Участие прокурора в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:38, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является: рассмотреть сущность и значение участия прокурора в гражданском процессе.
Из цели дипломной работы можно выделить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность, значение и задачи участия прокурора в гражданском процессе;
- рассмотреть на практических примерах значение участия прокурора в гражданском процессе;
- сделать конкретные выводы и предложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом мой.docx

— 83.20 Кб (Скачать файл)

Таким образом, за годы Советской  власти был создан институт прокурорского  надзора, назначение которого состояло в охране единой социалистической законности, присущей природе социалистического  строя, от каких бы то ни было посягательств. Также можно констатировать, что  история прокуратуры нашей Республики неотделима от истории советской  прокуратуры. Органы прокуратуры в  советский период прошли нелегкий путь борьбы за установление и укрепление законности, накопили за годы своего существования  большой и ценный опыт. Глубокое изучение, творческое осмысление и  использование этого опыта имеет  большое значение для правильного  решения задач, стоящих сегодня  перед органами прокуратуры, с учетом, естественно, коренных изменений в  политико-правовой и государственной  системе, многообразия форм собственности, новых экономических и социальных отношений, в условиях суверенной государственности  Казахстана.

Изложенное приводит к  следующим выводам:

1. Отсутствие в первые годы после свершения Октябрьской революции (1917г.) системы законодательства, в том числе органа, осуществляющего надзор за законностью.

2. Образование прокуратуры в 1922 году было обусловлено объективными причинами, а именно, необходимостью и потребностью в организации надзора за соблюдением единой законности, по прототипу российской прокуратуры петровских времен.

3. Направления и практическое содержание деятельности прокуратуры Казахской АССР по укреплению законности на разных этапах ее развития предопределялись теми же задачами, которые Советское государство решало в тот или иной период строительства социализма и коммунизма.

4. За годы Советской  власти был создан уникальный институт прокурорского надзора, назначение которого состояло в охране единой социалистической законности, присущей природе социалистического строя, от каких бы то ни было посягательств.

5. В данный период главной функцией прокуратуры является – общий надзор (характерной особенностью которого является его «тотальность», граничащая с абсурдом).

6. Изучение истории казахстанской прокуратуры эпохи социализма ценно не только в исторических и научно-теоретических целях. Воспитание кадров, приверженных высоким идеалам правозащиты и устоев государственности, не менее актуальны и сегодня.

Рассмотрим развитие прокуратуры  по обеспечению законности в период становления и развития новой  государственности Республики Казахстан. Современная прокуратура имеет  почти трехвековую историю и  является результатом длительной эволюции ее правового статуса. Обеспечение  законности всегда было специфической  функцией органов прокуратуры, исторически  и законодательно ей присущей. Ни один из существующих ныне государственных  органов не может принять на себя надзорные функции прокуратуры.

Со времени провозглашения независимости Республики Казахстан  открылась новая страница в истории  органов прокуратуры, произошло  дальнейшее развитие прокурорского  надзора за соблюдением (исполнением) законов. Реформирование системы органов  прокуратуры осуществлялось в соответствии с принципами нового государственного устройства, политической ситуации и  развития международно-правового сотрудничества.

Становление и развитие прокуратуры, как органа обеспечения законности, в условиях независимости Казахстана, можно условно разделить на следующие  периоды.

Первый период – со дня  провозглашения независимости до августа 1995 года. В этот период постановлением Верховного Совета Республики Казахстан  от 17 января 1922 года введен в действие Закон Республики Казахстан «О прокуратуре  Республики Казахстан», в соответствии с которым, прокуратура определена как орган высшего надзора  за исполнением законов, подотчетный  Верховному Совету.

Закон Республики Казахстан  «О прокуратуре Республики Казахстан» сыграл свою положительную роль в  улучшении правозащитной деятельности прокуратуры, как органа обеспечения  законности.

