Участие прокурора в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:38, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является: рассмотреть сущность и значение участия прокурора в гражданском процессе.
Из цели дипломной работы можно выделить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность, значение и задачи участия прокурора в гражданском процессе;
- рассмотреть на практических примерах значение участия прокурора в гражданском процессе;
- сделать конкретные выводы и предложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом мой.docx

— 83.20 Кб (Скачать файл)

1. Лишены права законодательной инициативы;

2. Передано право прокуроров санкционировать арест суду;

3. Упразднена, а затем восстановлена функция следствия в прокуратуре;

4. Лишены, а затем наделены полномочиями по координации деятельности правоохранительных органов;

5. Лишены, а затем восстановлены звания сотрудникам органов прокуратуры и т.д.

Становление казахстанского законодательства требует в настоящее  время решения целого ряда вопросов связанного с законотворческим процессом: написание, разработка, экспертиза проектов нормативных правовых актов, в том  числе и правоприменение. Но, несмотря на это, прокуратура активно участвует в законодательной жизни государства в силу задач, функций и полномочий, предусмотренных Конституцией. Прокуратуре, как никакому другому государственному органу известно, как эти законы работают на практике, каковы причины их ненадлежащего исполнения, какие из них не соответствуют Конституции или нуждаются в изменениях, какие общественные отношения требуют дополнительного правового регулирования.

Таким образом, прокуратура  осуществляет право законодательной  инициативы косвенно, не обладая правом законодательной инициативы, она  инициирует свои предложения в виде полноценного закона либо поправок в  него через инициативу президента, правительства или как законодательную  инициативу депутатов [10, с.109-111].

При рассмотрении всех периодов развития прокурорского надзора  в Республике Казахстан, можно процитировать  участника международной научно-практической конференции Генерального Прокурора  Республики Казахстан – А. Даулбаева: «Отправной точкой в истории становления прокуратуры суверенного Казахстана стал введенный в действие постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 17 января 1992 года Закон «О прокуратуре Республики Казахстан». Этим законом прокуратура была провозглашена государственным органом, осуществляющим высший надзор за исполнением законов. В Государственной программе правовой реформы 1994 года были обозначены основные принципы реформирования органов прокуратуры. Впоследствии они нашли свое закрепление в Конституции 1995 года. Таким образом, на сегодня можно выделить три самостоятельные функции прокуратуры: надзорную, представительства интересов государства в суде и уголовного преследования.

В различные периоды развития казахстанского общества основной задачей  прокуратуры было и остается соблюдение законности и защита закрепленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина. В целях реализации этих задач, только за первое полугодие 2012 года по актам  прокурорского надзора в социально-экономической  сфере защищены конституционные  права свыше 400 тысяч граждан, в  том числе свыше 100 тысяч трудящихся, в интересах которых взыскана заработная плата на 6 млрд. тенге. Результаты надзорной деятельности, в ходе которой  выявляются различные пробелы в  законодательстве, позволяют  органам  прокуратуры вносить предложения  по совершенствованию правовой системы. Участие прокуроров в нормотворчестве  предупреждает принятие актов, противоречащих Конституции и законам, в том  числе на стадии их разработки  и  согласования. Органами прокуратуры  в тесном взаимодействии с другими  правоохранительными органами уделяется  постоянное внимание совершенствованию  форм и методов надзора за соблюдением  конституционных прав и свобод граждан  в уголовном процессе».

Также А.Даулбаев отметил, что прокуратура, будет, как и прежде, направлять свои усилия на обеспечение гарантий законности в стране, надежной защиты прав личности и общества [11, с.18-19].

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что прокуратура  была и остается единственным государственным  органом, осуществляющим высший надзор за исполнением и соблюдением  законов в Республике Казахстан. А прокурорский надзор – это деятельность органов прокуратуры, осуществляющих от имени государства высший надзор за точным исполнением и единообразным применением законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

Статус прокурора  в гражданском процессе.

В соответствии со ст. 83 Конституции  РК  прокуратура представляет собой  единую централизованную систему с  подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору  Республики. Она осуществляет свои полномочия независимо от других государственных  органов, должностных лиц и подотчетна лишь Президенту Республики.

Прокуратура осуществляет надзорные  функции в гражданском процессе, поскольку иной подход не противоречит принципу построения государственной  власти на основе разделения властей  и месту судебной власти в современной  правовой системе. Правовой статус прокурора  в гражданском процессе определяется, прежде всего, в соответствии с Конституцией РК, ГПК и  законом "О прокуратуре  Республики Казахстан".

В соответствии со ст. 1 закона "О прокуратуре" Республики Казахстан  прокуратура РК представляет собой  единую централизованную систему органов, осуществляющих от имени Республики Казахстан надзор за точным и единообразным  применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных  правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной  деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного  производства. В гражданском процессе прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Республики Казахстан  участвуют в рассмотрении дел  судами, а также приносят апелляционные, кассационные и надзорные представления  на судебные решения и определения.

Согласно ст. 55 ГПК Республики Казахстан прокурор участвует в  рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных законом, или когда  необходимость участия прокурора  в данном деле признана судом. Формы  участия прокурора определены в  статьях закона "о Прокуратуре" и ГПК Республики Казахстан, согласно которым прокурор в соответствии с процессуальным законодательством  Республики Казахстан вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело при наличии оснований, предусмотренных законом. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются также  процессуальным законодательством  Республики Казахстан.

Таким образом, участие прокурора  в гражданском процессе способствует осуществлению целей правосудия при соблюдении принципа независимости  судей и подчинения их только закону. Участвуя в гражданском процессе, прокурор защищает интересы законности, права и интересы граждан и организаций. Вступая в гражданский процесс, становясь субъектом гражданских процессуальных отношений, прокурор выступает в качестве лица, участвующего в деле. На прокурора распространяется общий процессуальный регламент, установленный ГПК РК.

Главный акцент в процессуальной деятельности прокурора в настоящее  время смещен на защиту государственных  и публичных интересов. Прокурор не должен подменять в судебном процессе самих частных лиц - участников гражданского оборота, который строится на недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.

Согласно ст. 44 ГПК РК прокурор отнесен к числу лиц, участвующих  в деле. Соответственно он наделен  целым рядом процессуальных прав и обязанностей, характеризующих  его правовое положение. Так, прокурор, как и другие лица, участвующие  в деле, вправе изменить основание  или предмет поданного им заявления. Прокурор также вправе возбудить  апелляционное и кассационное производство (путем принесения апелляционного или  кассационного представления), надзорное  производство (путем подачи представления), подать заявление о пересмотре решения, определения или постановления  по вновь открывшимся обстоятельствам.

При этом каждая форма участия  прокурора в гражданском процессе (возбуждение дела или дача заключения) и на каждой стадии гражданского процесса (от производства в суде первой инстанции  до стадии пересмотра судебных актов  по вновь открывшимся обстоятельствам) характеризуется определенными  особенностями, которые будут раскрыты в данной дипломной работе в дальнейшем. На любой стадии процесса и в любой  форме прокурор защищает в суде не собственные, а государственные  и публичные интересы, а также  интересы других или неопределенного  круга лиц.

Участие прокурора в суде является продолжением его деятельности по обеспечению законности, в связи  с чем такое участие помогает прокурору осуществлять его полномочия, возложенные на него Конституцией РК и законом "О прокуратуре" Республики Казахстан. Такой "служебный интерес" характеризует существо процессуального  положения и деятельности прокурора  в гражданском процессе.

Вопрос о статусе прокурора  в гражданском процессе является одним из самых дискуссионных  в науке гражданского процессуального  права. Особенно актуальным его разрешение представлялось в период разработки ГПК РК. Однако и после принятия Гражданского процессуального кодекса  РК данный вопрос во многом остается открытым, поскольку законодатель закрепил компромиссный  вариант участия прокурора в  гражданском процессе, основанный на противоположных точках зрения. В  связи с этим представляется необходимым проанализировать указанную проблему в динамике, сравнивая нормы ГПК КазССР  и ГПК РК.

Главной проблемой, которая  возникает при характеристике участия  прокурора в гражданском процессе, является вопрос о месте прокурора  среди иных лиц, участвующих в  процессе.

Первая точка зрения по указанной проблеме заключается  в признании прокурора стороной в гражданском процессе. Данная позиция  является доктринальной, поскольку  как утративший силу ГПК КазССР, так и ныне действующий ГПК РК при регулировании положения лиц, участвующих в деле, разделяют статусы представленных субъектов. Думается, что подобная точка зрения не является вполне обоснованной и на теоретическом уровне. Правовое положение прокурора имеет настолько много особенностей по сравнению со статусом стороны в гражданском процессе, что признание их исключениями из общего правила не представляется возможным.

Прежде всего, прокурор ex officio (по должности, без приобретения специальных полномочий) является таким участником процесса, в обязанности которого входят защита прав, свобод и законных интересов других лиц (ст. 19, раздел 3  ГПК КазССР, ст. 55 ГПК РК). В связи с этим весьма примечательным является дело, рассмотренное Верховным судом РК от 26 июня 1996 года.

