Теоретические основы правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: специфика феномена правовое государство в общецивилизационном смысле и в процессе формирования правовой государственности в России.
Исходя из цели и учитывая специфику предмета исследования, задачи исследования определены следующим образом:
- раскрыть понятие правового государства
- изучить концепции и предпосылки возникновения правового государства
- рассмотреть характерные черты правового государства и проблемы его формирования в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1.Теоретические основы правового государства……………………………
1.1 Понятие правового государства………………………………………...
1.2 Концепции и предпосылки возникновения правового государства… 2.Пути формирования правового государства………………………………
1.2 Характерные черты правового государства…………………………...
2.2Проблемы формирования правового государства в Российской Федерации………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КП.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

     Концепция  правового государства у И.  Канта сводится к следующим  тезисам:

1. Источником нравственных  и правовых законов выступает свободная воля людей;

2. Человек становится  моральной личностью, если возвысился  до понимания своей ответственности  перед человечеством в целом;

3. В своем поведении  личность должна руководствоваться  требованиями категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"

4. Правом, основанным  на нравственном законе, должны  быть определены границы поведения  людей с целью, чтобы свободное  волеизъявление одного лица не  противоречило свободе других;

5. Право призвано обеспечить  внешне благопристойные, цивилизованные  отношения между людьми;

6. Государство - это  соединение множества людей, подчиненных  правовым законам.1

      Государственно-правовые  воззрения Монтескье сводятся  к тому, что формы правления,  формы государственного устройства  определяют собой дух законов  и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.

   Теоретическая конструкция  правового государства, сложившаяся  в политико-правовой доктрине XVIII - XX вв., включает разделение властей  на законодательную, исполнительную  и судебную; верховенство правового  закона; взаимную ответственность личности и государства; доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом"; установление реальных гарантий прав и свобод личности.2

   Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.1

          Идея правовой государственности  испытала на себе влияние различных  социальных сил: демократические  движения придали ей прогрессивный  характер, углубили общечеловеческие  начала, связали с реальными позитивными  процессами современной цивилизации  и культуры; реакционно-консервативные силы попытались и пытаются под личиной идеи господства права скрыть антинародные режимы. В свое время фашистское государство в Германии было объявлено правовым. Под этим флагом насаждалось безоговорочное подчинение населения расистским законам власти, полное подавление личности в интересах нации, насильственное установление правопорядка на оккупированных территориях соответственно немецкому (арийскому) духу германского народа. Оправдывалось его якобы естественное право на расширение жизненного пространства, уничтожение народов, принадлежащих к низшей расе. Подобный пример в истории человечества не единственный. В этом смысле концепция правового государства испытала судьбу любой великой демократической идеи. Она не избежала попыток со стороны отдельных слоев, групп или партий использовать ее авторитет в своих интересах. Рано или поздно такая антисоциальная политика себя неизбежно разоблачает и завершается крахом, но при этом наносит подчас огромный ущерб обществу. Воплощение демократической идеи правового государства, соответствующей ее действительной прогрессивной сущности и подлинной гуманности - достаточно длительный поступательный процесс. Ошибочно полагать, что правовое государство можно установить каким-либо декретом, и его формирование целиком зависит только от идеологического выбора. Образование правового государства представляет собой политико-правовое олицетворение глубочайших социально-экономических и нравственно-культурных сдвигов, затрагивающих все стороны жизни общества.1

          Значительное освещение и развитие  идея правового государства нашла  в произведениях современных  западных юристов, политологов  и социологов. В прямой, а чаще  в косвенной форме она закрепляется  в текущем законодательстве и  даже в конституциях ряда государств.

      Прямое  закрепление идея правового государства  нашла, например, в Конституции  Испании 1978 г., провозглашающей в  п. 1 ст. 1 о том, что Испания - это "социальное, правовое и  демократическое государство, высшими  ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм". Она закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 г., в статьях 20 и 28, провозглашающих, что "Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством" и что "конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона". В ст. 1 Конституции России (1993 г.) также отражено, что Россия является "демократическим правовым государством с республиканской формой правления". Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых государств.

