Документация и планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций

Краткое описание

Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120

Вложенные файлы: 1 файл

Мазанова Е. В. Школьный логопункт, документация, планирование и организация коррекционной работы.docx

— 515.05 Кб (Скачать файл)

— строить звуковые схемы слогов и слов;

— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

— восстанавливать  предложения и текст с заданными  звуками;

— самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения, сочинения, используя оппозиционные  звуки.

Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза

В основе лежит  нарушение различных форм языкового  анализа и синтеза. Поэтому основными  задачами обучения являются:

1. Развитие фонематического  анализа и синтеза;

2. Развитие слогового  анализа и синтеза;

3. Развитие языкового  анализа и синтеза.

Программа рассчитана на 85 часов. Работа начинается со звукобуквенного  анализа, далее изучают гласные 1-го и 2-го ряда. Дети тренируются находить сильные и слабые позиции звуков, определяют положение определенного  звука в начале, середине и в  конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным звуком в различных позициях. При  обучении применяется аналитико-синтетический  метод.

Данный раздел программы  рекомендован для работы с детьми с ОНР.

План работы, по преодолению дисграфии,

обусловленной нарушением языкового анализа

и синтеза

Тема  занятия

Содержание  работы

Часы

 

1. Звук

     

1. Звук. Гласные-согласные звуки

Знакомство  с речевыми звуками. Сравнение гласных и согласных. Образование гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков на всех этапах

1

 

2. Гласные I ряда

Знакомство  с гласными (ряда. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. Образование гласных 1 ряда (характеристика всех звуков и их артикуляция). Соотнесение звуков с буквами. Знакомство со схемой. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места гласных 1 ряда во всех позициях в слове. Развитие звукового анализа и синтеза

5

 
 

3. Гласные  II ряда

Знакомство  с гласными II ряда. Развитие фонематического восприятия, слуха. Соотношение со схемой и символом. Знакомство со звуковой схемой слова. Работа по звуковому анализу и синтезу. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Развитие неречевых процессов

5

 

4. Мягкий  знак

Роль  мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком. Закрепление знаний орфографии. Соотнесение слов со схемой. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического

2

Тема  занятия

Содержание работы

Часы

 
   

мышления. Обогащение словаря. Работа по звукобуквенному  анализу

 
 

5. Согласные  звуки

Знакомство  с согласными звуками. Развитие фонематического восприятия и слуха. Соотнесение звуков с буквами. Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Тренировка в звуковом анализе и синтезе слогов и слов

13

 

II. Слог

   
 

6. Слог

Знакомство  со слогом. Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного  слога в ряду слов. Определение положения определенного слога. Знакомство с одно-, дву-, трех - и четырехсложными словами. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов. Слогораздел и перенос слов. Соотнесение со слоговой схемой

6

 

7. Ударение. Ударная гласная

Знакомство  с ударением. Выделение ударной  гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением  слова. .Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам

5

 

8. Ударные  и безударные гласные (А—О, Е—И, И—Я)

Знакомство  с безударными гласными. Выделение  безударных гласных в словах. Закрепление  знаний орфографии. Подбор родственных  слов. Обогащение словаря. Работа со схемами  слов

4

 

III. Слово

   
 

9. Родственные  слова. Корень слова

Знакомство  со строением слова. Знакомство с  понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Выделение двух основных признаков родственных слов: единый корень,

3

       

Тема  занятия

Содержание  работы

Часы

 
   

близость  значения. Закрепление знаний о безударных гласных. Обогащение словаря. Подготовительная работа по словообразованию. Выделение корня в словах

   
 

10. Образование  слов при помощи суффиксов

Знакомство  с суффиксами. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Выделение  суффиксов в словах. Соотнесение  со схемой. Работа на морфологическом уровне. Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением)

5

 
 

11. Словообразование слов при помощи приставок

Знакомство  с приставками. Закрепление знаний об их значении и правописании (в — из, под — над, из — под, с — со, на — над ...). Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов

5

 
 

12. Приставки  и предлоги

Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов

5

 
 

13. Морфологический состав слова

Закрепление знаний о морфологическом составе  слова. Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. Работа с графическими схемами слов. Развитие неречевых  процессов

2

 
 

IV. Словосочетание и предложение

     
 

14. Состав  предложения

Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения и словосочетания. Языковой анализ и синтез словосочетания и предложения. Работа

8

 
         

Тема  занятия

Содержание  работы

Часы

 
   

над деформированным  предложением

 
 

V. Связная речь

   
 

15. Последовательный рассказ

Знакомство  со структурой текста. Закрепление  знаний о построении текста. Знакомство с деформированным текстом. Восстановление рассказа по плану

5

 

16. Описательный  рассказ

Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным  словам. Работа над деформированным  текстом

5

 

17. Составление  связного рассказа по предметной, сюжетной картинам и серии картин

Работа  на уровне текста. Закрепление навыка использования в речи межфразовых  связей. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок)

6

       

К концу обучения дети должны знать:

— гласные и  согласные звуки и буквы;

— определения  понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;

— чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные  и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;

— графическое  обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и  приставок;

— правописание предлогов  и приставок.

