? (На столе.)

□ Откуда снимем пальто? Откуда возьмем торт?

□ Куда прячутся ребята? (За дерево.) Где сидит ученик? (За партой.)

□ Откуда выбегут  ребята? Откуда встанет ученик?

□ Где сидит  ежик? (В кустах.) Где находится  крючок? (В воде.)

□ Откуда вылезет  ежик? Откуда вынем крючок?

□ Где летает змей? (В небе.) Где сидит кот? (На крыше.)

□ Где находится  волк? (Слева от дерева.) Где сидит  заяц? (Около забора.)

Оценка результатов:

1 балл правильное  и точное выполнение пробы.

1 балл выполнение  пробы с одной ошибкой.

0 баллов неверное  выполнение пробы или отказ  от выполнения.

В. Образование падежных форм имен существительных

Инструкция: Ответь на вопросы.

□ Кого ты видел  в зоопарке?

□ Чего много в  лесу? Откуда осенью падают листья?

□ К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?

□ Чем ты смотришь? Чем слушаешь? За чем мы ходим в лес?

□ На чем катаются дети?

Оценка результатов:

2 балла правильное  и точное выполнение пробы.

1 балл выполнение  пробы с помощью логопеда.

0 баллов неверное  выполнение пробы или отказ  от выполнения.

Г. Согласование прилагательных с  существительными

Инструкция: Договори слово.

□ портрет краси... □ стаканчик бумаж...

□ улыбка приветли... □ дни тепл...

□ окно гряз...

Оценка результатов:

2 балла правильное  и точное выполнение пробы.

1 балл выполнение  пробы с помощью логопеда.

0 баллов неверное  выполнение пробы или отказ  от выполнения.

Д. Согласование существительных с числительными

Инструкция: Посчитай по два и по пять. Образец: два дома, пять домов.

□ дом □ окно □ ведро

□ дерево □ кукла

Оценка результатов:

2 балла правильное  и точное выполнение пробы.

1 балл выполнение  пробы с помощью логопеда.

0 баллов неверное  выполнение пробы или отказ  от выполнения.

Серия 6. Исследование связной речи

Максимально — 100 баллов

Рассказ. Мах = 50

Пересказ. Мах = 50

Задание 1

Задание 2

Н

С

К

Н

С

К

           

1. Составление рассказа по серии  сюжетных картинок «Снеговик  и заяц» (4 картинки) или по другой  серии из 3-4 картин. Максимально —  50 баллов

Инструкция: Посмотри на эти картинки, расставь их по порядку и составь рассказ.

Оценка проводится по трем критериям:

А. Критерий смысловой целостности:

20 баллов рассказ  соответствует ситуации, имеет все  смысловые звенья.

15 баллов допускаются  незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных  связей, нет связующих элементов.

5 баллов выпадение  смысловых звеньев, существенное  искажение смысла, либо рассказ  не завершен.

0 баллов отсутствие  описания ситуации.

Б. Критерий лексико-грамматического  оформления высказывания:

20 баллов рассказ  оформлен грамматически правильно  с адекватным использованием  лексических средств.

15 балл рассказ  составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления.

5 баллов наблюдаются  аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.

Информация о работе Документация и планирование