Второй, не менее важный период в истории прокуратуры, условно  можно обозначить с августа 1995 года до августа 2002 года. Этот период характеризуется  дальнейшим реформированием именно органов прокуратуры. Это нашло  свое закрепление в Конституции  Республики Казахстан, принятой на республиканском  референдуме 30 августа 1995 года и в  Указе Президента Республики Казахстан  от 21 декабря 1995 года, имеющем силу Закона, «О прокуратуре Республики Казахстан» (в настоящее время – Закон).

В статье 83 Конституция провозгласила  основные положения о прокуратуре  как единой централизованной независимой  системе. Теперь, прокуратура от имени  государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением  законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных  правовых актов, за законностью оперативно-розыскной  деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного  производства, принимает меры по выявлению  и устранению любых нарушений  законности, представляет интересы государства  в суде, а также в случаях, порядке  и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование. Впервые прокуратуре было предоставлено  право опротестовывать законы, противоречащие Конституции и законом Республики. Также именно в этот период прокуратура  стала подотчетна лишь Президенту Республики Казахстан как гаранту законности.

Социальная значимость прокуратуры  и полезность с позиций обеспечения  законности в процессе экономической  и административной реформ определяются сегодня конкретными результатами в прокурорской деятельности, их воздействием на процесс продвижения названных  реформ.

Третий период развития органов  прокуратуры начинается с августа 2002 года и продолжается в настоящее  время. В этот период, 9 августа 2002 года Главой государства был подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые  законодательные акты Республики Казахстан  по вопросам прокурорского надзора». Названный Закон был разработан во исполнение Указа Президента страны «О мерах по совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан». Основная его идея заключается в  необходимости повышения уровня законности и защиты прав граждан  в стране. В закон внесены изменения  и дополнения концептуального характера, направленные на усиление правозащитных  функций прокурора.

В системе разделения властей  и механизма сдержек и противовесов прокуратура Республики Казахстан  выступает в качестве правового  средства Главы государства по непосредственному  и повседневному обеспечению  функций гаранта Конституции, законности, соблюдению прав и свобод человека и гражданина. В этом смысле, прокуратура  Республики Казахстан является особым органом в системе разделения и взаимодействия ветвей государственной власти.

Таким образом, развитие прокуратуры  в системе государственности  Казахстана, уже впитавшей приемлемые элементы многообразных правовых систем других стран, выкристаллизовало, в  этом сложном и противоречивом, многообразном  процессе современную модель прокуратуры  как уникального инструмента, механизма  обеспечения разделения и взаимодействия властей, неотъемлемого элемента системы  их сдержек и противовесов. Особенность  современной прокуратуры, как государственного органа, состоит в уникальной специфике  ее соотношения с различными ветвями  государственной власти.  Смысл  принципа разделения властей – обеспечить их равновесие, стимулировать развитие общества, гарантировать от излишней концентрации и злоупотребления  властью, создать условия для  выполнения государством его главного предназначения – охраны прав и  свобод человека и гражданина в условиях режима законности.

Главное предназначение прокуратуры  Казахстана и специфика ее правового  статуса состоит в том, что  прокуратура – это уполномоченный Республикой Казахстан орган, тесно  связанный со всеми  тремя ветвями  власти, но который входит в систему  правового статуса Президента Казахстана, как Главы государства и гаранта  Конституции и законности, в качестве важнейшего элемента реализуемого им механизма сдержек и противовесов.

Прокуратура является тем  органом, который дает возможность  Главе государства наряду с мерами непосредственного воздействия, опосредованно  поддерживать должный уровень состояния  законности в стране, в том числе  обеспечит законный характер деятельности самих органов власти.

Как отмечено А.К. Котовым  и А.А. Котовым, институт прокуратуры  необходим государству, его Главе  – всенародно избираемому Президенту Республики, как гаранту Конституции  в качестве функционального инструмента  для защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, надзора за законностью. Эту идею четко сформулировал академик, профессор  Г.С. Сапаргалиев, который указывая на то, что поскольку из всех правовых моделей прокуратура осуществляет надзор, в первую очередь, за соблюдением Конституции, отмечает: «всякая недооценка ее роли и места в системе государственных органов, в конечном счете, отрицательно сказывается на правовом состоянии общества». Аналогичные аспекты и оценки рассматривают и раскрывают и многие другие теоретики и практики.

