Теоретические основы правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: специфика феномена правовое государство в общецивилизационном смысле и в процессе формирования правовой государственности в России.
Исходя из цели и учитывая специфику предмета исследования, задачи исследования определены следующим образом:
- раскрыть понятие правового государства
- изучить концепции и предпосылки возникновения правового государства
- рассмотреть характерные черты правового государства и проблемы его формирования в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1.Теоретические основы правового государства……………………………
1.1 Понятие правового государства………………………………………...
1.2 Концепции и предпосылки возникновения правового государства… 2.Пути формирования правового государства………………………………
1.2 Характерные черты правового государства…………………………...
2.2Проблемы формирования правового государства в Российской Федерации………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КП.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

5. Взаимная ответственность  государства и личности - это тоже  способ ограничения политической власти. Еще И. Кант сформулировал данную идею: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.1

        В условиях правового государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности

         Этот способ ограничения политической власти выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем власти и личностью как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.1

     Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: а) ответственность правительства перед представительными органами; б) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.; в) импичмент и др.2

       Таким образом, отношения между  государством и личностью должны  осуществляться на основе взаимной  ответственности.Названные способы  и средства ограничения государственной власти могут рассматриваться в виде самостоятельных принципов, так или иначе развивающих и конкретизирующих второй основной принцип - последовательное связывание с помощью права государственной власти.

        Кроме двух основных можно  выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это - высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и т.п.

           Идея правового государства есть  идея взаимоуправления гражданского  общества и государства, предполагающая  разрушение монополии государства  на власть с одновременным  изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

         При всем многообразии принципов  правового государства два из  них все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо  рассматривать во взаимосвязи,  ибо оба они выражают две стороны сущности правового государства. Если анализировать первую (социальную, показывающую привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второй (формально-юридической, олицетворяющей собой средства достижения названных идеалов), то неясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение - не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит полноценно ни одной из своих функций. И тогда гражданское общество от этого ничего не выиграет, а, наоборот, только проиграет.1

        В условиях правового государства право (как формальная система) может выступать в ряде случаев и как тормозящий фактор (препятствие, помеха) социально ценным действиям государства, не позволяющий подчас оперативно достигать определенных позитивных целей даже весьма благовидными средствами. Например, разделяя власть и создавая многочисленные ограничения для нее, мы тем самым объективно связываем ее активность, инициативу, маневренность, "замешанных" в том числе и на благих намерениях, на общественных интересах, предполагаем трудные поиски согласия, принятие компромиссных решений. Другими словами, в сеть правовых ограничений попадают не только "плохие поступки" государства, но и "хорошие".1

          Идея правового государства в  некотором роде носит универсальный характер в том смысле, что она практически присуща политической и правовой идеологии цивилизаций всех народов, участвующих в мировом историческом процессе.

     Итак, принципами правового государства,  отличающими его от государства  неправового, являются:

- наиболее полное  обеспечение прав и свобод  человека и гражданина;

- наиболее последовательное  связывание с помощью права  политической власти, формирование  для государственных структур  режима правового ограничения;

- разделение  властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- федерализм;

- верховенство  закона;

- взаимная ответственность  государства и личности;

- высокий уровень  правосознания и правовой культуры  в обществе;

- наличие гражданского  общества и осуществление контроля  с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.2

          Таким образом, правовое государство  – это организация политической  власти, создающая условия для  наиболее полного обеспечения  прав и свобод человека и  гражданина, а также для наиболее  последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Правовое государство - является демократическим государством, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

 

1.2 Концепции и предпосылки  возникновения правового государства

        Термин «правовое государство» сформировался и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в.  В России эта концепция широко была распространена в XIX – начале  XX вв.

Термин правовое государство состоит  из 2-х частей:

Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

    Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

Всякое государство связано  с правом. Без издания законов  государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.Правовое государство не нашло полной реализации ни в древности, ни в средние века, ни в новейшее время.

Идея о возможности построения правового государства  возникла во времена античности. Философ Платон различал 2 типа государственного устройства: в первом надо всем возвышать правителей, а во втором – законы. И нужно стремиться к  этому.1

    Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену  демократии, опьяненной "свободой  в неразбавленном виде, когда  чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие". Только там, заключал Платон, "где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги".1

        Аналогичные  идеи, заложившие основу теории  правового государства, развивались  и в работах Аристотеля, являвшегося  учеником Платона. Выражая свое  отношение к государственной  власти, праву и закону,           Аристотель постоянно проводил мысль о том, что "не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Там, где отсутствует "власть закона", делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем".

     С идеями  передовых мыслителей Древней  Греции о праве, свободе, человеческом  достоинстве и гуманизме перекликаются  гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких как "О государстве", "О законах", "Об обязанностях".

        Государство, пояснял Цицерон,  с точки зрения его соотношения  с правом есть не что иное, как "общий правопорядок". В  основу права он неизменно  вкладывал присущие человеческой  природе разум и справедливость. Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-либо и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием "истинного закона", Цицерон рассматривал его как "разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им..."1

    Важным в  плане формирования идей, заложивших  первые камни и составивших  впоследствии (в видоизмененном, приспособленном  к изменившейся действительности  виде) основу теории правового  государства, явился сформулированный  Цицероном правовой принцип, согласно которому "под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане". Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы "кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами". Им выдвигались призывы к человеколюбию, "законосообразности", к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам.2

 Подобные человеколюбивые,  гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но в Древней Индии и Китае. В Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю проводилась мысль о том, что "в государстве должен царить порядок", основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а "управление страной должно соответствовать спокойствию", быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо "страна управляется справедливостью"1

         Эти данные и перекликающиеся  с ними мысли и воззрения  наивно было бы включать напрямую  в их первозданном виде в  систему принципов и идей, формирующих  современную концепцию правового государства. Это тем более невозможно, что им не всегда доставало строгой логичности, определенности и последовательности.

   Несмотря на  своеобразные суждения и умозаключения,  древняя гуманистическая мысль,  государственно-правовые взгляды  и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства. Разумеется, до полного завершения процесса создания данной концепции правового государства было еще очень далеко. Предстояло пройти огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Очень много было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих, особенно XVIII - XX вв.

   Философские основы  теории правового государства  создавались и развивались великим  немецким философом Иммануилом  Кантом, многократно указывавшим  на необходимость для государства  опираться на право, строго  согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности.2

     В основе  современных концепций правового  государства лежат идеи немецкого  философа Канта французского  просветителя и правоведа Монтескье и других европейских просветителей XVIII и XIX вв. (Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо). Они полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.1

Информация о работе Теоретические основы правового государства