Участие прокурора в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:38, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является: рассмотреть сущность и значение участия прокурора в гражданском процессе.
Из цели дипломной работы можно выделить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность, значение и задачи участия прокурора в гражданском процессе;
- рассмотреть на практических примерах значение участия прокурора в гражданском процессе;
- сделать конкретные выводы и предложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом мой.docx

— 83.20 Кб (Скачать файл)

По какому бы поводу ни предъявлялся прокурором иск, этому должна предшествовать всесторонняя и тщательная подготовка исковых материалов, в необходимых  случаях требования прокурора должны быть подкреплены соответствующими документами. Затем прокурор представляет в суд подписанное им заявление  с копиями по числу ответчиков.

Дальнейшая деятельность прокурора сводится к участию  в рассмотрении дела  судом и  поддержанию своих исковых требований.

Участие прокуроров в рассмотрении гражданских дел в судах первой инстанции является одной из существенных гарантий всестороннего, полного и  объективного исследования судом фактических  обстоятельств, а также вынесение  судом законного и обоснованного  решение. Прокурор вправе принять участие  в рассмотрении любого гражданского дела, также как он обязан принять  участие в процессе, если это будет  признано необходимым судом.

Гражданско-процессуальный закон предусматривает категорию  гражданских дел, в рассмотрении которых прокурор принимает обязательное участие:

- в рассмотрении судом жалоб на неправильность в списках избирателей;

- в рассмотрении судом дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

- дело о признании лица дееспособным;

- в рассмотрении гражданских дел о лишении родительских прав.

Требования закона для  прокурора обязательны.

Участвуя в судебных прениях, исходя из ревизионного начала гражданского судопроизводства, прокурор дает заключение в целом по делу. В нём содержатся соображения прокурора по тем  вопросам, которые суду следует обсудить и решить в совещательной комнате. Заключение должно быть объективным (позиция прокурора должна отражать интересы лица, права которого нарушены), обоснованным (предложения и выводы прокурора должны быть основаны на анализе и оценке конкретных доказательств), законным (то есть основанным на нормах материального и процессуального права).

С первой формой участия  прокурора проблем не возникает, так как именно прокурор подает в  суд исковое заявление или  заявление, вступая с судом в  гражданские процессуальные правоотношения, и в дальнейшем участвует в  процессе с правами и обязанностями  истца или заявителя.

Одной из форм участия прокурора  в суде первой инстанции является так же вступление в любой процесс, начавшийся по инициативе других лиц  в целях дачи заключения по делу. Таким образом, закон связывает  приобретение прокурором статуса лица, участвующего в деле, с его вступлением  в процесс для дачи заключения по делу. Соответственно прокурор, не вступивший в процесс, не является лицом, участвующим  в деле, не наделен его правами  и не несет его обязанностей.

Однако содержание «вступления  в процесс» в тексте Кодекса не раскрывается.

Поскольку Генеральная прокуратура  признает лицом, участвующим в деле, прокурора, который по закону должен участвовать в рассмотрении дела, был извещен о времени и  месте его рассмотрения, но не принимал реального участия в суде первой инстанции, постольку необходимо определиться со вступлением прокурора в процесс  и с тем, является ли вступившим в  дело прокурор, не принимавший участия  в рассмотрении дела.

Этимологическим значением  глагола «вступить» предполагается совершение субъектом каких-либо активных действий. Применительно к гражданскому судопроизводству это означает, что  вступить в процесс можно только посредством совершения каких-то процессуальных действий. Отсюда вытекает и другое: бездействием в процесс вступить нельзя.

Наличием активных действий и волеизъявлением лица вступление в гражданском процессе отличается от привлечения к участию в  нем. Последнее как раз и характеризуется  пассивностью привлекаемого лица в  том смысле, что оно не изъявляет  своей воли на участие в процессе, более того, оно нередко привлекается к участию в деле против своей  воли, как, например, ответчик, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора (ст. 43 ГПК РК), государственные органы или органы местного самоуправления (ст. 57 ГПК РК).

Нельзя не отметить и диспозитивного характера права вступить в процесс. Обладатель этого права самостоятельно решает вопрос о своем участии  в процессе и не может быть принуждаем к его осуществлению (хотя в отношении  прокурора право вступить в процесс  обладает большой особенностью, так как права прокурора одновременно являются его обязанностями).

Таким образом, прокурор может  вступить в процесс только посредством  совершения какого-либо процессуального  действия, будь то подача заявления  о вступлении в процесс или  явка непосредственно в судебное заседание.

Представляется также, что  вступление в дело прокурора должно (по аналогии с вступлением в дело третьих лиц, как заявляющих, так  и не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора) оформляться определением суда или  судьи (если вступление имеет место  на стадии подготовки дела к судебному  разбирательству), хотя Гражданским  процессуальным кодексом это и не предусмотрено.

Прокурор, не совершивший  никаких действий по вступлению в  процесс, то есть проявивший процессуальную пассивность, процессуальное бездействие, не может считаться вступившим в  процесс, а поскольку лицом, участвующим  в деле, прокурор становится с момента  вступления в процесс, постольку  не проявивший процессуальной активности по вступлению в процесс прокурор не является лицом, участвующим в  деле, и не обладает его правами  и обязанностями.

В литературе отмечается: «При возникновении в суде указанных  дел судья обязан поставить об этом соответствующего прокурора в  известность, а при назначении дела к судебному разбирательству  – направить ему извещение  о месте и времени рассмотрения дела».

Но перечисленные действия совершаются судом и характеризуют  активность последнего. Сам факт извещения  прокурора о наличии в производстве суда дела, о времени и месте  его рассмотрения еще не позволяет  считать прокурора вступившим в  процесс и лицом, участвующим  в деле. Извещение необходимо рассматривать  лишь как «приглашение» прокурору  вступить в процесс.

Прокурор, который в силу ст. 55 ГПК РК должен участвовать в  рассмотрении дела, был извещен о  времени и месте судебного  разбирательства, но не принимал реального  участия в нем, не является лицом, участвующим в деле, и, следовательно, не обладает правом на принесение апелляционного и кассационного представлений.

В первую очередь необходимо рассмотреть вступление прокурора  в дело для дачи заключения в суде первой инстанции. И здесь нельзя обойти вниманием ст. 210 Кодекса, называющуюся «Окончание рассмотрения дела по существу», расположенную в гл. 17 «Судебное  разбирательство» подраздела II «Исковое производство» раздела II «Производство  в суде первой инстанции».

В соответствии с этой статьей  после исследования всех доказательств  председательствующий предоставляет  слово для заключения по делу прокурору, представителю государственного органа или органа местного самоуправления, участвующим в процессе в соответствии с ч. 2 ст. 55 и со ст. 77 ГПК РК, выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они  выступить с дополнительными  объяснениями. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу законченным, и суд переходит к судебным прениям.

Таким образом, при производстве в суде первой инстанции заключение прокурора завершает часть судебного  разбирательства, именуемую «рассмотрение  дела по существу», за которой следует  другая часть судебного разбирательства, известная как судебные прения.

Прокурор, как нам представляется, может вступить в процесс в предусмотренных законом случаях для дачи заключения по делу на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, а также на стадии судебного разбирательства до окончания рассмотрения дела по существу.

Такой вывод обусловлен несколькими  обстоятельствами:

1) задачей участия прокурора в процессе, каковой является дача заключения по делу в целях осуществления возложенных на него полномочий (надзор за соблюдением Конституции Республики Казахстан и исполнением законов, действующих на территории Республики (п. 1 ст. 1 Закона «О прокуратуре Республики Казахстан»));

2) процессуальным характером заинтересованности прокурора в исходе дела (решение суда не влияет на его права и обязанности);

3) тем, что при вступлении прокурора в процесс разбирательство дела по существу не начинается с самого начала (как это имеет место при вступлении в процесс третьих лиц), а продолжается;

4) расположением заключения прокурора в конце части судебного разбирательства, именуемой «рассмотрение дела по существу»; невозможностью, наконец, дачи прокурором заключения после судебных прений (за исключением, конечно, случая возобновления рассмотрения дела по существу).