В свою очередь, прокуратура  всей своей многовекторной деятельностью, в том числе, целенаправленно по отдельным ее видам и направлениям, активно влияет на процессы общественного и государственного развития строго правовыми, присущими ей формами и методами. Этим предопределяется содержание обратной связи и значимость точного определения места прокуратуры в механизме государственной власти, воздействия прокуратуры на все эти процессы в целом, а не только результатами надзорной и иной функциональной деятельности по конкретным делам, материалам, обращениям граждан и должностных лиц.

Важная особенность органов  прокуратуры Казахстана состоит  в том, что осуществляя прокурорский надзор, они стали органами конституционного надзора, которые осуществляют надзор за соблюдением норм Конституции  в процессе законотворчества, ибо  Конституцией возложено на прокуратуру  опротестование законов и других нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и законам Республики Казахстан (статья 83). Такая оценка роли прокуратуры согласуется, например, с мнением российского ученого  М.С. Шалумова, отмечающего: «Прокуратура, не относясь к законодательной, исполнительной или судебной ветвям государственной власти, а также не представляя собой какую-либо иную самостоятельную ветвь государственной власти, в то же время выполняет в государственном механизме особую роль, определяемую историческими традициями и опытом, уровнем функционирования правовых институтов и выполнения ими своих правоохранительных задач, потребностями развития общества».

Таким образом, по данному  периоду развития деятельности прокуратуры  по обеспечению законности в период становления и развития новой  государственности Республики Казахстан  можно сказать, что современная  прокуратура в системе государственности  Казахстана выкристаллизовала современную  модель прокуратуры как правозащитного органа, уникального правового инструмента  Главы государства по обеспечению  функций гаранта Конституции, соблюдению прав и свобод человека. Также прокуратура, являясь элементом механизма  сдержек и противовесов разделенных  властей, правового обеспечения  их слаженности и взаимодействия не входит и не должна входить в  состав ни одной их них в полной мере, что и является важным условием выполнения ею своего главного предназначения – обеспечение законности, защита прав и свобод граждан.

Автор выделяет несколько  пробелов и внесений дополнений в  законодательство Республики Казахстан, регулирующих деятельность прокуратуры:

1. Возникает необходимость в обозначении вопросов, связанных с системой, принципами и местом органов прокуратуры среди государственных органов на конституционном уровне. Данное обстоятельство предполагает необходимость выделения в Конституции специального раздела о прокуратуре, осуществляющей высший надзор в Республике, поскольку ни одному государственному органу не предоставлено таких надзорно - контрольных функций в целях обеспечения законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, и нормативного обеспечения действующего Закона Республики Казахстан «О прокуратуре» в форму конституционного закона.

2. С учетом статуса Генерального Прокурора, занимающего одно из высших мест в иерархии государственных должностей, необходимо на законодательном уровне детализировать процедуры назначения Генерального Прокурора на должность, лишения его неприкосновенности, закрепить требования, предъявляемые к кандидату для занятия этой должности, расширить основания освобождения Генерального Прокурора от должности путем предоставления ему права на отставку.

3. Возложение Конституцией Республики Казахстан на прокуратуру функции высшего надзора требует выработки процессуального порядка взаимоотношений Генерального Прокурора с другими государственными органами. Необходимо в этих целях в Регламенты Парламента и его палат, Регламент Правительства Республики внести положения, касающиеся порядка рассмотрения протеста Генерального Прокурора [9, с. 68-117].

По данному пункту мы также  рассмотрели правовую реформу 90-х  годов, разработанная по поручению  Главы государства, которая также  коснулась органов прокуратуры. Преобразование и сами споры касаются не только места прокуратуры в  системе органов, но и касаются реформирования прокуратуры в целом. За столь  короткое для истории время органы прокуратуры претерпели ряд преобразований:

Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе