Теоретические основы правовой жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:57, реферат

Краткое описание

Правовая политика - один из видов политики как понятия. Невозможно уяснить суть правовой политики, не разобрав само понятие политика. Любое определение правовой политики не может и не должно противоречить установленному понятию и представлениям о политике в ее традиционном смысле. Раскрывая тему правовой политики и правовой жизни важно знать как основы общей политики, так и специфику, принципы, назначение правовой ее ветви. Правовая политика - особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы правовой политики
1.1 Понятие и определение
1.2 Формирование правовой политики
1.3 Принципы и методы проведения правовой политики
1.4 Соотношение права и политики
2 Теоретические основы правовой жизни
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

правовая политика и правовая жизнь.docx

— 37.72 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1 Теоретические основы правовой политики

1.1 Понятие и определение

1.2 Формирование правовой политики

1.3 Принципы и методы проведения правовой политики

1.4 Соотношение права и  политики

2 Теоретические основы  правовой жизни

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Правовая политика - один из видов политики как понятия. Невозможно уяснить суть правовой политики, не разобрав само понятие политика. Любое определение правовой политики не может и не должно противоречить установленному понятию и представлениям о политике в ее традиционном смысле. Раскрывая тему правовой политики   и правовой жизни важно знать как основы общей политики, так и специфику, принципы, назначение правовой ее ветви. Правовая политика - особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур.         Правовая жизнь  — совокупность многообразных видов и форм деятельности и поведения людей, их коллективов в сфере действия права, направленных на обеспечение условий и средств существования, реализации частных и публичных, индивидуальных и групповых интересов, утверждения соответствующих им ценностей. правовая жизнь непосредственно вовлечена в решение общественных задач и ее организация подчинена их реализации.

 

Теоретические основы правовой политики

1.1Понятие и определение

Правовую политику можно определить как комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права. Имеется в виду область отношений, связей и интересов, охватываемых понятием "правовое пространство" и объективно нуждающихся в регулятивном упорядочении со стороны публичной власти, с целью гарантировать их.          Подавляющая часть внутренней и внешней политики государства реализуется через право, его нормы, прежде всего конституционные; облекается в законодательные формы и опирается на возможность принуждения со стороны "особого аппарата". Она базируется также на международно-правовых принципах и стандартах, выработанных мировым сообществом. Сама государственность без права, вне права немыслима, ибо они генетически предполагают друг друга.       Правовая политика - особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур. Будучи осознанной, консолидированной, эта политика воплощается прежде всего в законах, Конституциях, кодексах, других основополагающих нормативно-правовых актах, направлена на охрану и защиту данного социального строя, развитие и совершенствование общественных отношений. Правовая политика - мощное средство преобразования общества.          Важнейшее свойство правовой политики - ее государственно-волевой характер, властно-императивное содержание. Правовая политика потому и называется правовой, что она, во-первых, основывается на праве и связана с правом; во-вторых, осуществляется правовыми методами; в-третьих, охватывает главным образом правовую сферу деятельности; в-четвертых, опирается, когда это необходимо, на принуждение; в-пятых, является публичной, официальной; в-шестых, отличается нормативно-организационными началами.        Во всех случаях право выступает базовым и цементирующим элементом этой политики. Правовая политика - наиболее приемлемая, разумная, эффективная и цивилизованная форма руководства обществом в условиях построения правового государства, свободных экономических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Формирование правовой политики

Российская правовая политика как органическая часть общегосударственной политики вырабатывается Президентом РФ, Государственной Думой, Советом Федерации, Правительством, Конституционным Судом, депутатским корпусом, парламентскими комитетами, научными учреждениями, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Федерации, всеми, кто обладает правом законодательной инициативы. В формировании этой политики принимают участие политические партии, общественные организации, движения, объединения, ученые, а также граждане, но не непосредственно, а через официальные каналы и институты, через прессу.  Большую роль в данном процессе играют судебные, прокурорские, следственные и иные юрисдикционные органы с их богатой правоохранительной, правоприменительной и правоисполнительной практикой. Они нередко существенно корректируют реализуемую ими правовую политику, как бы проверяют ее на жизненность и эффективность, выявляют в ней слабые и сильные стороны, вносят необходимые предложения и рекомендации по ее совершенствованию.     Все перечисленные выше субъекты формирования правовой политики выступают также и субъектами ее осуществления. Иначе и быть не может, ибо здесь деятельность самих разработчиков и исполнителей совпадает, представляя собой единое целое. Она неразделима ни во времени, ни в пространстве, ни по кругу лиц, ни по существу. Но главным проводником правовой политики, ее организатором и координатором является все же государство с его мощным управленческим аппаратом и властными функциями. Большая роль в этом деле должна принадлежать, в частности, Министерству юстиции.

 

 

1.3 Принципы и методы проведения правовой политики

Можно выделить следующие стержневые принципы правовой политики:

  · социальная обусловленность;

· научная обоснованность;

· устойчивость и предсказуемость;

· легитимность, демократический характер;

· гуманность и нравственные начала;

· справедливость;

· гласность;

· сочетание интересов личности и государства;

· приоритетность прав человека;

· соответствие международным стандартам.

Разумеется, все эти принципы тесно взаимосвязаны.  Методами проведения правовой политики являются убеждение и принуждение в различных их формах, проявлениях и сочетаниях. Оба эти метода охватывают широкий арсенал средств воздействия на сознание и поведение людей: воспитание, наказание, ответственность (позитивная и негативная), санкции (поощрительные и отрицательные), превенция, юридическое просвещение, внедрение правовой культуры, повышение правосознания и т.д. Формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование и применение) представляют собой по своей сути и формы осуществления правовой политики.         Правовая политика всегда обслуживала и обслуживает, прежде всего, интересы государства, а через государство - интересы общества, граждан. И укрепление государственности, к чему стремится сегодня новое руководство страны, предполагает в первую очередь упрочение ее правовых основ. В противном случае она обречена на слабость и недееспособность. Попытки проводить ту или иную политику без правового обеспечения, как правило, терпят провал и из-за неполноты нормативно-правовой базы, скрепляющей правовой воли, выраженной в юридических нормах.      В то же время, правовая политика может быть эффективной лишь в том случае, если она опирается на твердую, легитимную, авторитетную власть. Собственно, власть и право всегда шли рядом, поддерживая друг друга в достижении общих целей и тесно взаимодействуя между собой.    Известно, что власть, не ограниченная правом, опасна; право, не обеспеченное властью, бессильно. Эти два начала должны синхронно корреспондировать друг другу.            Самое нежелательное для правовой политики - слабая власть, не способная поддержать право, подкрепить его императивы. Ведь право и вся правовая система нуждаются в защите. И в этом смысле можно говорить не только о государственной, но и правовой безопасности. Правовые ценности, как и всякие иные, не могут оставаться вне охранительной деятельности структур власти.          Правовая политика не существует и не может реально существовать в сугубо рафинированном, дистиллированном виде, без всяких посторонних "примесей", поскольку служит способом аккумуляции и проводником самых разнообразных взглядов, потребностей, интересов (экономических, социальных, культурных) и, следовательно, несет на себе их печать. Она - средоточие различных сфер человеческой деятельности, синтезирует их в юридических нормах и институтах, оказывая, в свою очередь, на них необходимое стабилизирующее влияние.  Отсюда выражения - "экономические законы", "социальное законодательство", "налоговое право" и т.д. Иначе говоря, правовая политика тесно взаимосвязана со всеми иными видами политики. Тем не менее, перед нами все же самостоятельное явление со своей спецификой, целями, задачами, отличительными чертами.   Содержание правовой политики обширно и богато, включает в себя множество компонентов: это и стратегия законодательства, и принципы правового регулирования, и конституционное строительство, и судебно-правовая реформа, и защита прав человека, и совершенствование избирательного права, основ федерализма, государственности, и упрочение законности, правопорядка, дисциплины и многое другое. Среди разновидностей правовой политики обычно выделяют законодательную, уголовную, исправительную, судебную, следственную, надзорную, правоохранительную и др.         Надо заметить, что в принципе любая разумная политика должна быть правовой - в том смысле, что призвана соответствовать законам, юридическим нормам, неизменно находиться в правовом поле, отвечать международным стандартам, идеям прав человека. В противном случае она рано или поздно превращается в произвол, насилие, антигуманные акции..  Правовая политика - это политика, основанная на праве. Одновременно само право во все времена использовалось в качестве важного инструмента политики, средства властвования, управления. При этом им нередко и злоупотребляли, ставили на службу эгоистическим интересам.   Идеи права и законности при определенных обстоятельствах могут быть использованы властью отнюдь не для благих целей. Практика последнего времени подтверждает данную истину: жестокая война в Чечне в 1994 - 1995 гг. ради "конституционного порядка"; кровавые события осени 1993 г. во имя торжества "неписаного права", понимаемого как некий свод общих (абстрактных) принципов справедливости в трактовке самих инициаторов этих действий.            В академическом плане различение права и закона безобидно, тем более что эти понятия действительно не совпадают. Но на практике их излишнее отдаление друг от друга, разрыв, возвеличивание одного и умаление другого неизбежно порождают негативные последствия. Все рассуждения, связанные с противопоставлением закона "писаному праву", естественному праву, свободе, справедливости, ведут лишь к дестабилизации обстановки.            Аргументы в пользу более высокой миссии права по сравнению с законом в какой-то мере дискредитировали себя. Допущенный перекос необходимо исправлять, так как дальнейшее развенчание законов становится все более и более опасной тенденцией. Сегодня важно не принижение законов, не умаление их как якобы второстепенных и необязательных, а настойчивое формирование представлений о них как выразителях и носителях подлинно правовых идей и ценностей, хотя несовершенные или неудачные законы, разумеется, могут быть. Это особенно актуально в контексте лозунга о "диктатуре закона".       Нужно не противопоставление естественных прав человека и законов, а их органическое соединение и взаимодействие. «Опасность такого противопоставления как раз состоит в том, что игнорировать закон под флагом «истинного права" будут все те, кому мешают правопорядок и законность, демократия и гуманизм»        Пути и механизмы снятия любых конфликтов, даже самых острых, должны быть правовыми, а не силовыми. Это единственно возможная и продуктивная в наше время правовая политика. Альтернативы ей нет. Жизнь показала - "демократическая целесообразность" ничуть не лучше всякой иной, а действия вне правового поля рискованны, как и действия на минном поле.  Попытки утвердить демократию вне права, законности и нормативного порядка недопустимы и порочны в своей основе, ибо это означало бы рецидив необольшевизма или даже просто большевизма. Между тем правовая политика современной России оказалась во многом преемницей старых методов - упование на силу, секретность актов, прямо затрагивающих интересы и права граждан, кулуарное решение важнейших проблем, отсутствие контроля за правящей номенклатурой, возврат к привилегиям, массовые нарушения прав человека, выходы на неконституционное поле деятельности, волевые рефлексы.      Противопоставление законности и целесообразности - застарелая болезнь советской, а затем российской власти. Если нужно, находятся оправдания внеправовым формам реагирования на ситуацию, лукавым доводам и аргументам. Очень часто политическая сторона вопроса не совпадает с правовой и тогда предпочтение безоговорочно отдается первой, а не второй.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Соотношение права и политики

Конечно, право не может быть абсолютно свободным от политики, поскольку между ними, как отмечалось выше, существуют генетические взаимосвязи. Многие законодательные акты имеют не только юридическое, но и очевидное политическое содержание. А такой из них, как Конституция, прямо закрепляет основы государственной политики. Конституция есть не только юридический, но и важнейший политический документ. Да и все правовые нормы, исходящие от государства или им санкционируемые, являются, в конечном счете, проводниками его воли.  Поэтому было бы неправильно в угоду новомодным веяниям "отлучать" право от политики. Это другая крайность, в которую не следует впадать, преодолевая старые грехи этатизма. В конечном счете "аполитичность" права - это миф. Право - одно из самых политизированных явлений. На каждом шагу подтверждается мысль о том, что закон есть мера политическая, есть политика.     Вопрос о соотношении политики и права непростой. В его трактовке допускались и допускаются разного рода "уклоны", перекосы, конъюнктура. В частности, на протяжении десятилетий право рассматривалось у нас главным образом в утилитарно-прагматическом, "прикладном" ключе - как атрибут, инструмент, орудие, рычаг власти, способ юридического оформления партийно-политических решений, а не как самостоятельная общегуманитарная социальная и культурная ценность. Незыблемым был тезис о примате политики над правом, власти над законом. Культивировались идеи отмирания права.     Общественным сознанием усваивалась мысль о второстепенной и нерешающей роли права. Главное - это экономика, политика, идеология, партийные лозунги, а не какие-то там правовые ценности, юридические начала, законность. Право чаще всего воспринималось как приказ "начальства", указания политических вождей, предписания сверху. И в редких случаях - как нормы, способные эффективно защитить гражданина от произвола, как институт, стоящий на страже личности, ее чести, достоинства, безопасности. Тем более, право не мыслилось в качестве силы, способной ограничить, "связать", "обуздать" саму власть; идеи правового государства тогда не признавались.           Однако следует признать, что и сегодня политические соображения нередко берут верх над законом и законностью, а правовой нигилизм не только не преодолен, но принял угрожающие масштабы и не без оснований квалифицируется как беспредел. Формально провозглашены идеи правового государства, верховенства закона, приоритета прав человека; отвергнут принцип доминирующей роли политики и идеологии, но на деле до торжества права еще далеко.          Ощущается острый дефицит юридической культуры, низкий уровень правосознания. По-прежнему в большей степени политика влияет на право, чем право на политику. Между тем в идеале они призваны естественно, гармонично взаимодействовать, а не противостоять друг другу. Политика должна быть правовой, а право - способствовать проведению разумной государственной политики.          Право призвано играть роль эффективного стабилизатора политической жизни, выражать и защищать справедливость, служить преградой на пути волюнтаристских поползновений лидеров и чиновников всех рангов. Необходимо отрешиться от внеправового мышления, научиться уважать право, закон, порядок. Никакие лукавые аргументы в пользу обратного не должны вводить общество в заблуждение. На данный феномен справедливо обращают внимание современные философы, политологи, юристы.            Цель права - "установить совместную жизнь людей таким образом, чтобы на столкновение, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил" .

 

 

2 Правовая жизнь

Правовая жизнь  — совокупность многообразных видов и форм деятельности и поведения людей, их коллективов в сфере действия права, направленных на обеспечение условий и средств существования, реализации частных и публичных, индивидуальных и групповых интересов, утверждения соответствующих им ценностей. Правовая жизнь характеризует рассматриваемые в единстве предметные формы бытия человека и общества, их отношение к праву, использованию правовых средств для осуществления индивидами и их объединениями своих интересов и потребностей. Правовая жизнь обусловлена феноменом действующего права и в этом смысле представляет собой мир упорядоченных (предусмотренных) нормами права реалий (действий, поступков, отношений). Правовая жизнь как явление «богаче, насыщеннее» права. Жизнь вообще не укладывается в системы правил, даже не достаточно жестких; к тому же правила имеют свойство конкретизироваться (ветвиться) в соответствии с новыми требованиями и обстоятельствами действия и искажаться в зависимости от способа истолкования и социальной потребности людей действовать так, а не иначе. «Так возникает феномен ненормативности, сосуществующий рядом с нормой, но реализующий себя как вызов, нарушение, то, что происходит против установленного и принятого правила» (А. И. Демидов). Действительно, правовая жизнь рождает новые правовые идеи, модели поведения, не укладывающиеся в существующие юридические нормативы, но отвечающих прогрессивным потребностями социального развития и таким образом требующие своего признания, легализации средствами права. Эффективное законодательствование как раз и основывается на своевременном познании (обнаружении) таких моделей, эталонов поведения и деятельности участников правового общения, уточняя в соответствии с ними действующие нормы, приводя их в соответствии с реальной жизнью, жизненными отношениями.

Правовую жизнь можно рассматривать как сферу осуществления права, его потенциала, творческой роли или, образно говоря, жизнь права, его бытия. Это одновременно и совокупность многообразных форм правовой активности участников регулируемых правом отношений. В правовой сфере субъекты представлены в различном качестве: истцов и ответчиков, наследодателей и наследников, адвокатов и прокуроров, судей и экспертов, свидетелей и обвиняемых, избирателей и депутатов, законопослушных граждан и правонарушителей, кредиторов и должников и т.д. Одновременно правовая жизнь включает своим содержанием область действия т.н. «теневого права» и различного рода правовые аномалии. Правовая патология в этом смысле также часть правовой жизни, ее ингредиент.   Как однопорядковое понятиям общественной, экономической, культурной, духовной, религиозной жизни, понятие правовой жизни используется для обобщенной оценки правовой обстановки в конкретно-исторических условиях, деятельности и правового поведения социальных групп, слоев и отдельной личности. Правовая жизнь позволяет оценивать условия, в которых она существует и детерминирующие ее условия: тип правовой системы, состояние законодательства, уровень правовой культуры и правовой активности, правовой менталитет общества и его отдельных общностей, режим законности и правопорядка, в целом правовую атмосферу общества, правовые ожидания и реальное поведение людей в правовой сфере, характер действия права, отношение власти к праву, и др. Можно сказать, что правовая жизнь отображает особенности и уровень правовой действительности, отношение субъектов к праву, правовым учреждениям и меру удовлетворения ими средствами права своих интересов.    В то же время правовая жизнь как научное понятие не сливается с другим сопредельным понятием — «правовая действительность». Поэтому, строго говоря, правовую жизнь нельзя оценивать как «все формы юридического бытия». Правовая жизнь отражает особенности правовой действительности, или бытия права, в той части, которая характеризует жизнь права, а точнее, правовую активность взаимодействующих в социальном пространстве субъектов права. Вполне закономерно, что категория «правовая жизнь» получила обоснование в трудах ученых, занимающихся проблемами действия права (действие права и есть в равном значении жизнь, бытие права). Введение данной категории в научный оборот как раз и связано было с необходимостью оценить движение права с точки зрения социального субстрата — личности, человеческих коллективов. Именно в этой плоскости и следует, очевидно, оценивать значение феномена правовой жизни. Правовая жизнь — это не метафора, плод воображения исследователя, а социально-правовая категория, являющаяся предметной областью социологии права, которая «развертывает» свою сущность в ряду таких понятий как «правовое развитие», «социально-правовая среда» (среда действия права), «правовая активность», «действие права», «правовой прогресс» и др.          Правовая жизнь изменчива и динамична, под влиянием сложной системы факторов (собственно юридического и метаюридического характера) изменяется ее тонус.        Как составная часть общественной жизни, правовая жизнь непосредственно вовлечена в решение общественных задач и ее организация подчинена их реализации. Правовая жизнь может рассматриваться как на уровне общества, так и отдельных его общностей и даже отдельной личности; она дифференцируется по пространственному принципу (правовая жизнь государства, отдельных его территорий), временному (правовая жизнь современного общества и прошедших правовых эпох); по уровню правового развития общества (правовая жизнь правового общества и неправового, с тоталитарным наследием) и др.

 

Заключение

Правовая политика - это комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права, особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур.   Будучи осознанной, консолидированной, эта политика воплощается прежде всего в законах, Конституциях, кодексах, других основополагающих нормативно-правовых актах, направлена на охрану и защиту данного социального строя, развитие и совершенствование общественных отношений. Правовая политика - мощное средство преобразования общества. Важнейшее свойство правовой политики - ее государственно-волевой характер, властно-императивное содержание. Правовая политика всегда обслуживала и обслуживает, прежде всего, интересы государства, а через государство - интересы общества, граждан      Правовая жизнь характеризует рассматриваемые в единстве предметные формы бытия человека и общества, их отношение к праву, использованию правовых средств для осуществления индивидами и их объединениями своих интересов и потребностей. Правовая жизнь обусловлена феноменом действующего права и в этом смысле представляет собой мир упорядоченных нормами права.       Действительно, правовая жизнь рождает новые правовые идеи, модели поведения, не укладывающиеся в существующие юридические нормативы, но отвечающих прогрессивным потребностями социального развития и таким образом требующие своего признания, легализации средствами права.

 

 

 

 

Список литературы

 

1) Демидов А.И. Правовая  политика: от России уголовной  к России безопасной // Правовая  политика и правовая жизнь. 2000. N 1. С.43 - 51.

2) Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Дело, 2011.

3) Рассолов М.М., Малахов В.П., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права. – М.: Юнити-Дана, 2010

4) Иконникова Г.И. Философия права. – М.: Юрайт, 2010

5) Зенин И.А. Гражданское право. – М.: Юрайт, 2010

6) Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – М.: Юрайт, 2011

7) Лейст О.Э. Сущность права. – М.: Зерцало-М, 2011

 

 

 

 


Информация о работе Теоретические основы правовой жизни