Документация и планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций

Краткое описание

Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120

Вложенные файлы: 1 файл

Мазанова Е. В. Школьный логопункт, документация, планирование и организация коррекционной работы.docx

— 515.05 Кб (Скачать файл)

0 баллов рассказ  не оформлен.

В. Критерий самостоятельности выполнения задания:

10 баллов самостоятельно  разложены картинки и составлен  рассказ.

5 баллов картинки  разложены со стимулирующей помощью,  рассказ составлен самостоятельно.

2,5 балла раскладывание  картинок с помощью логопеда  и составление рассказа по  наводящим вопросам.

0 баллов задание  невозможно даже при наличии  помощи.

2. Пересказ прослушанного рассказа.

Максимально — 50 баллов

Инструкция: Сейчас я прочитаю тебе небольшой рассказ. Послушай, запомни и перескажи его по памяти.

Горошины

по И. Н. Садовниковой

В одном стручке  сидели горошины. Прошла неделя. Стручок  раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил  горохом ружье и выстрелил. Три  горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро  он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Оценка проводится по тем же трем критериям, что и  для рассказа по серии картинок:

А. Критерий смысловой целостности:

20 баллов пересказ  соответствует ситуации, имеет все  смысловые звенья.

15 баллов незначительные  искажения ситуации, неправильное  воспроизведение причинно-следственных  связей, нет связующих элементов.

5 баллов выпадение  смысловых звеньев, существенное  искажение смысла, рассказ не  завершен, дополнен посторонней  информацией.

0 баллов невыполнение.

Б. Критерий лексико-грамматического  оформления высказывания:

20 баллов пересказ  оформлен грамматически правильно  с адекватным использованием  лексических средств.

15 баллов пересказ  составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления.

5 баллов наблюдаются  аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.

0 баллов пересказ  не составлен.

В. Критерий самостоятельности выполнения задания:

10 баллов самостоятельный  пересказ после первого предъявления.

5 баллов пересказ  с минимальной помощью (1—2  вопроса) или после повторного  прочтения.

2,5 балла пересказ  по наводящим вопросам.

0 баллов задание  не выполнено даже с помощью.

Баллы, начисленные  по каждому критерию, суммируются, затем  высчитывается количество баллов за всю серию.

Из показателей  всех серий складывается индивидуальный речевой профиль ребенка с  нарушением устной речи (с. 83-84). Он заполняется  на каждого младшего школьника, зачисленного на логопункт и на всю группу с указанием среднего показателя по каждой серии.

Индивидуальный  речевой профиль ребенка с  ОНР[6]

Н — начало года С — середина года К — конец года

 

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

100%

                                   

95%

                                   

90%

                                   

85%

                                   

80%

                                   

75%

                                   

70%

                                   

65%

                                   

60%

                                   

55%

                                   

50%

                                   

45%

                                   

40%

                                   

35%

                                   

30%

                                   

25%

                                   

20%

                                   

15%

                                   

10%

                                   

5%

                                   

0%

                                   
 

1

2

3

4

5

6

                       

1 — звукопроизношение  4 — словарь

2 — фонематическое  восприятие 5 — грамматический строй

3 — слоговая  структура 6 — связная речь

 


 

 
Образец заполнения индивидуального 
речевого профиля ребенка с ОНР

Н — начало года С — середина года К — конец года

1 — звукопроизношение  4 — словарь

2 — фонематическое  восприятие 5 — грамматический строй

3 — слоговая  структура 6 — связная речь

2. Экспресс-диагностика  письменной речи 
младших школьников

1. Слуховой и зрительный диктант.

10 баллов правильное  и точное воспроизведение текста.

8 баллов наличие  только орфографических ошибок.

6 баллов 1—2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки.

4 балла 3—5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки.

2 балла 6 и более  дисграфических ошибок, орфографические ошибки.

0 баллов текст  не воспроизведен.

2. Изложение.

Оценивается по двум критериям.

А. Смысловая целостность:

10 баллов рассказ  соответствует ситуации, имеет все  смысловые звенья, расположенные  в правильной последовательности.

8 баллов смысловые  звенья воспроизведены с незначительными  сокращениями.

6 баллов неправильное  воспроизведение причинно-следственных  связей или отсутствие связующих  звеньев.

4 балла выпадение  отдельных смысловых звеньев.

2 балла существенно  искажен смысл или рассказ  не завершен.

0 баллов текст  не воспроизведен.