Прокурор выполняет свои задачи в гражданском процессе, совершая все предусмотренные законом  процессуальные действия (ст. 55 и др. ГПК РК), независимо от формы участия  в деле. В частности, прокурор вправе давать правовое заключение по всем вопросам, возникающим во время разбирательства  дела, и по существу дела в целом, независимо от того, предъявил ли он иск сам или вступил в процесс, начавшийся по инициативе других лиц.

Прокурор не обладает правом применения мер принуждения к  лицам, виновным в нарушении закона. Однако он не может оставаться безучастным. Если возникает необходимость устранить  нарушение закона, восстановить нарушенные права и охраняемые законом интересы государства, предприятий, организаций  и граждан. Предъявление прокурором иска является одним из средств реагирования на установленные нарушения закона.

Процессуальное положение  прокурора, возбудившего дело, характеризуется  некоторыми особенностями: прокурор не несёт судебных расходов по заявленному  иску, ему не может быть отказано в принятии искового заявления, к  прокурору нельзя предъявить встречный  иск, решение суда по иску прокурора  распространяется не на прокурора, а  на лицо, в интересах которого предъявлен иск.

Свои полномочия по предъявлению иска прокурор использует:

- при защите имущественных интересов государства, предприятий и организаций; при защите интересов несовершеннолетних, инвалидов, престарелых, многодетных родителей, лиц, находящихся под опекой и попечительством, военнослужащих, то есть тех, кто не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд;

- если должностные лица или граждане не используют свое право на заявление исков, а того требую интересы обеспечения законности;

- когда нарушенные права и охраняемые законом интересы предприятий и граждан имеют особое общественное значение;

- когда требуется защитить права и законные интересы граждан, нарушенные неправомерными действиями государственных органов и должностных лиц .

По какому бы поводу ни предъявлялся прокурором иск, этому должна предшествовать всесторонняя и тщательная подготовка исковых материалов, в необходимых  случаях требования прокурора должны быть подкреплены соответствующими документами. Затем прокурор представляет в суд подписанное им заявление  с копиями по числу ответчиков.

Дальнейшая деятельность прокурора сводится к участию  в рассмотрении дела  судом и  поддержанию своих исковых требований.

 

 

 

 

3. Практика участия  прокурора в гражданском процессе.

3.1. Деятельность  прокуратуры в РК.

Согласно конституциям и  законам о прокуратуре большинства  государств — членов СНГ, прокуратура  является органом надзора за точным и единообразным исполнением  законов. По законодательству стран  СНГ прокурорский надзор распространяется и на исполнение законов гражданами. Указание на это содержится Конституциях.

Место прокуратуры в современном  обществе есть результат длительной эволюции и преобразования конституционно правового статуса прокуратуры  в государствах — членах СНГ; эти  преобразования могут происходить  только поэтапно, с учетом социально  — экономической ситуации в каждой из стран.

Свои полномочия прокуратура  Республики Казахстан осуществляет в строгом соответствии с Конституцией и законами. На сегодня в ее деятельности исключены факты подмены других государственных органов, необоснованного  вмешательства в функциональную деятельность различных хозяйствующих  субъектов. В то же время прокуратура, в соответствии с требованиями ст.83 Конституции Республики Казахстан, стала активнее выявлять нарушения законности, допущенные государственными органами и их должностными лицами, принимать предусмотренные законом меры к их устранению, в том числе путем внесения протестов на незаконные акты органов исполнительной и судебной власти, а так же чаще реагировать на неисполнение действующих законов и указов Президента.

Здесь приведены некоторые  данные прокурорских проверок за 2005-2006 год.

ВКО. Усть-Каменогорск. 17 ноября. Прокурор области Кушкалиев: « В ходе проведенных проверок выявлены факты нарушений ст.23 Конституционного закона РК « О выборах в Республике Казахстан» в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания. После вмешательства прокуратуры в этих учреждениях созданы избирательные участки. Проведена работа по вопросу достоверности списков избирателей, в связи с многочисленными заявлениями граждан о нарушениях -выявлены факты подлога». Прокуратурой ВКО внесены представления.

Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе