Теоретические основы правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: специфика феномена правовое государство в общецивилизационном смысле и в процессе формирования правовой государственности в России.
Исходя из цели и учитывая специфику предмета исследования, задачи исследования определены следующим образом:
- раскрыть понятие правового государства
- изучить концепции и предпосылки возникновения правового государства
- рассмотреть характерные черты правового государства и проблемы его формирования в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1.Теоретические основы правового государства……………………………
1.1 Понятие правового государства………………………………………...
1.2 Концепции и предпосылки возникновения правового государства… 2.Пути формирования правового государства………………………………
1.2 Характерные черты правового государства…………………………...
2.2Проблемы формирования правового государства в Российской Федерации………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КП.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

        Формирование обществом законодательных  органов может происходить в  абсолютно любом государстве,  но только в правовом государстве  эта привилегия общества достигает  расцвета, потому что только развитое  гражданское общество, которое существует в правовом государстве, может обеспечить свою же стабильность. Фактически, в условиях стабильности может отпасть надобность в прямом представительстве народа в государстве. Постепенно, с развитием гражданского общества, цели различных его представителей сближаются, а, соответственно, отпадает необходимость в многопартийной системе, а, как следствие из этого, и представление различных групп общества при выработке законов. Этот процесс можно наблюдать во многих развитых странах. Например, в США постепенно установилась двухпартийная система, однако, обе партии набирают на выборах примерно одинаковое количество голосов. Например, Джон Ф. Кеннеди на выборах 1960 г. победил своего соперника Ричарда Никсона с отрывом всего 113 тыс. голосов (на 0,1% больше, чем у Р.Никсона). В ходе восемнадцати президентских выборов (с 1900 по 1968 гг.) обе партии получили примерно равное количество голосов: республиканская - 348,8 млн. голосов, демократическая - 350,9 млн. голосов. В будущем, вероятно, рейтинги обеих партий выровняются еще больше, а потом они просто сольются в одну партию.

  В правовом  государстве внутреннее законодательство  должно соответствовать общепринятому  международному, однако это не  служит с хорошей стороны пропаганде  идей правового государства, поскольку с помощью приведения законодательства к мировым стандартам, мы тем самым стираем наше собственное, неповторимое лицо государства, превращаемся в одно из мелких европейских государств, разрабатывающих эти стандарты. Только тогда, когда в них будут учтены все национальные особенности всех государств мира, только тогда можно приводить свое законодательство в соответствие стандартам, и то только некоторым их частям. 1

   Правовая  защищенность всех субъектов  социального общения от произвольных  распоряжений представителей власти необходима в любом государстве, не только в правовом. Никто не имеет права посягать на общество, его отдельных представителей, кроме как по решению независимого суда. Правовое государство должно представлять из себя такую ступень развития, когда общество сможет чувствовать себя свободно от посягательств власть имущих.

      Суд также в любом государстве  должен являться моделью для  всех. В этом случае примечательна  англосаксонская система права,  в которой решение суда является  образцом для всех последующих решений. Судебная власть должна быть независимой ото всех.

    Единство  прав и обязанностей граждан  - важный залог построения правового  государства. Правовое государство  просто немыслимо, когда одни  граждане пользуются большими  правами, чем другие.

    Таким  образом, мы выяснили, что основой  правового государства являются, прежде всего, взаимоотношения  общества и государства. Государство  создается обществом и призвано  обеспечить его гармонией существования  в данном государстве. Можно выделить различные черты (принципы) правового государства, основным принципом существования такого государства является все же взаимная ответственность государства и граждан а также правовые концепции, основанные на идее справедливости, приоритете общечеловеческих ценностей и, таким образом, соответствующих своей правовой природе. Закон может быть правовым и соответствовать воле большинства народа. Следовательно, государственная власть должна в своих законах закреплять волю народа, и только такой закон будет является правовым. Государство и общество должны признаваться, как равные субъекты правоотношений. Идея правового будет оставаться главенствующей во всех областях юридических наук, так как только при создании такого государства возможно существование цивилизованного общества.

2.2 Проблемы формирования правового государства в Российской Федерации

В Конституции  Российской Федерации Россия провозглашается  правовым государством, для которого характерны политический плюрализм, разделение властей, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод. 
Вместе с тем следует признать, что такое провозглашение констатирует не реально сложившиеся отношения, а лишь стремление к созданию правового государства. 
Сложившиеся экономические и социальные условия в нашей стране, рост цен и инфляции, усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс.1 
В сфере теории государства и права произошла довольно значительная смена политических и идеологических ориентиров, однако в практической жизни, касающейся равенства прав и свобод человека, принципа разделения властей, политического плюрализма и др., за последние годы не произошло каких-либо существенных изменений. Успешное решение формирования правового государства невозможно без создания реальных условий для данного процесса.1

К таким  условиям относятся:

- достижение  высокого уровня политического  и правового сознания людей;   - создание единого, внутренне  не противоречивого законодательства;

- ограничение  вмешательства в сферу экономики;

-разработка  продуманной национальной политики  и эффективных средств ее реализации. 
1. Достижение высокого уровня политического и правового сознания 
людей. 
Предпосылками создания правового государства в нашей стране являются: 
- выработка у широких слоев населения навыков и потребности для сознательного участия их в управлении государством; 
- утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни - общества и государства;

- развитие  системы самоуправления;

- установление прочного правопорядка, законности и конституционности; 
- утверждение принципов реальной демократии в сфере экономики, культуры, науки и т.д.

