Документация и планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций

Краткое описание

Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120

Вложенные файлы: 1 файл

Мазанова Е. В. Школьный логопункт, документация, планирование и организация коррекционной работы.docx

— 515.05 Кб (Скачать файл)

Г. Согласование прилагательных с  существительными[8].

Прочитай словосочетания, допиши слова:

□ портрет краси... _______________________________________________

□ стаканчик бумаж... _____________________________________________

□ улыбка приветли... _____________________________________________

□ дни тепл... ____________________________________________________

□ окно гряз... ___________________________________________________

Д. Согласование существительных с  числительными 1, 2, 5:

Посчитай предметы и запиши словосочетания. Например: 1 гусь, 2 гуся,

5 гусей.

□ дом _________________________________________________________

□ окно ________________________________________________________

□ ведро ________________________________________________________

□ дерево _______________________________________________________

□ кукла ________________________________________________________

Результаты  выполнения заданий по серии 5

Максимально — 100 баллов

Словообразование. Мах = 50

Задание 1

А

Б

В

Г

Д

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

                             

Словоизменение. Мах = 30

Согласование. Мах = 20

                         

Задание 2

Задание 3

                         

А

Б

В

А

Б

                   

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

                             

Серия 6. Обследование связной речи

1. Составление рассказа  по сюжетной картинке.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. Составление рассказа  по серии сюжетных картинок (3—4  картинки).

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. Пересказ прослушанного  рассказа.

ГОРОШИНЫ

по И. Н. Садовниковой

В одном стручке  сидели горошины. Прошла неделя. Стручок  раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчика. Мальчик зарядил  горохом ружье и выстрелил. Три  горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро  он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты  выполнения заданий по серии 6

Максимально — 100 баллов

Рассказ. Мах = 50

Пересказ. Мах = 50

Задание 1

Задание 2

Н

С

К

Н

С

К

           

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

1. Обследование письма

А. Дисграфические ошибки

 

Оптические

Акустические

Ошибки  на почве нарушения языкового  анализа

и синтеза

Аграмма-тические

Списывание (начало года)

       

Диктант (начало года)

       

Изложение (начало года)

       

Списывание (конец года)

       

Диктант (конец года)

       

Изложение (конец года)

       

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Орфографические ошибки

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. Обследование навыков чтения

А. Обследование чтения: побуквенное, послоговое, беглое, медленное, быстрое, плавное, угадывающее, монотонное, выразительное ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Дислексические ошибки ________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В. Ответы на вопросы по прочитанному, пересказ (точный, неточный) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г. Понимание прочитанного (поверхностное, полное) _________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (самостоятельность, организованность, наблюдательность, работоспособность, устойчивость внимания...) _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

I год обучения

II год обучения

   

Результат первого года обучения __________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат второго года обучения ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

I год обучения

II год обучения

   

Дата ___________________ Подпись логопеда _____________________

«Родители наравне с  учителем несут ответственность  за посещение своими детьми логопедических занятий» (Сборник приказов и инструкций МП РСФСР №26. 1979. С. 28).

Подпись родителей ______________________________________________

Подпись директора МОУ _________________________________________

М. П.

Приложение 1 к речевой  карте

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащегося ________ класса

__________________________________________________________________

(200— / 200___учебный г.)

1. Подбери однокоренные слова.

□ стол _________________________________________________________

□ сноп _________________________________________________________

□ гриб _________________________________________________________

□ лист _________________________________________________________

□ лес __________________________________________________________

□ винт _________________________________________________________

2. Подбери слова-антонимы.

□ Большой _____________________________________________________

□ Старый_______________________________________________________

□ Низкий _______________________________________________________

□ Сесть ________________________________________________________

□ Широкий _____________________________________________________

□ Говорить _____________________________________________________

□ Смелый ______________________________________________________

□ Ссориться ____________________________________________________

□ Здоровый ____________________________________________________

□ Далеко _______________________________________________________

□ Сильный _____________________________________________________

□ Быстро _______________________________________________________

3. Запиши предложения, раскрывая  скобки.

□ Саша (ото)рвал (от)цветка (от)росток._____________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

□ Лодка (с)ребятами (от)плыла (от)берега. __________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

□ Ребята (с)двинули парты (с)места и стали (под)метать пол. _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

4. Заполни таблицу.

Именительный  падеж, единственное число

Именительный  падеж, множественное число

Родительный падеж, единственное число

Родительный падеж, множественное число

мост

мосты

моста

мостов

ухо

     

утенок

     

стул

     

ведро

     

книга

     

палец

     

дерево

     

пень

     

стена

     

5. Вставь нужные предлоги и  приставки.

□ Всадник ___ вязал лошадь ___ дерева и ___ скочил ___седло.

□ Легкий ветерок ___дувает пыль ___ дороги.

□ Весело ___ бежали весенние ручьи ___ лесам и оврагам.

6. Подбери к словам-признакам  слова-предметы, из предложенных ниже

вариантов:

□ интересная ___________________________________________________

□ полосатая ____________________________________________________

□ увлекательное _________________________________________________

□ морозный ____________________________________________________

□ вкусный ______________________________________________________

□ высокий ______________________________________________________

□ холодное _____________________________________________________

□ хорошее ______________________________________________________

□ звонкая ______________________________________________________

Мороженое, песня, сказка, зебра, забор, путешествие, настроение, воздух.

7. Подбери слова-признаки к словам-предметам.

□ осень (какая?) _________________________________________________

□ день (какой?) _________________________________________________

□ солнце (какое?) ________________________________________________

□ друзья (какие?) ________________________________________________

8. Допиши окончания.

Льнян___ полотенце Тепл___ дни

Красив___ портрет Осенн___ погода

Син___ тетрадь Последн___ страница

Бумажн___ стаканчик Грязн___ окно

Приветлив___ улыбка Морозн___ день

Приложение 2 к речевой  карте

ОБРАЗЦЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

учащегося ________ класса

(200 / 200 учебный г.)

1. Диктант

2. Изложение

ЧАСТЬ 3 
Программа работы по преодолению 
нарушений письма у младших школьников

Частичное расстройство письма, в  настоящее время достаточно часто встречающееся у детей младшего школьного возраста, обозначают термином дисграфия. По мнению автора, у детей этой возрастной категории наблюдается не столько расстройство письма, сколько трудности в овладении письменной речью.

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательных школ не связано ни со снижением слуха и зрения, ни с пропусками занятий по болезни. Часто дисграфия сочетается с дислексией (нарушением чтения). Ошибки чтения и письма не являются постоянными или единичными для конкретного слова. Поэтому один фактор не может быть основой для постановки заключения «дисграфия».

В настоящее время специалистами  предпринимаются попытки классифицировать нарушения письменной речи. Предложено множество различных подходов к  данной проблеме. Последняя классификация  дисграфии, разработанная кафедрой ЛГПИ им. Герцена, выделяет следующие формы дисграфии:

— артикуляторно-акустическая;

— дисграфия, обусловленная нарушением фонемного распознавания;

Информация о работе Документация и планирование