Теоретические основы правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: специфика феномена правовое государство в общецивилизационном смысле и в процессе формирования правовой государственности в России.
Исходя из цели и учитывая специфику предмета исследования, задачи исследования определены следующим образом:
- раскрыть понятие правового государства
- изучить концепции и предпосылки возникновения правового государства
- рассмотреть характерные черты правового государства и проблемы его формирования в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1.Теоретические основы правового государства……………………………
1.1 Понятие правового государства………………………………………...
1.2 Концепции и предпосылки возникновения правового государства… 2.Пути формирования правового государства………………………………
1.2 Характерные черты правового государства…………………………...
2.2Проблемы формирования правового государства в Российской Федерации………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КП.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….

1.Теоретические  основы правового государства……………………………

    1.1 Понятие правового  государства………………………………………...

    1.2 Концепции и  предпосылки возникновения правового  государства… 2.Пути формирования  правового государства………………………………

    1.2  Характерные  черты правового государства…………………………...

    2.2Проблемы формирования  правового государства в Российской  Федерации………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

           Актуальность темы работы обусловлена тем, что на сегодняшний день идеи господства права в масштабе того или иного государства или даже межгосударственных союзов, приоритета защиты прав личности и т.д. получили широкое распространение практически во всем мире, порицаются насильственные методы властвования и государственного управления, нарушения буквы и духа закона. Поэтому одной из основополагающих целей российских реформ является построение правового государства и гражданского общества, идеи которых носят универсальный характер в том смысле, что они практически присущи политической и правовой идеологии цивилизаций всех народов, участвующих в мировом историческом процессе.

Россия, преодолев  тяжелейший период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности. Отследить динамику этого процесса и отразить объективную картину на современном этапе мы попытаемся в данной работе.

       Цель исследования: изучить и систематизировать теоретические основы концепции правового государства, и на примере Российской Федерации отследить феномен становления правового государства в контексте соотношения с феноменом гражданского общества.

    Объект  исследования: правовое государство  - это и определенная философско-правовая теория, и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека. Его общечеловеческая ценность определяет и современные установки, устремления и усилия по формированию и развитию начал правовой государственности в посттоталитарной России. Что также говорит об актуальности обращения к данной теме.

      Предмет исследования: специфика  феномена правовое государство  в общецивилизационном смысле  и в процессе формирования  правовой государственности в России.

      Исходя из цели и учитывая  специфику предмета исследования, задачи исследования определены  следующим образом:

  - раскрыть  понятие правового государства

  - изучить  концепции и предпосылки  возникновения  правового государства

 - рассмотреть характерные черты правового государства и проблемы его формирования в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  основы правового государства

1.1 Понятие правового государства

 

      Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции Российской  Федерации, Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.1

       В Комментарии к Конституции Российской Федерации, в частности в комментарии к Статье 1. говориться: «Российская Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем»

      Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права

Идея правового  государства направлена на ограничение  власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а  не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях  с государством

       Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные признаки, закрепленные в российской Конституции.

      В теории  правовое государство  принято понимать, как организацию политической власти, создающую условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.1

      Из определения правового государства  можно выделить два главных  принципа (две стороны сущности) правового государства:

1) наиболее полное  обеспечение прав и свобод  человека и гражданина (социальная  сторона);

2) наиболее последовательное  связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).2

    Первый  принцип нашел свое конституционное  закрепление в ст. 2 Конституции  РФ, где сказано, что "человек,  его права и свободы являются высшей ценностью".3 Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти становится вторичной, производной.

    Сегодня  политико-правовой наукой в виде  естественных признается система  гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в международных пактах о правах человека 1966 г. и других международных актах.

        Второй принцип воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств.

1. Государственную  власть ограничивают сами права  и свободы человека, т.е. реальное  осуществление первого принципа. Права человека положены в  основу системы сдержек и противовесов, правового режима ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь.

        Только осознание необходимости  инициативного поведения в правовой  сфере, повышения юридической  и политической культуры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина как высшей ценности по отношению к правам государства. Как любой настоящий спортсмен должен ежедневно поддерживать физическую форму и постоянно подтверждать высокие результаты, так же и общество, каждый гражданин ежедневно должны поддерживать свою "правовую форму" бытия, постоянно бороться за собственные права и интересы, ибо правовое государство - это в большей степени процесс, чем результат. Он не достигается автоматически, раз и навсегда. Уровень правовой жизни (световой) необходимо систематически отвоевывать у криминала, бесправия (теневой составляющей правовой жизни).1

2. Среди правоограничивающих  мер особое место занимает  проблема разделения властей.  Ее главное требование, выдвинутое Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).1

При этом каждая из них, являясь самостоятельной  и взаимосдерживающей властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

         Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции  и законах, представляет собой  совокупность правовых ограничений  в отношении конкретной государственной  власти: законодательной, исполнительной, судебной. Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть президент страны, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы.

     Деятельность  Конституционного Суда также  можно рассматривать в качестве  правосдерживающей, ибо он имеет  право блокировать антиконституционные  акты. Законодатель в своих действиях  ограничивается временными рамками,  самими принципами права, Конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.2

   В отношении  исполнительной власти используются  ограничения ведомственного нормотворчества  и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные  в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

       Для судебной власти тоже есть  свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.1

   Кроме  того, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять  функции, принадлежащие по закону  другому органу. Деятельность государственных  структур должна ограничиваться  их компетенцией, которая основывается  на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом".

        Нужно, однако, учитывать, что  существуют общие ограничения  (своего рода универсальная система  сдержек и противовесов), касающиеся  всех видов республик, а есть  ограничения специфические, присущие  либо президентской, либо парламентской, либо смешанной ее разновидности. Так, если в Конституции РФ предлагается президентская республика (в действительности она суперпрезидентская), то необходимо придерживаться мировых стандартов конституционных ограничений, характерных именно для президентских республик, а не пытаться их обходить в угоду конъюнктурным соображениям. В частности, "единоличное" право Президента без согласия парламента назначать ключевых министров и даже практически произвольно распускать Государственную Думу выходит за рамки всех существующих в мире Конституций президентских республик.

3. Федерализм  также может внести свой вклад  в дело ограничения государственной  власти. Как своеобразное государственное  устройство, федерация дополняет  горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем самым становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов. Это создает своего рода "двойную безопасность" для прав человека и гражданина. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти будут контролировать друг друга, уменьшать вероятность злоупотреблений и произвола в отношении личности. Вместе с тем в условиях сепаратизма, ложно понятой идеи суверенизации, в рамках неустойчивых федеративных отношений и национально-государственной неразберихи "двойная безопасность" может легко превратиться в "двойную опасность" для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов федерации происходит "покушение" на права человека.

4. Как способ  ограничения политической власти  выступает верховенство закона  и его господство в общественной  жизни. В правовом государстве  закон, принятый верховным органом  власти при строгом соблюдении  всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо самим народом, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, издаваемых министерствами и ведомствами в своих узкоотраслевых или даже корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать закон.

Информация о работе Теоретические основы правового государства