    В условиях плюрализма мнений и идеологий можно по-разному воспринимать идеи правового государства, также как и их интерпретацию. Однако одно остается бесспорным. Теория правового государства в целом, равно как и ее основные положения, всегда отражала общечеловеческие ценности и интересы. Формирование правового государства - сложный и длительный процесс, который разворачивается по мере проведения в жизнь экономической, политической и правовой реформ, создания нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, роста духовной культуры, построения цивилизованного, демократического и гуманистического гражданского общества.1 Как уже было отмечено, правовое государство невозможно декретировать, его становление предполагает генезис особых правовых отношений между гражданином и государством, между органами власти, управления и суда, принципиально обновленное взаимодействие между обществом, правом и политикой.

         В России движение к созданию  правового государства было заложено  реформами 60-х годов XIX в. (отмена  крепостного права). На путь реального его создания можно было встать после Февральской или Октябрьской революции, принятия Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа. Однако установление диктатуры пролетариата, гражданская война, период "военного коммунизма", а несколько позже - отказ от нэпа и утверждение авторитарного режима, основанного на попрании прав и свобод человека, массовые противоправные репрессии, принижение закона и правосудия на долгие годы прервали процесс формирования в стране правового государства, утвердили примат политики силы государства над правом. Сама идея правового государства была объявлена сугубо враждебной и реакционной, категорически отрицался демократически - антиузурпаторский принцип разделения властей и примат права над политикой партийно-государственного аппарата, системой административно-приказного управления. Правовой нигилизм стал элементом государственной идеологии.2

 

2.Пути формирования  правового государства

2.1 Характерные черты  правового государства

Деятельность правового государства основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.

  Принцип разделения  властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой «сдержек и противовесов» властей.

Правовое  государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона подразумевает не только и не столько приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема равенства граждан, наличие у них равных возможностей в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.1

          Правовое государство характеризуется:

- Верховенством закона  во всех сферах общественной  жизни

- Реальностью прав  личности

- Взаимной ответственностью  государства и личности

- Политическим и идеологическим плюрализмом

Признаками правового  государства являются:

1. Верховенство закона или связанность  государства правом, основанным  на воле общества.

2. Деятельность органов правового  государства осуществляется в  строгом соответствии с принципом  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности  и государства.

4. Наличие в государстве прав  и свобод человека и гражданина, провозглашенных международными  актами, и их реальная защищенность.

5. Политический и идеологический плюрализм, то есть беспрепятственная деятельность различных политических организаций, объединений, не нарушающая разнообразия, исключающая господство какой-либо идеологии.1

Кроме этого  иногда выделяют также и другие признаки правового государства:

- Сосредоточение  всех прерогатив государственно-властного  регулирования в системе государственных  институтов;

- Наличие развитого  гражданского общества;

- Создание антимонополистических  механизмов, препятствующих сосредоточению  властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;

- Установление  в законе и проведение на  деле суверенности государственной  власти;

- Формирование  обществом на основе норм избирательного  права законодательных органов  и контроль за формированием  и выражением законодательной воли в законах;

- Соответствие  внутреннего законодательства общепризнанным  нормам и принципам международного  права;

- Правовая защищенность  всех субъектов социального общения  от произвольных решениях кого  бы то ни было;

- Возвышение  суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;

- Соответствие  законов праву и правовая организация  системы государственной власти;

- Единство прав  и обязанностей граждан.

         Признаки правового государства  отражают основные его черты,  которые обязательно должны в нем присутствовать.

    Разделение  властей означает, что каждая  из трех существующих в государстве  властей (законодательная, исполнительная  и судебная) должна быть независима  от другой и в своей деятельности  подчиняться только закону.

    Верховенство  закона означает, что государство  и личность в своих действиях,  прежде всего, должны соответствовать  закону, то есть никто не имеет  права нарушить закон.

      Защита прав и свобод человека - это, прежде всего, конституционные  гарантии того, что человек является свободным, а его права -- невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.1

         Правовое государство немыслимо  без развитого гражданского общества, то есть, например, в России невозможно построение правового государства, так как у нас отсутствует даже простое понимание того, что закон должен стоять выше всего. В России традиционно высшей инстанцией считается не закон, а его исполнитель - глава исполнительной власти. Общество может стать только тогда развитым, когда оно начнет понимать основополагающие идеи правового государства и начнет претворять их в жизнь, но не так бездумно, как предложило нам Европейское Сообщество, а сообразуясь с положением в стране.

        Созданию антимонополистических  механизмов во властных структурах  должна препятствовать толково  написанная Конституция, четко  разграничивающая обязанности и  возможности каждой из ветвей  власти.

         В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но тем не менее она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Далее уже идет задача власти - воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы.1

Информация о работе Теоретические основы правового государства