2. Создание  единого, внутренне не противоречивого  законодательства. 
В настоящее время многие законы еще не приведены в соответствие с 
Конституцией. Время от времени возникает конкуренция федеральных законов и местных законодательных актов. Все это отрицательно сказывается на состоянии законности, экономики, приводит к межнациональным конфликтам, имущественным и территориальным спорам. 
Кроме того, в настоящее время закон, будучи формально основным, главенствующим юридическим актом, на деле фактически растворяется в многочисленных подзаконных, а точнее - ведомственных нормативных актах. Разумеется, возникающие общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для их регулирования недостаточно одного, пусть даже самого авторитетного закона. Они требуют системы взаимосвязанных, детализирующих закон актов. Существование их неизбежно и обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений. Необходимо только, чтобы подзаконные акты не доминировали в общей системе нормативно-правовых актов и не искажали сути и содержания самих законов.1

3. Ограничение  вмешательства государства в  сферу экономики. 
Развитие частного предпринимательства в России не должно сковываться 
государством. Прямое вмешательство государства в экономику посягает на экономическую свободу, служит тормозом ее развития, а значит, и создания социальных условий для формирования правового государства. Однако у нас еще сильны традиции государственного регулирования экономикой, до сих пор производятся дотационные вложения в нерентабельные предприятия, сдерживается процедура банкротства. Для успешного формирования правового государства воздействие на экономику должно сводится только к налоговому и кредитно-финансовому регулированию, к юридическому обеспечению неприкосновенности частной собственности. 
4. Разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации. В условиях федеративного устройства государство призвано обеспечить сохранение исторически сложившегося единства народов, территориальной целостности страны. С межнациональными отношениями связаны вопросы суверенитета, способа организации и деятельности федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов федерации, обеспечения прав и свобод национальных сообществ. Однако сегодня в России в сфере межнациональных отношений существует много негативных явлений. Крайние формы национализма и сепаратизма, стремление безответственных националистических сил толкнуть свои народы на путь самоизоляции и выхода из состава федерации порождают почву для межнациональных конфликтов и их разрушительных последствий, Примером может служить Чечня, где националистический режим, манипулируя лозунгами "независимости", "самоопределения" обрек свой народ на страдания. Далеко не продуманной и не правовой была в данном случае и политика федеральных государственных органов, которая привела к бесславной и кровопролитной войне. Подобная ситуация немыслима в правовом государстве.1

          Таким образом, особое значение  в России приобретает правовое  воздействие государства на межнациональные  отношения путем сбалансированного  распределения полномочий между  федеральными и национальными органами власти, выработки действенных согласительных процедур. Государство должно разработать и осуществить комплекс мер по выравниванию уровня развития народов, обеспечить их фактическое равенство.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе проведённого исследования были сделаны следующие выводы:

   1. Правовое  государство - это демократическое  государство, где обеспечивается  господство права, верховенство  закона, равенство всех перед  законом и независимым судом,  где признаются и гарантируются  права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

   В настоящее  время в России заложены и  развиваются основы формирования  правового государства. Но при  практической реализации продекламированной идеи возникает множество объективных и субъективных причин, тормозящих формирование правового государства в РФ. Объективные причины, прежде всего, обусловлены исторически сложившейся правовой культурой, чертами русского менталитета и национального характера. Субъективные причины определяются политическим безволием и коррумпированностью руководства страны всех уровней.

      2. В основе организации и деятельности  правового государства лежит  принцип разделения властей: законодательной,  исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.

   3. Государственная  власть в правовом государстве  подзаконна. Ее подзаконность дополняется  признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом.

Правовое государство  имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.

        4. Правовое государство - путь  к возрождению естественноисторических  прав и свобод, приоритета гражданина  в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве,  самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

        Суть идеи правового государства  - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

         Обладает следующими общими чертами:

1) ему присуща  государственная власть как средство  проведения внутренней и внешней  политики;

2) оно представляет  собой политическую организацию  общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества;

3) располагает  специальным государственным механизмом;

4) обладает определенной  административно-территориальной организацией  на своей территории;

5) существует  благодаря налогам и другим сборам;

6) обладает государственным  суверенитетом.

  В настоящее  время продолжается дальнейшее  развитие и совершенствование  законодательства, формирование новой  правовой системы, соответствующей  потребностям развития всех сфер  общественной жизни. Проводится постоянная работа государства по повышению уровня политической и правовой культуры в обществе.

 

 

Список литературы

I. Нормативно-правовые акты

1.Конституция  Российской Федерации  от 12 декабря 1993г// Российская газета, 25 декабря 1993г

II. Учебная и специальная литература

1.Алексеев С.С.  Государство и право. М., 2007— 496 с.

2.Васильев А.В., Догадайло Е.Ю. - Теория права и государства: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2005. - 178 с.

3.Власова Г.Б., Власов В.И. Теория государства и права. Ростов н/Д. Изд. «Сигма». - 2005 г. - 331 с.

4.Григорьева А.В.Федерализм и гражданское общество //Российский юридический журнал. 2010. n 1. с. 176 - 178.

5.Евтушенко М.В. Гражданское общество и его основные признаки // Социально-гуманитарные знания. 2009.

6.Евтушенко М.В. Сферы гражданского общества // Взаимоотношения личности и общества в условиях социально-экономической нестабильности: материалы круглого стола. Общество и право. 2009. N° 5.

7.Зарицкий А.В. Современная теория правового государства: место и роль политического принуждения /А.В.Зарицкий //Следователь.- 2003.- № 8.- С. 56-59.

8.Керимов Д.А., Шумков Д.В. Основы учения о праве и государстве: Учебник. - М., 2008.-317 с.

Информация о работе Теоретические основы правового государства