К концу обучения лети должны уметь:

— различать гласные  и согласные звуки;

— различать звуки  и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных  предложений и текст;

— определять ударные  и безударные гласные, слоги;

— определять в  словах место и последовательность заданного звука: гласных и согласных  звуков;

— определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений  в тексте;

— производить  звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;

— графически обозначать звуки, слоги и слова.

Аграмматическая дисграфия

Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения  и текста. Является составной частью единого симптомокомплекса лексико-грамматического недоразвития. Чаще всего отмечается у детей с ОНР. Программа рассчитана на 80 часов и охватывает следующие уровни: слово, предложение, текст.

Задачи коррекционного обучения:

1. Установление  логических и языковых связей  между предложениями;

2. Уточнение морфологической  структуры слова (приставка, суффикс,  корень, окончание);

3. Развитие навыков  словоизменения и словообразования (различные способы);

4. Развитие навыка  правильного употребления предложно-падежных  конструкций;

5. Развитие навыков  использования в речи различных  видов связи в словосочетаниях  (управления и согласования);

6. Обучение синтаксически  правильному оформлению предложения;

7. Обучение конструированию  сложного предложения.

Данный раздел программы  рекомендован для работы с детьми с ОНР.

План работы по преодолению

аграмматической биографии

Тема  занятия

Содержание  работы

Часы

 

1. Слово. Словосочетание. Предложение

     

А. Развитие навыков словообразования

     

1. Родственные слова

Знакомство  с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования

2

 

2. Корень слова

Знакомство  с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов

2

 

3. Приставка

Знакомство  с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами

3

 
 

4. Суффикс

Знакомство  с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса

3

 

5. Морфологический  состав слова

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значений слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов

2

 

6. Предлоги

Закрепление понятий о предлоге как о целом  слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного  предлога

10

 

Б. Развитие навыков словоизменения

   
 

7. Слова-предметы

Знакомство  со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы.

2

       

Тема  занятия

Содержание  работы

Часы

 
   

Обогащение  номинативного словаря

 
 

8. Практическое  употребление существительных в форме единственного и множественного числа

Знакомство  с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имен существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного)

2

9. Практическое употребление существительных  разного рода

Знакомство  с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие Логического мышления

2

 

10. Употребление существительных в  косвенных падежах

Знакомство  с падежными формами имен существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи

10

 

В. Развитие навыков согласования слов

     

11. Слова-признаки

Развитие  словаря признаков. Подбор признаков  к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой

2

 

12. Согласование прилагательных с  существительными в роде и  числе

Развитие  словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами

2

 

13. Согласование прилагательных с  существительными в падеже

Согласование  существительных с прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи

10

 
       

Тема  занятия

Содержание  работы

Часы

 

14. Слова-действия

Знакомство  с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой

1

 
 

15. Согласование  глагола с существительным в числе

Работа  по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами  в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия

2

 

16. Согласование  глагола с существительным в роде

Согласование  глагола с существительным в  роде. Работа по словоизменению. Соотнесение  слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами

2

 

17. Согласование  глагола с существительным во времени

Знакомство  с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений

4

 

18. Имя  числительное

Знакомство  с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи

6

 

II. Предложение

   
 

19. Предложение

Соотнесение предложений с графическими схемами. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различных типов. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — словосочетание — текст

5

       

 

Тема  занятия

Содержание  работы

Часы

20. Состав предложения

Виды  связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в  предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями

5

 

III. Текст

     

21. Работа над текстом

Установление  смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых частей текста

3

 
       

К концу обучения дети должны знать:

— признаки родственных  слов (близость значения, наличие общей  части — корня);

— состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа;

— правописание суффиксов  и приставок;

— части речи;

— как согласуется  существительное с прилагательным, глаголом и числительным;

— главные и  второстепенные члены предложения;

— сложное предложение  и его состав; виды связи в сложном  предложении;

— виды связи в  словосочетании (смысловые и логические).

К концу обучения дети должны уметь;

— распознавать части  речи и их основные признаки;

— изменять слова  по числам, родам и падежам;

— определять род, число и падеж существительных  и прилагательных;

— производить  разбор слова по составу;

— различать понятия  словоизменение и словообразование;

— выделять из текста слова, словосочетания и предложения;

— устанавливать  связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями  в тексте;

— устанавливать  связи между частями сложного предложения;

— составлять и  анализировать сложное предложение.

Оптическая  дисграфия

Эта форма дисграфии тесно связана с недоразвитием зрительного гнозиса и праксиса, пространственных и временных представлений.

Данная часть  программы рассчитана на 80 часов, хотя количество может меняться в сторону  увеличения, либо уменьшения (все зависит  от количества смешиваемых букв). Все  наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.

Оптически сходные буквы

Кинетически сходные буквы

рукописные

печатные

рукописные

печатные

загл.

строчн.

загл.

строчн.

загл.

строчн.

загл.

строчн.

î — à

è — ó

å — å

Е —  Е

е —  е

Ó —×

È —  Ù

è — ù

И —  Щ

и —  щ

È —  Ö

è — ö

И —  Ц

и —  ц

È —  Ø

è — ø

И —  Ш

и —  ш

Ë —  ß

ë — ÿ

Ë —  À

Л —  А

à — ä

î — ä

Ñ — Ý

ñ — ý

С —  Э

с —  э

Ñ — Å

ñ — å

с —  е

Ç — Å

Информация о работе Документация и планирование