Б. Лексико-грамматическое оформление:

10 баллов правильное  и точное воспроизведение текста  без ошибок.

8 баллов наличие  только орфографических ошибок.

6 баллов 1—2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки.

4 балла 3—5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки.

2 балла 6 и более  дисграфических ошибок, орфографические ошибки.

0 баллов текст  не воспроизведен.

По результатам  мониторинга логопед заполняет  протоколы отслеживания динамики состояния  письма на каждого ребенка и на всю группу.

 


 

 
Протокол отслеживания динамики состояния письма 
у младших школьников с дисграфией

 


 

 
Образец заполнения протокола  отслеживания 
динамики состояния письма у младших школьников 
с дисграфией

3. Речевая  карта младшего школьника

МОУ № _____ района _________________________________________________

Логопед_____________________________________________________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА учащегося _________ класса

(200___/ 200___ учебный г.)

1. Фамилия, имя  ___________________________________________________

2. Дата рождения ___________________ Школа ________________________

Класс __________________________________________________________

3. Адрес _________________________________________________________

_______________________________________________________________

Телефон _______________________________________________________

4. Сведения о  родителях:

Мать __________________________________________________________

_______________________________________________________________

Отец __________________________________________________________

_______________________________________________________________

5. Дата зачисления  на логопункт _____________________________________

4. Успеваемость (к  моменту обследования):

по русскому языку _______________________________________________

математике _____________________________________________________

чтению ________________________________________________________

5. Жалобы учителей  и родителей ____________________________________

_______________________________________________________________

6. Анамнез:

От какой беременности ребенок ___________________________________

_______________________________________________________________

Характер беременности __________________________________________

_______________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, обезвоженные, быстрые, стремительные,

стимуляция) ____________________________________________________

_______________________________________________________________

Когда ребенок закричал __________________________________________

Асфиксия (белая, синяя) __________________________________________

_______________________________________________________________

Вес при рождении ______________ рост ____________________________

Когда принесли кормить _________________________________________

Как взял грудь___________________________________________________

Наблюдались ли срыгивания, поперхивания _________________________

На какой день выписан из роддома _________________________________

Раннее психомоторное  развитие:

Голову держит с ______________ Сидит ____________________________

Ходит _________________________________________________________

Гуление _________________ Лепет _________________________________

Первые слова ___________________________________________________

_______________________________________________________________

Первые фразы __________________________________________________

_______________________________________________________________

Прерывалось ли речевое  развитие __________________________________

_______________________________________________________________

7. Обращались ли  раньше к специалистам за помощью  __________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

8. Заключение психиатра  ___________________________________________

_______________________________________________________________

9. Заключение оториноларинголога __________________________________

_______________________________________________________________

10. Заключение окулиста ____________________________________________

_______________________________________________________________

11. Общее физическое  развитие и перенесенные заболевания  ______________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

12. Состояние общей  моторики _______________________________________

_______________________________________________________________

13. Состояние мелкой  моторики ______________________________________

_______________________________________________________________

14. Состояние артикуляционного  аппарата:

□ губы:

а) толстые, тонкие, короткие, расщелина ____________________________

б) подвижность _________________________________________________

в) переключаемость ______________________________________________

□ зубы: редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные,

без промежутков, отсутствуют  резцы _______________________________

_______________________________________________________________

□ твердое небо: высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое,

нормальное _____________________________________________________

□ мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону,

сокращается недостаточно, не сокращается, нормальное _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

□ прикус: прогнатия, прогения, прямой, передний открытый, боковой

открытый, косой ________________________________________________

□ язык:

а) массивный, маленький _________________________________________

б) подвижность: широкий __________________, узкий________________,

укороченная уздечка _____________________________________________

вверх _______________________, вниз _____________________________,

маятник _______________________________________________________,

облизать верхнюю  губу __________________________________________,

облизать нижнюю губу ___________________________________________

в) переключение:

широкий-узкий _________________________________________________,

вверх-вниз _____________________________________________________,

оближи верхнюю/нижнюю губу ___________________________________,

пощелкай ______________________________________________________

г) удержание позы _______________________________________________

д) тремор ______________________________________________________

е) саливация ____________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

Общее звучание речи

□ выразительность (невыразительная, маловыразительная) ______________

_______________________________________________________________

□ голос (тихий, громкий, глухой, звонкий, сиплый, с назальным оттенком) _______________________________________________________________

□ дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное) __________________________

_______________________________________________________________

Информация о работе Документация и планирование