В данном случае Президиум  Верховного Суда РК удовлетворил протест  заместителя Генерального прокурора  РК об отмене определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РК, а также об исключении из постановления  краевого суда указания о том, что  требования от имени истца в соответствии с Соглашением о международном  железнодорожном грузовом сообщении  (СМГС) не могли быть заявлены прокурором, аргументировав это следующим.

Президиум районного суда и Судебная коллегия Верховного Суда РК считали невозможным обращение  прокурора в суд по данному  делу по тем мотивам, что прокурор в СМГС не назван в качестве лица, которое вправе предъявлять претензии  и иски, вытекающие из договора перевозки  в международном сообщении. При  этом они ссылались на п. 1 ст. 31 и  п. 1 ст. 29 СМГС, где в качестве лиц, имеющих право на предъявление претензий, основанных на договоре перевозки, указаны  только отправитель или получатель груза, то есть стороны в договоре перевозки. Однако прокурор и не мог  быть назван в СМГС в качестве лица, имеющего такое право, так как  стороной в договоре перевозки он не является. Им заявлены требования в  интересах отправителя, то есть лица, имеющего право на предъявление иска. Право прокурора на обращение  в суд с заявлением в интересах  отправителя определялось не СМГС, а гражданским процессуальным законодательством  Республики Казахсан, на территории которого был заключен договор перевозки .

Необходимо отметить, что  сам прокурор, участвуя в судебном разбирательстве, не является заинтересованным лицом: он не связан в процессе своей  позицией, а руководствуется только законом. Таким образом, придя к  выводу о незаконности или необоснованности предъявленных им требований, прокурор обязан отказаться от иска полностью  или частично, что, в свою очередь, не лишает права заинтересованного  лица настаивать на рассмотрении дела по существу (ч. 3 ст. 41 ГПК КазССР, ст. 55 ГПК РК).

Представляется важным обратить внимание на то, что если прокурор обращается в суд с заявлением в защиту определенного лица, то именно данное лицо будет являться стороной в процессе (истцом).

В том случае, когда данное лицо отказывается вступить в качестве истца либо настаивает на прекращении  дела, процесс, по общему правилу, должен быть прекращен, даже если прокурор с  этим не согласен.

Помимо вышеуказанных  особенностей положения прокурора  в процессе, существуют иные отличия  в его статусе по сравнению  со сторонами в процессе. В частности, прокурор не несет каких-либо судебных расходов (ст.101 ГПК РК), ему не может  быть предъявлен встречный иск, так  как он предъявляется истцу по делу, прокурор не может закончить  дело мировым соглашением (п. 5 ст. 55 ГПК РК). Одной из главных особенностей участия прокурора в гражданском  процессе является его возможность  по окончании прений выступить с  заключением, вне зависимости от того, кем было возбуждено дело ( п. 3 ст. 55 ГПК РК).

Необходимо отметить, что  и судебная практика Верховного Суда строго придерживается правила о  том, что прокурор не является стороной в процессе. Так, например, по одному из дел, рассмотренному в 1985 году, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КазССР отметила, что поскольку прокурор истцом по делу не является, то и срок исковой давности должен исчисляться не с того момента, когда он узнал о состоявшейся между истцом и ответчиком сделке, а со дня, когда истцу стало известно о совершении незаконной сделки, то есть со дня ее заключения.

Тем не менее, как показывает практика, может сложиться ситуация, когда участие прокурора в  процессе не будет обладать вышеуказанными отличительными чертами.

В частности, по одному из дел, рассмотренных Президиумом Верховного Суда в 2000 году, протест заместителя  Генерального прокурора был оставлен без рассмотрения на том основании, что Генеральная прокуратура  являлась ответчиком в данном деле, то есть стороной в процессе. Дело в  том, что в ч. 1 ст. 15 ГПК РК закреплены принципы состязательности и равноправия  сторон в гражданском процессе. Названные  процессуальные нормы распространяются на все стадии гражданского судопроизводства, в том числе на производство в  надзорной инстанции. В деле, где  Генеральная прокуратура является стороной в процессе, эти принципы препятствуют использованию Генеральным прокурором Республики Казахстан или его заместителями тех особых полномочий, которые предоставлены прокуратуре как органу, осуществляющему надзор за законностью судебных постановлений. Соответствующие должностные лица не могут использовать свое право принесения протеста в порядке надзора на решение Верховного Суда РК, поскольку другая сторона такого права не имеет.

Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе