Документация и планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций

Краткое описание

Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120

Вложенные файлы: 1 файл

Мазанова Е. В. Школьный логопункт, документация, планирование и организация коррекционной работы.docx

— 515.05 Кб (Скачать файл)

Этот сборник  направлен на разработку и осуществление  мер по всестороннему совершенствованию  деятельности логопедов логопедических пунктов, усиление их роли в оказании специализированной помощи школьникам, имеющим нарушения письменной и  устной речи.

Фактически он представляет собой положение о логопедических пунктах при общеобразовательных  школах, которое содержит следующие  разделы:

1. Общие положения;

2. Организация логопедической  помощи;

3. Учитель-логопед;

4. Руководство и  контроль за логопедической работой;

5. Приложения.

В сборник также  входит инструктивное письмо о работе учителя-логопеда логопедического  пункта при общеобразовательной  школе. В нем рассмотрены основные направления, которые можно реализовать  в повседневной практике с учетом индивидуальных особенностей детей.

В настоящее время  существует ряд документов, которые  вносят изменения и дополнения в  существующий сборник. Таковым является постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений». В нем установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Так у учителей-логопедов  и дефектологов она составляет 20 педагогических (астрономических) часов в неделю. Необходимо учитывать, что педагогический час включает в себя либо одно фронтальное занятие (академический час) и перерыв, либо два индивидуальных занятия и перерывы между ними. Поэтому он приравнивается к астрономическому часу.

3. Должностные  инструкции логопеда

Перечень должностных  инструкций логопеда обязательно должен быть на каждом логопункте, поэтому в рамках данного пособия он приведен с указанием основных разделов. Документ должен быть подписан логопедом по следующему образцу: «Ознакомлен(а)», подпись с расшифровкой и датой.

Должностная инструкция учителя-логопеда

1. Общие положения

1.1. Должностные  инструкции учителя-логопеда МОУ[1] разработаны на основе:

— тарифно-квалификационной характеристики учителя-логопеда, изложенной в приказе МО РФ №463/1268 от 31 декабря 1995 г. «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования»;

— положения о  школьном логопункте;

— типового положения  о специальном (коррекционном) образовательном  учреждении для детей с отклонениями в развитии (постановление Правительства  РФ от 12 марта 1997 г. №288 с изменениями  от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.);

— инструктивного письма Министерства общего и профессионального  образования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/ 20-4 «Об учителях логопедах и  педагогах психологах учреждений образования».

1.2. В своей работе  руководствуется уставом дошкольного  образовательного учреждения №_____, правилами внутреннего трудового  распорядка, приказами и распоряжениями  заведующего.

1.3. Учитель-логопед  назначается и освобождается  от занимаемой должности приказом  директора МОУ.

1.4. Учитель-логопед  подчиняется директору МОУ по  административной линии, а по  профессиональной линии — старшему  логопеду района, логопеду-методисту  района или ПМПК; согласует свою  деятельность с научно-методическим  центром, со специалистами-дефектологами  вышестоящих органов управления  образования.

1.5. В своей работе  учитель-логопед МОУ руководствуется:

— законодательством  РФ и региональным;

— Конвенцией о  правах ребенка от 20 ноября 1989 г. №44/25;

— Всеобщей декларацией  прав ребенка;

— приказами и  иными документами соответствующих  региональных органов управления;

— уставом МОУ.

1.6. Продолжительность  рабочего времени в неделю  составляет 20 астрономических часов  педагогической и преподавательской  работы, которая включает проводимые  занятия независимо от их продолжительности  и короткие перерывы между  ними (постановление правительства  Российской Федерации от 03 апреля 2003 г. №191).

2. Организация логопедической  работы в МОУ

2.1. Логопед МОУ  занимается с детьми, имеющими  несложные речевые нарушения  (фонетическое, фонетико-фонематическое, нерезко выраженное общее недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, нарушение письменной речи). Акцент в своей работе учитель-логопед ставит на фронтальную (групповую и подгрупповую) работу по преодолению и предупреждению нарушений письма и чтения. Выявленные в ходе обследования дети с тяжелыми нарушениями речи (заикание), направляются на ПМПК с целью перевода их в коррекционное учреждение[2]. Данная категория детей не получает логопедическую помощь на логопункте.

2.2. Прием воспитанников  с недостатками речи производится  в течение всего учебного года  по мере освобождения мест.

2.3. Выявление воспитанников  с нарушением речи проводится  с 1 по 15 сентября (с 1 но 15 января по требованию администрации, в случае прохождения учреждением аттестации и т. п.) и с 15 по 30 мая.

2.4. В течение  учебного года логопедические  занятия посещают 20-25 детей. Основной  формой коррекционной работы  являются индивидуальные и групповые  занятия. Из детей, зачисленных  на логопункт, формируются группы:

Речевое нарушение

Городской логопункт

Сельский  логопункт

С ОНР

до 4

до 3

С НВОНР

до 5

до 4

С ФФН и ФН

до 6

до 5

С нарушением письма, обусловленным ОНР

до 4

до 2

С нарушением письма, обусловленным НВОНР

до 5

до 4

С нарушением письма, обусловленным ФН и ФФН-

до 6

до 5

Заикающиеся

до 4

до 3

С недостатками произношения отдельных  звуков

до 7

до 6


Примечание. Если логопед работает по классификации, предложенной ЛГПИ им. Герцена, то наполняемость группы для детей с нарушением письма будет зависеть от формы. Например, при аграмматической, оптической дисграфии и дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, наполняемость группы в городе — 4—5 человек, в селе — 2—4 человека. При акустической и артикуляторно-акустической дисграфии наполняемость группы в городе — 5—6 человек, в селе — 4—5 человек.

2.5. Коррекционные  занятия в МОУ проводятся с  15 сентября по 15 мая включительно.

2.6. Индивидуальные  коррекционные занятия с каждым  ребенком проводятся не реже 2 раз в неделю. Продолжительность  занятий 15-20 мин. Перерывы между  индивидуальными занятиями 5 минут.

2.7. Групповые коррекционные  занятия проводятся по расписанию  логопеда, продолжительность занятий  40 минут (академический час). Перерывы  между фронтальными занятиями  составляют 10—15 минут.

2.8. Материал для  занятий должен отвечать коррекционным  задачам и соответствовать возрасту  и индивидуальным особенностям  ребенка.

2.9. Ответственность  за обязательное посещение логопедических  занятий возлагается на учителя-логопеда, родителей, учителей и администрацию  МОУ.

3. Должностные обязанности  учителя-логопеда МОУ

3.1. Учитель-логопед  имеет высшее дефектологическое  образование.

3.2. Обследует воспитанников  ДОУ с целью определения характера,  структуры и степени выраженности  имеющегося у них дефекта.

3.3. Направляет детей  с тяжелыми нарушениями речи  и другими отклонениями в развитии (нарушения слуха, зрения, интеллекта, ЗПР и др.) в учреждения, способные  решать вопрос о дальнейшей  коррекционной помощи, а также  для определения адекватной формы  и программы обучения.

3.4. Проводит индивидуальные  занятия по коррекции несложных  речевых нарушений.

3.5. Повышает свою  профессиональную квалификацию.

3.6. Консультирует  педагогов и родителей по применению  специальных методов и приемов  оказания помощи детям, имеющим  нарушения в развитии речи.

3.7. Ведет просветительскую  работу среди педагогов и родителей,  направленную на раннее выявление  речевых нарушений, предупреждение  тяжелых нарушений речи, в том  числе письменной речи.

3.8. Ведет и своевременно  оформляет соответствующую документацию (речевые карты на каждого ребенка,  планы работы, тетради заданий  и др.).

3.9. С целью повышения  профессионального уровня принимает  участие в работе методических  объединений, проходит курсовую  переподготовку, аттестацию.

3.10. Участвует в  работе Психолого-медико-педагогического консилиума МДОУ по запросам администрации.

3.11. Работает в  тесном контакте с другими  педагогами школьного учреждения, обеспечивая комплексность воздействия  на детей. Дает рекомендации  педагогам ОУ по организации  речевой работы с детьми в  классе.

3.12. Проводит работу  с родителями (законными представителями)  воспитанников, давая консультации, проводя беседы, выступая по проблемам  речевого развития детей.

3.13. Регулярно проходит  медицинский осмотр и сдает  экзамен по санитарному минимуму.

3.14. Не разглашает  медицинские данные, предоставляемые  родителями и узкими специалистами  для оформления речевой карты,  без письменного запроса другим  учреждениям и физическим лицам.

4. Права

Логопед имеет право  в пределах своей компетенции:

4.1. Пользоваться  информацией педагогов-психологов, учителей-дефектологов, врачей о  результатах диагностических исследований  обучающихся (воспитанников). Обращаться  с запросами в медицинские,  диагностические и другие учреждения.

4.2. Принимать участие  в работе методических объединений  района и образовательного учреждения  по вопросам воспитания и обучения  детей с речевой патологией.

4.3. Повышать свою  квалификацию всеми доступными  методами, проходить аттестацию  на добровольной основе на  соответствующую категорию и  получать ее в случае успешного  выполнения.

4.4. Требовать от  руководителя МОУ создания условий  для успешного выполнения функциональных  обязанностей.

4.5. Пользоваться  льготами и преимуществами в  оплате труда, продолжительности  очередного отпуска, предусмотренными  законодательством для учителей-логопедов.

4.6. На защиту  профессиональной чести и достоинства.

4.7. Знакомиться  с жалобами и другими документами,  содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.8. Свободно выбирать  и использовать методики для  обследования речевого развития  детей младшего школьного возраста, а также обучения и воспитания, учебные пособия и материалы,  методы оценки знания воспитанников.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение  или ненадлежащее исполнение  без уважительных причин должностных  обязанностей, установленных настоящей  инструкцией, законных распоряжений  руководителя учреждения или  иных нормативных актов, в том  числе за превышение предоставленных  прав, учитель-логопед несет дисциплинарную  ответственность в порядке, определенном  трудовым законодательством.

5.2. За грубое  нарушение трудовых обязанностей  в качестве дисциплинарного наказания  может быть применено увольнение.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов  и приемов воспитания, связанных  с психическим или физическим  насилием над личностью ребенка,  учитель-логопед может быть освобожден  от занимаемой должности в  соответствии с трудовым законодательством  и законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок  является мерой дисциплинарной  ответственности.

5.4. Логопед несет  персональную ответственность за:

— жизнь и здоровье детей во время логопедических занятий;

— устранение речевых  нарушений (исключая случаи, не зависящие  от логопеда — нарушение речи, обусловленное  снижением слуха, зрения, интеллекта, патологией в строении речевого аппарата, требующей помощи узких специалистов);

— правильность постановки заключения, использования методов  и приемов обучения и коррекции;

— сохранение документации логопеда в соответствии с установленными сроками;

— принятие решений  строго в рамках своей профессиональной компетенции;

— соблюдение правил внутреннего распорядка;

— своевременное  выполнение распоряжений администрации  в рамках функциональных и должностных  обязанностей;

— бережное отношение  к имуществу и ценностям образовательного учреждения.

6. Должностные взаимоотношения

6.1. Учитель-логопед  самостоятельно планирует работу  на каждый учебный год. План  работы утверждается руководителем  образовательного учреждения не  позднее 10 дней после начала  учебного года и сдается районному  логопеду или методисту учителей-логопедов  в установленные сроки (по требованию).

6.2. Отчитывается  перед руководителем образовательного  учреждения и методистом учителей-логопедов  данного района о своей деятельности  и результатах работы за истекший  учебный год в течение 10 дней  после окончания фронтальных  занятий (то есть после 1 июня).

6.3. Получает информацию  организационного нормативно-правового  характера от методиста учителей-логопедов  МОУ своего района или города.

6.4. Систематически  обменивается информацией по  вопросам коррекции и учебно-воспитательного  процесса с врачами, педагогами-психологами,  учителем-дефектологом, учителями,  другими педагогами, работающими  с данными детьми.

6.5. Самостоятельно  планирует свою деятельность  в течение рабочей недели, исходя  из циклограммы рабочего времени  логопеда МОУ.

Информация о работе Документация и планирование